10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
ЛЕСЯ УКРАИНКА
Образ Лукаша в «Лесной песне» Леси Украинки
Образ Лукаша в драме Леси Украинки реалистичный. И речь, и поведение, и внешний вид - все это типичные черты полесского парня, все это соответствовало полесской действительности. Однако Лукаш и не такой, как все. От природы он наделен поэтической душой, музыкальным дарованием. И это сразу почувствовала и оценила лесная царевна Мавка. Но, к сожалению, Лукаш не отмечается цельным характером, не сумел надолго сохранить свой поэтический порыв. Он имеет певучую душу, но не понимает, не умеет сохранить сокровища своей души. «А что оно такое?» - спрашивает он Мавку о те сокровища.
Драматизм образа Лукаша - в его раздвоенности, в его непонимании самого себя, в неосознанные настоящего счастья, цели жизни. Под влиянием обстоятельств увядает цвет его души, засасывает будничность. Он сам топчет дивоцвіти, которые расцвели весной. Раздвоенность натуры Лукаша отразилась и в его языке. Сначала, когда он был под влиянием поэтической души Нимфы, своей красотой его речь приближалась к языку Нимфы. Обращаясь к возлюбленной, он говорит: «Я вберу тебя, как королеву, в самоцветы!» С огрубением характера грубеет речь Лукаша: «Ах, дай покой! Не имею времени... Иметь все грызут за тебя!..» - отвечает он Мавке. Когда же она попросила Лукаша заиграть на свирели, он говорит: «Эт, не пора ли мне теперь играть». До Нимфы обращается еще и такими словами: «Теперь уже начнется нарекания». И девушка не упрекает любимому, ни в чем не обвиняет его, не жалеет, что полюбила именно такого, потому что «другого она бы не полюбила». Мавка только грустит, что Лукаш «не может своей жизнью к себе равняться».
За измену Лукаш тяжело карается - Леший превратил его в оборотня. Мавка спасает любимого, и к тому приходят прозрения и раскаяния. Но слишком поздно. Он не может вернуть утраченной возлюбленной.
От образа Лукаша неотделима фигура его Судьбы. Это потерянная Судьба, которая когда-то сопровождала счастье юноши. Словно мрак по роще, блуждает потерянная Судьба, ища тропы до прошлых дней. Но тропы замело снегом, остался только горький, волнующий память. Образ Судьбы чрезвычайно драматичный, он вызывает особый грусть, сожаление по утраченному большим счастьем, которое никогда уже не вернется.
|
|