Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Декаданс (фр. decadence - упадок) - обобщенное название кризисных явлений в литературе, искусстве, культуре. Д. как конкретно-исторический факт предстал во второй половине XIX ст., в частности во Франции, где впервые был употреблен этот термин для обозначения новых художественных тенденций, которые отрицали позитивістські доктрины в искусстве, иллюзорный академизм, жестокие міметичні нормативы в творческой практике и т.п., трактуются как проявление "предвечернюю суток", когда действительность, втиснена в абсолютизированные схемы рационализма, теряла свой смысл. Поэтому художники призывались к преодолению кризисной ситуации, к созданию новых эстетических и этических ценностей, которые вытекали бы из основ тогдашней, еще довольно молодой "философии жизни", которая реабилитировала не просто иррациональные принципы и критерий единства мира. В этом аспекте представители Д. были близки к символистов. Однако тщетно было бы искать чистого Д., гораздо продуктивнее-видеть его элементы в творчестве конкретного писателя (эстетизация безобразного в Ш.Бодлера, эстетизм в О.Уайльда, подчеркнутый индивидуализм в А.стриндберга, аморализм в М.Арцибашева или В.винниченко и др.). Наложение смыслового значения Д. на артистизм привело к недоразумению между И. Франком и В.Щуратом, который в статье "Литературные портреты. Иван Франко" отметил высокий эстетический уровень сборника "Увядшие листья", но поэт, воспитанный на принципах позитивизма, воспринял такую оценку как обвинение в Д. В то же время следует осторожно выводить философские источники Д. с "философии жизни", как, к примеру, из теории Ф.ницше, который в своем отрицании закостенелой официальной морали и здеградованого христианства апеллировал к сильного, здорового человека, рассматривал свое учение как протест против общего упадка культуры и человечества. К сожалению, Д., руководствуясь такими же установками, невольно сам озаботился болезненными симптомами "конца века", что не могло не сказаться на творчестве самих художников.