Творческие работы наших посетителей
Автор: Роксолана
Человек и природа в произведениях Ольги Кобылянской
Ольга Кобылянская является тем писателем, в произведениях которого поражает все: и люди, и природа, и картины пожинания, изображены широко, ярко, с любовью. В каждом произведении этой писательницы чувствуется безграничная любовь и привязанность к тем героям, которые в них изображены чаще всего в отношениях с природой как ее дети или в конфликте, в противостоянии с ней.
Когда М. Коцюбинский прочитал повесть "Земля" О. Кобылянской, он написал автору:" Я просто очарован Вашей повести; все: и природа, и люди, и психология, все это обнаруживает такую свежесть и силу таланта, который от сердца, спасибо Вам за пережитые эмоции, я радовался за нашу литературу". Действительно, в повести "Земля" О. Кобылянская проявила себя и как мастер психологического портрета, и как умелый художник, который способен отразить настроения персонажей через природу, и как наблюдательный художник, от глаз которого не укрылись перипетии, зв"яне на противостоянии одного героя с другим.
О. Кобылянская представляла себе человека как ребенка природы, как ее неотъемлемое целое. В письмах к профессору с. смаль-Стоцкого "О себе самой" она писала:" Я любила народ и люблю его до сегодняшней волны, и смотрю на него теми же глазами, что на древесину, цвет и всю живущую часть природы". Таким сыном природы представляет писательница одного из своих героев "Земли" Михаила, обрисовывая его приход в город на службу в армии:" С приходом в город зашла в Михаиле изменение Погоня и чрезмерный толпа, спешка и необычная подвижность и машинальність города вдохновили смертельной бледность, обессилили его душу, привыкшую к покоя и ритма, родственную с природой". Но Михаил видит не просто какую-то внешнюю красоту в природе. Он любил труд среди природы, на земле, труде, которая не только была мрачным и неутомимым бременем, но одновременно была и поэзией, которую творил хлебороб. Ольга Кобылянская подчеркивает, что Михаил "Смеясь выходил из дома и смеясь возвращался назад" "Женящийся волы,- кричит он отцу, - а я буду идти за плугом. Я это так люблю делать..." И -"языков играючи разрывал серебряный лемех черную землю".
Полной противоположностью Михаилу является его брат Сава. он еще с детства "был ленивый и упрямый, твердый, словно камень, во рту имел каждую волну полно злых слов, что доказывали родственников к роздразнення". Савва черствый, недобрый не только к своей семье, но и к природе он так же относится. Ему, например, нравилось стрелять птиц, а когда в поле где-то увидел зайца, то оставлял работу и гнался за ним, потому что должен был убить того. "Со стрельбой ходил бы день и ночь по лесу, и по полю",- пишет О. Кобылянская. Правда, Савва может работать и круг земли и ему не чуждо чувство земледельца, но все же он не так любит землю, как Михаил, которого он убивает просто потому, что боится потерять земл как материальное богатство. Следовательно, отношения человека и природы, то, как человек относится к природе, как она ее чувствует, помогают автору глубже раскрыть характеры персонажей и более понятным сделать для читателя те главные конфликты, разворачивающиеся в произведении.
У новеля "Битва" природа в центре произведения. Здесь писательница ставит проблему защиты родной природы, воссоздавая картины варварского уничтожения буковинского леса жадными промышленниками. Впервые в украинской литературе главным персонажем становится природа, "зеленая Буковина". В начале новеллы автор представляет чрезвычайно привлекательные описания буковинской природы, они вызывают восхищение, восторг у читателя. Гармония природы нарушается прибытием локомотива, который привез людей, что будут рубить вековые ели. Будто приговор звучат слова одного из прибывших, который определяет дерева, чтобы больше "срубить". После этого в природе будто нарастает протест, ибо с небольшого дождя встает, наконец, буря, гром, молнии, которые раскалывают самые старые ели. Ощущение трагедии, которая надвигается, о. кобылянская подчеркивает изображением картины дождя, который падает "громко и хлипаючи".
То, что потом происходит в лесу писательница называет битвой и изображает ее как бы через восприятие самих деревьев, которые должны быть срублены. Тех, кто придет в лес с топорами, они воспринимают, как врагов, а вся природа словно оживает, становится к бою за свое существование. Так, зеленый мох усипається под ногами нападникв, и они, скользя по нему, падают. Из-под корней деревьев выползают змеи и кусают "героев", непрохіною стеной становятся на пути убийц кусты дикой рожи, к ним присоединяются молодые елки не дают прохода пауки со своей паутиной, покой который нарушен, на пути становятся пирамиды муравейников. Но все зря, потому что человек-чудовище оказывается сильнее. Срубленные деревья лежат, как побитые люди. Автор называет их "трупами", и все же они продолжают бороться, потому что когда их скочували с гор вниз, они відбирая.
|
|