Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы





1838 - 1918)

Иван Семенович Левицкий (литературные псевдонимы - И. Нечуй-Левицкий, И. Нечуй т.д) родился 25 ноября 1838р. в г. Стеблевые Киевской губ. Каневского уезда (ныне - Черкасская обл., Корсунь-Шевченковский район). С детства интересовался обычаями и бытом крестьян, познавал сокровища украинского фольклора и поэзии Шевченко, что впоследствии ярко отразилось в его творчестве. Учился Нечуй-Левицкий в Богуславском училище (1848 - 1852), затем в Киевской семинарии (1853 - 1859) и Киевской духовной академии (1861 - 1865). Перед ним открывалась духовная карьера, но юный магистр богословия решительно от нее отказался и, порывая с семейными традициями, преподавал русский язык, литературу, историю, географию, логику в Полтавской семинарии (1865 - 1866), гимназиях Калиша, Седлеця (1866 - 1873), Кишинева (1873 - 1884). 1885 год писатель вышел в отставку, поселился в Киеве и, ведя довольно замкнутый жизнь, полностью отдался литературной работе. Вступив на литературную ниву в 60-е гг. XIX ст., Нечуй-Левицкий сразу привлек к себе внимание читателей и критики. Уже первые его произведения - "Две московки" (1868) и "Рыбак Панас Круть" (1868), повесть "Прицепа" (1869) - отличались новизной характеров, яркостью красок. После первых шагов писателя, свидетельствовали о появлении сильного, молодого таланта на поприще украинской прозы, выходят из печати его новые, развернутые полотна. В 70-е гг. художник создает классические произведения из народной жизни: "нельзя бабе Параске вдержатись на селе" (1874), "Благословите бабе Палажці скоропостижно умереть" (1875), "Николай Джеря" (1878), "Кайдашева семья" (1879), "Бурлачка" (1880). В последующие годы, хотя творческий пульс писателя несколько слабеет, он создает ряд интересных, выдающихся произведений ("Старые бездельники", 1897; "Чертовское искушение", 1885; "Не тот стал", 1896; "Сельский старшина пирует", напечатано 1911г.). Отдельно стоит сказка "Обиженные и нескривджені" (1892), где писатель в фантастических образах показывает противоречия между народом и самодержавием. Богатые наблюдения быта, морали и обычаев духовенства нашли полнокровное воплощение в большой повести Нечуя-Левицкого "Старосветские батюшки и матушки" (1884р. напечатана в "Киевской старине" в русском переводе, в 1888г. - в журнале "Заря" на языке оригинала). Если в "Старосветских батечках..." юмор и сатира сочетаются с легкой грустью, то в последующих повестях и рассказах - "Афонский проходимец" (1890), "Между врагами" (1893), "Киевские просители" (1901, напечатанная 1905г.) - на первый план в рисунках характеров выступает авторский сарказм. Взгляд писателя неоднократно обращается к образованным кругам, к украинской интеллигенции. Разнообразные типы людей этой общественной группы, их идейные стремления, споры возникают в романах "Облака" (1874) и "Над Черным морем" (1890), а также в произведениях других прозаических жанров ("Сумасбродка", "Неодинаковыми тропами", "Гастроли", "На гастролях в Микитянах", "Удивительный похороны"). Не только современность, но и страницы украинской истории нашли отражение в произведениях Нечуй-Левицкого, относящихся к разным жанрам: сказка "Запорожцы" (1873), повести и научно-популярные очерки ("Гетман Иван Выговский", "Первые киевские князья", "Татары и Литва на Украине", "Уния и Петро Могила", "Украинский гетман Богдан Хмельницкий и казачество" и др.). Среди исторических художественных произведений писателя первое место занимает роман "Князь Иеремия Вишневецкий" (1897, впервые напечатано 1932г.). Образы прошлого Украины Нечуй-Левицкий воспроизводил и в драматических произведениях ("Маруся Богуславка", 1875; "В дыму и пламени", 1911). Писатель активно интересовался развитием украинского искусства: театра, музыки, живописи ("Из Кишинева", 1884; "В концерте", 1887; "Мария Заньковецкая, украинская артистка", 1893, и др.). Кроме упомянутых исторических драм перу Нечуя-Левицкого принадлежат комедии из мещанского быта ("На Кожемяках", 1875; "Голодном и опята мясо", 1887), которые содержат интересные характеристики типов мещан, торговцев, мелких чиновников, их обычаев, морали и психологии. Наиболее удачной является первая пьеса, которая в переработке. Старицкого под названием "За двумя зайцами" приобрела большую сценічності и до сих пор живет в украинском театре. В творческом наследии писателя есть также литературно-критические и литературно-публицистические статьи. В известной статье "Настоящее литературное следования" (1878 - 1884) содержатся интересные размышления о специфике художественного творчества и роль устной поэтической традиции в литературе. В труде "Украинство на литературных позвах с Московщиной" (1891) Нечуй-Левицкий достаточно определенно выражает националистические взгляды на историю и культуру Украины. Нечуєві-Левицкому принадлежит несколько статей и рецензий о украинскую литературу. Они посвящены поэзии Шевченко ("Сорок пятую годовщину смерти Шевченко", "Кто такой Шевченко"), повести Д. Яворницкого "Где люди, там и беда", дают широкий обзор творчества классиков и современных украинских поэтов и прозаиков от Шевченко к А. Крымского, В. Самойленко и Б. Гринченко ("Украинская поэзия"). Немалый интерес имеет большая статья "Украинская декаденщина" (напечатано впервые 1968г.). В годы империалистической войны. Нечуй-Левицкий жил одиноким, голодным жизнью. В начале 1918г. в условиях кайзеровской оккупации Киева писатель тяжело заболел, впоследствии попал к Дегтяревской богадельни (дом для престарелых), где и кончил жизнь 2 апреля 1918г.