Цель: ознакомить учащихся с творчеством В. Стуса, раскрыть им глубину и неповторимость лирики поэта, научить понимать философскую поэзию и привить любовь к ней; помочь осознать значение творчества В. Стуса для украинской литературы.
Тип урока: лекция с элементами анализа поэтических произведений.
Оборудование: портрет В. Стуса, сборник стихов, эпиграф. Ход урока
I. Организационная часть.
II. Сообщение темы, цели урока.
Эпиграфом урока пусть будут слова В. Стуса:
"...Жил, любил и не набрался скверны, ненависти, проклятия, раскаяние."
III. Восприятие и осознание нового материала.
Поскольку поэзия В. Стуса чрезвычайно сложна и не всегда посильная для анализа учащимися, то учитель делает обзор поэтического творчества сам.
Материал для лекции.
В конце 50-х годов прошлого века готовилась к выходу сборник "Зимние деревья". В. Стус написал предисловие - "Двое слов читателю". Зачитаем отрывки из нее и обсудим самые интересные воспоминания. Стуса, которые касаются его творчества.
Писать Василий начал рано, в первых стихах за пределы детских впечатлений и юношеского любовь не выходил.
Годы юности - это годы надежд и поисков, мечтаний о счастливом будущем - счастливая, а почему бы ему не быть счастливым?
Нам есть где идти - на волне, на земле -
Пути - словно горизонте - далекие и прозрачные.
...Пусть юность догорит -
мы отданы жизни, и нам воздастся в языке!
Такими оптимистичными видятся будущие жизненные дороги в стихотворении "Не одлюби свою тревогу раннюю" (1958).
И зрелость - и поэтическая, и гражданская, и просто человеческая - приходит к Василию быстро. Уже армейские стихи (1959-1961), хотя их немного, и поэзии лет преподавания в Горловке (1961-1963) свидетельствуют глубину художественного осмысления жизни, плодотворные поиски в области художественной формы. Читаем поэзии "Когда я один-одинешенек", "Я знаю", "Вокруг Земли моей кружились мечты", "Сто лет как умерла Сич".
(Обращаем внимание на художественные средства в этих стихах.)
Среди ровесников, поэтов-шестидесятников В. Стус выделялся органическим слиянием в поэзии интеллектуального напряжения, сложности світовідтворення с истинно национальным, достигало глубин народной эстетики, морали, мировоззрения. Поэзия Стуса тех лет несет в себе приметы времени. Поэт понимает, что
Проходит время моих детских верь
И я себя с тем временем проминаю,
И уже не віднайдусь.
("Проходит время моих детских верь").
В ряде стихотворений В. Стус размышляет над сущностью человеческого существования, над поисками путей в жизни и борьбе за всечеловеческую правду ("Молодой Гете", "Убежать бы от себя прочь куда глаза глядят", "Не могу я без улыбки Ивана").
Эти стихи можно зачитать на уроке. В. Стус готовил к печати сборника "Круговорот" и "Зимние деревья". Но они так и не увидели света.
Стихи из этих сборников - это медитативные размышления о том, как живет и как должен жить человек, о неугасимую любовь к Украине. В стихах цикла "Костомаров в Саратове" и других стихотворениях звучит предчувствие грядущей борьбы, рабства, трагических путей, не только приведут к смерти, но и закалят душу шевченковским закалкой и несокрушимостью, осветят их сиянием:
Что тебя проклинать, моя недоле?
Не клена. Не клял. Не прокленами.
Пусть жизнь - одно стернисте поле,
но перейти - не забуду.
Дотяну до края. Пусть руками.
Пусть на локтях, ползком - зря,
душу пусть обшмугляю о камень -
все равно милішої нет
за эту утраченную и ленивую,
за равнодушную, постылую,
землю эту, которой только и значу
и какой барвиться слеза.
("Сумеречные сумерки опалы").
Энергия чувства и вера в свою правоту, которые звучат в этом стихотворении, придают ему высокого звучания настоящей поэзии. Здесь также слышится та требовательная любовь к родной земле, которая не прощает ей грехов, ошибок, требует быть золотом высшей пробы, чистой, большой, поэтому и рисует - пусть и вскользь - ее образ штрихами-эпитетами "ленивая", "безразличная", "постылая". Но сам он живет ею, этой "осоружною", за которую "милішої нет", только в любви к ней и слышится человеком.
Мотив обреченности, трагической судьбы, мотив одиночества часто звучит в лагерных стихах В. Стуса - ведь, собственно, вся его поэзия после 1972 года была лагерной, невільницькою. Кроме двух первых сборников, которые не увидели света, могла бы быть еще сборник "Веселое кладбище" (1970) - и она повторила судьбу двух первых. Сборник "Палимпсесты" (1972-1979) состоит из лагерных стихов.
Объясняем ученикам значение слова "палимпсест". Это - древние пергаменты, из которых зітерто старый текст и по нему написан новый, но старые письмена кое все-таки проступают.
Среди жанров этого сборника преобладают лирические образки, размышления, исповеди, обращения, которые составляют картину письменной бытия, напряженного, нуртуючого глубокими мыслями и пылкими эмоциями.
Рассмотрим поэзию "Как хорошо то, что смерти не боюсь". Это стихотворение в некоторой степени можно считать программным для поэта, в нем сконцентрировано его жизненное кредо.
Чтение стихотворения учениками.
Слово учителя.
Из скупых, сдержанных строк возникает образ мужественного человека, патриота, борца, который верит в свою правоту и ее грядущую победу.
Стихотворение воспринимается как своеобразный монолог, как последнее слово несправедливо осужденного героя, обращенное к неправедных судей. Со спокойствием, достоинством, уверенно, без малейшего намека на раскаяние звучат первые строки произведения.
Как хорошо то, что смерти не боюсь
и не спрашиваю, тяжелый мой крест,
Что перед вами, судці, не клонюся
в предвкушении недовідомих верст...
Библейский образ креста подтверждает справедливость дела, за которое боролся герой, - из-за ассоциации с образом Иисуса Христа, который сам нес свой тяжкий крест, на котором его распяли.
Моральную силу выстоять, не склониться герою дает убежденность в том, что правда - за ним, что он жил так, как надо, как достойный человек:
...жил, любил и не набрался скверны,
ненависти, проклятия, раскаяние.
Жизнь была полна добра, любви, деяний ради Украины, ее народа. Объясняем значение слова "скверна" (что-нибудь мерзкое, порочное, то, что вызывает отвращение). Все это "нечисто" не зацепило поэта, хоть и боролся он с ним (здесь лирического героя можно отождествить с самим поэтом) всю жизнь, за что и попал в плен.
В. Стус, находясь в неволе, верит, что, пусть и после смерти, вернется к своему народу. Сквозь холодные снега и через годы неволи поэт обращается к нему:
Народ мой, к тебе я еще верну,
Как в смерти обернусь к жизни
своим страждущим и незлым лицом.
Как сын, тебе низко уклонюсь
и честно взгляну в твои честные глаза,
и в смерти с родным краем поріднюсь.
Лирический герой - сам Стус - знал, что путь ему судился трагический, предчувствовал свою гибель и был готов к ней. Более того - он сам сознательно выбрал себе трагическую судьбу, молил Бога,
Чтобы был я всегда такой,
каким меня мать родила
и благословила в миры.
И хорошо, что не сумела
меня от беды уберечь.
("Господи, гнева пречистого ...").
Поэтому неслучайно образ матери творит поэтическое кольцо - начинается стихотворение словами о том, что герой не боится смерти. И в концовке тоже - дважды - автор повторяет: к народу вернется только тогда, когда "в смерти обернется к жизни - и тогда "в смерти с родным краем" породнится. Вспомним с прошлого урока, что В. Стус вернулся в Украину лишь после смерти. А Украиной он жил и бредил, потому что любовь - смысл жизни поэта.
Лагерная жизнь, унылые северные пейзажи - во всем Василию Стусу виделась Украина.
Познакомим учащихся с небольшим пейзажным стихотворением "На колимськім морозе калина".
Чтение стихотворения учителем.
Комментарий учителя.
Родной поэту цвет на чужой земле зацвел рыжими слезами. Едва ли не впервые цвет калины сравнивается со слезами, да еще и рыжими, - припалений огнем цвет красной калины вызывает ассоциации с кровавыми слезами (руда-кровь - постоянный эпитет в народных песнях и думах). И сразу - как вспышка боли - резкий контраст:
Необъятная осонцена денек,
и собором звонким Украина
написалась на стенах тюрьмы.
Даже на тюремных стенах стужілий за Украиной поэт видит ее в образе звонкого собора - здесь по ассоциации вспоминается "Собор" О. Гончара, словно переносит его в воспоминаниях на праздник в родной земле - когда и колокола, и солнце, и радости. И снова возникает лихой контраст, картина колымских снегов:
Безмолвие, безлюдье вокруг, только солнце, и пространство, и снег,
и та какими ветрами занесенная калина...
Обратим внимание, как мастерски, лишь перечнем: безмолвие, солнце, снег, пространство - создает В. Стус точную картину северного безлюдья. Какой психологически красноречивым является метафора:
и катилось шаров-покотьолом
мое сердце в медвежий берлогу.
Завершается этот пейзажный рисунок философским образом, подтекст которого станет понятным лишь в контексте всего творчества и жизни. Стуса:
и сошлись концы и начала
на этой чужой земле.
Есть в наследии поэта еще один впечатляющий воспоминание-пейзаж - поле, синее, как лен.
Чтение учеником стихотворения "В этом поле, синем, как лен".
Комментарий учителя.
А что же это за синее поле? Это - просто какой-то сказочный образ родной земли, поле, синее, как лен, как голубое украинское небо, как ее синие озера и леса...
И вот чудится поэту на этом поле, где он один, сто теней, сто черных теней, символ опасности, угрозы - они довжаться, растут, навстречу идут.
Страх закрадывается в душу лирического героя. Закрадывается сомнение, мысль: а может прибегнуть к бегству? Тропинку собственную, будто проволока, свернут? И это лишь минутное сомнение. Пусть в этом поле, синем, как лен", "против тебя - сто против тебя" - пусть запрет, борьба, проклятия. Из глубины естества человека вырываются твердые, уверенные слова:
Нет. Выстоять. Выстоять. Ни -
стоять. Только здесь. В этом поле,
словно лен. И собственной неволе,
познать здесь, на родной чужбине.
Мотивами любви, тоски и печали по ней проникнуты другие поэзии В. Стуса: "За мной Киев тянется в снах", "Сосна из ночи вытекала, как мачта", "так близок ты, край мой". В этих стихах тема Украины раскрывается через душу поэта, разные ее грани, в них звучат вечные темы о сущности человеческого в человеке.
В. Стус был патриотом в самом высоком, найблагороднішому смысле этого слова. За свою любовь поэт заплатил жизнью. Но любить родной край не значит только восхищаться его красотой, воспевать ее. Настоящая любовь заключается в том, чтобы видеть и темные стороны в жизни народа, даже его грехи, стараться, чтобы Родина становилась чище. Настоящие поэты не проходят мрачных страниц нашей истории (Т. Шевченко, И. Франко, П. Кулиш, Александр Олесь, В. Сосюра, В. Си-моненко).
В поэзии "По летописи Самовидца". Стус тоже осмысливает черные страницы нашей истории, описывая ужасные времена междоусобиц в Украине, когда братья проливали родную кровь, продавали близких в плен, поднимали руку даже на мать.
Чтение поэзии "По летописи Самовидца".
Комментарий учителя.
Уже с первых строк вырисовывается страшная апокалиптическая картина братоубийственной борьбы, которой ужасаются не только люди, но и природа, солнце, сам Бог.
Украденное солнце зизить схарапудженим глазом,
языков конь шалый, что слышит под сердцем нож.
За тучей облака. За дымом пожаров - высоко
сияет на пустошь усмерть сполотніле божья. Солнце - символ жизни, света, радости - и то "украденное": оно испуганное тем, что делают люди, "зизить схарапудженим глазом". Ужас от увиденного на земле передается чисто стусівським сравнением: "как конь шалый, что слышит под сердцем нож."
Попутно заметим, что образ коня любимый в народном творчестве. В. Стус обращается к этому образу в момент наивысшего эмоционального напряжения произведения, воплощая в нем, как и в песне или в драме, добрые начала верности, незрадливості. В. Стус чувство ужаса перед руиной, которую переживает украинская земля, подчеркивает пронзительным сравнением - солнце смотрит на землю, словно конь, что слышит под сердцем нож.
Обратим внимание, что Бог в стихах В. Стуса - это символ человеческой совести, веры в добро и справедливость. Можно попутно вспомнить стихи "Весь обшир мой - четыре на четыре", "Приблизь меня, Боже, и в смерть угорни."
Поэт обращается к Богу и в то время, когда ему невыносимо тяжело, когда он ищет в нем опоры, любви к человеку, к родной земле.
И образ солнца, и коня, что слышит под сердцем нож, и уязвленного Бога, и материнские проклятия, выжженная земля, запружены трупом человеческим реки, и разные люди, проданные в рабство, - все это взывает к тебе, кричит: опомнитесь! Придите в себя! Что вы делаете, люди? Забудьте зло и ненависть, вы же братья! Это так актуально и сейчас, в начале нового тысячелетия.
В. Стус, прибегая к далекому историческому прошлому Украины, к одной из ее самых черных и трагических страниц, через годы обращается к современникам, призывает сделать надлежащие выводы, чтобы не повторялись страшные картины, которые пережила Украина в семнадцатом и двадцатом веках.
Его жизнь и борьба, мысли, чувства и помыслы, каждый образ и каждое стихотворение не только связан с Украиной, ее судьбой, прошлым, настоящим и будущим, но и полон ею.
М. Ильницкий справедливо утверждает, что "... Стус отрывался воображением от поделенного на квадраты мира и погружался в космос, который очерчивается понятием Украина". Это космос его души, альфа и омега его чувств, его "дорога судьбы, дорога боли." Украина выступает в его стихах не как географическое понятие или вообще внешний объект, - она существует в нем самом как психологическая данность, каждый раз выныривая в душе то гроздью калины, апокрифічним пером летописца Нестора, космической музыкой ручья.
Теперь можно понять, почему В. Стус тяготеет к такому жанру лирики, как стихотворение-медитация, философское размышление над сущностью человеческой жизни, его высшей цели, над вечными проблемами добра и зла и борьбой между ними. Жанр лирической медитации обусловлен присущей Стусу особенностью поэтического дарования - счастливого сочетания эмоциональной силы лирических переживаний с глубоким интеллектуализмом, философским осмыслением конкретных реалий жизни.
Национальные образы - Украина, Днепр, дуб, руина, Тясьмин, молитва, предковічний, душа, голуби - наряду с архаизмами, міфологізмами творят неповторимый лексический мир. Вообще В. Стус отличается неповторимым индивидуальным стилем, самобытностью, необычностью философско-интеллектуальных струй, усложненностью образотворчества, метафоризацією мысли. М. Ильницкий вполне справедливо замечает, что способность преподнести конкретное наблюдение до уровня глобальной метафоры символа - характерная черта поэтики В. Стуса. Язык его стихов определяется богатством, оригинальностью, смелым обращением с устоявшимися нормами. Поэт часто прибегает к словообразования, неологизмов, деформирует слова, но с таким чувством такта, меры, что повторы помогают глубже раскрыть замысел поэта.
Вот несколько неологизмов из его стихов: "наверх", "наниз", "нажит-тя", "наскін". Префикс на - словно предоставляет "динамики" обычным словам верх, низ, жизнь, скин. Подобными являются слова: "додосвідки", "надсмеркан-ния", "поранок", "безоко", "безсердо", "витерп", "паніготь".
Новаторские подходы В. Стуса к живописи, ориентация на психологизм, обращение к подсознательному, философская глубина и интеллектуализм поэзии выводят ее на просторы вершинных мировых достижений.
В. Стус известен как талантливый переводчик произведений выдающихся мастеров художественного слова, близких ему по образной сути, направленностью и глубиной мысли. Это - Гете, Рильке, Лорка, Цветаева.
При этом он остается глубоко национальным поэтом. Он сумел почувствовать и отразить мир своего народа, нации в сложных исторических перепадах прошлого и современности, увидеть те изменения, которые произошли со времен Шевченко. Неслучайно сейчас о украинскую литературу говорят - от Шевченко до Стуса.
Произведения его переведены на английском, немецком, русском, других языках мира.
IV. Закрепление изученного о творчестве В. Стуса.
Вопросы для учащихся.
1. Какие реальные события В жизни. Стуса нашли отражение в его творчестве?
2. Как в известных стихах вам раскрываются патриотизм, любовь поэта к Украине?
3. Как через отдельные изобразительные средства и детали вырисовывается образ Украины?
4. Что вы можете сказать о индивидуальный стиль поэта?
5. Как вы понимаете такие слова художника?
Мы еще вернемся,
обязательно вернемся,
хотя бы - ногами вперед,
но: не мертвые,
но: не побежденные,
но: бессмертные.
V. Домашнее задание.
Подготовить рассказ о В. Стуса как необыкновенную фигура в украинской литературе. Анализировать творчество поэта. Самостоятельно проработать поэзии: "Не одлюби свою тревогу раннюю", "Весенний вечер. Молодые туманы", "Последнее письмо Довженко", "О земле втрачена, явись", "Яровой, душе. Яровой, а не рыдай", "На Колыме запахло чабрецом...", "Верни меня, памяти моя", одно из стихотворений (по выбору) выучить наизусть.
Оценка:
Подпись учителя:
|
|