Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Николай Костомаров




(1817 - 1885)

Костомаров Николай Иванович [псевдонимы и криптонимы - Иеремия Галка, Иван Богучаров, Николай Н., Равви, Н. К., Н. К-ва и др.] - украинский и русский историк, общественно-политический и культурный деятель, писатель, публицист, критик, этнограф и фольклорист, член-корреспондент Петербургской АН с 1876г. Родился 4(16) мая 1817р. в слободе Юрасовці, теперь Ольховатського г-ну Вороніжської области в семье русского помещика, мать - украинка из крепостных. Окончил 1837р. историко-филологический ф-т Харьковского университета. Под влиянием украинских фольклорных сборников увлекся собиранием и изучением народной поэзии, 1844г. защитил магистерскую диссертацию «Об историческом значении русской народной поэзии». По окончании университета некоторое время служил юнкером в уланском полку, затем преподавал историю в гимназиях Харькова, Ровно, Киева, в частности 1845р. - в. учитель Первой киевской гимназии, с 1846г. - адъюнкт-профессор кафедры русской истории Киевского университета. В 1845 - 46 гг. вместе с М. Гулаком и В. Белозерским основал Кирилло-Мефодиевское братство, где принимал активное участие в составлении программных документов - «Книг бытия украинского народа», «Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия», воззваний «братьев-украинцев», «братьев-россиян», «братьев-поляков»; автор записки об объединении славянских народов. Весной 1847г. Костомарова арестованы. После годового заключения в каземате «Третьего отдела», а затем в Петропавловской крепости его отправляют в Саратов. Здесь он служил (1848 - 1857) в Статистическом комитете; в 1848 - 1850 гг. был переводчиком при губернском управлении, редактором неофициальной части «Саратовских губернских ведомостей», близко сошелся с М. Чернышевскому, О Пипіним, Д. Мордовцем. 1856г. Костомарова амнистированы. С 1858р. жил в Петербурге. В 1859 - 1862 гг. - экстраординарный профессор кафедры русской истории Петербургского университета. Устраивал литературные «вторники», куда сходились земляки-украинцы (П. Кулиш, О. Стороженко, В Горленко и др.). Поддерживал тесные связи с Г. Добролюбовым, В. Стасовым, М. Ге, А. Бодянским; сотрудничал в журналах «Современник», «Вестник Европы» (один из его основателей), «Отечественные записки», «Русское слово», «Русская старина», «Киевская старина» и др. Выступил со статьей «Украина» в журнале «Колокол». Принимал деятельное участие в создании журнала «Основа», в выработке его национально-культурной программы. В начале 1862р. оставляет работу в университете и сосредотачивается на научной работе. Был членом-редактором Киевской археографической комиссии; под его редакцией в 1863 - 1884 гг. издано 12 томов «Актов Южной и Западной России» по истории Украины и Белоруссии 14-17 вв. Показывая близость исторической судьбы и культурной жизни украинского и русского народов в ст. «Две русские народности» (1861), Костомаров различал определяющие черты национального характера украинцев и россиян. Автор трудов по истории: «Начало Руси» (1860), «Мысли о федеративном начале в древней Руси» (1861), «Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада» (1864), «Вече и вечевое устройство в древней Руси» (1864) и др. Написал «Русскую историю в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (т. 1-7, 1873 - 88). Труды по истории Украины посвящены в основном периоду 15-17 вв.: «Иван Свирговский, украинский гетман XVI века» (1855), «Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России» (1857), «Черты народной южнорусской истории» (1861), «Южная Русь в конце XVII века» (1867), «Руина» (1879 - 80), «Мазепа» (1882) и др. Научные исследования Костомарова получили широкое признание, он был избран почетным членом Югослов'янської академии наук и искусств, сербского ученого общества «Друшество» и др. Исторические труды ученого отличаются образностью изложения. В историю украинской литературы Костомаров вошел как писатель-романтик: стихотворные сборники «Украинские балладе» (1839), «Ветка» (1840), исторические пьесы. Поэзия Костомарова характеризуется широкой проблематикой и разнообразием жанровых форм: стихи-баллады, в основу которых положены народные верования, легенды и исторические предания («Тропы», «Посланник», «Мана», «Брат с сестрой», «Ласточка», «Явор, тополь и береза» и др.); реминисценции на исторические темы (стихотворения «Воспоминание», «Могила» и др.), стихи-песни романсового характера, стилизации народной лирической песни («Тропы», «Поцелуй», «Рожа», «Горлица», «Голубка», «Ночной разговор», «Улица», «Кукушка»), личностно-психологическая лирика с ее ропотом на жизнь, тоской за недостижимым счастьем, молодостью («Тоска», «Девушка», «Сон», «Ой шел казак...», «Звезда», «Зари» и др.). Гражданская лирика Костомарова проникнута мотивами борьбы с тиранией, поэтизацией казацкой славы Украины («Древность», «Дети славы, дети славы!», «Спокойной ночи»). Произведения на исторические темы нередко в форме аллюзий спроектированы на проблемы современности («Юпитер светлый плывет по зеленым водам киммерийским», «Певец Митусе» и др.). Костомаров одним из первых в украинской поэзии ввел гекзаметр (стихотворение «Эллада») и элегический дистих (стихотворение «Ночной разговор»), п'ятистопний ямб. Особенностями его стихотворения является богатство ритмики, отсутствие регулярной строфіки, дежурство коломийкового стихотворения с говірним стихом. Для гражданской лирики характерны ораторско-публицистические интонации, риторические средства. Костомаров - автор исторических трагедий «Савва Чалый» (1838) и «Переяславская ночь» (1841), которые отличаются новизной проблематики. Романтические драмы «Кремуций Корд» (1849), «Эллины Тавриды» (1883), «Украинские сцены из 1649 года» (незакін.) обозначены тираноборчими мотивам. Костомаров известен как прозаик: повесть «Сорок лет» (1840, перераб., доп. и издана 1902г. Л. Толстому), «Сказка про девку-семилетку» (1840; опубл. 1860), литературные сказки «Торба» и «Охота» (обе - 1843), повесть из времен восстания С. Разина «Сын» (1865), историческая хроника из времен Ивана Грозного «Кудеяр» (1875), повести «Холуй» (1878), «Черниговка» (1881) - из украинской жизни 17-18 вв. По смерти Костомарова 1886г. вышла в Петербурге сборник его прозаических произведений «Рассказы И. Богучарова (Николая Костомарова)». М. И. Костомаров перевел часть «Краледворського рукописи», отдельные произведения Дж. Байрона, В. Шекспира (песня Дездемоны из трагедии «Отелло»), чешского («Ягода», «Рожа») и польской («Панич и девушка») народной поэзии. Костомаров - один из первых украинских литературных критиков. Из его исторических и общественных взглядов вытекает понимание народной поэзии как воплощение национального духа, а также индивидуального творчества как продолжение фольклорного процесса на новом уровне (ст. «Об историческом значении русской народной поэзии», 1843; рецензия на «Кобзарь» Т. Шевченко, 1860). С деятельностью Костомарова связано появление в Украине культурно-исторической школы в литературоведении. Ст. «Обзор сочинений, писанных на малороссийском языке» (1843) является по существу первой профессиональной критической работой в украинском литературоведении. Костомаров уделял внимание проблеме самобытности украинской литературы, ее народности, выяснению идейно-эстетических функций комического в литературе на примере творчества И. Котляревского и Г. Гоголя («Обзор сочинений, писанных на малороссийском языке»; рецензия на русский перевод «Народных рассказов» Марка Вовчка, 1859; «Воспоминание о двух малярах», 1861; «Слово о Сковороде по поводу рецензии на его сочинения в „Русском слове"», 1861; «Малороссийская литература», 1871, и др.). Костомаров знал Т. Шевченко с 1846г. В рецензии на «Кобзарь» (1860), «Воспоминании о двух малярах» (1861), книге «Поэзия славян. Сборник лучших поэтических произведений славянских народов в переводах русских писателей» (1871) и «Споминках о Шевченко» в пражском издании «Кобзаря» (т. 2, 1876) оценивал творчество Т. Шевченко как всенародный сокровище. В многочисленных публицистических статьях («Ответ на выходки газеты „Czas" и журнала „Revue Contemporaine"»; «Правда полякам о Руси: по поводу статьи в „Revue Contemporaine"», «Правда москвичам о Руси», все - 1861; «Мысли южно-русса», 1862; «О преподавании на народном языке в Южной Руси», 1863, и др.), направленных против реакционной политики российских и польских шовинистических кругов, Костомаров отстаивал историческое право украинского языка на самобытное развитие. Но в период запрета украинского печатного слова в 70 - 80-е гг. и обвинений Костомарова в «украинофильстве» и «сепаратизме» он присоединяется к слов'янофільської концепции «литературы для домашнего обихода». Этим он «возможно упрощал и сужал украинскую проблему, - писал М. Грушевский, - стараясь пропихнуть ее через правительственное ухо» (Научно-публицистические и политические писания Костомарова. К., 1928, с. XVIII). Умер Николай Костомаров 7(19) апреля 1885 года в Петербурге. 150-летию со дня рождения М. И. Костомарова по решению ЮНЕСКО широко отмечено во всем мире.