Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Михаил Семенко




(31 декабря 1892 - 23 октября 1937)

Создатель и бессменный лидер украинского футуризма от его начала (1913) до полицейского уничтожения Москвой (1934). Родился 31 декабря 1892 года в селе Кибинцы Миргородского уезда на Полтавщине. Учился в реальной школе и три года в Петербургском психоневрологическом институте. Первая мировая война прервала образование; 1914 году он уехал в Америку, но застрял в Владивостоке, прожив в нем и его окрестностях три года. 1916 - 1922 был членом коммунистической партии; вышел из партии, оставшись беспартийным. Как только началась революция, Сенька сразу возвращается в Киев, где становится упорным, энергичным вожаком «футуристической революции» в украинской литературе. Писать начал рано; первое печатное произведение его появился в журнале Украинская хата. В 1913 уже вышел первый сборник его стихов Прелюдия, а в 1914 - две следующие его книги Дерзания и Кверофутуризм. В этих сборниках он раз и навсегда родится и оформляется футуристом, что взялся разрушить дотеперішню линию развития украинской лирики и искусства, вводя вместо традиционных сельских - урбанистические мотивы, вместо мечтательной личной лирики - громкую манифестацию нервной души, что демонстрирует себя громко и публично в шуме каварень и улиц, отбрасывая мелос и размеренный такт и оперируя диссонансами и верлибром, сводя в сферу поэтического всю прозу щоденности. Положение «белой вороны» не угнетает его, наоборот, придает ему больше зухвалости и желание эпатировать всех и вся. В условиях революционного Киева Семенко с шумом и реклямою организует футуристический движение в литературе и искусстве. Проявлениями его являются: два числа Универсального журнала (Киев, 1918); Флямінго с участием первостепенное современного художника Анатолия Петрицкого (1919); Альманах трех за подписью О. Слисаренко, Г. Любченко, М. Семенко (Киев, 1920); одно-единственное число Катафалк искусства. Ежедневный журнал панфутуристов-деструкторов (Киев, 1922), равно число Семафор в будущее. Аппарат панфутуристів (Киев, 1922); Октябрьский сборник панфутуристів (Киев, из-во «Гольфштром», 1923); Гольфштром. Сборник И. Літсектор АСКК (Харьков, ДВУ, 1925), который был органом Семенкової организации «Асоціяція Коммунистической Культуры»; Встреча на перекрестной станции. Разговор трех (Киев, из-во «Бумеранг», 1927). Однако наибольшим организационным и периодическим произведением Семенко была группа и месячный журнал Новая генерация (Харьков, 1927 - 1931) - хорошо исправленное и искусно оформляемый в західньомодерністичному стиле, с интересными формальными исканиями в поэзии и прозе (репортаж), но и с огромной дозой этажного прожектерства, безвартісного жонглирование деструкцией и претенсією на гегемонию в литературе как создателя «ленинизма в культуре». Переход к претенсій политических в духе официальной идеологии знаменовал художественную неудачу Семенкового футуризма, который при большей независимости от Москвы украинской культуры и быстрых темпах положительного современного развития Украины мог бы был відограти куда большую и действительно модернізаторську роль. Раздраженный тем, что эта историческая роль пришлась фактически таким группам, как ВАПЛИТЕ, неоклясики или группа «Звено», - Семенко направил свою энергию на политическую дискредитацию тех групп в глазах Москвы. Од Семенко уходят такие выдающиеся писатели, как Слисаренко, Бажан, а фактически и Олекса Влызько - все они переходят к ВАПЛИТЕ или, как Влызько, печатаются в ее органах. Сам Семенко падает жертвой (одной из самых интересных в истории литературы) мистификации Эдварда Стрихи (Костя Буревия), который сумел годами печатать в Семенковій Новой Генерации дерзкие и убийственные пародии на Семенко и футуризм. Семенко как поэт был не в меру плодовит. С 1918 по 1931 год он выпустил одна за другой круг двадцати книг, в том числе и два итоговые издания: Кобзарь (полный сборник поэтических произведений в одном томе, 1910 - 1922), Киев, из-во «Гольфштром», 1924, 654 с. и Полное собрание сочинений ( в трех томах), Харьков, 1930 - 1931. Плуг Семенкової поэтического творчества, не взяв солидно соответствующей своим силам глубины, пошел скакать во всех направлениях литературного поля, доконуючи раз нужно срывание веками злежалої целины, а другим вместе перепахивая совершеннейшее культивируемые новые посевы. Если бы была возможность собрать всю его поэтическое творчество, то из нее можно бы одсіяти книжку стихов свежей мысли и чувства, привлекательных образцов современной урбанистической лирики, новых звуковых асоціювань, строфічних новостроек, обновленной метафоры. По европеизации украинской поэзии, за влияние на талантливую молодежь, за незнищимий в нем дух свободной богемы, наконец, за попытку дать свою собственную интерпретацию «ленинизма в культуре» - Семенко при всей своей верности режиму на всех его заворотах был уничтожен тем режимом. После расстрела Алексея Влизько московским выездным судом в декабре 1934 года вскоре был арестован и Семенко. Все связанные с его именем издания были изъяты из обихода, а сам неугомонный предводитель украинского футуризма еще в зените своей жизни исчез навсегда на Соловецком «острове смерти». Юрий ЛАВРИНЕНКО Украинское слово. - Т. 2. - К., 1994.