Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы





(1878 - 1944)

Сложный жизненный путь выпал на долю Александра Олеся (настоящая фамилия - Кандыба). Родился он в с. Лед (Белополье) на Сумщине, окончил Харьковский ветеринарный институт, работал в Харькове и Киеве (1909 - 1919). В 1907г. в Петербурге вышла первая книга Олеся - "С печалью радость обнялась", что принесла славу молодому поэту. В последующие годы появляются новые сборники - "Поэзии. Книга II" (1909), "Стихотворения. Книга III" (1911), "Драматические этюды. Книга IV" (1914), "Поэзии. Книга V" (1917). Не имея четких политических ориентиров, Олесь после Великой Октябрьской социалистической революции оказывается за границей (1919). Эмиграция стала трагедией жизни Олеся. Настроения подавленности, скуки и одиночества наполняют первую "заграничную" сборник стихов Олеся - "Чужбиной" (Вена, 1919). "В изгнании дни текут, как слезы..." - такими словами начинается один из первых стихов книги. Вскоре, в 1921г., получается "Перезва" - сборник гостросатиричних стихотворных произведений, разоблачающих жизнь, быт и политические принципы эмигрантской общины. Сборник (появилась в свет только первая часть ее) поэт издал под псевдонимом. Заправилы эмигрантских кругов воспрепятствовали публикации новых стихов такого характера. Чувства человека, лишенного родного дома, углубляются. В одном из стихотворений поэт представляет себя мертвым, но похороненным в родном краю, но судьба изгнанника хуже, чем судьба мертвеца. Однако поэт так и не смог на окончательные выводы или решения. Остро-эмоционально воспринимая удары судьбы, он готов видеть в них необъяснимое наваждение, проклятие. В последние десятилетия жизни Олесь устраняется от какого-либо участия в мероприятиях, осуществляемых украинской эмиграцией, ослабляется активность его поэтического творчества, он занимается преимущественно инсценировкой народных сказок, написанием либретто для детских опер. Умер писатель в Праге 1944г. Творческое наследие Олеся довольно большая если учесть, что большую часть ее составляет поэзия - девять книг (обращался Олесь и к драматическому жанру, создав ряд драматических поэм и этюдов). В украинскую литературу Олесь входит как поэт, что расширил тематический, стилевой, грандиозный диапазоны лирики, поднес виражальну силу украинского художественного слова. Не будучи "модернистом" ни по организационной принадлежности, ни по сути, Олесь внес новаторские моменты в развитие украинской поэзии. Не прибегая к каким-либо манифестов, деклараций, он своим творчеством отметил эстетической ценности поэтического произведения, решительно возразил абстрактную декламаційність, хоть бы какими задачами она надышалась. В общем не новая на поэтические идеи, стихотворные приемы и даже оскорбления (взятые номенклатурное, сами по себе), поэзия Олеся уже с выходом первого сборника завоевала приверженность знатоков литературы и массового интеллигентного читателя. В ней были представлены непосредственность и искренность поэтического высказывания, глубокий внутренний драматизм чувства, богатство меняющихся оттенков настроения. Жизнь природы, любви, перипетии общественной борьбы - основная тематика первой сборки, что надолго определила и тематику творческого наследия поэта. Чрезвычайно уязвимо, діткливе "я" лирического героя Олеся одинаково чутко резонирует на малейшие перепады в отношениях с любимым, на изменения в настроениях масс, на движение в растительном и животном мире, атмосфере. Универсальность сфер поэта чувства отражена иногда в пределах одного и того же произведения ("Целый день ты скучали в своей комнате", "Погасло солнце ласки и тепла" и др.). Легкий, почти невесомый переход от одного внешнего явления к другому, а от них - к состоянию собственной души присущ многим произведениям Олеся ("Снег в роще... но весной", "Две хмароньки плыли куда-то", "В мещанской одіжі и в родном венке", "Зима... и подснежник голубой!", "На высокие горы, на серебро снегов" и др.). Субъективное впечатление и восприятие положен и в основу его гражданской лирики. Поэт отразил народное - и в то же время собственно - пробуждение в годы революции ("Солнце на горизонте, утро встает", "Ты опять у меня окрилюєш мечты", "Я больше не плачу..."), воспел красный флаг борьбы ("Воля!? Воля?! Снится, может?", "1 Мая"). Однако в стихах Олеся не найти концептуального осмысления революционной борьбы: речь, конечно, идет не о декларативной выдвижения каких-либо стихотворных "программ" (такие поэтические формы органически чуждые Олеся), а о широкий политический кругозор. Он в поэзии Олеся отсутствует даже там, где речь заходит о конечной цели революции, о слово поэта в ней. Здесь много неподдельного пафоса, лирической выразительности, но не достаточно политической конкретности. В образной системе Олеся имеющиеся реликты народнической символики, отдельных народнических мотивов (в частности, из Надсона). Однако даже эти штампы невпізнанне трансформируются в тонком субъективном чувстве. Не подавая политической концепции, гражданская поэзия Олеся интересна как субъективный документ общественной борьбы эпохи. Очень уязвима, можно сказать, хрупкая душа лирического героя болезненно реагирует на все перипетии этой борьбы. Героя повергают в отчаяние временные поражения, расправы, репрессии ("Кто вы, кто вы с нагаями?..", "Над трупами", "Капитану Шмидту", "Крепко и сладко, упившись кровью..."), ему дорога малейшая надежда на победу ("Солнце на горизонте, утро встает", "Они - ободранные, розбуті"). Гражданские настроения и переживания поэта в самые разнообразные способы (метафорические ассоциации, аллегорические параллели, композиционные сопоставления в пределах произведения, цикла, подборки стихов) перекликаются с образами природы, сочетаются с коллизиями личной, внутренней жизни. В отличие от лирического героя П. Грабовского герой лирики Олеся не является непосредственным участником борьбы (кроме других качеств, ему не хватает твердости воли), но чрезвычайно сочувственно и заинтересованно ее отражает. В основе художественного мира Олеся, создаваемого интимной лирикой (да и лирикой гражданского характера), лежит неоромантические противопоставление действительного жизни, с одной стороны, и мечтаний и надежд героя - с другой. Неоромантичним является популярный в произведениях Олеся мотив досрочного ли впечатляюще-кратковременного буйства ("Астры", "Есть странные лилии, что утром родившись", "Есть такие цветы, которые никогда не цветут" и др.). Именно этот "единственный раз" цветения гармонично перенесено Олесем на любовную тематику: "Цветка любви расцветают единственный раз, единственный раз". Поэт сливает воедино контрастные понятия: говорится о боли, муки, кровь, раны, и все это становится еще более болезненным от того, что из них прорастает "нежность" и "сожаление", что все это осуществляется в поисках той "нежности", отсутствие которой сокрушенно переживается. В изображении любви Олесем нет резких, контрастных красок, идущих, как правило, от остроты самоосознания (лирика Франко, Леси Украинки, отчасти и Маковея), но за этим трактовка любви у него достаточно разнообразна: это и безнадежное любви, и внешними условиями вызвана недостижимость любви, и таинственная обреченность влюбленных не иметь друг друга, и наконец, радостно-тріумфуюче проникновение любви в сердце, что восполняет собой все существо и природу в целом. Природа в лирике Олеся выступает не просто внешним аналогом или фоном переживаний человека: поэту присущ своеобразный поэтический пантеизм - разлития чувств (и вообще личности) в жизни цветов, трав, солнечных лучей. Именно благодаря высокому степенные нероз'єднаності эмоций человека и природы последняя в поэта мало конкретизирована описательно (преобладают общие названия - птички, цветы - или же названия, что успели стать штампами-соловьи, жаворонки, орлы). Однако природа в поэзии Олеся живет очень выразительным жизнью. По всей недеталізованості описаний поэт тонко передает ее движения и настроения, отражение природы в него преимущественно музыкальное, с явно ощутимыми ритмами. Лучшими образцами пейзажной лирики Олеся есть ряд стихов из цикла "Ежегодно" (третья книга), где изображено летний круговорот природы. Привлекают внимание интонационные средства, которыми передано движение. Лирические произведения Олеся, музыкальные, часто "романсові" по форме, издавна привлекали внимание композиторов - М. Лысенко ("Смеются, плачут соловьи", "Астры", "Гроза прошла... вздохнули травы"), К. Стеценко ("Сосна"), Я. Степного ("Не берите с зеленого луга ивы"), С. Людкевича ("Тайна") и др. В драматических произведениях Олеся ("По дороге в Сказку", "Трагедия сердца", "Над Днепром", "Ночь на полонине" и др.) еще более отчетливо, чем в поэзии, проявилась неоромантична концепция. Юноша, герой драматического этюда "По дороге в Сказку", ведет толпу безвольных людей из темного леса в направлении солнечной страны. Он один способен определять дорогу по красных маках, что выросли из крови его предшественников. Раскрыв грудь, он проламывает путь толпе, но за несколько шагов до цели на мгновение падает духом, поддается сомнениям относительно верности направления - и этого достаточно, чтобы народ разочаровался в обожаемому герою и вернул обратно. Этот драматический этюд, как и другие, имеет сюжетно-образную общность с драматургией М. Метерлинка, Г. Гауптмана, Леси Украинки, Я. Райниса, с романтическими произведениями М. Горького. Известный Олесь и как талантливый переводчик ("Песня о Гайявату" Г. Лонгфелло, сказки В. Гауфа, лирические произведения поэтов многих стран). Творчество Олеся - выдающееся явление в украинской литературе первых двух десятилетий XX вв. М. Рыльский писал: "Нет никакого сомнения, что поэзия Александра Олеся сказалась сильными своими сторонами на развитии украинской литературы, так и украинской советской литературы. С грустью признавая его вольные и невольные вины, его ложные шаги, в которых сам он горько каялся, жалея, что такая сильная творческая индивидуальность не получила полного своего развития, мы должны, однако, сказать, что поэт Александр Олесь занимает определенное место в истории нашей культуры и что все лучшее из его наследия должно стать достоянием нашего советского читателя". АЛЕКСАНДР ОЛЕСЬ (1878 - 1944) Ольшанское кладбище в Праге. Здесь, на православном участке, - могила Александра Олеся. (Его настоящее имя и фамилия Александр Иванович Кандыба). Ранней весной 1988 года я поклонился его светлой памяти. Новый дубовый крест; проснулись прошлогодние и появились новые, посаженные несколько дней назад, цветы. Тишина и чистота, спокойствие и грусть. Рядом похоронены другие наши земляки, которых судьба забросила по революции до Праги. Не известны ни мне, ни всем нам доктор Николай Галаган, директор здешней украинской гимназии, профессор Иван Кобизський. А неподалеку - могилы русских писателей Евгения Чирикова, Василия Немировича-Данченко, Аркадия Аверченко, матери писателя Владимира Набокова - Елены Набоковой... Некоторые могилы ухожены, другие медленно исчезают в безвестности. Как и судьбы тех, кто в них нашел последний приют вдали от родной земли. Могила Александра Олеся не запущенная - в Праге живет его сын Олесь Кандыба, который занимается посмертной судьбой отца. Живут там и наши земляки - Зина Геник-Березовская и Богдан Зилинский, которые обязательно отведут вас на могилу прославленного поэта. Помнят и заботятся о поэтическом наследии нашего художника и чешские литературоведы Вацлав Жидлицкий, Вячеслав Сато, Илона Славина, приезжают из Братиславы исследователи его творчества Микулаш Неврлі и Михаил Молнар. Не обходим стороной и мы, советские украинцы, это место, когда приходится бывать в Чехословакии, ибо судьба наследия первостепенное украинского поэта нас беспокоит. Даже в трагические десятилетия сталинщины в народе не забывалась его творчество, хотя 27 лет - с 1930 по 1957 год - стихи Александра Олеся не печатались в нашей стране. Почему так произошло? Чем провинился мастер перед своим народом? Убежден: ничем он не провинился, народ его не наказывал осуждением, не обошел забвением. Пытался наказать поэта сталинизм, отлучая его творчество от истории украинской литературы, изымая из массовых библиотек его книги и запрещая их печать. Олесь провинился перед своим народом лишь тем, что не разделил с ним ужасы голода 1932 - 1933 годов, ужасов сталинского беззакония, ненавистной фашистской оккупации. И он себя жестоко и наказал. Наказал тем, что в 1919 году покинул родной край и оказался на чужбине. Чужбина - могила, чужбина - гроб, Душа на чужбине, как чайка печальная, - Летает и стонет в слезах без гнезда: Навек его смыла бурная вода. Так он писал в 1927 году, когда на Советской Украине его поэзии знали, как говорят, и старые, и малые. Ведь именно тогда переиздавались подготовленные Павлом Филиповичем "обеспечены" основательной его же предисловием "Избранные произведения". Переиздавались трижды - в 1925, 1929 и 1930 годах. Кроме того, Государственное издательство Украины дважды - в 1925 и 1929 годах - печатало его сборника стихов для детей младшего возраста. Составители различных репертуарных сборников, декламаторы буквально выхватывали поэзии Олеся, с неофітською одержимостью приспосабливая их к революционным праздникам путем замены и названий, и уточнения смыслового звучания. Стихи художника стали поистине народными благодаря мелодичности, четкой социальной ориентации и богатству народно образности. В течение 1917 - 1930 годов появилось в нашей стране 25 отдельных изданий, среди них и три книжки на русском языке. И это несмотря на то, что поэт выехал 1919 года якобы с дипломатическим заданием от буржуазно-демократического правительства Украинской Народной Республики (УНР). И ради истины надо сегодня напомнить: О. Олесь не был ни политическим деятелем буржуазно-демократических правительств, ни тем более дипломатом. Именно тогда, когда С. Петлюра начал прибирать власть к своим рукам, немало украинской интеллигенции под предлогом дипломатических миссий эмигрировало из страны. Уехал за границу и поэт. Его пугала неконтролируемая стихия революционных приливов и отливов, он считал, что не стоит произвольно экспериментировать над "живым народным организмом, обезкровленим войной и революцией", боялся, что дело может вернуться фатально, что надо внимательнее присматриваться к процессам, не спешить, что Украине грозит Антанта, а в этом запутанном лабиринте, которым является политика, мало кому удается правильно сориентироваться, тем более - вести за собой народные массы. Впоследствии он оказывается в Вене, где выпустил четыре номера юмористического журнала "Смех", в котором сатирически высмеял украинскую эмиграцию за ее претензии на народное представительство, на формирование в изгнании "украинских правительств", на организацию "проводов для борьбы за освобождение Украины" и т.д. С 1923 года Олесь живет в Чехословакии. Народную славу поэту создали и назавжи утвердили песни и поэтические скорби периода революции 1905 - 1907 годов и Февральской революции 1917 года. Художник сумел с большой экспрессивной напряжением "переплавить" народные переживания и надежды в болезненно-чувствительной душе и мощно, с искренней эмоциональной сповідальністю вылить это в поэтических образах, символических ассоциациях и музыкальных ритмах. Он пережил и светлые надежды родного народа на социальное и национальное освобождение, и трагические поражения первой русской революции, оплакал погибших и загорелся новым, зігрітим революционными загравами гневом против насилия и тирании. Мы не зложимо оружия... Сильны в нас и желание, и гнев, Мы получим землю и волю И загоїмо раны веков. в 1910 году Сергей Ефремов так оценивал его творчество: "Возмущение против насилия, гнева обиженных полно в стихах Олеся 1905 - 1907 гг., и в них он дает такие хорошие образцы гражданской, подлинно высокой поэзии, к которой после Шевченко никто еще так высоко не підіймавсь на Украине. Олесь еще раз наглядно показал, что гражданские мотивы ничуть не связывают крыльев и не мешают настоящему поэту, не підборкують его творческого вдохновения". А прошло всего пять лет с тех пор, как молодой поэт дебютировал в одесском альманахе "Костер" стихом "Холостяцкие лета - то бурный поток", и три года с того времени, как увидела свет первая (1907г.) сборник стихов "С печалью радость обнялась". Кто-то ударил без сожаления по сердце моем, - И забилось сердце в огне золотом... И посыпались искры ясны, И в звонкие обратились песни. Романтическое мировосприятие, щедро напоенный народнопоетичною образностью, музыкальным строем народной песни, динамично вызревало к вершинам безупречного словесной инструментовки. Читателей буквально завораживали и аллитерации по асонанси стихов Олеся, а его искреннее, виболене и собственной судьбой сострадание к голодным, ободранной и немым рабам в царской "тюрьме народов" вызвало сопереживание и доверие: Они - ободранные, розбуті, Слепые, голодные и немые, В кандалы, в прочную сталь закованы, В кровавых ранах и ярме, - Сегодня больше не рабы: Звучат лозунги борьбы! Поэт вселяет веру и уверенность в сознание этих клейменных рабов: Они - гроза, они - герои: Их гнев героями сделал. И верх за ними будет в бои - Сам бог впереди рабов!! Ты слышишь гром? Гремят рабы: "За нами спешка борьбы!!" Эти могучие, оптимистичные призывы прозвучали в 1906 году - в разгар первой русской революции. Поэтому можно понять художника, который так болезненно воспринял ее поражение. Александр Олесь свой талант посвятил этой революции - ее победно-величественной увертюре и ее трагическому финалу. На революцию работал поэт вдохновенно и самоотверженно, переводя на украинский язык "Варшав'янку", "Марсельезу", "Смело в ногу отправьтесь", "В неволе замученый народ", утверждая свой авторитет художника-гражданина и публицистическими статьями, фельетонами. Одна за другой появляются и книги его стихов. После упомянутой "С печалью радость обнялась", которая увидела свет в Петербурге в 1907 году, выходит книга II (также в Петербурге в 1909 году), остальные книг (их поэт также обозначал римскими цифрами - III, IV, V) печатаются в Киеве(1911, 1914, 1917 гг.). Была подготовлена к печати и книга VI. В январе 1919 года журнал "Книжник" сообщал: "Известный украинский поэт А. Олесь закончил и сдал в печать VI книгу своих стихов". Но эту сборку читатель не получил. Ни один известный литературный критик не обходил своим вниманием стихов поэта. Николай Зеров отмечал, что лирик наделен первостепенным талантом, который позволил ему так авторитетно представлять украинскую поэзию, как Владимиру Винниченко нашу прозу. О художнике писали Григорий Чупринка и Спиридон Черкасенко, Александр Дорошкевич и Агапий Шамрай, Борис Якубський и Владимир Коряк... Михаил Грушевский считал, что о Александра Олеся следует говорить как о "величайшего из ныне живущих поэтов на Украине". Александр Олесь - талант особой драматической напряженности и глубины. Достаточно вчитаться в его гневные инвективы, направленные против ненавистного царского режима, и вжиться в эмоционально бурные поэтические переживания новой - Февральской революции, чтобы убедиться, каким тонким инструментарием ощущение и воспроизведение общественных настроений он владел. Закономерно, что из-под его пера появилась и ряд драматических этюдов - "Злотна нить", "По дороге в сказку", "Над Днепром", "Трагедия сердца", "Ночь на полонине". Герои этих произведений синтезируют духовный потенциал, добытый из мифологии, из образного переосмысления могучих сил природы, порыв их создателя к идеалу, красоте, гармонии. Но как часто художник распинает себя на кресте сомнений и разочарований! Действительность постоянно вносила дисгармонию и в его личную жизнь, и в те вимріювані, исповедуемые идеалы, во имя обретения которых он творил и жил. Первые после ухода родины разочарования связанные с созерцанием эмигрантского быта и мизерного политизирования. Они сошлись, небораки, Во имя высшей цели, Чтобы всем единым фронтом идти, И перегризлись, как собаки, Перессорились, как коты, И вновь расползлись, как раки. Это стихотворение из книги "Перезва" (1921г.), которую поэт издал под псевдонимом В. Валентин и снарядил таким обращением: "К читателям! (Когда будут). Я очень извиняюсь, что выпускаю свою первую книгу без портрета и критической расправы. Поверьте, это не из скромности, а из-за нехватки соответствующих средств. Автор" Надо было иметь большое мужество, гражданскую отвагу, чтобы с таким сарказмом опозорить своих земляков, которые толпятся по чужим городам Европы, говорят, ругаются, роскошествуют и бедствуют... Вскоре эта сборка вышла на Советской Украине под названием "Эмигрантская перезва". Александр Олесь не жалеет и себя, разочарованного, отчаявшегося, - то пытается оправдать свой шаг хотя бы перед собственной совестью, то впадает в отчаяние: О, не зря в скорбях мы плачем В изгнании в холодных мирах, Мы своей земли не увидим... Только, может, в мечтах, в снах. И почему мы блуждаем по мирам, И который мы спокутуєм грех, Мы никогда до суда не узнаем От людей ни чужих, ни своих! В мечтах и в снах ему являлись травобуйні степи Сумщины, родное Белополье (Лед), где он родился 5 декабря 1878 года, село Верхосулці, где после смерти отца жил у деда вместе с матерью и двумя сестрами. Детство ему представлялось "одним золотым днем". Как писал в автобиографии: "...все, что я видел там, в степи, в саду, на речке Сула), кажется мне сплошной сказкой природы". Учился без большого желания. Сначала в дергачевском земледельческой школе, затем - в Харьковском ветеринарном техникуме. Изучал самостоятельно иностранные языки, писал стихи на украинском и русском языках, готовил рукописные сборники. Очень любил театр, сам организовывал драматические кружки, участвовал в спектаклях. Огромное впечатление произвело на него праздник открытия памятника Ивану Котляревскому в 1903 году в Полтаве, особенно встречи с украинскими писателями - Лесей Украинкой, Михаилом Старицким, Михаилом Коцюбинским... Все, что он увидел и услышал, глубоко взволновало его впечатлительную натуру. Запрет украинского слова, издевательства из национальных символов, традиций, культуры возмущало его и утверждала в необходимости борьбы за права украинского народа и его культуры. Раз поэт рвался на Украину, жил надеждой на возвращение, но его сдерживали сомнения. Знал он о немилосердный голод начала 30-х годов, знал, что один за одним погибали в безвестности писатели, но больше всего потрясла его трагедия семьи Крушельницких. Поэт воссоздал крушение политических надежд старого Антона Крушельницкого и его сыновей Ивана и Тараса в драме "Земля обетованная". Последние годы и дни жизни Олеся были омраченные фашистской оккупацией Праги, тяжелой болезнью, известием о гибели в фашистском концлагере Заксенхаузене сына Олега - также поэта. Умер мастер 22 июля 1944 года. О принесите как не надежду То крошку родной земли: Я притулю к уст ее И так застывшую, так зомлію... 110 лет прошло со дня рождения выдающегося украинского литератора - создателя классических художественных шедевров украинской поэзии. Как только проявлялась хотя бы маленькая возможность донести их до украинского народа, появлялись книги, подготовленные Максимом Рыльским, который считал, что "поэт Александр Олесь занимает определенное место в истории нашей культуры", Олегом Бабишкіним, Борисом Свеклой, Юрием Мельничуком, Василием Яременко и другими исследователями. В издательстве "Днепр" вышло полно - двухтомное издание его произведений. Составитель и автор предисловия Г. Радишевский включил в это издание ненадруковану шестую книгу его стихов, разыскал около 600 неопубликованных стихов А. Олеся, разбросанных по записных книжках и рукописных сборниках. Его огромный архив. Более трех тысяч единиц хранения насчитывает фонд Александра Олеся в Центральной научной библиотеке АН УССР им. В. Вернадского. Большая часть архива есть где-то в Праге. Исследование творческого наследия выдающегося мастера слова только начинается. Поэт возвращается на родину, к родному народу. И мы сегодня верим, что судьба творческого наследия Александра Олеся будет счастливее, чем его личная судьба. Жулинский М. Г. Из книги "Из забвения - в бессмертие (Страницы подзабытой наследия)". (Киев: Днипро, 1990. - С. 92-97).