Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ПОЛОЦКИЙ СИМЕОН (светское имя, отчество и фамилия - Самуил Емельянович (по другим данным-Гаврилович) Петровский-Ситніанович; начало декабря 1629, Полоцк - 14.09.1680, Москва) - писатель, проповедник, общественный и церковный деятель, педагог.

В 40 - 50-х годах XVII в. учился в Киево-Могилянской коллегии и польской иезуитской коллегии м. Свободно. Война Речи Посполитой с Московским государством, начавшаяся в 1654 г., помешала С. Полоцком доучиться. В июне 1655 г. после захвата русскими войсками Вильно он возвращается в Полоцк, где принимает монашество в Богоявленском монастыре и становится дидаскалом (преподавателем) в братской школе этого монастыря. В этот период начал писать декламации - стихи в честь какого-то знаменательного события. Весной 1664 г. С. Полоцкий переселяется в Москву, где ведет широкую культурно-просветительскую и литературную деятельность. Организует в Заіконоспаському монастыре латинскую школу для служащих Приказа тайных дел и преподает в ней. Используя опыт преподавания, полученный им в Киево-Могилянской коллегии, пытался приблизить российское образование в передовых западноевропейских образцов. Был переводчиком при митрополите Паїсії Лігариді. Принимал активное участие в борьбе со старообрядцами. По поручению Великого московского собора (1666 - 1667) написал богословский трактат «Жезл правления» (1667). С этого же года стал воспитателем и учителем царевича Алексея, а после его смерти - царевича Федора и царевны Софьи. 1678 г. организовал Верхнюю типографию в Кремле, не подчиненную церковной цензуре. 1680 г. принимал участие в составлении проекта организации в Москве Славяно-греко-латинской академии.

Вхождение в чужое этнокультурное среду не было для него безболезненным. Он постоянно чувствовал себя одиноким «странным гіришельцем», наталкиваясь на самое радушное отношение со стороны различных кругов российского общества. Об этом, в частности, свидетельствует его эпистолярное наследие.

Литературное наследие Симеона Полоцкого большой по объему и жанрово разнообразный. Еще в период обучения в Киево - Могилянской коллегии начал писать стихи на польском, латинском и белорусско-украинском языках. Значительная часть произведений этого времени принадлежит к схоластической ученого поэзии, в них широко представлена астролога - астрономическая, природоведческая тематика. Писал стихи философско-богословского содержания. Но в центре внимания автора находится человек, вопросы ее сущности, назначения и воспитания. Проповеди Симеона Полоцкого изданные в сборниках «Обед душевный» (1681) и «Вечеря душевная» (1683). Стиль проповедей обозначается особой насыщенностью, развернутыми метафорами, притчами и «примерами», что подтверждает соблюдение теоретических принципов барочной проповеди, изложенных в трактате И. Галятовского «Ключ разумения».

Стихи Симеона Полоцкого собраны в двух рукописных сборниках - «Вертоград многоцвітний» (1678) и «Рифмологіон» (1678 - 1680). Первый из них - это своеобразная стихотворная энциклопедия XVII ст., содержащая сведения из античной мифологии, истории, натурфилософии, космологии, теологии, христианской символики. Здесь представлены разнообразные поэтические жанры: эпитафии, молитвы, эпиграммы, элегии, сатиры, афоризмы, басни, стихотворные новеллы, которые в сумме создают чрезвычайно монолитную художественную структуру, подчиненную единому творческому замыслу. «Вертоград» - один из крупнейших стихотворных произведений XVII в., что воплотил разнообразные художественные идеи славянского литературного барокко в духе школьной поэтико - риторической традиции, что лелеялась в Киево-Могилянской коллегии. В этом произведении автор использовал богатый опыт и достижения европейской и отечественной поэзии. Сборник «Рифмологіон» содержит в основном панегирики и поздравительные стихи царю и его ближним. По замыслу автора «Рифмологіон» должен был показать мастерство поэта, умение создавать «поэтические штучки» - сложные и необычные по строению стихи. В панегіричній поэзии ощущаются элементы барочной поэтики: словесная пышность, красочный стиль, риторический отделка, внешняя декоративность.

Стихотворные панегирики московского периода, несмотря на подчеркнутую демонстрацию лояльности и преданности сильным мира сего, проникнуты гуманистическим пафосом. Перу Симеона Полоцкого принадлежат также две пьесы - «Комедия притчи о блудном сыне» (1678) и трагедия «О Навходоносора царя» (1673 - 1674). Религиозные мотивы «Комедии...» обогащенные сюжетными коллизиями авантюрно-романному типу, что обусловлено эстетическими принципами придворного светского театра. В основе трагедии «О Навходоносора царя» - светская обработка популярного мартирологічного сюжета. По сравнению с его первыми попытками в драматургии (диалоги и декламации) эти пьесы свидетельствуют о все большей секуляризации, автономизации этого рода литературы, все больше осложнения драматического сюжета. Следуя примеру польского поэта Я. Кохановского, С. Полоцкий перевел стихами Псалтырь («Псалтырь рифмотворна», 1680), к которому было добавлено стихотворный «Місяцеслів» с поэтическим описанием времен года. В конце XVИI ст. «Псалтырь» был положен на музыку российским композитором дьяком Титовым.

Произведения С. Полоцкого московского периода написаны книжно-славянском языке, из которого удалены наиболее архаичные, отжившие элементы. Многогранное творчество писателя оказало большое влияние на украинскую, российскую и белорусскую литературы XVII - первой половины XVIII вв. Он по праву считается основателем русского силлабического виршоскладання и основоположником русской драматургии. Его творчество создала необходимые предпосылки для становления русского классицизма. Доработок С. Полоцкого подтверждает неразрывную связь с духовно-культурной жизнью Украины, традициями украинской словесности, которые он плодотворно развивал и обогащал. Поэтому и до сих пор звучат актуально слова М. Возняка: «Он был родом белорус и относится к белорусской и московской литературы, но и историк украинской литературы должен вспомнить о нем как о представителе киевской образования на Московщине».

Лит.: Белецкий А. И. Симеон Полоцкий и украинское писательство XVII века // Белецкий А. И. Собр. трудов: В 5 т. К., 1965. Т. 1; Робинсон Л. Н. Зарождение концепции авторского стиля в украинской и русской литературах конца XVИ - начала XVII в. // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII - начало XVIII в.). М., 1971; Былинин В. К. К проблеме позтики славянского барокко «Вертоград многоцветныи» Симеона Полоцкого // Сов. славяноведение. 1982. № 1.

С. Денисюк