Каменный крест как художественный символ трагизма
жизнь украинского крестьянина-бедняка в новелле Василия Стефаника "Каменный
крест"
Эмиграция. Сколько их, украинцев, живет за границей.
В течение 1890-1910 годов только из Галичины выехало за границу 300 тысяч украинцев.
Этой темы касались в своем творчестве многие писатели. И рассматривалось это
вопрос по-разному. Так же и покидали свою родину люди по разным причинам.
В Стефаника в "Кмінному кресте"
эмиграция - один из выходов для крестьян из невыносимого положения, поиски лучшей доли.
Безземелье, упадок крестьянских хозяйств, угроза смерти - это подталкивает крестьян к
эмиграции. Но и потеря родины для многих была равноценна смерти. Так и
появился каменный крест на "могиле" живых людей как символ трагедии в
жизни украинцев.
Новелла "Каменный крест" - единственное произведение
Василия Стефаника посвящен теме эмиграции. В основу произведения положен настоящий
факт. Односельчанин писателя, емігруючи в Канаду, поставил на своем поле каминный
крест. Он и поныне стоит на высоком холме в Русе.
Герой новеллы Иван Дидух эмигрирует, поддавшись
требованиям жены и сыновей: "Два года ничего в доме не говорилось, лишь Канада
да и Канада..."
Иван не тешил себя никакими иллюзиями. Он
убежден, что Канада - это могила для него и жены.
Так, на горб "щонайвищий и наихудший над
все сельское поле", что его получил Иван Дидух в наследство от родителей, на
него потратил крестьянин молодецкую силу, на нем покалечился, постарел и стал
хозяином. Не богачом, но свой кусок хлеба был. А теперь, на старости лет,
хозяйство, налажено таким каторжным трудом и невероятными усилиями, Иван
добровольно оставляет. "Эта земля не годна сколько народа здержіти и кильки
беде выдержать", - звучит отчаяние в словах крестьянина.
Для героя расставания с родной землей -
трагедия. Проникнутый страшной тоской, Дидух чувствовал себя как камень, выброшенный
волной на берег. Да и весь он словно окаменел.
Картины прощания, исповеди, жалобный пение, сумасшедший
танец - все это попытка автора показать читателю народную скорби, человеческое горе
и одновременно надежду труженика на лучшее будущее.
Василий Стефаник - большой знаток психологии
человека в ее самые критические минуты жизни. Писатель часто подает своего героя в
ситуации отчаяния, тоски, захмеління с горя, то есть в таком состоянии, когда наболевшем
вырывается наружу. Каменный крест со своим и женским именами, поставленный Иваном
Дидухом на глиняном холме, стал памятником не только его семье, но и всем тем
труженикам, которые выезжали к "Гамерики" и Канады, которые ассоциировались
в Стефаника с могилой, стал символом трагизма жизни крестьянина-бедняка,
эмигранта.
Слышишь, брат мой,
Товарищ мой,
Улетают серым шнурком
Журавли в теплые края.
Слышать: кру! кру! кру!
В чужбине умру,
Заки море перелечу,
Крилонька Сотру
( Богдан Лепкий ).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Возможные варианты вступления:
Творчество Василия Стефаника выросла с безграничной
любви к крестьянину, с несхитної веры в его большую духовную силу. "Я люблю,писал
он,- мужиков за их тысячелетнюю тяжелую историю, за культуру, создала из них
людей, которые смерти не боятся. За то, что они есть, хоть прошли над ними бури
мировые... Есть что любить и к кому прислониться. За них я буду писать и для
них".
В истории литературы - не только украинской - мало
писателей, которые бы с такой проницательностью раскрыли трагедию тружеников-крестьян в
условиях капиталистической действительности, которые бы имели право сказать так, как Василий
Стефаник: "... Я свою душу пустил в душу народа , и там я почернел с
тоски..."
Василий Семенович Стефаник принадлежит к славной лиги
украинских демократических писателей конца ХІХ - начала ХХ века. Его
творчество прочно вошла в духовную сокровищницу нашего народа в золотой фонд
украинской классики. Выйдя из крестьянства Стефаник был защитником и выразителем
его интересов. Певцом крестьянской души и властителем дум крестьянства, поэтом мужицкой
отчаяния и мужицким Бетховеном справедливо называли В.Стефаника его современники.
Изображая страдания крестьян Галиции в тисках капиталистической эксплуатации, писатель
создал ряд глубоких по своему содержанию и високодосконалих по художественной формой
новелл...
Василий Стефаник имеет мировую славу как мастер
психологической новеллы. Его рассказы из жизни сельского люда, отмечаются
высокой простотой и глубоким лиризмом, Иван Франко сравнивал с наиболее предпочтительными народными
песнями. Изображение трагического положения крестьян Западной Украины в условиях буржуазно-помещичьего
строя сквозная тема новелл писателя, особенно выразительна в ...
Василий Стефаник... В историю украинской литературы
он вошел как автор глубоких по содержанию, самобытных форме социально-психологических
новелл из жизни западноукраинского трудового крестьянства, как писатель, вся
творчество которого направлена на защиту трудового человека от мира зла и
несправедливости, на раскрытие ее мучений и драм, порожденных тогдашней жестокой
явью. Василий Стефаник с глубокой жизненной и художественной правдой показал в
своих произведениях...
Василий Стефаник... Сын неграмотного земледельца
с покутского села, выходец из народных низов, которые веками несли на своих
плечах тяжкое бремя социального и национального порабощения, он пришел в
литературу, чтобы стать защитником обиженных и обездоленных, сказать о них свое
слово...
"Как коротко, сильно и страшно пишет этот
человек", - сказал о Стефаника потрясен до слез Максим Горький. И
действительно, когда читаешь новеллы писателя, тебя пронизывает острая, невыносимая
боль. Чем обусловлена такая сила воздействия?.. Переживаниями. Читатель переживает то, что пережил
сам писатель, он страдает и радуется, страдает и радуется писатель. Не следует
забывать и о том, что переживания читателя - то отблеск мыслей и чувств художника.
И чем сильнее источник, тем яснее свет ложится вокруг. Василий Стефаник был
таким могучим источником, что не каждый моде выдержать и отблеск его. В его
луче не поніжишся. То лучи курит...
Духовное единство с народом дала писателю
возможность не только познать, но и раскрыть перед миром душу бедного крестьянина нежную
и чулу к мировой красоты, здоровую и гордую из природы, но невероятно исстрадавшуюся,
розторгану, раздираемую.