Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы





(1891 - 1967)

Родился Павло Тычина 27 (по другим свидетельствам - 23) января 1891г. в с. Песках, Черниговской области, в семье сельского дьячка (он же - учитель в «школе грамоты»). Учился сначала в земской школе, затем в черниговской бурсе (фактической платой за это учения были песнопения малого Павла в монастырском хоре, - у парня оказались прекрасные голос и слух), впоследствии - в местной духовной семинарии. Позже он знакомится с славным земляком-черниговцем - М М Коцюбинским, посещает литературные «субботы» в его доме, читает там свои, одобрительно встречены, стихи, поддерживает сердечные отношения с старшим писателем вплоть до его смерти. Печататься П Тычина начал в 1912 г., первый сборник стихов - «Солнечные кларнеты» - датирована 1918г. (фактически вышла весной 1919г). После семинарии П. Тычина учился в Киевском коммерческом институте, одновременно работал на разных мелких должностях - в конторах и редакциях газет и журналов, в украинском театре Г. Садовского (помощником хормейстера). Октябрьскую революцию он встретил уже зрелым человеком и известным поэтом младшего поколения. Знаменитые стихи весны и лета 1919г. - «На майдане», «Как упал же он с коня...» и др., - а потом и вся сборка «Плуг», принесли ему славу вдохновенного певца «красоты нового дня». Он работает в журнале «Искусство», в государственном издательстве «Всевидат», заведует литературной частью в Киевском театре им. Т. Г. Шевченко, політкомісаром которого был А. Довженко. В 1923г. П. Г. Тычина переезжает в Харьков, тогдашнюю столицу УССР. Здесь он работает в журнале «Красный путь», много пишет, изучает армянский, начинает овладевать грузинской и тюркскими языками, становится деятелем основанной в украинской столице Ассоциации востоковедения. Формально беспартийного тогда писателя, его избирают членом Харьковского горсовета, чуть позже - кандидатом в члены ВУЦВИКу. 1927г. он посылает М. Горькому на Капри книжку своих стихов и получает от него ласковое письмо, в котором автор «Матери» писал, что знает украинского поэта очень давно, еще с рассказов М. Коцюбинского. Активная общественная и государственная деятельность П. Тычины, приобретает широкий размах в предвоенные и особенно послевоенные годы. С 1938 г. и до конца жизни он - депутат Верховного Совета УССР, в течение двух созывов был ее Председателем, избирался депутатом Верховного Совета СССР нескольких созывов. Академик АН УССР (с 1929г.), он в предвоенные и первые военные годы работает директором Института литературы АН УССР, а с 1943 по 1948г. - министром образования Советской Украины. Во времена Великой Отечественной войны П. Тычина был принят в члены КПСС. Впоследствии он неоднократно избирался членом ЦК КП Украины. Поэт удостоен звания Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко. Умер П. Г. Тычина 16 сентября 1967 г. в Киеве. Первые известные нам стихи Тычины (из тех, что сохранились) датированы 1906 - 1908 гг., и среди них, еще совсем «невстояних» и в форме, и в содержании, есть такая маленькая жемчужина, как «Голубизна мою душу овіяла». Первые публикации его стихов, как уже отмечалось, появляются 1912г. в нескольких тогдашних журналах («Литературно-научный вестник», «Родной край», «Украинская хата»). В следующем году в киевских периодических изданиях публикуется несколько его рассказов («На реках вавилонских», «Соблазн», «Богословие»), которые показали, что дар прозаика тоже не обошел молодого Шест, хоть и не был развит позже. Большинство стихов, которые предшествовали первом сборнике поэта, увидели свет лишь в посмертном издании - составленной «из ненапечатанного и подзабытого» книге «В сердце моим...» (1970). Для современного читателя этот своеобразный пролог к «Солнечных кларнетов» интересен, в частности, прямо заявленной социальной тематикой некоторых стихов (нищета деревни и собственной семьи - в стихах «Под моим окном...», «Не знаю и сам я...», «Расскажи, расскажи мне, поле...», осуждение империалистической войны - «Из дальнего похода...», призывы к общественной активности - «я Молодой, молодой...», «Как не горю, я не живу...», «Дух народов горит...»). «Солнечные кларнеты» явили читателям поэта с уже сложившейся оригинальной творческой индивидуальностью. Следующая книга его стихов - «Плуг» (1920). Одновременно с «Плугом» вышел тоненькой книжечкой цикл стихов в прозе «Вместо сонетов и октав», который был написан, можно гадать, в 1918 г. Следующий сборник стихов П. Тычины - «Ветер с Украины» (1924). После небольшой, во многом экспериментальной сборки «Чернигов» (1931), где автор нередко умышленно обнажал поэтическое слово, освобождал его от «традиционной» образности и некоторых других атрибутов стихотворного языка, 1934 г. выходит новая книга его стихов - «Партия ведет», которая в подзаголовке называлась - «Песни, пеани, гимны». Следующие книги поэта вышли в предвоенные годы: «Чувство семьи единой» (1938, Государственная премия СССР 1941г.) и «Сталь и нежность» (1941). В годы Великой Отечественной войны, живя в г. Уфе (до 1943г. там находились тогда Академия наук УССР и Союз писателей Украины), П. Тычина работает с большой энергией, в него выходят: книга публицистики «Творческая сила народа», 1943; выданное одновременно на трех языках - русском, башкирском и украинском - исследования о классика башкирской литературы «Патриотизм в творчестве Мажита Гафури», 1942; сборник стихов «Побеждать и жить», 1942; «День настанет», 1943; поэма «Похороны друга», 1943. Послевоенные книги поэта: «И расти, и действовать» (1949), «Могущество нам дана» (1953), «Мы - сознание человечества» (1957), «Расти, пречудовний мир» (1960), «Коммунизма дали видны» (1961), «Серебряной ночи» (1964) и др. В наследии поэта - около пятнадцати поэм. Крупнейшие из них остались несовершенными, правда, каждая по-своему. Из поэмы «Сабля Котовского» в разное время увидели свет четыре больших раздела, за которыми все еще трудно составить представление о содержании целого произведения. Из драматической поэмы «Шевченко и Чернышевский» читателям известна достаточно самостоятельная по сюжету первая часть с дописанной позже финальной сценой, которая заменила вторую часть поэмы, рукопись которой погиб во время войны. Наконец, огромная по объему поэма-симфония «Сковорода», над которой автор работал по меньшей мере двадцать лет, - произведение тоже недописанный (издан он был уже после смерти автора). Кроме оригинальных стихов, в наследстве Тычины - многочисленные переводы (А. Пушкин, Есть. Баратынский, А. Блок, М. Тихонов, М. Ушаков, Я. Купала, Я. Колас, «Давид Сасунський», О. Ованесян, А. Туманян, А. Акопян, И. Чавчавадзе, А. Церетели, К. Донелайтіс, С. Нерис, А. Венцлова, I. Вазов, X. Ботев, Л. Стоянов и др.). Заметное место в этом наследии занимают также публицистика, литературоведческая эссеистика (книги «Магистралями жизни», «В армии великого стратега», посмертно изданные «Из прошлого - в будущее», «Читаю, думаю, нотую») и достаточно объемные материалы щоденниково-мемуарного характера (издание 1981г. «Из дневниковых записей» и др.).