СЛОВО ДРЕВНЕЕ И НЫНЕШНЕЕ
ПРОЗАИЧЕСКАЯ И СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ. РИМА
Художественные
произведения могут быть прозаические (написанные прозой) и стихотворные (написаны стихами,
стихотворным языком). Например:
Прозаическая речь
Мальчик и
девочка, шутя,
погнали
ягнята до воды. Когда
мальчик
посмотрел на агнцев, то
понял,
что они были чужими.
Когда он
обернулся на дом, то так
же
понял, что у него не было своего дома.
|
Стихотворная речь
И мы,
шутя, погнали
Чужие
ягнята до воды.
Посмотрел
я на ягнята -
Не мои
ягнята!
Обернулся
я на хаты -
Нет в
меня дома!
|
Стихотворная
речь мелодійніша за прозаическую, она имеет определенный ритм. Стихотворение делится на строфы.
Читая стихи, вы заметили, что слова в конце строк стихотворения - созвучны, т.е.
звучат сходно или одинаково.
Созвучны
окончания строк в стихотворении называются рифмой. Например: прошло - сеяло - стало;
село - было - ад; веселилось - молилось; почернело - помарніло; слезы -
дороге; выбирала - поздравила - поцеловала; сады - воды и др.
Обратите
внимание на то, что рифмой не сами слова, а их конечные склады.
Кто? Что?
Когда? Почему? Как?
1. Где и
когда родился Тарас Шевченко? 2. Каким было его детство?
3. Как
называлась первая книга Тараса Шевченко? Почему она так называлась? Слышали ли вы
что-нибудь о кобзарей? 4. Почему Тарас Шевченко находился в ссылке? 5. Когда и
где умер Тарас Шевченко? 6. Где он похоронен? 7. Как мы чтим память
великого Кобзаря? 8. Как связаны с жизнью Тараса Шевченко стихи "Мне
тринадцятий минало" и "Сон"?
УПРАЖНЕНИЯ и
ЗАДАЧА
I. Приведите
примеры прозаической и стихотворной речи из своего учебника.
II.
Подберите рифмы к словам: дети, деревня, веселый, говорить, школа, дружно, край.
III.
Проведите конкурс на лучшее чтение стихов Тараса Шевченко.