Статья
Учебники по литературе в 50-80-х гг. XX в. и их реформирования в современных условиях
С освобождением украинских земель от немецких оккупантов начинает возрождаться школа, а вместе с ней и методика преподавания украинской литературы.
В 50-80-е гг. "классовый" подход к литературе продолжал наполнять учебники с несколько смягченными" формулировками, но с той же самой советской идеологией. Да иначе и не могло быть: советская армия победила фашистскую, обеспечив на несколько десятилетий господствующее положение марксизма-ленинизма во всех сферах жизни.
В последующие эпохи в Советской Украине государственный интерес к учебной книги по литературе усиливается как идеологического фактора, важного фактора формирования мировоззрения советского человека.
Учебник продолжает быть особым предметом внимания партийных органов. Так, в частности, в одном из первых послевоенных методических пособий Т.Ф.Бугайко и Ф.Ф.Бугайка "Методика преподавания украинской литературы в VIII-X классах средней школы" (1952 г.) учебная книга предстает универсальным средством, способным удовлетворить, по убеждениям авторов "Методики ", основные потребности литературного образования. Со ссылками на требования партии по учебной книги авторы констатируют: "Учебники по литературе должны дать связный и последовательный изложение литературного процесса в исторической последовательности, в неразрывной связи с общественной жизнью, показывать им роль художественной литературы в жизни народа. В учебнике должен быть представлен весь фактический материал для запоминания (хронологические даты, теоретико-литературные определения, биографии, характеристика этапов литературного развития и т.п.)" [23, 276].
Основным же критерием в оценке учебника и способов его использования становятся на десятки лет партийные решения, в частности постановление ЦК ВКП (б) от 25. 08. 1932 г. "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе".
Для всей советской школы понятие "учебник" прочно связывается с определением "стабильный", "долговременный", который непременно должен формировать у школьников марксистско-ленинское мировоззрение и коммунистическую нравственность на долгие годы. Все это делалось, конечно, в значительной степени в противовес западной школе: "В капиталистической странах, как правило, подготовка и выпуск учебников децентрализованные, - извещала "Большая Советская Энциклопедия", - из одного и того же учебного предмета выпускаются несколько конкурирующих учебников, что объясняется отсутствием единых школьных программ..." [24, 152]. Последнее, по советским меркам, конечно, считалось постыдным явлением.
Ученые-методисты вынуждены были ссылаться на "достижения" советского литературоведения или под принуждением или добровольно, по собственным убеждениям. Отсюда вырастает взгляд на учебную книгу как источник всех нужных знаний из литературы. В украинской советской и постсоветской методике литературы он практически не изменился до конца ХХ века.
Отметим, что в активе современной педагогики остается немало позитивных достижений 50-80-х гг. в области построения учебной книги: требования к дидактического аппарата, разнообразные связи с другими учебными предметами, с другими видами искусства, активизация познавательной деятельности школьников; именно в эти годы было научно обосновано теорию учебника для средней школы, который строится по определенным принципам, как по содержанию, так и по методическим построением, требованиями к языку, художественного оформления, полиграфического исполнения и гигиены издание.
В этом отношении необходимо назвать как значительное достижение в области теоретического и практического учебников многолетние издание московских "Проблем школьного учебника" (первый номер вышел в 1974 году, в 1991 г. вышел № 20).
Здесь в течение многих лет читатели знакомились с самыми разнообразными достижениями школьных учебников, в основном российского, практически по всем направлениям школьного образования. Здесь выкладывались интересные и поучительные мысли относительно проблем учебной книги: ее истории, теории, достижений и др. Рассматривались авторами статей достижения учебной книги за границами СССР в основном с позиций критики различных аспектов учебников "капиталистического мира".
С возрождением независимой Украины на демократических и национальных началах практически все произведения советских писателей было изъято из программ, а потому и из учебников. Приоритетным становится не партийное, а эстетическое значение художественного произведения. Кардинально изменились подходы к изучению классической и современной литературы.
О тех, кто десятки лет держал писателей под прицелом острого меча советской критики, известный литературовед М.Наєнко сказал в 90-х гг.: "Стало очевидным, что именно эта эстетика направляла теоретическую и историко-литературную мысль на путь вульгаризацій и спекуляций, перекрыла кислород всем школам и направлениям в научном литературоведении, разрушила само представление о специфике художественного творчества, о принципах анализа и синтеза как способов исследовательской работы и т.д." [25, 307].
Конечно, не только на писательском труде сказалась рвется деятельность советских режимных литературоведов, но и на преподавании литературы в школах и вузах, на методике литературы. Дальше терпеть такое состояние литературоведческой науки и методики было невозможно. Поэтому-то в 90-х гг. началось вычищения підручникового хозяйства от перевидаваних десятками лет учебников из идеологически-конъюнктурным содержанием.
Приоритетными становятся идеи формирования и сохранения национального сознания и исторической памяти школьников, уважения к народным традициям, к родной украинской земле, а на ведущие места в анализе художественно произведения выдвигаются проблемы версификации, психологии художественного творчества и др.
В течение 90-х гг. ХХ в. и первых лет XXI в. теория методики литературы обогатилась новыми по содержанию, построенными за требованиями жизни трудами Б.И. Степанишина ("Преподавания украинской литературы в школе" и "Древняя украинская литература"), Є.А.Пасічника ("Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях"), трудом авторского коллектива под руководством Н.Й.Волошиної "Научные основы методики литературы" и др.
Учитель стал получать значительное количество научно-методических периодических изданий, в частности "Дивослово", "Украинская литература в школе", "Русский язык и литература в школе", "Русский язык и литература в средних школах, лицеях и коллегиумах", "Урок украинского", "Все для учителя" и многие др.
Впервые литературное образование получила в "Государственный стандарт общего среднего образования Украины. Словесность", а также несколько авторских концепций изучения литературы в школе.
Значительным толчком к демократизации учебников стало введение в программы по литературе (1999 г.) нового раздела - "Литература родного края", который призвал к созданию на местах многих пособий и учебников. Сегодня нет такого региона в Украине, где бы не использовались собственные хрестоматии и пособия по литературе родного края как важные факторы в воспитании патриотизма и получении учащимися знаний о родной земле [26]. Десятки статей методического и литературоведческо-историко-литературоведческого характера о творчестве писателей-земляков наполнили методические периодические издания.
Важным достижением в развитии теории и истории учебной книги по литературе стала работа известного украинского ученого-методиста О.М.Бандури "Научные основы учебника по литературе (4-10 классы)" (К., 1978 г.) и его же труд "Школьный учебник украинской литературы" (К., 2001 г.).
Исследовательница обнаружила себя сторонником универсального содержания учебной книги, которая бы давала ответы на все ведущие вопросы литературного образования в средних и старших классах. Опираясь на основные дидактические принципы обучения, а также на собственный многолетний опыт педагогической работы, она выдвинула идею "сквозных линий", которые объединяют учебник в одно целое. О.М.Бандура утверждает: "Все учебники должны обеспечивать единую, четкую систему работы по всем вопросам, которые в своей совокупности составляют процесс изучения литературы в средней школе" [27, 13].
Ведущими "линиями" дидактического характера, по мнению автора, являются: 1) усвоение учащимися важнейших фактов из жизни писателя; 2) изложение наиболее характерных особенностей литературного процесса освещаемого периода; 3) аналитико-синтетическая работа над текстом художественного произведения; 4) формирование у учащихся доступных умений школьного анализа; 5) развитие художественного и логического мышления; 6) обогащение устной речи; 7) система письменных работ; 8) усвоение школьниками простейших и самых необходимых сведений по теории выразительного чтения и выработки на их основе соответствующих умений и навыков; 9) изложение элементов теории литературы, формирование у учащихся системы знаний и умений пользоваться ими в своей речевой практике; 10) осознание учащимися доступных старшеклассникам основных закономерностей и перипетий развития литературы как словесного искусства; 11) связь литературы с жизнью; 12) связи преподавания литературы с современностью; 13) внутренне предметные и межпредметные связи; 14) формирование у учащихся умения самостоятельного приобретения знания; 15) система заданий на дом; 16) внеклассная и внешкольная работа по литературе.
О.М.Бандура раскрывает содержание каждой из "линий" на примерах различных типов учебной книги в средних и старших классах. Так, в частности, подробно остановившись на возможном содержании учебника-хрестоматии для 8 класса, она представляет систему требований к методическому аппарату учебника-хрестоматии, справедливо подчеркивая, что на него возлагаются основные образовательно-воспитательные задачи курса литературы, ибо именно через него создаются условия для обеспечения четкой системы работы по всем вопросам.
Опираясь на достижения в области психологии и дидактики российских ученых П.Я.Гальперіна, Л.С.Виготського, А.н.леонтьева и др., О.М.Бандура реализует теорию поэтапного формирования умственных действий учащихся, которые проходят в обучении ряд периодов в своем становлении и развитии.
На основании анализа и синтеза достижений науки исследовательница определила основные мыслительные операции во время изучения литературы: сопоставление; рассуждения; выделение главного; классификация и систематизация отобранных фактов; обоснования, доказательства и возражения; вывод частичных выводов; обобщение, синтез; формирование правил и определений; оценки [там же, 28].
В работе О.М.Бандури на уровне каждой параллели 5-11 кл. подробно рассматривается научно-теоретическое содержание задач и упражнений, которые подаются в определенной классификации как элементы дидактического аппарата. Понятно, что для составителей пособий и учебников, количество которых с каждым годом растет, данная работа является нешаблонно важной.
Одним из достижений исследовательницы является впервые сформулированы в методике украинской литературы требования к методическому аппарату учебников по литературе. Вот главные из них:
- исходить из логики учебного процесса и самого предмета;
- учитывать особенности восприятия школьниками соответствующей возрастной группы различного учебного материала (художественного, логического);
- побудить учащихся выполнять различные мыслительные операции;
- активизировать воображение и фантазию школьников, обогащать их эмоции;
- соответствовать уровню развития интеллектуальных возможностей учащихся, быть посильными им, учитывать уже усвоенные умения и навыки добывать знания;
- определять количество вопросов и задач в соответствии с количеством времени, отведенного на изучение данного материала;
- составлять часть единой системы работы, что обеспечивается во всех школьных учебниках по всем вопросам, совокупность которых составляет процесс изучения литературы в средней школе;
- обеспечить формирование у учащихся четкой, достаточно полной системы хорошо осознанных и прочно усвоенных знаний, что становится основой эстетического и нравственного воспитания молодого гражданина независимой Украины, ее труженика и защитника [там же, 30].
Этот комплекс требований к важнейшей составной части любой учебной книги по литературе - методического аппарата - является критериальной базой успешного построения заданий, вопросов, и, продолжая этот ряд, - тестов, которые сегодня успешно находят место в учебном процессе через средства компьютерных технологий.
В исследовании "Научные основы методики литературы", совершенном группой авторов (О.М.Бандура, О.А.Гальонка, А.В.Градовський) под руководством Н.Й.Волошиної [28], углубленно исторические аспекты развития украинской учебной книги по литературе со времен Киевской Руси, важные вопросы становления учебной книги в XIX в. в Галиции и в Восточной Украине. Авторами сделан детальный анализ содержания учебников в послереволюционный время в Украине, в годы советской власти и в 90-е гг. - время становления независимого Украинского государства.
Эта работа расширила сведения о развитии украинских учебников литературы, который был освещен в монографии О.Р.Мазуркевича "Очерки по истории методики украинской литературы" (К., 1961 г.). История становления учебной книги по украинской литературе начинает набирать целостного характера, обогащая тем самым методика литературы как науку.
Вместе с тем необходимо заметить, что самое выдающееся достижение западноукраинского підручникотвірного процесса в области школьной литературы - учебники О.Барвінського, кстати, одобрены не один раз И.франком, - оцениваются как "консервативные".
Авторы этой научной работы добавляют к писаной истории методики литературы десятки имен известных и малоизвестных составителей учебников, которые работали на не всегда благодарной ниве школьного учебников. Этим самым история важной отрасли методики лишается белых пятен беспамятства, а знания о отечественный учебник становятся глубже.
Последние годы ХХ в. и первые годы ХХІ в. в условиях независимости Украинского государства вызвали к жизни новый тип учебной книги по литературе. В ряде дискуссий, которые состоялись на страницах таких периодических изданий, как "Дивослово", "Украинский язык и литературы в школе", "Украинская литература в школе", "Компьютер в школе и семье", а также в дискуссии о электронные учебники на одном из сайтов украинского Интернета, ярко засвидетельствовано важность совершенствования и радикального изменения підручникових изданий [29].
Дискуссии и авторы отдельных выступлений на страницах периодической педагогической прессы позволили выявить отдельные положительные достижения в підручникотворенні последних десятилетий и выдвинули ряд существенных предложений по его усовершенствованию, в частности, улучшение методического аппарата, который бы опирался на лучший опыт отечественной и мировой педагогической науки.
Методический аппарат, по мнению ученых, методистов и учителей-практиков уже не может ограничиваться нацеленностью только на формирование у учащихся таких традиционных элементов содержания образования, как знания, умения и навыки. Он должен предусматривать "последовательную систему работы, направленную на формирование творческих способностей школьника и его эмоционально-ценностной сферы" [30, 7].
Для развития эмоционально-ценностной сферы личные школьника, в частности, предлагается:
а/ согласовано с содержанием учебника использования фонозаписів народных песен и образцов отечественной и мировой классической музыки; репродукций картин и художественных иллюстраций;
б/ помещения в учебниках текстов высокой эстетической и морально-этической стоимости, а также заданий, предполагающих активное привлечение школьников к разностороннему анализу и заинтересованного обсуждения содержащейся в них информации;
в/ организация осмысления учащимися жизненного пути, личностных черт величайших фигур отечественной и мировой истории и культуры;
г/ использования в учебниках персонажей-носителей внятного образцово-личностного отношения к окружающему миру [там же, 7].
Главным и обязательным для всех новых учебников, по мнению участников дискуссий, должно стать то, что они должны подавать ученикам глубоко содержательные художественные тексты, которые относятся к истинных духовных достижений украинской культуры, высокую эстетическую и нравственно-этическую стоимость, пробуждают и воспитывают у учащихся глубокие патриотические чувства. Кроме того, было заявлено мнение о вариативность учебников по литературе.
Во время дискуссий выдвинута идея "учебника-практикума", который не давал бы исчерпывающие сведения о тексте, теоретические знания, всеобъемлющий анализ произведений и тому подобное, чтобы в нем были "вопросы и задания, расположенные в соответствии с читательским опытом: от первого эмоционального восприятия художественного текста к его осмысления и анализа, сопоставления с текстами других произведений, до выяснения его литературного значения" [31, 3].
Авторы идеи этого учебника считают уместным назвать его практикумом, поскольку ученикам предлагается разветвленная система вопросов, заданий, рекомендации по их выполнению. Ведущими считаются такие, которые помогают понять взгляды критиков и литературоведов на то или иное произведение, побуждают школьников к поиску собственных решений, приучают работать с первоисточниками, приобретая знания, дают возможность учащимся вести диалог с писателем, с критиком. Основным достижением такого учебника авторы не без оснований считают то, что "выполнение каждого задания требует работы с текстом, поэтому говорить о произведении, не прочитав его, будет невозможным" [там же, 4].
Такой подход к учебника свидетельствует о преемственности плодотворных идей О.Дорошкевича, который еще в нач. 20-х гг. прошлого века отстаивал учебную книгу не как вместилище ответов на все вопросы, когда художественное произведение и ученические студии вокруг него делаются ненужными, а именно как руководство к познавательной деятельности школьника. Подобный учебное пособие учит учеников самостоятельно мыслить и искать собственные ответы на проблемы литературы.
Стоит остановиться на практических достижениях отдельных авторов-составителей современной учебной книги по литературе, в частности донецкого учителя-методиста Г.Бойка, который до своего пособия для учащихся 10 класса "Литература - учебник жизни" (Донецк, 2002 г.) подзаголовком выбрал такое существенное уточнение жанра: "Задания для самостоятельной деятельности на уроках и дома". Этим обозначено издание пособия, которое призвано не давать готовые ответы на разнообразные литературные проблемы, а учит добывать их в процесс творческого сотрудничества ученика с учителем и самостоятельной работы самого ученика.
Задачи в пособии делится на два типа - основного уровня (СОЖ) и творческие (ТС). Их можно компоновать в зависимости от уровня восприятия учащимися художественного произведения. СОЖ и ТС направлены на развитие ассоциативного мышления, помогают проникнуть в структуру произведения, формируют образное мышление. Задачи к темам заключен таким образом, чтобы каждый старшеклассник мог успешно подготовиться к детальному рассмотрению словесной формы произведения, проанализировать содержание, выделить ключевые фразы, заполнить опорные конспекты.
Отдельно в пособии предоставляются консультации и предлагаются задачи по стилистике, которые используются во время подготовки к написанию изложений и сочинений.
Структура каждой темы имеет такое содержание:
1. Интересная информация о писателе и его произведения, оригинальные мнения критиков и литературоведов.
2. Опорные конспекты (биография, анализ художественных произведений, особенности индивидуального стиля).
3. Задания для самостоятельных и итоговых работ.
4. Материал для уроков развития связной речи и уроков словесности.
5. Консультации по стилистике и теории литературы.
6. Образцы ученических изложений и сочинений.
7. Оригинальные разработки логических схем для подготовки к написанию различных творческих работ.
Опорные конспекты, которые подаются в пособии для активизации учебной деятельности учащихся, могут вызвать у методистов некоторые сомнения из-за того, что такое средство не набрал широкого применения в методике литературы. Все же отметим, что поиск стоит риска, иначе школу ждет застой.
В пособие введен ряд интересных задач и вопросов, в частности такие, которые касаются активных форм обучения. Приведем несколько примеров:
"Оказывается, песни имеют все народы на планете, однако думы умеют составлять только в Украине. Содержанием думы очень подобные исторических песен, а исполнением - до причитаний, плачей.
Закончить мысль: думы - это казацкие псалмы...";
"Иван Франко в поэме "Моисей", возможно, хотел дать свои заповеди народа Украины. Какие, по твоему мнению, из них самые главные?
1. Поиски самого себя и вера в свои силы.
2. Люби свою землю, а не ищи рая в чужих странах.
3. Нет обетованной земле, а рай на земле - это прогресс, движение, это борьба за утверждение духовных ценностей и др.";
"Краткость - сестра таланта". Докажите или опровергните это мнение, опираясь и творчество в. Стефаника";
"Написать официальное обвинение по делу Никанора Крутоноженка (использовать выражения, характерные для судебных дел)".
Близкими к идеям О.Дорошкевича и современного педагога Г.Бойка есть учебники по украинской литературе Є.М.Кучеренко, А.Й.Гуменецької и О.П.Гончар "Украинская литература. 5 класс" (Львов, 1992 г.) и известного львовского педагога М. Зваричевської "Украинская литература. 5 класс".
Обе книги предлагают интересные, часто необычные задачи, поражают богатством дидактического аппарата и нетрадиционными критико-публицистическими статьями.
По поводу издания львовских учебников литературы и других учебных книг добавим, что традиции учебников наконец возвращаются в древнюю галицкую столицу, которая еще с середины XIX в. обогащала украинскую школу новейшими книгами.
Обзор современной зарубежной и отечественной образовательной прессы позволяет сделать вывод об актуальности компьютерных технологий на занятиях по всем учебным дисциплинам. Исследователь этой проблемы Б.С. Гершунский обобщает: "В многочисленных публикациях как в нашей стране, так и за рубежом отмечается, что компьютер может быть использован при изучении как естественных, так и гуманитарных дисциплин для решения самых разнообразных учебных задач: выполнения вычислительных операций, анализа результатов учебных экспериментов, построения и интерпретации математических моделей физических, химических и других явлений и процессов. Он может выполнять функции информационной системы, банка данных, автоматизированного справочника" [32, 302]. Не секрет, что основная часть школ в европейских странах и США перешла к компьютерным технологиям обучения, в том числе и в области изучения художественной литературы, создание электронных учебников и т.д.
Б.С.Гершунський, как и другие исследователи компьютерных технологий на уроках в школе [33], пришел к важным выводам относительно методики применения компьютера в обучении.
Поскольку внедрение электронных технологий носит пока экспериментальный характер, а наука и школьная практика еще не обладают достаточными данными о последствиях таких технологий, то возникает ряд проблем методологического и методического характера.
Прежде всего исследователи предостерегают от переоценки роли компьютера в обучении, отстаивают идею его вспомогательной функции и педагогической целесообразности, соответствия современным требованиям к парадигмы личностно-созидательного образования. По мнению ученых, компьютер не может стать равноценным посредником между учителем и учеником. При этом главная роль в обучении будет оставаться за учителем, носителем гуманистической педагогики.
Нужно отметить, что на некоторых предметах - информатика и иностранные языки - уже активно используются достижения новейших электронных технологий. В то же время украинская литература, как школьный предмет, по разным объективным и субъективным причинам чрезвычайно медленно делает шаги к использованию компьютерных технологий. Если открыть аннотированный сборник учебных компьютерных программ харьковских педагогов В.Е.Лунячека, Т.В.Дрож-жиної, О.Г. Жабіної "Компьютерные учебные программы", увидим всего несколько программ по украинской словесности и то только одного производителя этой важной учебной продукции - Хмельницкого УВК№2. Есть также единичные сайты с учебным материалом в украинских поисковых системах Интернет.
Авторы "Компьютерных учебных программ" собрали информацию о наличии электронных продуктов в выданных учебников почти по всем школьным предметам, подали комментарии о наличии или отсутствии электронных наработок.
Отметим, что описание программного обеспечения русского языка, места нахождения и способа приобретения электронных программ по этому предмету занял 18 страниц. Продуцентами российских электронных программ на различных электронных носителях авторами пособия указываются исключительно производители России. В Украине еще не налажено централизованное государственное производство программного обеспечения, например, в названном сборнике читаем:
"Украинская литература.
6 класс (68 часов)
Учебник: Бандура А.Н., Кучеренко Є.М.Українська литература.
Учебные программы на момент издания книги авторами не обнаружены" [34, 17].
Нашли харьковские педагоги лишь отдельные электронные версии некоторых підручникових тем. Так, в частности, они указывают, что до учебника Б.Степанишина "Украинская литература" разработана лишь одна обучающая электронная программа к одной теме: "Литературные процессы конца XVIII-первых десятилетий XIX в." - Тест из произведений и. Котляревского (Хмельницкий УВК№2) [там же, 17].
Фактически только отдельные темы учебников по литературе разработаны Хмельницким НПК№2, но без указаний на место нахождения разработанных электронных версий и возможностей приобрести их или хотя бы ознакомиться с ними.
Процесс компьютеризации изучения украинской литературы, как и языка, находится вне поля зрения руководителей образовательных столичного и местного уровней.
Единственное, чем оправдываются сегодня руководители образования, - это открытием компьютерных классов в школах исключительно с целью повышения компьютерной грамотности учащихся. Но такие знания и умения, к сожалению, никак не реализуются на уроках литературы в школах Украины.
Не разрабатываются в Украине и электронные учебники по литературе. Правда, в 2002 г. силами студентов Киевского национального университета создан электронный учебник из современного украинского языка. Он находится на сайте Киевского национального университете и доступен всем желающим, кто имеет возможность войти в сеть Интернет [35].
Ситуация с внедрением электронных продуктов на уроках украинской литературы свидетельствует о полном нерешенность проблемы компьютеризации такого важного учебного предмета, как украинская литература, а также, по нашему мнению, об острой необходимости образовательным общественным фондам и в первую очередь государству начать работу в этом направлении.
Политические изменения в Украине с началом 90-х гг., положительные достижения в этой области образования в предыдущие десятилетия требуют дальнейшего совершенствования учебной книги по литературе с учетом демократических тенденций в нашем обществе, его гуманизации на основе национальных и общечеловеческих идеалов.
|
|