СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО
«То, что вдохновенно творил хода» (идейно-художественный анализ стихотворения «Прохожий». Симоненко)
С давних времен считалось неписаным законом: только поэтам Бог даровал право быть представителями родного народа.
Таким голосом нации был и остается в своих стихах Василий Симоненко. В эпоху хрущевской оттепели он поверил в торжество правды, свободы и демократии, свободно вдохнул так необходимого художнику озона, и судьба была немилосердной...
«В прошлое воскресенье мы были в Одессе... Фактически нам запретили выступить на Шевченковском вечере. Получается, Тараса некоторые боятся до сих пор. Обыватели от революции», - писал поэт 6 июля 1963 года.
В Украине начинался печально известный период «завинчивания гаек» в литературе, в культуре с помощью безотказного инструмента под названием «национализм».
К сожалению, Василий Симоненко болезненно ощутил и быстро осознал, что за оттепелью не всегда приходит весна обновления общественной жизни и творчества, но смириться не захотел.
Лучше всего воссоздать личность поэта смог сам Василий Симоненко в образе своего лирического героя из стихотворения «Прохожий»:
Как он шел! Струилась дорога, Даль в жадные глаза текла. Не просто шли - Пели ноги, И тишина музыку берегла.
За аллегорией ходы прохожего мы можем увидеть всю дерзновение эйфорию революционной перестройки общественной и духовной жизни начала 60-х годов XX века в СССР: это и легендарный взлет в космос Юрия Гагарина, и съемки фильма века «Тени забытых предков» С. Параджановым и Ю. Ильенко, и напечатаны романы «Человек и оружие» О. Гончара, «Правда и кривда» М. Стельмаха, поэзия «шестидесятников» в «Литературной Украине» и «Литературной газете»...
Этот романтический максимализм своих соотечественников, что пополнили ряды окрыленной свободой юные, Василий Симоненко сравнивает с выходом на орбиту новых планет:
Как он шел!
Очарованный миром,
Вдохновенно и мудро творил хода -
Так новые планеты грядут орбиты
С безумной радостью на виду!
С безумным счастьем и смехом горячим,
С гимном вулканним без музыки и слов!
И увидел толпу эту хода? Наряду с индивидуальностями являются не только народ, но и толпа. Это он, толпа, наступает на горячее сердце Данко, «чтобы чего не случилось», это он, народ, живет низким, бездуховным жизнью:
И никто не видел,
И никто от красоты в обморок не упал.
В землю полускану втюпився каждый,
Глаза в пыли бездумно волок...
У человека, который идет непроторенною дорогой, много «камней» на пути. Такое камни по дороге на Голгофу постигло и судьбу поэта, который записывает в дневнике как раз в год написания стихотворения «Прохожий» 3 сентября 1963 года: «Друзья мои притихли, о них не слышно и слова. Печатные органы стали еще бездарнішими и дерзкими... Каждый лакей делает, что ему вздумается... В апреле были сняты мои стихи в «Смене», зарезанные в «Октябре», потом поступили тыквы из «Днепра» и «Отечества». Ай, ай, ай весело! Все мы под прессом. Так оно надо ради прогресса».
Оттепель кончилась. И он творит! А только Василий Симоненко? В осаде политического недоверия находятся все сознательные украинцы, что творили украинскую литературу: и Лина Костенко, которой посвящено это стихотворение, и М. Лукаш и Г. Кочур, как переводчики открывали для украинского читателя страницы мировой поэзии.
Думали ли они о толпу, что судить их смелость, вдохновение, романтический максимализм? Упреки о том, что «зарвавшихся», «много себе позволили» звучали со всех сторон: - Надо смотреть вот под ноги, Так можно голову потерять... Нет, творческая интеллигенция думала о слово правды, которое донесет своему народу, о надежде на свободное счастливое будущее: ' А он снова уходил. И смотрел прямо. И снова Вдохновенно творил ходу!
Хочется, чтобы и о моей жизни восторженно сказали: «Как он шел!»
|
|