Легенди. басни. пьесы
Пьесы
Пьеса - это произведение, предназначенное для постановки на сцене. Содержание пьесы передается с помощью разговоров персонажей - действующих лиц. Примечания автора относительно их внешности и поведения, а также относительно обстоятельств действия подаются в скобках или отдельными строками. Такие примечания называются ремарками.
Пьеса, в которой много сказочного, называется пьесой-сказкой.
ЛЕСЯ МОВЧУН
Леся Мовчун - талантливый автор стихов, пьес, сказок и рассказов для детей.
Задолго до первого класса, будущая писательница научилась читать и писать. С тех пор книги стали ее самым большим увлечением. Имела Леся любила стихи Стельмаха, Павлычко, Воронько, юморески Глазового и Олейника, украинские сказки и сказки народов мира, рассказы Нестайко и Носова.
ОРЕХОВЫЕ ПРИНЦЕССЫ
По мотивам английской народной сказки (Отрывок)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Сказочник, Внук, Джоан, Николь, Мачеха, Волшебница, Фея 1, Фея 2, Слуги, Эльфы, Феи.
Сцена 1
Внук. Дед, а можно послушать сказку?
Позволь!
Сказочник. Что же, расскажу.
Жил на свете Король.
Дочь имел - яснооку Джоан.
Красота ее неподвластна словам!
Только вот, как ведется,
ниточка счастья то вьется, то рвется.
Умерла у них Королева-мама.
Год в скорби прошло. - Оженюся! -
решил мудрый Король. И в покои
Другая жена вошла с дочерью.
Юную принцессу все звали Николь.
Дочкой признал ее сам Король!
Внук. Мачеха тоже полюбила Джоан?
Сказочник (качая головой).
Бросила взгляд - и тесно бровям
стало на хмурім лице ее.
Началась потасовка в семье.
Только Джоан и Николь, две сестры,
рады жизни, языков привлекательной игре.
Делят заботы и печаль - до конца.
(Гладит по голове Внука и вздыхает).
Будет печальной сказка эта.
• Попробуй предсказать, как будут развиваться события в дідусевій сказке.
• Прочитай перевод опущенной части пьесы и сравни его со своим вариантом развития событий.
На просьбу мачехи злая волшебница заколдовала Джоан. Лицо девушки превратилось в телячью мордочку. Николь, чтобы спасти Джоан, пошла с ней к другому царству. А там заболел сын Короля. Сестры пообещали вылечить его.
Сказочник. Вот уже и ночь. А что темная и глубокая!
Сестры стоят и спят вполглаза.
Где-то в двенадцать Принц таинственно встал.
Как лунатик с поблідлим лицом,
вышел из дворца - принцессы за ним.
Лесом идут - непроглядно-густой.
Принц в пещеру заходит, а с нее
Эльфы летят и випурхують Феи.
Сцена 7
Э л ь ф ы и Ф е й окружают
П р и н ц а веселым и шумною толпой.
Э л ь ф ы и Ф е й. Нум веселиться! Танцуй до изнеможения!
С радостью в танец ведут тебя ноги!
Николь и Джоан сначала прячутся за деревом, потом заходят в пещеру и причаюються в темном уголке.
Фея 1. Подружко, знаешь мою тайну?
(Шепчет что-то на ухо Феи 2).
Фея 2. Ну и хитренька! Дай цмокну в щечку!
Бедный Принц уже с нами до скончания века?
Фея 1 (показывает яблоко).
Еще открою большую тайну:
только он откусит яблоко это -
станет румяным у него лицо,
взгляд - блестящим, а ум бодрым.
путь на этот бал не вспомнит никогда!
Фея 2 (показывает лорнет1).
Имею и я, милая Фее, секрет:
где-то есть на свете Джоан Джанет ли -
должен лицо свое заслонять,
потому что голова у нее, как у теленка.
Чары снимает этот серебряный лорнет -
пусть только коснется до него Джанет.
1 Лорнет - очки в оправе с ручкой.
Джоан (тихо).
Как же у Фей отобрать то?
Николь (тихо).
Возле пещеры лещина растет.
Выйдем, дорогая, орешков нарвать.
Джоан (лукаво).
Умеем немного и мы хитрить!
Джоан и Николь, нарвав орешков, высыпают полные горсти на землю в пещере, и те катятся под ноги Феи 1 и Феи 2. Обе Феи, пытаясь собрать как можно больше орешков, выпускают из рук яблоко и лорнет. Джоан и Николь поднимают волшебные предметы и бегут из пещеры.
Сказочник (добродушно смеется).
Сообразительные принцессы орешков нарвали.
Такую веремію1 подняли на бали!
Фея 1. Смотри: орехи! Лови, поднимай!
У меня - две горсти.
Фея 2. А у меня нет...
Сказочник. Покинули Феи волшебные сокровища.
Николь (радостно).
Это яблоко - Принцу.
Джоан (подхватывает).
А лорнет - то мне!
С Джоан и с Принца спадают чары.
Сказочник. Седой Король утром думал, что снится
лязг и шум, и смех в комнате.
Радость была неописуемая и большая!
Принц улыбался. Джоан гарнолика -
рядом с Николь, как ясный лучик.
1 Еремея - здесь: возня.
Внук. Дед, дедушка! Вот уже конец?
Сказочник. Да, мой внучек!
Внук. Жаль! Очень мало.
Сказочник. Сказка в жизни долго-долго длилась.
Принц женился на Джоан. А Николь взял за жену могучий Король.
• Названия действующих лиц пьесы-сказки. Где размещен перечень их имен?
• Найди в тексте ремарки. Объясни их роль в произведении.
• Какую сказку рассказал дедушка? Понравилась она внучку? А тебе?
• Что помогло девушкам преодолеть трудности (умение дружить, сообразительность...)?
• Разыграйте сцену из прочитанной пьесы-сказки (на выбор).
Повторы и вспомни
• Прочитай, вставляя опущены слова: Везде, где ее зовут, появляется к людям - светлая, как ... , прозрачная, словно ... , волшебная, как ... . О ком так сказал автор? Почему писатель выбрал именно такие слова?
• Для чего в тексте пьесы нужны ремарки?
• Представь, что смотришь театральную постановку. Как ты думаешь, кто, кроме актеров, причастен к ее созданию?
• Представьте, что готовите спектакль по басне Леонида Глебова «Кузнечик». Продумайте, какими будут костюмы, декорации (живописное оформление места действия на сцене), которыми будут сопровождаться движениями слова персонажей. Разыграйте сказку по ролям.
• Чем басня отличается от пьесы? А чем они похожи?
• Возникало ли у тебя вопрос, как на самом деле зимует кузнечик? К какой литературе следует обратиться, чтобы найти на него ответ?