Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

Легенди. басни. пьесы

 

Пьесы

 

Пьеса - это произведение, предназначенное для постановки на сцене. Содержание пьесы передается с помощью разговоров персонажей - действующих лиц. Примечания автора относительно их внешности и поведения, а также относительно обстоятельств действия подаются в скобках или отдельными строками. Такие примечания называются ремарками.

Пьеса, в которой много сказочного, называется пьесой-сказкой.

 

ЛЕСЯ МОВЧУН

 

Леся Мовчун - талантливый автор стихов, пьес, сказок и рассказов для детей.

Задолго до первого класса, будущая писательница научилась читать и писать. С тех пор книги стали ее самым большим увлечением. Имела Леся любила стихи Стельмаха, Павлычко, Воронько, юморески Глазового и Олейника, украинские сказки и сказки народов мира, рассказы Нестайко и Носова.

 

 

ОРЕХОВЫЕ ПРИНЦЕССЫ

 

По мотивам английской народной сказки (Отрывок)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Сказочник, Внук, Джоан, Николь, Мачеха, Волшебница, Фея 1, Фея 2, Слуги, Эльфы, Феи.

Сцена 1

Внук. Дед, а можно послушать сказку?

Позволь!

Сказочник. Что же, расскажу.

Жил на свете Король.

Дочь имел - яснооку Джоан.

Красота ее неподвластна словам!

Только вот, как ведется,

ниточка счастья то вьется, то рвется.

Умерла у них Королева-мама.

Год в скорби прошло. - Оженюся! -

решил мудрый Король. И в покои

Другая жена вошла с дочерью.

Юную принцессу все звали Николь.

Дочкой признал ее сам Король!

Внук. Мачеха тоже полюбила Джоан?

Сказочник (качая головой).

Бросила взгляд - и тесно бровям

стало на хмурім лице ее.

Началась потасовка в семье.

Только Джоан и Николь, две сестры,

рады жизни, языков привлекательной игре.

Делят заботы и печаль - до конца.

(Гладит по голове Внука и вздыхает).

Будет печальной сказка эта.

• Попробуй предсказать, как будут развиваться события в дідусевій сказке.

• Прочитай перевод опущенной части пьесы и сравни его со своим вариантом развития событий.

На просьбу мачехи злая волшебница заколдовала Джоан. Лицо девушки превратилось в телячью мордочку. Николь, чтобы спасти Джоан, пошла с ней к другому царству. А там заболел сын Короля. Сестры пообещали вылечить его.

Сказочник. Вот уже и ночь. А что темная и глубокая!

Сестры стоят и спят вполглаза.

Где-то в двенадцать Принц таинственно встал.

Как лунатик с поблідлим лицом,

вышел из дворца - принцессы за ним.

Лесом идут - непроглядно-густой.

Принц в пещеру заходит, а с нее

Эльфы летят и випурхують Феи.

Сцена 7

Э л ь ф ы и Ф е й окружают

П р и н ц а веселым и шумною толпой.

Э л ь ф ы и Ф е й. Нум веселиться! Танцуй до изнеможения!

С радостью в танец ведут тебя ноги!

Николь и Джоан сначала прячутся за деревом, потом заходят в пещеру и причаюються в темном уголке.

Фея 1. Подружко, знаешь мою тайну?

(Шепчет что-то на ухо Феи 2).

Фея 2. Ну и хитренька! Дай цмокну в щечку!

Бедный Принц уже с нами до скончания века?

Фея 1 (показывает яблоко).

Еще открою большую тайну:

только он откусит яблоко это -

станет румяным у него лицо,

взгляд - блестящим, а ум бодрым.

путь на этот бал не вспомнит никогда!

Фея 2 (показывает лорнет1).

Имею и я, милая Фее, секрет:

где-то есть на свете Джоан Джанет ли -

должен лицо свое заслонять,

потому что голова у нее, как у теленка.

Чары снимает этот серебряный лорнет -

пусть только коснется до него Джанет.

1 Лорнет - очки в оправе с ручкой.

Джоан (тихо).

Как же у Фей отобрать то?

Николь (тихо).

Возле пещеры лещина растет.

Выйдем, дорогая, орешков нарвать.

Джоан (лукаво).

Умеем немного и мы хитрить!

Джоан и Николь, нарвав орешков, высыпают полные горсти на землю в пещере, и те катятся под ноги Феи 1 и Феи 2. Обе Феи, пытаясь собрать как можно больше орешков, выпускают из рук яблоко и лорнет. Джоан и Николь поднимают волшебные предметы и бегут из пещеры.

Сказочник (добродушно смеется).

Сообразительные принцессы орешков нарвали.

Такую веремію1 подняли на бали!

Фея 1. Смотри: орехи! Лови, поднимай!

У меня - две горсти.

Фея 2. А у меня нет...

Сказочник. Покинули Феи волшебные сокровища.

Николь (радостно).

Это яблоко - Принцу.

Джоан (подхватывает).

А лорнет - то мне!

С Джоан и с Принца спадают чары.

Сказочник. Седой Король утром думал, что снится

лязг и шум, и смех в комнате.

Радость была неописуемая и большая!

Принц улыбался. Джоан гарнолика -

рядом с Николь, как ясный лучик.

1 Еремея - здесь: возня.

Внук. Дед, дедушка! Вот уже конец?

Сказочник. Да, мой внучек!

Внук. Жаль! Очень мало.

Сказочник. Сказка в жизни долго-долго длилась.

Принц женился на Джоан. А Николь взял за жену могучий Король.

• Названия действующих лиц пьесы-сказки. Где размещен перечень их имен?

• Найди в тексте ремарки. Объясни их роль в произведении.

• Какую сказку рассказал дедушка? Понравилась она внучку? А тебе?

• Что помогло девушкам преодолеть трудности (умение дружить, сообразительность...)?

• Разыграйте сцену из прочитанной пьесы-сказки (на выбор).

Повторы и вспомни

• Прочитай, вставляя опущены слова: Везде, где ее зовут, появляется к людям - светлая, как ... , прозрачная, словно ... , волшебная, как ... . О ком так сказал автор? Почему писатель выбрал именно такие слова?

• Для чего в тексте пьесы нужны ремарки?

• Представь, что смотришь театральную постановку. Как ты думаешь, кто, кроме актеров, причастен к ее созданию?

• Представьте, что готовите спектакль по басне Леонида Глебова «Кузнечик». Продумайте, какими будут костюмы, декорации (живописное оформление места действия на сцене), которыми будут сопровождаться движениями слова персонажей. Разыграйте сказку по ролям.

• Чем басня отличается от пьесы? А чем они похожи?

• Возникало ли у тебя вопрос, как на самом деле зимует кузнечик? К какой литературе следует обратиться, чтобы найти на него ответ?