Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВЛАДИМИР ВИННИЧЕНКО
Рассказ Владимира Винниченко для детей и методика их изучения на уроках внеклассного чтения и во внеурочное время



 
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
Жизненный и творческий путь Винниченко прозаика и драматурга
Конспект урока внеклассного чтения для 6-го класса
Внеклассное мероприятие на тему:
"Грани таланта Владимира Винниченко."
ВЫВОДЫ
Список использованных источников
ВСТУПЛЕНИЕ

 

После провозглашения Украины независимым государством в украинской литературе стало появляться много новых имен. Одним из них является имя Владимира Кирилловича Винниченко. Еще в 1909 году Михаил Коцюбинский писал: "Кого у нас читают? Винниченко. О ком везде идут разговоры, как только дело касается литературы? Вновь Винниченко. [25;7] " Иван Франко по праву считал Винниченко "самым ярким талантов начинающих". Леся Украинка писала о молодом Винниченко: "Бесталанный не может случайно обнаружить то, чего у него нет. Только талант мог создать такие живые фигуры, эти естественные диалоги и, особенно, эту широкую яркую картину".[25;9]

Более пятидесяти лет нас убеждали, что мы не имеем этого гения. И "все возвращается на круги своя"... И сегодня мы убеждаемся в этом. Ведь после длительного забвения имя Владимира Винниченко, его творческое наследие вновь привлекают к себе внимание.

Постепенно пьесы Винниченко завоевывают зрителей Украины. Его произведения заносят в школьных программ по украинской литературе, политическую и общественную деятельность изучают на уроках истории Украины.

Представление пор литературное творчество Винниченко будет не полным, если не прочитать его рассказов о детях и для детей, не определить их место в литературном наследии писателя. С любовью, в полную силу своего таланта писал по детей, об их чистые и высокие мечты, добрые помыслы сердца.

Поэтому нами была выбрана именно такая тема курсовой работы: "Рассказы Винниченко для детей и методика их изучения на уроках украинской литературы и во внеурочное время".

При исследовании данной темы нами было использовано немало публикаций, в частности, таких авторов, как Владимир Панченко, Елена Гнидан, Николай Жулинский, Григорий Костюк, Людмила Демьяновская, Сергей Ефремов и другие.

Цель нашей курсовой работы заключается в том, чтобы на основе анализа научной и методической литературы исследовать жизненный и творческий путь Владимира Винниченко, показать методику изучения детских рассказов на уроках украинской литературы и во внеурочное время.

 
 
 

Жизненный и творческий путь Винниченко прозаика и драматурга.

 

Винниченко появился на свет и рос на юге Украины. В то время это место было столкновением двух стихий - молодой индустрии, могучей цивилизации и горячего казацкого духа, который витал над бескрайними просторами. Парня окружал пестрый мир, и впечатления детства оказались настолько сильными, что позже он так напишет: "Вы представьте себе: я родился в степях. Вы понимаете, хорошо понимаете, что значит "в степях?" Там, прежде всего, нет поспешность. Там люди, например, ездят на волах. Запряжуть в большой, почтенный виз пару волов, возложат надежду на Бога и едут. Волы себе ступают, земля ходит вокруг солнца, планеты творят свой путь, а мужчина лежит на телеге и едет. Немного уснет, немного підкусить, пройдется с плеткой наперед, подождет волов, крикнет задумчиво "эй!" и вновь себе важно уйдет вперед...

А вокруг теплый степь и могилы, все степь и могилы. А над могилами вверху кругами плавают коршуны; временами, как по проводу, в овраг спустится чорногуз, мягко, вальяжно, не хватаясь. Там нет поспешность. Там каждый знает, что сколько не хватайся будет небо, и степь, и могилы. И поэтому человек уходит, не портя крови хапливістю, и наконец приезжает туда, куда ему надо.

Итак, я вырос в тех степях, с теми волами, коршунами, задуманными могилами. Вечерами я слушал, как пели журавли у колодцев в оврагах, а днем ширина степей навевала сумм бескрайности. В тех теплых степях появилась кровь моя и душа моя." [7; 125]

Видимо, с тех бескрайних степных горизонтов черпал Владимир Винниченко величие духа и силу таланта.

Детство Владимира Винниченко частично можно воссоздать по рассказам матери писателя. Говорится в них о наиболее раннюю пору в жизни Винниченко - его первые наклоны, приключения, игры, окружение. Вот, скажем, описание семейного "гнезда" Винниченків: "Маленькая хата, собственная, в которой жила семья, на нижней улице, в Елисаветграде, и где родился Владимир, имела двор и сад. Во дворе здания, маленький павильон, в котором жили две еврейские семьи с детьми, и стоял амбар, где зсипався хлеб и держался конек Мальчик. Были две собаки: Жулька и Кадон". [8; 14]

Неподалеку от родительского дома - река Ингул, валы старой крепости, большой городской сад. Любимые места детских развлечений и игр. "Играли в пуговицы, нитки, запускали голубей, купались в Ингуле, искали птичьи гнезда и сокровища, катались на коньках. Некоторые из тех развлечений были довольно рискованные.

Кое-что из сокровищницы воспоминаний пор собственное детство впоследствии отразится и на страницах прозаических произведений Владимира Винниченко. Рассказы его матери, зафиксированные Розалией Яковлевной Винниченко, дают основания предположить, что в пору своего отрочества Владимир был похож на ... Федька - оборванца из одноименного рассказа, написанного Винниченко где-то в 30-летнем возрасте.

Чем-то он выделялся из среды своих сверстников. Имел очень четкую память. Рано научился читать, - произошло это незаметно для его родных. Возможно, что первым "букварем" для этого были принесены братом Андреем (рабочим типографии) афиши, с которых он играючи, вырезал буквы и клеил на стенку, спрашивая у взрослых, что это за буква.

Соседских детей "держал ... немного в терроре, потому что был очень сильный для своего возраста и волевой, упрямый." [8;14]

Учиться Владимира отдали к народной школы. Школьные премудрости оказались для него несложными. "Будучи от природы до всего интересным, а к тому же еще и талантливым, без особых трудностей он идет первым учеником в течение всего времени обучения в школе. Это в определенной степени рішило его судьбу и на будущее. На его способности обратила внимание учительница народной школы и посоветовала родителям не оставлять парня без дальнейшего образования, а отдать его на науки в некую среднюю школу." [26;146]

Так Владимир вскоре переступил порог Елисаветградской мужской классической гимназии. Елисаветградская мужская гимназия была одним из лучших образовательных центров края. Вместе с другими учениками Владимир Винниченко изучал закон божий, русский, латинский, греческий, немецкий и французский языки, историю, географию, физику, логику, космографию, ходил на уроки гимнастики и пения. Среди преподавателей, которые обучали этих предметов, были талантливые педагоги: математик К. Ю. Кеплеєвич, латинистой П. Д. Дубняков, преподаватель русской словесности М. П. Крыжановский.

Возможно, бегая к народной школы, на улицах возле Ингула встречал малый Владимир тогдашних елисаветградский украинофилов, в деятельности которых проявляла себя народная стихия этого степного края на севере Херсонщины.

Стихия и увлекала и его. Пренебрежение к украинскому, презрение к мужицкого вызвали у него протест. На всю жизнь запомнил, как григорьевский помещик Бодіско бил отца. Одному своему герою Винниченко впоследствии отдаст слова, которые мог бы сказать о себе самом: "Я был болезненно обидчив на критику, на смех из себя." Владимиру не раз замечали, имея в виду его простую одежду и украинский язык, а он той пренебрежительности бросал свой напівхлоп'ячий вызов.

Документа об окончании Елисаветградской гимназии Владимиру Винниченко не выдали.

О годах учебы в гимназии у Владимира Винниченко остались нехорошие воспоминания. Интересно, что и герои Винниченку вспоминают свою гимназическую пору без особого пиетета. Проваленные экзамены, недоразумения с администрацией, незавершенное обучение...

Историю этого противостояния Ю. Тищенко подает в несколько "героїзованому" ключи. "Сознательно или бессознательно, Винниченко остро становился в оборону своего мужицкого происхождения и физически и поведением. Он умышленно подчеркивал то, что происходит из крестьянского рода и сознательно говорил своей украинском языке как с товарищами-гимназистами, так и с учителями. Уже тогда в его мыслях зародилось вопрос; почему же так, что язык, на котором говорят его родители и большинство людей, запрещается или высмеивается. Уже тогда сложилась и та мысль, что это враги народа. Эту мысль еще более утверждали гімназіальні учителя, что просто-таки преследовали его за мужицтво. Уже во втором классе Владимир Винниченко увидел, что из этой борьбы он не может выйти победителем. Он должен был или покориться, отречься от своего языка, перевернуться на господина, или же бросить гимназию. Упорство детская не позволила ему сделать первого, и он оставил науки и ждал, что его увільнять совсем. Но его оставили на второй год. Под влиянием отца и брата он остался в дальнейшем в гимназии. [10.8]

Начались годы упорной борьбы за свои права с учительством. Что дальше, то борьба распространяется, и уже в средних классах гимназии Владимир Винниченко с лучшими товарищами по гимназии, что переходят на его сторону и под его влияние, закладывает кружок, который начинает борьбу за свои человеческие права, как и того, чтобы выступить среди народа и раскрыть ему глаза на все обиды, которые ему оказывают господствующие классы, и повести к борьбе за лучшую долю. Так шло до конца седьмого класса. В сей же время назревает у Владимира Винниченко сила трений с начальством. И после большого спора он ставит ультиматум: чтобы ему выдали свидетельство, что он окончил семь классов гимназии, а также, чтобы выдали документы его без пометок, потому что в те времена начальство, увільняючи ученика, делало часто такие пометки на документах, что парню дальше уже не было возможности учиться.

Начальство, видя влияние Владимира Винниченко на учеников и чтобы избавиться от его, згодилось на такое условие. [26; 145]

Но нужно было продолжать обучение. По документу об образовании Владимир Винниченко отправился в местечко Златополь, расположен не на границе Киевской и Херсонской губерний. Владимир сдает экстерном экзамены в Златопольской гимназии, - затяжной гимназический сюжет пришел, таким образом, до благополучного завершения.

По свидетельству Ю. Тищенко, лето этого года Винниченко провел в странствиях. Уже тогда просыпался его влечение к литературному творчеству, который нуждался жизненных впечатлений и знаний. Стать на несколько месяцев пилигримом Владимир решил, наверное, по примеру Максима Горького: по его "хождение по Руси" известно было многим, а после выхода в свет "Очерков и рассказов" (1898р) слава их автора стремительно росла. Произведения популярного российского писателя, вне всякого сомнения, входили в лектуру молодого Владимира - об этом можно судить из его ранних новелл, на которых явно сказался горьковский влияние.

Но были у него и другие увлечения. Чтение пополнялось произведениями Т. Шевченко, И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного ; рядом в Елисаветграде, жили и работали на культурно-общественные ниве корифеи украинского театра - М. Кропивницкий, братья Тобилевичи... Известные нам произведения (поэма "София", новелла "Народный деятель") Владимир Винниченко писать, имея за образец "Екатерину", "Бурлачку", повести Панаса Мирного...

Первые литературные пробы Владимира Винниченко относятся ко времени его учебы в Елисаветградской гимназии (1899 год, а то и раньше). В ту пору было, в частности, написано поэму "София" (позднее название "Проститутка"). Винниченко пытается завязать творческие контакты с редакцией львовского журнала "Литературно-научный вестник". Но заявил по себе писатель рассказом "Сила и красота": с него, собственно, и начинается литературная биография Владимира Винниченко.

Девятнадцатое столетие закончилось. Украинское национально-культурное движение на рубеже веков резко политизируется. Молодежь уже не удовлетворяется этнографизмом и чисто просветительской работой. Возникают украинские политические партии, которые выдвигают демократические лозунги, заносят в программ идею автономии Украины. Наступает новая эра в жизни будущего писателя.

Путешествие по Украине утвердила желание Винниченко стать образованным мужчиной. Блестяще выдержал экзамен в Златополе, он едет в Киев и поступает на юридический факультет университета.

Молодость, сила, энергия, определенный жизненный опыт не позволяют студенту быть в стороне от тех событий, которые бурно несет ХХ века. Он вступает в украинской студенческой общины, становится членом местной организации Революционной украинской партии, ведет активную пропаганду, пишет многочисленные брошюры, прокламации, листовки.

Через некоторое время в романе "По-своему" Винниченко напишет:

Мы революционеры, националисты,

жертвуем спокойствием, молодостью,

Всем жизнью за идею справедливости,

за желание помочь обиженным

и обездоленным, мы такие гуманные

с людськістю, почему мы такие жестокие

с единицами, почему мы равнодушны

к счастью, даже несчастье,

в небольшой скромной радости

ближайших своих товарищей? Неужели

то правда, что счастье человечества

будет куплено страданиям людей? [26; 150]

Странная это пора в жизни молодого Винниченко. Революционная пропаганда, аресты, тюрьма, солдатские казармы - и в то же время напряженная, лихорадочная литературная робот. "Университеты жизни" дают ему богатый материал для рассказов, которые впоследствии здобудуться на восторженную оценку Ивана Франко ("Голь", "На пристани", "Раб красоты", "Темная сила", "Мое последнее слово", "Умеренное и искренний", "Студент", "Малоросс-европеец", "Записная книжка" и др.).

Война 1914 года застала писателя в Украине. При его непосредственном участии учреждается в Киеве журнал "Колокол". Это был период большой творческой активности художника. Он пишет романы "Завещание родителей", "Записки Курносого Мефистофеля", "Хочу!", "Божки", "Честность с собой", "Равновесие". Пробует свои силы и в драматургии. В творческом активе художника не дилетантские пьесы, а драмы, которые шли на сценах украинских, российских, западноевропейских театров: "Ступени жизни", "Дисгармония", "Великий Молох", "Мементо", "Чужие люди", "Ложь", "Грех", "Закон", "Певческие общества", "Панна Мара", "Черная Пантера и Белый Медведь", "Пригвождени" и другие.

Сборник "Красота сила", "первый триумф" по словам Ивана Франко, имела достойное удлинение - в течение последующего литературного пути наряду с драмами, романсами писатель обращался и к жанрам малой прозы. Рассказы, повести, новеллы составляют едва ли не лучшую часть творческого наследия Винниченко, которая получила высокую оценку И. Франко, Леси Украинки, М. Коцюбинского, М. Грушевского, С. Ефремова, М. Зерова и одержала заслуженную широкую популярность среди читателей.

Талант художника, темперамент оратора, аналитический ум мыслителя, жизненная активность и страстная, кипучая, страстная нрав человека, которому небезразлично, что происходит вокруг, помогали быстро и остро реагировать на актуальные проблемы жизни, давали материал для расширение тематических горизонтов.

Винниченко подобно заботливому врачу, держал руку на пульсе жизни. Темы, герои, ситуации его произведений взяты из бурных лет начала ХХ века.

Разрушение старой жизни, социальные контрасты, нарастание протеста, рождения и формирования новой силы - пролетариата, экономический кризис тогдашнего села, призывает к борьбе за свободу народа, "ступени жизни", психология человека, "дисгармонии" в обществе и душах, "любовь и ненависть, терпение и месть, тоска и мечта, мечта к ясным, свободных, свобод них времен, когда бы душа человека ходила в праздничной одежде, а не лежала обпльована и обезславлена у ворот чужого, сытого, тугого победителя" - вот основное содержание рассказов, новелл, повестей писателя.

О чем бы не писал Винниченко: о горькие мытарства заработок ("На пристани") или о ужасные картины в доме сумасшедших ("Хвостатые"), или по отвергнутых на дно общества лишних людей из адских черных кухонь" (повесть "Голота"), или тюремное существование политических деятелей и заключенных ("что-То больше нас"), или тяжкий путь художника (повесть "Олаф Стензок"), о бедной жизни эмигрантов ("Тайна"), - на всем лежит печать глубокого, жесткого реализма, тонкой психологизации, высокого, действительно, классической художественности.

Лаконичность, искренность, простота композиции, импульсивность и динамичность повествования, умение вложить важную идею и разнообразие событий в небольшие по размеру произведения, широкая панорама характеров, углубленный психологический анализ - все это характерные признаки художественного стиля Винниченко.

Винниченко - психолог вызвал бурную реакцию критиков. Одни называли его "врачом человеческих душ", другие остро осуждали "ковыряния" в потаенных закоулках самого сокровенного.

Писатель устами героев говорил о том, что накипело, что выстрадано. Думая над смыслом жизни, заставлял читателей восхищаться прекрасным и не отворачиваться от безобразного, "собирать мед из чертополоха и роз". Поэтому персонажи Винниченкових произведений не всегда понятны до конца, можно не соглашаться с их поступками, но трудно остаться равнодушными к ним.

Манера его рассказа очень своеобразная, без симпатий и антипатий автора, который обладает талантом строгого наблюдателя и рассказчика. Умение подать окружение и события через восприятие героев поставило Владимира Винниченко в один ряд с теми писателями, пор которых И. Франко писал: "За своими героями они исчезают совсем, а, собственно, переносят себя в их души, смешивают нас видеть мир и людей их глазами". [17;132]

Винниченко хорошо знал жизнь и деятельность социал-демократов. Он одним из первых в украинской литературе изобразил этих людей, которые боролись, шли в тюрьмы, на каторгу, жертвовали жизнью во имя того, что так обще зовется народом". "Студент", "Мое последнее слово", "что-То больше нас", "Цепь", "Работы!", "Глумление", "Виривок из "Воспоминаний", "Секретность", "Рабыни настоящего", "Записная книжка" - рассказы, для которых автор берет сюжеты из жизни украинских революционных сил.

Большой заслугой Владимира Винниченко является то, что революционеры в его описаниях н идеализированные, не трафаретные, шаблонные, а обычные люди, ничем не украшенные. Одинаково правдиво и откровенно идет речь о положительные черты или недостатки. И везде писатель касается вечного болезненного вопроса о соразмерность общественного долга и личной жизни.

Стоит вспомнить конфликт между озверевшей от пожара толпой крестьян и студентом-олигархом (рассказ "Студент"), трагический финал, когда только своей смертью безымянный герой открывает глаза затурканому народа на их настоящих врагов.

Готовность поступиться самым дорогим ради революционных идеалов видим и у Зины из одноименного рассказа. Под угрозой жизни ее жениха, который в тюрьме объявил голодовку. Она едет, чтобы спасти его, но на одной из станций - забастовка железнодорожников. Зная, что каждый час может стать фатальной для Антипа, она, ни минуты не колеблясь, становится на сторону рабочих, помогает им, вселяет веру в победу.

Подобный героизм встречаем и в рассказах "Талисман". Заключенные готовят побег и только "самый маленький, найпослідніший человек" Пиня готов броситься на часового и ценой собственной жизни обеспечить товарищам путь на волю.

Такие люди "имели в груди красные жгучие угольки", сгорали в огне борьбы, зажигая пламя веры в сердцах других людей.

Нельзя спокойно читать и о наймитов, на чьих "лицах видно нужду и горе", "повимокали от пота и слез", в которых "понадималися жили от труда". Ярким примером этому является повесть "Голь".

Боль и сочувствие вызывают и рассказы о заробитчан, которых "выдавливает из себя село", которые "больше нужны ему" ("Возле машины", "Раб красоты", "Кто враг?", "На пристани"), с особым вниманием автор останавливается на судьбе таких людей.

"Страшный голос нужды" и железная рука голода толкает несчастных до преступления, до потери человеческого достоинства. Рассказ "Голод": трое крестьян, доведенных нищетой до отчаяния, пытаются украсть на железной дороге зерно. Опухшие с голода "еспорпіятори" попадают в руки жандарма и пьяных офицеров, которые решили устроить себе "развлечение" - и односельчане за барские деньги бьют друг друга.

Такие картины - приговор тем, кто издевается и висотує жили с людей, превращая их в рабов.

В "Дневнике" Винниченко вспоминает, что "с детства, с того времени, как помещик Бодіско бил моего отца у себя в экономии, как обманул его, как визискував, как выгнал в землянку в поле, где я пас стадо, с того момента он стал ненавистником социального эксплуатации" и "Бодісок всякого сорта". [17; 134]

Винниченко срывает маску с либерального дворянства, показывает его коварство, ханжість и реакционную суть.

"Прозаик божьей милостью", как называли Винниченко, имел еще и незаурядный талант драматурга.

Видимо метко с тогдашней критики Винниченко - драматурга оценил Г. Хоткевич: "Сильный талант, то, что он пишет, невыдержанное, негармоничное, корявое, но прочное и колоритное". [17; 141]. В драмах Винниченко - вся Украина, но его мысли выходят далеко за пределы национального. И как прозаик, и как драматург он был среди тех художников, которые стремились поднять национальную культуру до самого высокого мирового уровня.

Как драматург Владимир Винниченко работал без устали (более 20 пьес за 23 года творчества), обращаясь к новым темам и проблемам, не освоенных еще украинским театром и выясняя их новой драматургической языке.

Уже с 1909 года пьесы Винниченко были в репертуаре украинских и российских театров, а впоследствии "Черная Пантера и Белый Медведь", "Ложь", "Грех", долгое время не сходили со сцены Берлина, Дрездена, Лейпцига, Рима.

А на родине писателя из всего творческого наследия именно драматургия больше всего подвергалась критике: от восхищения и гордости, "что в лице Винниченко мы, украинцы, выходим на мировую арену", до полного отрицания роли его модерно-психологической драмы в формировании нового украинского театра. Одни чувствовали, что пьесы Винниченко "открывали ХХ век" украинской драматургии, а другие видели в этих же пьесах только "копание в психике".

Драмы Владимира Винниченко - это стихия, бунт, вызов самой жизни. Смелостью тематики (сознание и инстинкты, мораль и половые проблемы, честь и предательство) драматург часто, по мнению критики, выходил за пределы дозволенного. Руководствуясь своим известным принципом "честности с собой", как и знаменитым высказыванием Шопенгауэра: "Философу, как и поэту, мораль не должна закрывать правды", Винниченко поднимает завес, проникает в самые потаенные хранилища психологии и проводит эксперименты на человеческой душе.

Героем его пьес становится новый общественный тип интеллигента, фон действия - двадцатый век, с его социальными конфликтами и моральными противоречиями. Поиски "правды жизни" и "новой морали" не является новацией, это норма для произведений любого европейского писателя.

Особое место среди драматических произведений Владимира Винниченко принадлежит драме на четыре действия "Черная Пантера и Белый Медведь", - произведению, в котором поднимаются проблемы искусства в его соотношении с жизнью.

Герои произведения - художник Корней Каневич (Белый Медведь), его небольшая семья: жена Рита - Черная Пантера, мать, сын - младенец и богемное окружение их - "художники, их любовницы и модели", - как сказано в ремарке.

Талантливый художник Каневич не утвердил себя пока еще должным образом; полотно, которое должно засвидетельствовать его талант, еще несозданное; так и живет семья за границей, в Париже, занимая большое ателье, где отец пишет картину для осеннего парижского Салона. Семья принимает непосредственное участие в творческом процессе: Рита с малым Лесиком позирует для полотна "Мадонна с младенцем".

Среди богемного шума, споров об искусстве и художниках начинает уже с первого действия звучать тревожная нота: Лесик заболел, вся работа Корнея под вопросом.

Безтактна грубость, нежелание проникнуться интересами и чувствами мужа, уколоть или ударить якнайдошкульніше отнюдь не оправдываются переживанием за здоровье ребенка; все это черты той самой породы, которая берет свое начало от знаменитых Солох, Палажок и Парасок; можно сказать, черты определенного национального типа. А чего стоит сварливе вымогательство денег на лекарства именно в тот момент, когда человек взялся за кисть! И все это - вовсе не от нелюбви к Корнея, скорее наоборот: это понятно, хотя и грубо выраженное желание сосредоточить все его внимание и чувства на себе, подогреть их, довести до кипения...

Конфликт между супругами обостряется и набирает еще более уродливых рис - в нем борьба самолюбий и воль, желание каждого поставить себя, свою правоту выше - жесткая и сокрушительная война, в водовороте которой погибает и ребенок, и художественный шедевр отца, и именно жизнь супругов - все. Недаром Корней в этой борьбе постепенно теряет доверие к жене, к ее предостережениям и воспринимает их лишь как проявления самолюбия и эгоизма; теряет разумные ориентиры в жизни и Рита, которая делает немало злых глупостей. В конце вся его этика в отношении мужчины выливается в желание совершить ему на зло. Злостно, эгоистично, безобразно они соревнуются друг с другом даже над трупом ребенка, теряя реальное ощущение того, что происходит; Рита, чтобы не роз'єднався их тріумфіат ("Мы трое - равно!") убивает в минуту тяжкого страдания не только себя, но и его, более того - уничтожает его картину.

В пьесе побеждают не теории, а опять же природа (естественные чувства любви к семье, к ребенку - этих извечных жизненных основ). Даже Искусство - настоящее, большое Искусство - не может существовать в полярном холоде себялюбия, без тепла, без связи родных душ.

Драматургия Винниченко отличается остротой проблем, глубиной психологических экскурсов, отсутствием шаблонности, образным мышлением, неореалістичними тенденциями, модерном, символизмом, "новыми горизонтами" и "небесами", из которых зритель имеет возможность проникать в глубины мира подсознания.

Каждая пьеса Владимира Винниченко скрывает в себе загадку, которую невозможно разгадать, "расшифровать код" до конца. Поэтому, мы убеждены, у каждого, кто всерьез задумается над сутью пьес Винниченко, возникнет свое восприятие их.

Революция 1917 года. Винниченко вместе с Грушевским возглавляет правительство Украинской Народной Республики. Он становится заместителем председателя Центрального Совета и председателем их генерального секретариата - автономного правительства Украины, а с 1918 по 1919 год возглавляет Директорию.

"Без сомнений и колебаний врывается энергичный первый министр Украины в неистовое безумие уже легального политического жизни, борясь собственным самопожертвованием первые гаранты культурного возрождения на основе свобод и прав суверенной нации [15; 123].

Легкой, спокойной жизни не имел Винниченко. От банальных мелочей (покупка столов и стульев для Секретариата), ежедневной суеты сует (прием представителей Временного правительства, встречи с иностранными журналистами, переговоры с рабочими и солдатскими депутаціями; выслушивание жалоб, бесконечные правительственные заседания); телефонных и письменных угроз расправиться с "ерничанье единого русского народа украинством" вплоть до четырех Универсалов - такая амплитуда работы Винниченко в Центральной Раде. Падая от изнеможения, "прокручивая" в памяти события дня, Винниченко часто спрашивал себя: "Какая сила руководит этими действиями? Честолюбие? Желание казаться ценным, лучшим в глазах других? Или взбудораженный до экстаза, до самозабвения инстинкт, та тайная огромное руководящая сила, которая руководит людськістю, не нуждаясь для этого ни в сознании людей, ни желания их на то? Или физиологическая, заложена в нервах любовь к тому, с чем росло мое детство, что лелеяла моя юношеская мысль, что прокладало в мозгу моем глубокие, нестираючі следы?" [10;19].

Однозначного ответа Винниченко не имел. Может, одна из этих сил, а может, и все вместе? Но одно он знал твердо: свободу - сокровище, к которому тянулась душа долгих поколений, непременно надо брать. "Разбиты двери страшных пустых погребов. В тех погребах веками пряталось наше золото. Можно брать его, можно выносить на свет и раздавать обокраденным. Целые кучи лежат под нашими ногами. Бери, сколько хочешь. Но есть же в нас столько силы, чтобы сразу поднять все это добро? Есть столько рук, чтобы поставить их возле той тяжелой работы?" [10;20].

Опять сомнения, тревога, стыд: а если не преподнесем? Если снова придется спрятать это сокровище? Возрождение национальной государственности - тяжелая и страшная вещь. Нужно сверхчеловеческих усилий, отчаяния, гнева и смеха, чтобы заложить подвалы дома, в котором удобно и свободно будут жить потомки.

Владимир Винниченко, для которого свобода и счастье народа Украины были его собственными свободой счастьем. Делал все, что мог, не жалея сил. В "Дневнике" (книга 8, запись от 14.Х.1919) он пишет, что готов "на все жертвы, даже на смерть, чтобы только спасти украинскую нацию от распятия". [17;129]

Понятно, что в бурные годы муза писателя должна уступить место политике: 1918 года появилась в свет драма "Между двух сил", а в эмиграции в Вене в течение года он пишет трехтомный труд "Возрождение нации", которую с полным правом можно называть самым объективным зеркалом тех событий.

В феврале 1925 года Владимир Кириллович и Розалия Яковлевна переехали в Париж. В многолюдном Париже, как и Прага, в те годы был одним из крупнейших центров украинской эмиграции, Винниченко явно чувствовал себя одиноко. Имел непростой характер, да и от "эмигрантской богини - пустяковой пльотниці, мелко жестокой, язвительной злой бабы" (как выразился писатель в своем "Дневнике") хотелось убежать подальше.

В это время Винниченко интенсивно обдумывает и формирует новые для себя философско-этические принципы. Его интересуют Эпикур и Вольтер, философы Гюйо и Гипотеза, психологи Вундт и Лебоне. Винниченко все больше захватывают проекты устроения жизни на началах гармонии. Он пишет трактаты "Счастье" и "Письма к юноше", в которых обосновывает принципы простоты и естественности человеческой жизни. Винниченко принимает как аксиому взгляд, что человечество стремится к счастью. Он утверждает: "Единственное, что имеем право констатировать с абсолютной уверенностью, это же не смотря на всякие наши теоретические различия, мы все (хотим того или не хотим) должны подлежать закону стремление к счастью." [20; 141]

Мы не говорим: счастье есть богатство, слава, добродетель, любовь, долг, семья, нирвана, то есть владение какой-то одной или даже несколькими ценностями - силами. Ни материальные, ни духовные ценности, ни каждая в частности, ни даже все вместе еще не дают долгой постоянной радости жизни, то есть счастье. Имея и богатство, и славу, и здоровья, и добродетели, и власть, и все, что хоть, имея время и большие наслаждения от них, счастье все же можно не иметь, и можно быть несчастным. Жизнь полна доказательств этому. Чего же оно так? Того, что никаких человеческих, моральных твердых, а слишком вечных ценностей нет. Добро и зло, как волны на воде, переливаются одно в другое. То, что только что было добром, через минуту становится злом. Что для одного счастье, то для другого ерунда. Другими словами, любая человеческая моральная ценность относительная. Следовательно, искать такой абсолютной вещи, как счастье, надо в чем-то постоянном, надежном. А таким является закон согласованного взаимоотношения элементов бытия. То есть: какие бы изменения не происходили в вещах, в наших ценностях, то ли физических, духовных, взаимоотношение между этими вещами остается постоянным, вечным, как вечные законы природы на земле. Богатство, сила, здоровье, любовь отдельности, ни даже все вместе, когда они не согласованы с собой, счастья не дают. Только действующее равновесие этих ценностей и согласованность их между собой и с силами наружу нас дает то состояние, которое мы можем с полным правом назвать счастьем. [20;143]

Тяжелые времена наступили для Винниченко. Его пьесы сошли со сцен театров, на Украине больше не выдавали его произведений, а те, что были выданы ранее, изымались из библиотек.

В конце концов Винниченко находит на берегу Средиземного моря, за тысячу километров от Парижа, полуразрушенную ферму, покупает ее и переезжает с Розалией Яковлевной на новое место. Семнадцать лет в Мужене, в "Закутке" (так писатель назвал свою усадьбу) - особая эпоха в его судьбе. Все болезненнее ощущается изолированность и покинутость. Наступает решительная переоценка общественных, моральных и политических ценностей.

Винниченко отчаивается в возможности хирургическими средствами укрепить общественные отношения и приблизить людей к счастью. Революции оставляют в истории человечества кровавый след. Противостояние же между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком приобретает такие формы, что это начинает угрожать уничтожением самой цивилизации. Как выйти из этого тупика? Вот главный вопрос, над которым задумался муж энский отшельник и чудак Владимир Винниченко. Ища ответа, он обдумывал свои проекты будущего гармоничной жизни. "Лучшей ребенком своей" называл Винниченко большое, в двух томах, философско-социальную работу "Конкордизм". Конкорд - по-французски означает "согласие", "примирение".

Винниченкова труд в основном сосредоточена на двух принципах того, как сделать человечество счастливым. Он предлагает новое разоружение всех наций мира. Далее призывает народы мира принять новую форму социальных отношений, которую он называет "колектократією" (дословно - власть коллектива). Только устранение любых форм наемного труда может обеспечить окончательное устранение угрозы войны.

Идеи конкордизму пронизывают произведения, написанные в Мужене: "Новая заповедь", "Вечный императив", "Слово за тобой, Сталино!", "Лепрозорий".

Годы войны - мертвые годы для Винниченко - писателя. Бесконечная тоска по украине, тяжкий труд на огороде, постоянное чувство голода...

"Пахнуло сегодня Украиной, от какого повествование в "Красном пути", который пересматриваю. Заболела вся душа; таким ноющей, рыдающим болью заболела, что аж сама похолола от страха и удивления. Когда бы за одну неделю пребывания на Украине надо было целый год идти пешком, с восторгом согласился бы. И пошли бы мы вдвоем, и какое было бы счастье!" [15; 103]

Утешением для Винниченко была живопись. Удивительно щедро одаренный человек, Владимир Кириллович для полного самовыражения, или наоборот, в какие-то внутренне критические состояния, для бегства от себя - литератора и политика, - испытывал потребность в общении еще с одной Музой.

Собственно и в писательской манере Винниченко можно заметить острый глаз художника, которое позволяло несколькими штрихами, "маленькими черточками", которые зачастую разбросаны по всему произведению, метко и лаконично обрисовать человека.

Он осваивал опыт европейского модернизма, восхищался Пикассо, который долгое время жил здесь же, в Мужене, Браком и Матиссом.

Наследие Винниченко - художника составляет около сотни картин - пейзажей, натюрмортов, портретов и акварелей. Палитры и кисти он не покидал до самой смерти...

Одиночество и старость все чаще напоминали о себе. Как-то Винниченко записал в "Дневнике": "Ночью, лежа без сна в темноте, определенно кто-то (подсознание?) выдвинул вопрос: а что же ты в конечном счете имел и имеешь от нации, от той нации, которой ты служил всю жизнь? Вот кончилось 70 лет назад жизни, а что ты имеешь? Ты - прежде всего, одинок. Есть отдельные кружки или единицы, которые как бы относятся благосклонно к тебе (да и то выложи им свои важнейшие выводы из твоей жизни, твои так называемые убеждения, твой конкордизм, который ты в таких трудностях выносил, и ты увидишь, как эти поклонники отнесутся к тебе...). а материально ты еще самотніший: ты на конце твоей жизни сушиш себе голову, чем ты будешь жить? Теперь ты уже думаешь, что надо продавать "Закуток", чтобы иметь что кушать... Уже теперь розпитуємось, французы принимают в свои приюты для старых чужаков? А нация что же? А те ее "верные сыны", которых в эмиграции до двух миллионов, как же они смотрят на то, что их "величайший писатель", "литературный гений", "гордость украинского народа", как некоторые зовут его, что он хлопочет о том, чтобы его приняли в приют для старых и увечных? А им что от того? Пусть себе идет, куда хочет." [18; 3]

Такой сложный и противоречивый путь революционера-социалиста Винниченко. Бесспорно, он сказался и на его творчестве, которая в подавляющей своей части стала выдающимся достоянием, одной из вершин украинской литературы первой половины ХХ века.


Конспект урока внеклассного чтения для 6-го класса

 

Тема: "Федько - халамидник" за Владимиром Винниченко.

Цель: учить понимать психологизм произведений Винниченко, воспитывать сочувствие, жалость, чувство справедливости.

Оборудование: портреты писателя, выставка его произведений, иллюстрации.

Ход урока.

И. Организация класса.

II. Сообщение темы, цели и задач урока.

- Темой нашего сегодняшнего урока является рассказ "Федька - оборванец", которое написал Владимир Кириллович Винниченко.

III. Усвоение новых знаний, умений и навыков.

- Перед тем, как перейти к рассмотрению повествование, я хотел бы кое-что рассказать о его авторе. (Демонстрация и рассмотрение портрета Винниченко).

- Высокое светлое чело, глубокий, умный, проницательный взгляд - весь силуэт свидетельствует о титаническую натуру, исполненную силы воли, упорства, энергии и выдержки, но в то же время, доброго и душевного человека. Таким он был в жизни. Узнаем об этом из воспоминаний друзей, знакомых: "Очаровательная улыбка и ласковый взгляд темно-голубых глаз, отінених черными ресницами, делали его внушительную фигуру очень симпатичной и навевали доверие к нему." Фигура Винниченко - неординарное явление в истории Украины. Его творческое наследие составляют более сотни рассказов, пьес, сценариев, публицистических статей, романов. Кроме этого Владимир Винниченко оставил этико-философский труд, дневниковые записи, переписка, около сотни собственных картин - пейзажей, натюрмортов, портретов и акварелей. Кроме того Винниченко известен как выдающийся политический и общественный деятель.

- Сегодня мы с вами рассмотрим рассказ Владимира Винниченко "Федько - халамидник".

- Автор сразу, с первых предложений повествование представляет нам Федька.

- Найдите и прочитайте в тексте описание Федька.

- "Разбойник - халамидник", "словно черт который сидел в парне", "покой был врагом" Федька, с ним "он боролся на каждом месте". Ни одна минута не проходила без затей: парень лазил по крышам, сидел на воротах, выбивал рогаткой стекла, переворачивал кадки с водой, давал порки "закадишним" товарищам, мешал товарищам играть. "Чуб ему стирчком вылез из-под картуза, глаза быстро бегают", "руки в карманы, картуз набекрень, идет не спешит" - вот и весь портрет. Но этого достаточно, чтобы представить колоритную фигуру маленького озорника.

- Представьте себе, что в пору своего детства, по воспоминаниям матери, Владимир Винниченко был похож, на кого бы вы думали?

- Да, в детстве Винниченко был похож на Федю - оборванца. Чем-то он выделялся из среды своих сверстников. Имел необычайно цепкую память. Рано научился читать, - произошло это незаметно для его родных. Соседских детей "держал... немного в терроре, потому что был очень сильный для своего возраста и волевой, упрямый." Чрезвычайно любил свободу, воздух, движение, был гордым, независимым в поступках и решениях, правдолюбцем. [8; 14]

- Итак, этот рассказ можно считать в какой-то степени автобиографическим.

- Мы знаем, что литературные герои обязательно должны быть для нас примерами для подражания, то есть положительными. А как же Федя? Вы скажете, что Федя имеет множество пороков и недостатков. Но читая рассказ дальше, мы можем с уверенностью сказать, что у него есть чему учиться не только детям, но и взрослым. Приведите, пожалуйста, примеры, которые подтверждают это.

(Учащиеся отыскивают соответствующие отрывки, в частности: за выходки отец "воспитывает" малыша ремнем, а он и тут не как все дети ведут себя". Парень терпеливо, без слов и просьб, сносит казнь, а главное - "если бы захотел, то мог бы одбрехатися, но Федя врать не любит" и "не любит товарищей выдавать".)

- Сам отец уважает своего честного, принципиального и откровенного сына.

- А что мы можем сказать о Толю? (Учащиеся отвечают, высказывают свое мнение).

- Так, автор изображает два абсолютно противоположных характера. С одной стороны это "вулишній мальчик" Федя, а с другой "нежная, деликатная, смирная" и "чистенький и аккуратненький" ребенок Толя.

- А какие эпизоды, по вашему мнению, наиболее полно раскрывают противоположность характеров ребят?

(Ученики зачитывают и комментируют отрывок, который рассказывает о переходе Федей весенней реки. Например, от слов "Федя прыгнул на лед..." до слов "... что говорить таком зайдиголові".)

(Дети отмечают отвагу, смелость, упорство, сноровка, бесшабашность, сообразительность малого "сорванца" в неравной борьбе со стихией).

- Зависть по Федину победу и спесь и самоуверенность толкают в ту же борьбу и Толя, и малодуху, слабосилу, холеную ребенка ждет поражение. Найдите, пожалуйста, в тексте и прочитайте этот отрывок.

(Учащиеся находят и зачитывают).

- Приближается трагедия, на берегу - паника и страх взрослых и детей. Федя бросает вызов бурной реке, перепуганной толпе и вызволяет из ледового плена Толя.

- Дети, а что же Толя? Как поблагодарил он Феде?

- Зато Толя даже не пытается помочь вытащить из ледяной воды своего спасителя. Эгоизм, жалость Толи, который только дрожит за собственную шкуру и подло сбрасывает вину на товарища, которому обязан жизнью, - это один внутренний мир. Мужество, сила воли, честность, благородство, порядочность, способность к самопожертвованию, великодушие Федька - это второй.

- Поступок Федька - действительно благородный, не каждый взрослый решится на подобное. Единственный раз в жизни приходится Феде сказать неправду, спасая этим труса Толя. За героизм мальчик расплатился своей жизнью.

Похороны Феди, мальчишки плачут, провожая товарища в последний путь, а Толя наблюдает из окна, ведь "интересно посмотреть, как будут хоронить Федька - оборванца". И уже когда процессия исчезает из вида, Толя "перевернулся на одной ноге и побежал играться с чижиком". А дальше: "Этого чижика он сказал Федьковій матери отдать ему, потому что он выиграл у Феди."

- Как может не взволновать и не смутить душу эти последние авторские слова?!

IV. Систематизация обобщение усвоенных знаний, умений и навыков.

- Сейчас мы разделим повествование на части и составим план

(Учащиеся составляют план).

- А теперь давайте попробуем перевести этот рассказ по плану. (Перечисляют).

V. Итог урока.

- Сегодня мы с вами рассматривали рассказ Владимира Винниченко "Федько - халамидник".

Мне бы хотелось услышать ваши мысли по поводу прочитанного. Какие чувства возникли у вас во время чтения? Что удивило вас? Что понравилось в произведении? Какие мысли навевает вам прочитанное произведение? Чему учит нас рассказ? Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы, делятся своими впечатлениями от прочитанного, вместе с учителем делают вывод рассказа).

VI. Домашнее задание.

- А для домашнего задания я хочу предложить вам написать небольшой рассказ по теме "хотел бы я иметь такого друга, как Федя?" В этой письменной работе выскажите свои соображения не только о Винниченкового героя, но и подумайте над тем, что значат дружба и друзья в вашей жизни.

 

Внеклассное мероприятие на тему:

"Грани таланта Владимира Винниченко."

 

О Владимире Винниченко уже сказано и написано много, и в то же время недостаточно, чтобы познать и постичь умом и сердцем весь его творческий задел. Программы предлагают ознакомить учащихся с произведениями писателя малых жанров. К сожалению, Винниченко-романист, драматург, художник остался вне поля зрения школы. Предложенный сценарий именно имеет целью компенсировать односторонность репрезентации школьной программой творчества художника.

Чтобы заинтересовать учащихся к его проведению, разделим их на группы: исследователи малых жанров и романов; театральные критики; те, кто интересуется живописью (ученики под руководством учителя готовятся заранее).

Цель мероприятия: раскрыть разносторонность творческой натуры Винниченко, широту реализации его духовного потенциала в художественной и публицистической творчества.

Заранее сделаем выставку произведений писателя и исследований о нем.

Мероприятие начнем с показа портрета писателя и вступительного слова учителя.

Владимир Винниченко - человек большого политического темперамента и революционной энергии, талантливый прозаик, драматург, публицист и оригинальный художник. Долго его имя замалчивали в Украине, а в эмиграции часто чернили. "Писателя, творчество которого ознаменовало новое направление развития украинской литературы, слава которого гремела на родной земле почти три десятилетия, было грубо, безжалостно выброшен из пантеона национальной культуры", - уже в наше время отметит М. Жулинский. [15; 97]

Фигура Винниченко - неординарное явление в истории украинского писательства и в истории Украины. Его творческое наследие составляют более ста рассказов, пьес, сценариев, публицистических статей, 14 романов (один незавершенный), а два ("Вечный императив" и "Лепрозорий") до сих пор не напечатаны. Кроме этого, писатель оставил двухтомный этико-философский труд "Конкордизм" (хранится в архиве), почти 13 тысяч дневниковых записей (41 книга) переписки, около стони собственных картин - пейзажей, натюрмортов, портретов, акварелей.

Вот мы и попробуем хотя бы контурно очертить эти грани творческой натуры Винниченко.

План может быть таким:

Рассказы Винниченко - образцы социально-психологической прозы в украинской литературе начала ХХ века

Винниченко - автор 14 интересных романов.

Драматургическое творчество писателя

Винниченко-маляр.

Словесник предоставляет слово исследователям малых жанров и романов.

Ученик 1-й. Анализируя малые жанры и романы Винниченко, мы пришли к выводу, что писатель создал новые образцы социально-психологической прозы в украинской литературе начала ХХ века.

Эпическая литература того времени была представлена прежде всего такими прозаиками, как Стефаник Коцюбинский, Панас Мирный, Нечуй-Левицкий. Каждый из них реалистически изображал жизнь, но "манеры" этого изображения были разные. Иван Франко отметил, что "крупные эпики" (Панас Мирный и другие) всегда стремились "описать, обрисовать такой характер, как он развивается среди такого или иного окружения, новые писатели кладут себе другую задачу. Для них главная вещь - человеческая душа, ее состояние, ее движения в таких или иных обстоятельствах". В этих новых писателей принадлежал и Винниченко, стремился влить свежую кровь в поэтику "старого реализма".

Ученик 2-й. О появлении в литературе сборника рассказов Винниченко "Красота и сила" (1906) И. Франко писал: "... вдруг вынырнуло что-то такое очень решительно, мускулистое и полное темперамента..." Что же нового вынес в развитие эпоса Винниченко, почему его произведения волнуют читателя, интересуют критиков?

Литературовед Игорь Дзеверін считает, что Винниченко в "Красоте и силе" углубляется во внутренний мир человека, чего не хватало произведениям торгово-этнографического характера в украинской реалистической литературе. Обратите внимание на своеобразие стилистики произведения. Перед тем, как подать портрет Матрены, героини повести, автор с нескрываемой иронией говорит: "То была красота, что воспитывается только на Украине, но не такая, как рисуют некоторые из наших писателей. Не было в ней ни "губок, как бутон, красных", ни "что, как полная рожа", и сама она не "вилускувалась, как маков цвет в огороде".

Ученик 3-й. Я хотел бы отметить, что писатель психологически точно воссоздает человеческие чувства, используя для этого точные детали и штрихи, чтобы обрисовать внутреннюю драму Мотре. Особенно большую роль играют в тексте диалоги и монологи. Их Винниченко "оттачивал" филигранно. В диалогах герои сами себя характеризуют, поэтому автору не приходится добавлять что-то от себя. Показательной является самохарактеристика Мотри в сцене драки Андрея и Ильи (ученик читает отрывок, комментирует диалоги).

Учитель. Писатель сам прошел сложные жизненные "университеты", и это дало возможность сказать ему правду об условиях жизни разных слоев общества: бесправных крестьян ("Контрасты", "Голота", "Возле машины", "Кто враг?", "На пристани", "Голод", "Кузь и Грицунь"); солдат ("Борьба", "Мнімий господин", "Честь"); дворянства , интеллигенции, провинциальных актеров ("Помолвлен", "Умеренное" и "искренний", "Малоросс-европеец", "Антрепреньор Гаркун-Задунайский"). Уже этот перечень подтверждает мнение литературоведа А. Ричинского, что "...объемом и разнообразием своей тематики, диапазоном проблем и массой человеческих типов Винниченко, бесспорно, становится на уровне первой европейской литературы".

Писателю упрекали за разболтанности письма, грубоватую, нечистую язык (М. Вороной), "мохнатый и несделанный стиль" (С. Ефремов), за то, что его речь "поплямована великоруськими словами" (Нечуй-Левицкий). Это Дзеверін объясняет тем, что писателю приходилось работать в очень сложных условиях, он вынужден был спешить с работой. Кроме того, нередко Винниченко сознательно прибегал к суржика, несмотря на его распространение в самой жизни справедливым является замечание Михаила Слабошпицкого, что в "рассказы молодого писателя ворвались различные общественные слои и заговорили они именно так, как говорили в реальной жизни, - не изредка до уродства изуродованным языком, что и отличало сплошь безкультурных люмпенов (а их в произведениях Винниченко действительно немало). Одно слово, какова эпоха, такова и речь, такая и правда о ней".

Рассказ - это только небольшая часть творческого наследия Винниченко. Новыми художественными победами стали его романы "Новая заповедь", "Вечный императив", "Залежи золота", "Слово за тобой, Сталино!", "Солнечная машина", повести, пьесы, появившиеся в 20-е - 40-е годы.

Далее на уроке предлагается подготовленные заранее рефератні сообщения учащихся:

1. "Солнечная машина" - новаторское произведение в украинской литературе.

2. "Залежи золота" - социально-детективный роман.

3. Последний роман Винниченко "Слово за тобой, Сталино!"

Подаем материал для сообщения ученика "Залежи золота" - социально-детективный роман".

1926 год. Винниченко с женой в Париже. С Украиной связей почти не имеет. "За то, что люблю ее честно и любви своей н продаю за роскоши, за лакомства несчастные. За это я лишен жизни в ней, за то даже труда своей примістити нигде не могу", - Винниченко записал в дневнике. И вдруг письмо от издательства ДВИЖЕНИЕ, просьба подписать соглашение о сотрудничестве. К писателю возвращается творческий подъем. Идея нового романа "Залежи золота" снова в центре внимания: "Обдумывание романа. Первобытный хаос. Туманные линии фигур и ситуаций. Ядро идеи во мгле..." "Кажется, можно дать название романа "Потерянный рай". Все, вся Европа, си класса и все ее члены тоскуют по тем раем, из которого изгнал их бог войны с огненно-пушечным мечом. Каждый тоскует по той чистотой, невинностью, которая была у него. У каждого и чистота, тот рай были разные, часто враждебные друг к другу, но они были, как таковые, кажется, каждый опять таки скорбит по-своему за утерянным", - читаем в дневниковых заметках.

Над романом, окончательным названием которого станет "Залежи золота", писатель работал с 1925 по октябрь 1927 года. Впоследствии из Харькова, куда Винниченко направил роман, пришла негативная рецензия: "Здесь корит себя целая система нашей жизни, весь идейный смысл наших ведущих мыслей... Про чекистов автор говорит в романе, как о развращенных садистов и тем у него исчерпывается вся их характеристика. Наряду с такой характеристикой типов коммунистов Винниченко подает целый ряд типов белоэмигрантов... которые хоть представляют собой дно эмиграции, и изображены они как люди полнокровные, человечные и хоть своеобразные но моральные.... Словом, эти типы своей человечностью и душевной мягкостью и искренностью просто таки вызывают симпатии и сочувствия". А отсюда вывод: "Наша советская общественность, трудности нашей страны таких "Залежей золота" не примут".

Произведение было напечатано через шестьдесят лет в США, в Украине - лишь в 1991 году.

По жанру "Залежи золота" - социально-детективный роман. Этот жанр утвердился в украинской литературе именно Винниченко ("На ту сторону", "Солнечная машина", "Новая заповедь", "Вечный императив", "Лепрозорий"). Литературовед из диаспоры Григорий Костюк в статье ""О "Залежи золота" отмечает: "Начат Винниченко жанр уже во второй половине 20-х годов нашел своих последователей. Имею в виду Юрия Смоловича ("Фальшивая Мельпомена", "Государство доктора Гальванеско", "Последний Ейждевід"), В. Владка ("Аргонавты мир") и еще несколько других писателей. Но в условиях сталинского соцреализма 30-х годов этот жанр был заморожен: страшным полиций ним детективом стало все жизнь страны "социализма". Лишь в эпоху оттепели 60-е годы этот жанр получил право гражданства. Следовательно, в этом аспекте "Залежи золота", рядом с другими упомянутыми произведениями Винниченко, относятся к первому підмуру социально-детективного жанра в украинской пореволюційній литературе.

В основу романа положена идея символических залежей золота в недрах Украины. Украина - это мировой сокровище духовных и материальных ценностей. О символике залежей золота сказал сам автор: "Не сокровище, а золотые залежи в земле Украины." В романе есть воспоминания, авторские лирические отступления о свою незабываемую родину, философские размышления о современной жизни, патриотизм и мораль. Вот как сообщают в письме о расстреле профессора, изобретателя залежей золота: "Вас там, как и всех нас здесь, поразит смерть М.П. Кублицкого... Века Россия грабила, уничтожала нас, само имя наше украла и спрятала от всего мира... веками она нас... И вся российская демократия... Теперь словно бы ... социализм... М. П, Кублицкий сделал необычайное открытие огромных залежей золота на Украине... Известный чекист гунявий арестовал Кублицкого со всей семьей, забрал все бумаги и вторую ночь расстрелял всех Кублицьких. Теперь бумаги в Чека".

Винниченко стремится осмыслить современную ему действительность на родной земле после 1917 года. Как же действуют "реформаторы" и "осчастливливатели" жизнь народного? Как они управляют людьми?

Учитель. Вы убедились, каким интересным писателем был Винниченко - эпик. Определим характерные признаки его эпического творчества:

- проникновенно анализировал человеческие чувства, подбирал точные психологические штрихи, рисуя внутренний мир героя;

- его рассказу присуще разнообразие тем, мотивов, проблем, человеческих типов;

- роман "Солнечная машина" - это первый в украинской литературе социально-утопический роман (как новаторское произведение в украинской литературе, он до сих пор не потерял своего идейно-эстетического значения);

- "Слово за тобой, Сталино!" - роман идей, роман-памфлет, роман социальной тезисы;

- "Залежи золота" - первое произведение социально-детективного жанра в нашей литературе.

Как видим, этот талантливый художник имел высокий творческий полет, колоссальную работоспособность и всегда стремился быть нужным Украине , ее народу.

Слово предоставляется учащимся (театральным критикам).

Ученик 1-й. Винниченко успешно выступил и в драматургии, которая составляла значительную часть его творчества. В 1920-21 гг. Пьесы драматурга ставились в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Черновцах, Коломые, в театрах Петербурга, Саратова, Самары, тиф лиса, баку. Проблемы сценического воплощения его пьес активно обсуждали с драматургом К. Станиславский, М. Немирович-Данченко, М. Садовский, Г. Юра, М. Заньковецкая.

Лесь Курбас в своем "Молодом театре" осуществил постановку пьес "Базар", "Черная Пантера и Белый Медведь"; при участии режиссера-постановщика Гната Юры в том же театре в 1919 г. Состоялась премьера спектакля по пьесе "Грех"...

Известный литературовед Григорий Костюк отмечает, что с особым успехом в странах западной Европы шли драмы Винниченко "Черная Пантера и Белый Медведь", "Закон", "Ложь". Знаменитая итальянская драматическая актриса Эмма Граматіка наряду с драмами Ибсена, Піранделльо, Метерлинка имела в своем репертуаре и драму Винниченко "Ложь", с которой гастролировала во всех столицах Европы.

Винниченко написал 23 пьесы, стремился "Художественно осваивать острые социально-политические и нравственные проблемы своего времени. О нем как драматурга Вороной писал: "На нашем литературной горизонта является фигура, что уже долгое время привлекает всеобщее внимание. Со стороны одних она вызывает возмущение и брань, со стороны других - искреннее признание и даже энтузиазм; равнодушных нет, у всех она пробуждает глубокий интерес к себе. Это фигура Владимира Винниченко... Он признает обязательными для себя только законы творчества (никаких других!) и творит интуитивно, - мыслит образами, живыми представлениями (символами), не голыми соображениями. И когда он ошибается, то и сами ошибки этой сложной, художественной натуры без сравнения, интереснее, чем ленивые проявления шаблонной мнения большинства.

Ученик 2-й. Драматурга часто и остро критиковали. Однако он продолжал писать драмы. В 1929 году появились его новые пьесы "Над", "Большой секрет" и "Кол-Нідре". Винниченко, по оценке Юрия Смолича, "оригинальной художественной манерой занял по праву место духозгубника новой для украинского театра культуры". Интересна пьеса "Ложь" (1910). В ней автор поднимает морально-философскую и этическую проблемы.

Центральная фигура в пьесе - Наталья Павловна. Она решает дилемму, как успокоить свою совесть, свое мятежное недовольное "я" интеллигентного человека и оправдаться перед любовником, чтобы задержать его при себе. Для этого она идет на компромисс с совестью и создает ряд лжи. "Что есть истина? -говорит она. - Истина есть постарела ложь, всякая ложь бывает истиной". Она уверена, что "людям совсем не надо правды или лжи, им нужно счастье... покой. Когда ложь может это дать, слава лжи".

Поражает мастерство Винниченко - психолога. Он убедительно правдиво монтирует поведение Натальи Павловны.

Ученики приводят примеры из текста. Можно заранее дать задание инсценировать отрывки произведения. Использовав на уроке элемент ролевой игры.

Ученик 3-й. Проявлением нового метода Винниченко в технике психологической драмы, по мнению Вороного, было то, что автор внутреннюю борьбу Натальи Павловны вынес из ее души на белый свет.

""Грех" - один из самых совершенных драматических произведений писателя, посвященных революционной борьбе с российским самодержавием в годы первой мировой войны. Сценическая популярность пьесы, по мнению критика А. Киселя, была обусловлена, наряду со всем прочим, и интересно построенной композицией. "Грех", - писал критик, может, лучшая пьеса Винниченко, при исполнении на сцене, она вполне овладевает зрителя, и интерес к ней не спадает в течение всего времени, особенно в третьем акте, хоть он и самый длинный в драме.

Премьера спектакля пьесы состоялась в 1919 г. На сцене "Молодого театра" Леся Курбаса с участием режиссера-постановщика Гната Юры.

Ученики (театральные критики) определяют то новое, что внес Винниченко в развитие украинской драматургии.

Слово предоставляется учащимся, которые интересуют живописью.

Ученик 4-й. Еще одна грань таланта Винниченко - живопись, графика. "Для полного самовыражения, или наоборот, бегства от себя - литератора и политика - испытывал потребность в общении еще с одной Музой, пишет критик Федченко. [31;147] - Интерес к специальных изобразительных студий возник у Винниченко во время его работы над романом "Солнечная машина", который из всех творений писателя отмечается особой поле тематичностью, полифоничности, сказать бы, поліколористичністю". Этот интерес поддерживался дружбой с художником Николаем Глущенко, который вспоминал:

"Кажется, если я не ошибаюсь. Винниченко начал рисовать пять лет назад летом. Впервые мы вместе рисовали в Сен-рафаэле, в 1927 году. Сначала живопись для него было местом упокоения от литературной деятельности..."- вспоминал Николай Глущенко. [12; 38]

Рисовал он пейзажи, выискивая сочетание красок, упрощая сложный, детальный юго-французский пейзаж. Этот своеобразный подход к натуре давал отчетливую индивидуальность его рисункам. Лучшие пейзажи того времени интересно скомпонованы; с обработанными различными малярными планами не уступают лучшим малярам школы "Эколь де Пари". В 1935 году Винниченко подарил Глущенкові свой этюдный альбом, в котором было полтора десятка рисунков акварелью и тушью. Чудом этот альбом сохранился в наших лет. Акварельные и масляные пейзажи, портреты, натюрморты и графические композиции Винниченко экспонировались в свое время во Франции и за ее пределами. Они были по достоинству оценены парижской критикой и получили признание таких выдающихся художников, как Анри Сіньяк, Пабло Пикассо, Леже. С каждым годом успехи Винниченко в рисовании были более заметными, спокойнее становится палитра, сочетание красок, выразительнее - индивидуальный стиль.

Большое достижение Винниченко - его натюрморт. Литературовед Сергей Гальченко отмечает замечательную скомпонованість, изящные сочетания красок, художественную искренность автора в натюрмортах.

Искусствоведа М. Келлер в творчестве Винниченко поразило необычайное богатство красок. Его пейзажи, цветы, интерьеры "проникнуты светом и как будто прозрачные... его красные и желтые тона имеют множество оттенков и углубляются и обогащаются контрастовими пятнами редких, темных тонов. Винниченко влюбленный в краски. Он играет ими, как драгоценными камнями и находит с необычайной легкостью все новые цветные богатства... Влюбленность в природу, уважение и "честность" к всякой малярной темы, свежесть и искренность восприятия модели - все это предоставляет творчества Винниченко неповторимой красоты".

Учитель. Говорят, что талант Винниченко во всем был незаурядным. Он старался всегда быть самим собой, никому не подражать, выражать свои чувства "личными красками и формой". И именно это, видимо, дало возможность представить миру новую форму художественной деятельности.

Писатель умер во Франции 6 марта 1951 года. Остались не осуществленными мечты написать роман "Хмельниччина", "Хронику украинского возрождения", 10-томный "Роман моей жизни". Винниченко стремился, как об этом свидетельствует написанные им произведения, чтобы люди жили в гармонии, без войн и катастроф, стремился создать и подать в разнообразных формах новый социально-философское мировоззрение (он называл его конкордизмом).

Писатель тяжело работал, часто знал материальную нужду, жил далеко от родной Украины, но творил для нее, для ее будущего... Творил и свято верил в возрождение украинской нации.

Сейчас Винниченко широко и глубоко входит в культурное настоящее независимой Украины. Его произведения пробуждают национальное сознание. Политик, писатель, художник, он еще должен раскрыться родному народу разноцветными гранями своего большого таланта.

 

 
ВЫВОДЫ

Фигура Владимира Винниченко, на удивление сложная и противоречивая, всегда привлекала к себе пристальное внимание, вокруг нее велись споры, одни безоговорочно принимали, другие - отвергали, а третьи старались отнестись к его деятельности с учетом всех сложностей той длительной эпохи, когда он жил и творил.

Конечно, нельзя разграничивать Винниченко - политика и Винниченко-писателя, но стоит понимать, что как говорит выдающийся художник, Винниченко в изящной словесности шел путем последовательного служения реализму и, имея необходимый талант, поставил свое имя в первый ряд величайших писателей Украины первой половины ХХ века.

О Владимире Винниченко уже сказано и написано много и в то же время недостаточно, чтобы познать и постичь умом и сердцем весь его творческий задел.

Нам, воспитанным на "нужном и понятном" трудящимся массам литературе", сейчас не достаточно ориентироваться в творческом наследии "открытого" писателя: сегодня необходимое обработки и всестороннее изучение деятельности Винниченко как литератора, политика, философа.

В первой трети двадцатого века Винниченко становится одним из самых популярных писателей не только в Украине, но и далеко за ее пределами.

И вместо лавров жизни приготовило для Винниченко терновый венок. Его произведения перестают выдавать, забивают ими полки спец фондов, а часто и просто уничтожают.

Какая же неумолимая жестокая судьба: всю жизнь прошло в арестах, в ув'язненнях, борьбе, искании готовности отдать жизнь за "темный, посоловілий от всяких исторических дурманів" народ, а самое страшное - забвение потомков.

Винниченку дала приют французская земля, но сердце его оставалось в Украине. Важно следил писатель за жизнью в Украине, до последних дней он лелеял мечту о возвращении.

Справедливым, по нашему мнению, являются слова критика И. Борщака: "Винниченку произведения с удовольствием будут читать и тогда, когда его уже не будет на земле. Гете был прав, говоря, что приметой увеличения круга его читателей". [17; 143]

И действительно, несмотря на то, что далеко в прошлое отошли события его произведений, но они не потеряли своей актуальности. Наоборот, сейчас в нашем жестоком и черством до беды и горя мире как никогда нужными и своевременными являются разговоры о добре и зле в жизни и сердцах людей.


Список использованных источников.

 

1. Архив Владимира Винниченко // Літ. Украина - 1997. - 6 февраля

2. Барабаш Ю. Стоит ли "тратить время" на Винниченко?...: Из критических заметок // Киев. - 1991. - №8.-с.120-126

3. Болюх А.В. Языковая мастерство Владимира Винниченко в изображении внутреннего мира героев // Культура слова: Между отд. сб. -вып. 44.-к.,1993.-с.20-24

4. Винниченко В.К. Была, есть и будет // Літ. Украина. - 1994.- 8 декабря.-с.5

5. Винниченко В.К. Ожерелье: Рассказы - М.: Радуга, 1989.-380с.

6. Винниченко В.К. Избранные пьесы. - к.,1991, 370с.

7. Винниченко В.К. Раб красоты.-к.: Радуга, 1994.-383с.

8. Винниченко Р.Я. Как писал свои литературные произведения Владимир Винниченко //Украина.-1992.-№10-11.-с.14-15

9. Гермайзе А. Очерки по истории революционного движения на Украине// Хроника - 200.-1998.-221-2.-с.186-213

10. Гнидан Е.Д., Демьяновская Л.С. Владимир Винниченко. Жизнь, деятельность, творчество (учеб. пособие для студ.-филол.)-к., 1996.-256с.

11. Гнидан Е.Д., Елкина Л.В. Винниченко - прозаик глазами укр.. критиков и читателей //В. Винниченко; Грицко Григоренко: Штрихи к портретам: Учеб. пособие-К.: Высшая шк., 1995.-с.50-77

12. Гриценко Т. Грани таланта Владимира Винниченко//Чудо слово. - 1994.- №9.- с. 35-38

13. Ефремов С. Владимир Винниченко //Ефремов С. История укр. литературы. 1989.-т.2.-с.290-298

14. Жулинский М. Владимир Винниченко (1980-1951)//Лит. Украина-1989.-№48.-25 ноября.-с.6-7

15. Жулинский М. Голгофа украинца Владимира Винниченко// Владимир Винниченко. Завещание борцам за освобождение.-к.,1992.-123с.

16. Жулинский М. Дневник Владимира Винниченко //Киев.-1990.-№9-11.- с.88-90

17. Зинчук С.С. Владимир Винниченко (1880-1951)//Новые имена в программе по укр. лит.: Пособие для учителя. - К.: Образование, 1993.-с.125-145

18. Костюк Г.Володимир Винниченко: Биографические заметки// Советов. Образование.-1990.-27 июля.

19. Краснодемский В. Приятная неожиданность// Советов. Украина. - 1990.- 8 июля

20. Лащик Есть. Винниченкова философия счастья// Философская мысль.-1998.-№1.-с. 136-155

21. Лозицкий В. Ему всегда болела Украина// Советов. Украина. 1990.-26 июля

22. Малец Л. Мир детской души в творчестве Владимира Винниченко (по материалам сборника "Ожерелье")// Ур. Язык и лит-ра.-1997.-№4.-с.1-2.

23. Марусин Т. От французских Альп до наших черноземов// Достопримечательности украины.-1994.-№1-2.-с.81-83

24. Мороз Л. Загадки Владимира Винниченко //Слово и время.-1993.-№5.-с.40-46

25. Панченко В. "Потому что я - украинец": Предисловие// Владимир Винниченко раб красоты. -К.: Радуга, 1994.-с.3-21.

26. Панченко В. Молодые лета Владимира винниченко//Киев.-1997.-33-4.-с.143-155

27. Панченко В. "Я хочу собой возвеличить укр.....": Черты психологического портрета Владимира Винниченко// Березиль.-1997.-№11-12.-с.155-167.

28. Подлужная Г. Внеклассное чтение школьников как педагогическая проблема//Нач. шк.1998.-№7.-с.18-22