Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Классицизм - направление в европейской литературе и искусстве, которое впервые заявил о себе в итальянской культуре XVI в. Наибольшего расцвета достигает во Франции (XVII в.), В определенной степени присущ всем европейским літературам, в некоторых сохранял свои позиции вплоть до первой четверти XIX в. Для К. характерна ориентация на античную литературу, которая провозглашалась идеальной, классической, достойной подражания. Теоретическим основанием К. была античная теория поэтики и, в первую очередь, Поэтика" Аристотеля, теоретические основы которого воплощала французская "Плеяда" (XVII ст.). В выработке своих общетеоретических программ, особенно в области жанра и стиля, К. опирался и на философию рационализма. Первой важной попыткой формулировки принципов К. была "Поэтика" Ж.Шаплена (1638), но самым последовательным, самым основательным был теоретический трактат Н.Буало "поэтическое Искусство" (1674), написанный после того, как литературный К. во Франции сформировался. Применив философский метод Декарта к литературе, который заключался в обобщении опыта класицистів, Н.Буало установил строгие рамки для каждого жанра, узаконил жанровую специфику. Для К. был характерен рационализм, представители которого считали, что красота и истина достигается через разум путем природы, которая мыслилась как открытая умом сущность вещей. С рационализмом связано нормативность К., который строго регламентировал искусство и литературу, устанавливал вечные и незыблемые правила и законы. Для драматургии - это закон "трех единств" (действия, времени и места). В области языка К. ставил требования ясности и чистоты, идеалом была афористичная речь, понятийная, которая отвечала бы принципам теории трех стилей. Для К. характерен аристократизм, ориентирование на требования, вкусы высшего общественного слоя. Героями классицистических произведений были преимущественно люди высокого происхождения. Важной составляющей теории и практики К. была установлена иерархия жанров, среди которых важнейшими считались античные: эпопея, трагедия, дидактическая поэма, ода, басня, сатира. Практиками К. были прежде всего французские писатели: поэт Ф.де Малерб, драматурги П.Корнель, Ж.Расін, Ж.-Б.Мольєр, романистка госпожа де Лафайет, писатели-афористи Ф. де Ларошфуко, Ж. де Ла-брюйєр, баснописец Ж. де Лафонтен, позже - просветители Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и др. В Украине К. не смог в силу неблагоприятных исторических обстоятельств развиться как целостная структурированная система, преимущественно ориентировался на "низкие" жанры (очевидно, под влиянием "низового" барокко). Некоторые тенденции К. в Украине нашли свое проявление в трагикомедии Феофана Прокоповича "Владимир", поэзии Ивана Некрашевича, школьных "піїтиках" XVIII в., поэме "Энеида"Д.Котляревського, травестійній оди П.Гулака-Артемовского "Песни Гарасько", рассказах Квитки-Основьяненко и др.