Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛИНА КОСТЕНКО
Нелюди и люди в романе л. костенко "Маруся Чурай"




Цель: утверждать высокие моральные ценности, стремление сохранить лучшие человеческие качества, делать добро; формировать умение творчески осмысливать прочитанное; понимать красоту слова поэтессы.

Тип урока: нетрадиционный.

Когда тревоги життьової

Тебя подхватит ветер злой,

По венце силы трудовой

В сердце утомленное налей.

Пусть не воет самотина,

Как черный пес за воротами!

Скажи сквозь муку: я человек!

Зрадій сквозь горе: я с людьми!
М. Рыльский
I. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Уважаемые друзья! Быстро промелькнет последний месяц учебного года, и вы сегодняшние школьники, станете на тропу взрослой, самостоятельной жизни. А оно нелегкое, иногда жестокое, и постоянно напоминает об этом. И все-таки, не сгибаясь под его тяжестью, человек снова и снова встает, призывая на помощь невиданные резервы устойчивости и силы. Выдержать испытание один раз - мало. Испытания - всю жизнь, и человеку, чтобы сохранить достоинство, надо постоянно его выдерживать, то есть жить.

Сегодня на уроке, перекинув мостик от современного к прошлому, давайте проследим, как жили в этом безумном мире герои исторического романа в стихах Л. Костенко «Маруся Чурай», кто из них, пройдя через ошибки, сомнения и колебания, не сплоховал, не изменил себе, своему высокому предназначению - быть Человеком.

(Объявление темы и цели урока. Зачитывание и комментарий эпиграфа).


II. Восприятие учебного материала

1. Беседа.

Учитель. В произведении является для автора (и для нас, читателей) критерий оценки человека?

Ученики (предполагаемая ответ). Судебный процесс над Марусей, отношение к ней людей.

Учитель. Кто обвиняет Марусю?

Ученики (предполагаемая ответ). Арина Бобренчиха, мать Гриши; Галя Вишняківна, Семен Горбань.

Учитель. Понимаете ли вы Грицеву мать? Ведь она потеряла единственного сына, единственную надежду.

Ученики (предполагаемая ответ). Действительно, сначала Грицева мать вызывает сожаление, поскольку смерть ребенка - страшное горе. Но потом эта женщина зарождает в моей душе недоверие за то, что грязными словами бросает в Марусю, хоть знала ее с самого рождения, знала историю любви Григория и Маруси, как верно и долго ждала ее сына Чураивна из военных походов. Бобренчиха не раз спрашивала у Маруси: «А чем же мы за это тебе отблагодарим?» А на суде перед людьми чуть ли не проститутку с ней делает.

Зачитайте сцену суда, обратите внимание на слова свидетеля, казака Якима Стекла письма, прокомментируйте их (от слов «Извините... я... непривычка говорить...» до «И ума дошло в Чураїв»).

В разделе III «Исповедь» мы гораздо больше узнаем о Бобренчиху, ее мужа (Зачитать от слов «Бобренки, те не очень бедствовали» к «Яростнее стала до работы вдвое»).

Учитель. Смысл бытия для Бобренчихи - приравняться к Вишняків, разбогатеть. И постепенно эта цель поглощает ее, делает ее обжорой, эгоистичной. Человек, по сути, неплохой человек, честный и трудолюбивый, пытается ее сдержать. Но скоро отступает, ибо слаб духом, теряет интерес к жизни и бессмысленно погибает, провалившись под лед. Теперь осуществить ее мечту о богатстве может только Гриша. Сын участвует в военных походах, и мать не протестует, потому что надеется, что в его карманах забряжчать золотые талеры. Когда же Бобренчиха убедилась, что война скорее подарит увечье или смерть, чем сокровища, она привлекает свое внимание к личной судьбе парня. Красавица Маруся ее не устраивает, потому что бедная. И старая постоянно ее позорит в глазах Гриши, грызет его за то, что не хочет он «добра» для себя и матери, пока не заставляет его обручиться с богатой Галей Вишняківною.

Очень напомнила мне Бобренчиха мать Лукаша из драмы-феерии «Лесная песня». Эти женщины ограниченные, эгоистичные, обе защищают идеалы обывательского счастья. В силу своей душевной слепоты они даже не понимают, что разрушают жизнь своим детям.

Против Маруси на суде выступает также Галя Вишняків-на. Ограничена, надменная, самоуверенная, потому что знает, что она дочь «значительного мужа». Глухая к песне. Через душевную убогость у Гали нет умения любить. Одно из лучших человеческих чувств подменяется желанием выйти замуж. Вот и Галя готовит себе приданое, «все вышивает прошви подушек».

Учитель. Эти меткие характеристики Гали («глухая к песне», «все вышивает прошви подушек») дала Маруся Чурай. Но она все время себе упрекает, боится быть несправедливым к Гале.

Ученица-Маруся (читает наизусть).

(Раздел III. От слов «А может, я несправедлива к ней?» до «Вот женился - и все»).

II. Проблемный вопрос

- Какой же должна быть жена? Какова роль женщины в семье?

1. Продолжение беседы.

Ученики (предполагаемая ответ). Жестокость к Марусе обнаруживает полтавский староста Семен Горбань: «Обжалованную на квестію отдать. И пусть с ней поговорит палач». Видимо, очень хочет угодить богатому родственнику Вишняку. Сам вор («из кладовой мєстой втайне деготь воровал»), ограничен и ничтожен духом, он не может понять величие дарования Чураивны, поэтому на слова Искры о том, что, убивая Марусю, они расправляются с песней, он отвечает: «При чем здесь песни? Она же на суд за другое совсем представлена».

Учитель. "Какая черта объединяет эти характеры?

Ученики (предполагаемая ответ). Убогость, низость душ. Дрібнодухі людишки.

Учитель. Итак, кто защищает Марусю на суде?

Ученики (предполагаемая ответ). Лесько Черкес, Которым Шибилист, Иван Искра, Мартын Пушкарь - то есть казачество.

Учитель. А почему именно казаки проявляют активную позицию защитников и гуманистов?

Ученики (предполагаемая ответ). Казачество - это совсем другой мир с демократическим укладом, законами, обычаями. Поэтому единственным стремлением казаков есть справедливое решение дела. Вот что сказал об этом деле Мартын Пушкарь.

(Зачитать от слов «Господа судьи! Трудно разобрать» до «дела в сражениях саблей решат».)

Ученики (предполагаемая ответ). И проблема, которую не мог решить суд, оказалась такой понятной для гетманского посланца, ибо «запорожцы - люди без круть-верть, все говорят искренне на свое копыто».

А что, как выбрать другой закон, -

Не со стороны убийства, а со стороны измены?

.............................................................

Что же это получается? Предать в жизни

Государство - преступление, а человека - можно?!

Учитель. Откровенно и эмоционально выступил на суде Иван Искра. Давайте вспомним этот момент.

(Зачитать от слов «Я прошу, люди, вислухать меня» до «слезы не душить ее?)

- Что руководит поведением Искры - любовь или справедливость?

- Справедливо ли он поступил, привезя от Богдана Хмельницкого универсал о помиловании Маруси?

Иван страдает, потому что искренне любит Марусю. К тому же он понимает, что, казнив Чураивну, палачи уничтожат красоту искусства. А что же дальше? «А как тогда будет петь Полтава? Или слезы не душить ее?» В ответственный момент Искра способен на поступок, благородный, рыцарский. Он, гонец к гетману, боится на пути ловушки, вражеской пули, потому что ему надо довести дело до конца. «Если я упаду, - неврятована песня, задушенная песня в петли захрипить». Искре присуще благородство, не силуване, не суетное, не демонстрируемое напоказ, но непременное. Он характеризуется сочетанием мужской силы и ранимой душе.

Итак, казаки доказали, что они настоящие люди, достойные этого высокого звания.

Учитель. Чье поведение на суде кажется вам очень странным и почему?

Ученики (предполагаемая ответ). Это поведение Маруси, которую обвиняют в убийстве, ей надо кричать, взывать к суду, что она невиновна, а Чураивна словно окаменелая.

Учитель. Как вы объясняете такое поведение Маруси?

Ученики (предполагаемая ответ). Мне кажется, что она уже перешла грань жизни. Умер Гриша, а вместе с ним ушло в небытие ее счастье, ее радость, все покрыла «ночи темная пелена». А еще Маруся в это время, в момент суда, пытается решить для себя вопрос: кто же он такой, ее Гриша?

Ведь дело не в том - женился, не женился...

Пришел, ушел, забыл или не забыл.

А в том дело, когда он так изменился?

Или, может, он такой и в жизни был?

Учитель. Давайте же вместе с Марусей попробуем разобраться: каким же был Григорий Бобренко.

Ученики (предполагаемая ответ). С самого детства на парня повлияли две семьи. С одной стороны, Чураї, ближайшие соседи, у которых Гриша почти вырос. Эта семья жила для людей, в ней был дух гордой рыцарской независимости. Все это не могло не повлиять на формирование его характера. С четырехлетнего похода казак вернулся в звании хорунжего, получив добрую славу среди товарищей. А любовь Маруси настолько воодушевляло его, делало жизнь богатым и разнообразным. Казалось, счастью нет предела. Но, как говорят в народе, за медовым месяцем идет полынный.

Постоянные упреки матери, ссоры ломают Грица. От отца он унаследовал неустойчивую натуру. Поэтому процесс раздвоения его души оказался непродолжительным. К сожалению, высокие порывы и идеалы, которыми Гриша так дорожил, уступают перед серостью семейной атмосферы, желанием сравняться с сильными мира сего. Так в нем побеждает душа приспособленца.

Вы знаете, друзья, есть такая поэзия Вердена, в которой поэт сам себя спрашивает в горьком раскаянии: «Безумный! Что ты сделал со своей жизнью?»

Хочется громко-громко крикнуть их Грицеве: «Не пренебрегай души своей цвета». Но... Уже так поздно, потому что произошла измена - «дело темное и грязное». Через некоторое время на вечеринках Гриша, что пришел с Галей Вишняківною, снова увидел Марусю. Давняя любовь - что сухие дрова, она легко вспыхивает снова. И ведет тропинка, давняя приятельница, к Марусиної дома.

- Почему же Маруся не простила Гриши?

Ученики (предполагаемая ответ). Потому чуткой душой поняла, что к ней вернулся другой Гриша, а не тот древний, которого она любила.

Он говорил, и происходило чудо.

Он сразу как-то так превратил,

Так говорил беззащитно и правдиво, -

Как будто он о подвиге говорил.

Гордая Чураивна не хочет запятнать свою большую любовь, вернее, память о нем. И теперь она поняла, что их души разной глубины.

А неровня душ - это хуже, чем имущества.

Жизнь человека - это не черновик, в котором можно зачеркнуть ошибки, вырвать лист. В жизни не может быть так, что, однажды предав (человеку, любимой, стране), завтра ты снова станешь порядочным человеком и будешь делать только добро. Отравив любви Маруси коварной изменой, Гриша стал на скользкую и холодную тропу подлости, которая увела его от людей с незглибимими душами до толпы, до людишек с робкими душами.

Учитель. А если проводить аналогии с другими литературными персонажами, кого вам очень напоминает Гриша?

Ученики (предполагаемая ответ). Лукаша из «Лесной песни» Л. Украинки. Они оба живут в постоянной несоответствия, конфликте внутреннего «я» с поступками, своим поведением. И поэтому самое прекрасное, самое мощное среди чувств, которым одарила человека природа, любовь - приносит им страдания, горе, мучения и смерть. Так жить нельзя, «потеряв души своей цветок», а лишь существовать, разменяв ее на соблазны. Но не жить. Гриша и Лукаш имели богатый душевный потенциал, но собственноручно его уничтожили.

(Звучит песня «Ой не ходи, Грицю...».)

Учитель. Баллада - предостережение Грицю, что только что прозвучало, подвела нас к обсуждению образа главной героини романа - Маруси Чурай. Какой же она предстает перед нами? Девушкой из легенды или конкретным историческим лицом?

Какие взгляды Маруси на любовь, семью, дружбу импонируют лично вам?

Ученики (предполагаемая ответ). Мне нравится то, что Маруся ценит в жизни вещи, которые действительно того стоят. Этому она научилась у родителей, которые также имеют «незглибимі души». В любви она хочет быть похожей на отца и мать «.. я когда как вырасту и у меня будет такая любовь!»

Мечтая о будущей семье, она хотела построить ее на любви, взаимопонимании, доверии и уважении друг к другу: «Меня нужно любить». И даже когда в отношениях влюбленных начались метаморфозы, Маруся узнает об измене последней, ибо кристальной чистоте ее души не свойственно понятие «измена». Отравленная коварством Грица, душа Маруси не поет и не творит. И все равно наперекор всему сильная и незаурядная Маруся сохранила в себе личность, внутреннюю стойкость и чистоту. Ведь даже у людей, провожающих ее к виселице, она вызывает восхищение:


Преступница, - а так бы и снял бы шапку,

На смерть идет, - а так бы и поклонивсь.

Учитель. Вы уже сказать о том, что любовь принесло Маруси муки, но оно не умерло вместе с изменчивым Гришей. Почему? Ответа на этот вопрос не знает никто. А может, и знают все... Потому что люди говорят: «Сердцу не прикажешь». Помилование гетмана, которому так обрадовались мать, друзья, все те, кто любил піснетворицю, стало отчаянием для нее: «умереть не дали» (она уже по ту сторону солнца и жизни).

Ученики (предполагаемая ответ). Дед Галерник, которого так любили Маруся, Иван, говорил: «В жизни самое главное - это сознание Духа, тогда и выход найдется из несчастий».

Освобождена Маруся после смерти матери идет на богомолье в киевской Лавры. Путешествие по разоренной Украиной, народное горе духовно возрождают ее. Ведь раньше ей казалось, что «никому нет хуже в мире, как мне». Проходя поистине адскими кругами, Маруся осознает, что ее личная беда - то капля в всенародной трагедии: «Кому на свете хуже, чем тебе». И душа девушки оживает от прикосновения миллионное умноженного горя соотечественников:

Или сердце снова плакать научилось

На этой дороге в Киев из Лубнов?

Учитель. И именно такое осмысление образа піснетвориці - личная трагедия в слиянии с судьбой всего народа, страны является новаторским и подносит ее образ до высот обобщения:

Победы наши, муки и руины

Бессмертные будут в ее словах.

Она же была как голос Украины,

Клокотавший в наших корогвах!

III. Подведение итогов

А теперь, пройдя эмоциональным мостом из XVII в XXI век, проложенным Л. Костенко, давайте определим ту грань, что отделяет людей и народов (ученики отмечают самостоятельно).

- глубже душа;

- понятия человеческой морали - добро, честность, благородство;

- достоинство человека, что проявляется степенью ее участия в судьбе страждущего мира;

- настоящий человек имеет свое лицо - одинаково днем и ночью... даже в смерти.

Итак, исторический роман Л. Костенко воспринимается как очень современный, потому что заставляет нас еще раз задуматься, каким должен быть человек, чтобы земля «отдала нам свое самое дорогое - соль». Сегодня мы учились жить на уроке, завтра вашим учителем станет сама жизнь, иногда тяжелое, невыносимое. Л. Костенко постоянно нас убеждает: внутренние возможности человека безграничны, не забывайте об этом и всегда боритесь за человека в себе, за незапятнанное совести.

IV. Домашнее задание

Объяснить смысл афоризма: «Недостойно быть представителем толпы» (Л. Костенко); записать черты, присущие людям и нелюдям.