Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

НИКОЛАЙ КУЛИШ
Николай Гурович Кулиш - жизнь и творчество


 


Николаю Гуровичу Кулеша суждено прожить лишь 45 лет. Но за это время он успел сделать несравненно много. Его творческая жизнь современники сравнивали с салютом: "...Красочное, яркое, громкое и... мимолетное. Десять лет всего писательского стажа - десяток пьес, из них почти каждая была не только удачным драматургическим материалом для блестящих, с выдающимся успехом у зрителей, спектаклей, но и сама - тоже почти каждая - определенным этапом в развитии искусства - прекрасным запевом современного реалистического театра! Это была "пулеметная очередь" пьес - ни один из отечественных драматургов - российских, украинских, других - не выходил на кон советского театра с таким триумфом, как в свое время Кулиш".

Родился художник 6 декабря 1892 года в селе Чаплинки Днепровского уезда Херсонской губернии в семье бедных крестьян ("безлошадных" - как скажет в автобиографии). Мать по происхождению была полтавчанкою, но пришла в Таврию на заработки и там остался навсегда. Эта неграмотная женщина от природы оказалась одаренной и мудрой. Она имела талант разрисовывать дома, за что хорошо платили. Для Николая она навсегда осталась молодой: умерла, когда сыну было всего 8 лет. С ранних лет Николая влекло приволье и сорняки, как и малого Шевченко. Пришлось также, как и Кобзарю, пасти ягнят. Родной дом пугала заплесневелыми стенами и пустой посудой. Об этом Кулиш оставил такие воспоминания: "Начало моего детства - одиночество в доме и склонность к блужданию. Базар манил меня огрызками, ярмарка - каруселями, церковь - процессиями и хоровым пением; свадьбы своими обрядами и музыкой; похороны - поминаннями и бубликами, да еще и то, что на похоронах меня не били". Был непоседливым, и имел из-за этого много неприятностей. Как-то утром мать собралась в церковь и на базар, разбудила сына и попросила сидеть дома, пока она вернется. Как только малый услышал, что целый день никто его контролировать не будет, быстренько оделся, запер дом и бросился к друзьям. Он даже не заметил, что мать осталась в доме. Целый день пришлось Ульяне сидеть под домашним арестом. Она наплакалась, вспоминая свою жизнь, пьяницу мужа, тяжкие страдания. Выламывать дверь женщина не решилась: кто и за какие средства их будет ремонтировать, поэтому визволилася аж под вечер, позвав через окно случайного прохожего, который открыл нехитрый замок. Именно в это время вернулся Коля и радостно закричал: "О мама! Вы уже пришли? А пряника принесли? Я только вышел из дома..." И тут уже бедная мамочка не выдержала, побила непослушного мальчишку так, что дальние соседи слышали его плач и материний крик: "Вот тебе, чтобы никогда не врал!" Как и все сельские дети, малый Кулеш должен работать с раннего возраста. В неполных 8 лет мать наняла его до богатого крестьянина. Заранее выплаченные деньги она неосмотрительно потратила на домашние нужды, а Николай бежал и отказывался возвращаться батрачить. Лишь обещание отдать мальчика осенью в школу заставила малого приступать к нелюбимой труда пастушка надолго. Как только Николай научился грамоте, ничто уже не могло помешать ни в ранному возрасте, ни в юношеском с малейшей возможности прочитать книгу. Николай практически не обходил ни одной библиотеки, и уже в 14 лет с удовольствием разговаривал со взрослыми о достижениях мировой литературы, проявляя такие знания классики, которые имел далеко не каждый дипломированный учитель-словесник.

Сначала Коля пошел в начальную школу. Несмотря на тяжелые нищета и отсутствие условий для обучения, болезненность, учился охотно и старательно. Желание продолжать образование премогло все преграды, и в 1905 году парнишка - уже ученик четырехклассного городского училища уездного городка Олешки. Оказывается, чтобы способный мальчик продолжал образование, его бывшие учителя собрали для этого 100 рублей. И когда закончились деньги, Николай лишился крыши над головой и куска хлеба. К счастью, мальчика приняли к сиротского приюта и он смог и дальше посещать училище. И в этом приюте заведующей была "старая карга", с которой позже писатель списал шовіністку Баронову-Козино для "Мины Мазайло". Она издевалась над мальчиком, а он не умел и не желал терпеть.

Жажда знаний повела Николая и в п'ятикласну частную мужскую гимназию, где он увлекся музыкой, литературой, создал драматический кружок из ровесников и сам для него писал репертуар. А кроме этого, читал одноклассникам сатирические стихи и редактировал все стенгазеты и рукописные журналы и альманахи, которые выходили в этом учебном заведении, рисовал карикатуры. В гимназии Николай Кулиш подружился с талантливым мальчиком Иваном Шевченко, который позже вошел в литературу под псевдонимом Иван Днепровский. Жить было где. Зачастую Николая принимали друзья, в частности брать Невелі, в которых была сестренка Тося с роскошными волосами и большими зелеными глазами. Между красавицей Антониной и невзрачным Николаем возникла большая любовь, которая оказалась единственной в их жизни. И когда гимназию закрыли, сдавать гимназический курс экстерном Николай уехал на Кавказ. Юноша мечтал поступить в высшее учебное заведение, был принят на историко-филологический факультет Одесского университета, но Первая мировая война перечеркнула все планы. Призван на фронт, Николай испугался, что умрет и больше не увидит свою девушку, а потому, рискуя головой (за дезертирство тогда расстреливали), на короткое время вирвася в Алешки попрощаться и обручиться с ней. Для этого пришлось из Херсона плыть пароходом по Днепру, а тогда еще 72 слои добираться пешком. Причиной такого поведения было еще и то, что когда-то он дал слово Антонине обязательно встретиться с ней, если придется идти на войну. Когда полковник узнал, куда запропастился новобранец, то вынес такой вердикт: "Николая Кулиша, что без разрешения покинул был казарму на 5 дней, наказать - месяц чистить клозеты бессменное". И выполнял эту отвратительную работу Николай Концертным только 5 дней, потому что солдат с аттестатами зрелости набирали в Одесскую школу прапорщиков. Перед отправкой на фронт юноше дали отпуск, и он снова заторопился к Тони, чтобы прежде всего козырнуть новеньким военным одеждой. Молодожены решили обвенчаться. Николай уехал в Смоленск в распоряжение штаба (служил в чине штабс-капитана), через месяц вызвал Антонину, но разрешения на венчание не получил, ведь было только 23 года, зато не имел 5000 руб. приданого или усадебного ценза. Все же 3 апреля 1915 года в церквушке Иоанна Златоуста молодожены вступили в брак. Неповиновение такого рода тогда каралась отправлением офицера на фронт. Только обвінчаного посадили на гауптвахту, заявив, что наказание - на целый месяц, но полковник, который симпатизировал Николаю, спас его. Пять месяцев молодые супруги прожили счастливо, а тогда Кулишу захотелось на войну, и как доброволец Николай Кулиш был отправлен на фронт. Можем сказать, что побудило к такому поступку Николая его же собственная совесть. Жене он признавася откровенно: "Вот видишь, мои товарищи на фронте кровь проливают, а я тут сижу счастливый и не знаю, какое там горе!.." Воевать пришлось на территории Галиции и Литвы. В одном из боев за три месяца пребывания под пулями Николая тяжело ранило в голову. После контузии и госпиталя его отправили домой в отпуск. Николай поехал к жене, которая после прощания с ним некоторое время учительствовала. 24 февраля 1917 года у супругов родилась дочь Ольга, а чуть позже - сын Владимир. В конце апреля Николай еще раз наведался домой с фронта. Был очень переутомлен и настроен пессимистично. Жене на прощание сказал: "Молись, Тосюню, за меня, чтобы вернулся еще раз к тебе и к дочери живым". Осенью 1917 его желание сбылось.

Кулиша избрали председателем первого городского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. При правительстве Скоропадского больше чем полгода он отсидел в тюрьме, а при Директории Петлюры входил в городскую управу. В Днепровском уезде Н.кулиш организовал общество "Просвита" и стал его председателем по совместительству. Чуть позже Николая Гончара назначили заведующим наросвітою. Приход деникинцев прекратил деятельность уездного совета. Директория дала приказ отступать. Но Н.кулиш организовал в Херсоне 1500 олешковских беглецов "Первый Украинский Днепровский Полк" и стал "отцом Полка". В одном из приступов его воины захватили 3 вражеских пулемета, 1 пушку, много ружей (три дня сносили этот арсенал в прятки). Впоследствии ю. яновский в романе "Всадники" эти события описал в новелле "Батальон Шведа", а самого М.кулиша вывел в образе Данила Чабана. С целью конспирации Даниила в произведении назван "будущим писателем". По сути, во время написания романа Н.кулиш уже находился на Соловках. И вернемся к реальным событиям гражданской войны. Начались бои, стрельба, смерть и ненависть на каждом шагу. Не ясно, был Кулешей "батальон" большевистским, принадлежал к войскам Григорьева-Тютюнника, которые сбросили в море десанты Антанты. О этот период Н.кулиш сам планировал написать воспоминания, но так и не успел осуществить задуманное. Летом 1919 года во время второго наступления Деникина Николай Кулиш в составе Красной Армии отступает на север Украины, но, не желая оказаться в эмиграции в России, соглашается стать разведчиком, чтобы вернуться домой. Переодевается у купца и якобы едет продавать деготь. Люди не пускали чужих даже переночевать, потому свирепствовал тиф. Пришлось терпеть голод. Вместе со своим другом-спутником Николай случайно попал к петлюровцев. Проверив документы, сотник заявил: "Врешь. Ты, наверное, убил того Николая Кулиша, а тебе, наверное, уже сорок лет!" Хоть документы у Николая Гончара были настоящие, он, двадцятивосьмилітній, выглядел на пожилого человека. Добавляли ему лет и усы и большая борода, а также усталость, нервное и физическое истощение. Петлюровцы решили расстрелять новоприбывших, но поручили это сделать слишком милосердному казаку, который вывел пленников в поле и сказал, чтобы бежали, а он будет стрелять в небо.

Беглецы оказались без лошадей, без денег и без оружия. И Николай вспомнил, что недалеко проживает брат жены - Петр Невель. В этой семье Николай заболел тифом, а тогда ухаживал детей хозяев, которые тоже заболели.

Есть свидетельства, что пережитое и увиденное заставило Кулиша очень скептически относиться к любой из существующих партий, и коммунистом он стал аж в двадцатых годах под давлением обстоятельств (отказаться от партбилета было опасно), а не ради карьеры. Жена М.кулиша о принятии его к партии оставил интересные воспоминания: "Как великую почесть, преподнесли Николаю и партийный билет, от которого никто не имел права отказываться. Все позже жизнь он был узником этого партийного билета". Сам Кулиш о вступлении в партию писал: "Лично большого желания не было. О чем я и сказал Богомолову и Єршакову, что убеждали меня поступать, и ссылался при этом (не без основания) - на политическую малограмотность, на то, что ответственность и обязанности члена партии мне не по силам". До этого будущий драматург сочувствовал эсерам, боротьбістам, но себя лично представлял "незалежим социалистом". Итак, как Винниченко и Волновой, Кулиш был за социалистическую • ° Украину. Но - независимую.

Вернувшись в Олешки, Николай создавал украинские школы, детские сады, работал инспектором народного образования, составил даже собственный букварь "Первичка". Это была первая украинская советская азбука, материал для которой собрала жена за 6 лет преподавания. В учебник также вошли отрывки из "Кобзаря", некоторые Кулишу стихи и рассказы.

Чекисты арестовали Кулиша и посадили в тюрьму за то, что еще работая в Херсоне помощником начальника военной мобилизационной части, подписывал фиктивные больничные бюллетени нібитохворим тифом. Позже оказалось, щодваМиколині помощники делали это за деньги, подвергая опасности и ответственность именно его. Спасло от расстрела Кулиша то, что Олешковская исполком взял его на поруки.

В непростые годы возмущения в обществе к М.кулиша приходит муза. Сначала Кулиш даже планировал написать роман о гражданской войне, но драматургическое мышление перевесило романиста в душе этого человека раз и навсегда. Сам Кулиш писал о три сферы своих увлечений: первая сфера - литература, вторая - музыка (играл на скрипке, дирижировал), третья - театр.

Кулиш стал свидетелем страшного голода, который охватил степную Украину в двадцатых годах. Силой конфискованное в украинских хлеборобов зерно советское правительство за бесценок продавал за границу. Эта беспощадная и дикарское политика пробудила сознание даже в портовых докеров-грузчиков, которые категорически отказались грузить украинский хлеб для заграниці и за это были расстреляны. Мир догадывался о масштабах искусственного голодомора и пытался как-то помочь вымирающей Украине, но никакой помощи большевистская Россия не принимала. Украинский писатель Мирослав Ирчан, по приезде из Канады в тридцатых годах репрессирован, в двадцатых взялся за благородную миссию спасения, о чем оставил воспоминания: "В голодные годы на Украине, не смотря на безработицу в Канаде, сложили несколько десятков тысяч долларов и выслали для спасения голодающих Советской Украины. Ходили хата в дом, к своему и к врагу, несмотря на то, как прогоняли их, как высмеивали, собирали пожертвования на голодающих, собирали одіння и высылали на Украину". Из этих благородных порывов ничего хорошего не получилось. Хотя из Канады в одесский порт прибыли груженные зерном корабли, представители советской власти распорядились высыпать хлеб из трюмов этих кораблей в море.

На основе увиденного и услышанного Николай Кулиш задумал обличительную драму "97". Сначала жена ругалась и экономила свет, думая, что он ночами пишет отчеты для Наробраза, а когда прочитала драму, перестала сердиться, что человек сжигает дефицитный керосин, начала тщательно чистить цилиндр лампы, чтобы освещение было наилучшим.

Годы пребывания в Одессе (1923 - 1925) - это годы непрерывной борьбы между тщательным выполнением служебных обязанностей, ведь работал инспектором Одесского облнаросвіти, и желанием творить. Сам процесс творчества у этого писателя как психологическое явление подобный Стефаникового: Кулиш мог писать только тогда, когда было идеально убрано, пол вымыт, а к его столу вообще никто не имел права даже подходить, так как все вещи там лежали в раз и навсегда установленном месте. Как только появилась пьеса "97", у Кулиша возникла возможность вырваться в Харьков, где бурлила художественная жизнь. Нарком просвещения А.шумский предложил М.Кулішеві должность школьного инспектора в тогдашней украинской столице. Драматургу казалось, что здесь ему создадут все условия для творчества, поэтому в письме домой писал: "Моя бандо! Немедленно приезжайте в Харьков. Имею проживания со всеми удобствами. Подробности на месте. Ваш муж-отец и он же Николай". А квартиру предложили в доме, вторую половину которого занимали малолетние преступники. В одной из комнат стена, за которой жили мальчики из колонии, мало того, что была из фанеры, да еще и заканчивалась за метр до потолка. Хулиганы били в эту стену, а она от каждого удара гудела минимум 5 минут. В первую же ночь семью Кулиша обокрали. И драматург сдружился с мальчишками, изучил их жаргон, организовал судебный мальчишеский хор. Эйфория первых дней и большие надежды на развитие творчества быстро исчезли, когда Николай Гурьевич глубже познакомился с темной стороной харьковского художественного и вокруг литературной жизни: "Мелочи, политиканство, зависть, конкуренция, сплетни, фальшь и старость, старость, одетая в мундир чиновный, - вот литературное поле. Есть отдельные хорошие работники, и они мудро спрятаны в раковине своего мышления и творчества".

В Харькове н. кулиш пишет пьесы «Так погиб Гуска», «Хулий Хурина», «Зона». В последней драме еще в 1926 году автор предсказал гибель свою и своих единомышленников. Но понимания и поддержки на этом этапе творчества он еще не имел. Только участие в «ВАПЛИТЕ», дружба с Остапом Вишней, Павлом Тычиной, Юрием Яновским дали Кулишу шанс стать признанным драматургом. Кулиш часто приглашал друзей на рыбу или на пироги, которые мастерски умела печь мать жены («бабушка - Божий цветочек», как называл ее зять). С Волновым и Вишней Кулиш ездил на охоту на уток, но сам не был охотником. Чтобы не возвращаться без пташатини, покупал ее на рынке. Видимо, это из его поведения скопировал Остап Вишня подобный случай в своих «Охотничьих улыбках».

Юрий Лавриненко писал, что если когда Иван Тобилевич создал классическую украинскую драму для театра корифеев, а Леся Украинка - классическую європеїзовану украинскую драму, то Н.кулиш был создателем современной драмы украинского возрождения. Три из четырех шедевров (комедию «Так погиб Гуска» цензура не пропустила) Кулиша: «Народный Малахий», «Мина Мазайло», «Маклена Трасса» - дали возможность взойти на вершину режиссерского творчества Лесю Курбасу. Лесь Танюк по этому поводу более категоричен в выводах: «Встреча с Лесем Курбасом и «Березолем» круто изменила не только биографию, но и творческий метод драматурга. Произошло то взаимопроникновение, взаємозапліднення режиссерских, актерских и драматургических замыслов, без единства которых нет и не может быть истинного театра... Это была единая и цельная лаборатория украинской культуры, и Кулеш на уровне с другими был не только создатель этой лаборатории, но и их детищем совместного поиска, духовного возмужания и художественного прогресса».

И в это время в стране наступают резкие изменения в худшую сторону. Начинает набирать силу культ личности Сталина, который поощрял травля Шумского, Скрипника, Волнового. Литературная дискуссия, неожиданно коснувшись политики, вызывает сокрушительный огонь власти на все литературные группировки. Чтобы спасти «ВАПЛИТЕ», Волновой выходит из этой группировки, а на должность президента литературной группировки предлагает Николая Кулиша. Это кратковременное президентство не только подставило под удар драматурга, но и отнимало у него творческое время, делало Кулиша чуть ли не запрещенным художником в Украине. Последнее касалось уже в 1932 году, когда его пьесы не решался поставить ни один театр. Николай Гурьевич делает отчаянную попытку прорваться к зрителям, написав драму «Прощай, село». Но и эту пьесу не позволяют. Как и Волновой, Кулиш начинает пересматривать свое отношение к коммунистической партии и коммунистической идеи. Появляется драма «Народный Малахий» (1926), которая срывает «пластырь индульгенции коммунизма», ведь главный герой произведения сходит с ума от несоответствия голубой мечты и черных реалий социалистического жизни. Трижды Кулиш и Курбас переделывали это произведение, стараясь удовлетворить требования рецензентов, но, как разумно подчеркнул ю. лавриненко, не смогли «переработать духовно-художественную бомбу на московский кисель». На пороге 1930 года пьеса была запрещена навсегда, как и «Мина Мазайло». Причиной запрета стал еще и театральный диспут, где в лицо партийным боссам Волновой, Кулиш и Курбас заявили, что «настоящий художник ни перед какой силой не уступит своим художественным суверенитетом», а Кулиш еще и добавил, что не собирается обходить «национальную проблему и решать ее в белых перчатках». После этого на сцену не попала ни одна пьеса украинского автора, зато почти в каждом театре больших городов шли «Дни Турбиных» как тоска по империи, которая возрождалась в несколько иной ипостаси. Во время приема украинских художников Сталиным в 1929 году Кулиш смело обратил внимание вождя на противоречивость запрета для украинских произведений с националистическим уклоном и свободной российской шовинистической пропагандой в «Днях Турбиных» на сцене крупнейшего театра России. Сталин ответил: «А есть ли в пьесе Булгакова хоть капля полезного? Есть. Так и за это спасибо». В ответ на «Дни Турбиных» Николай Кулиш и написал «Патетической сонату», которую запретили в Украине, но режиссер Таиров поставил ее на сцене Камерного театра в Москве, пригласив на премьеру членов правительства. Успех спектакля был невероятный. Немецкий писатель Ф.Вольф, который видел ее собственными глазами, перевел эту драму немецком, а в предисловии к своему переводу писал: "Форма "Патетичної сонаты" - этой крупнейшей украинской драматической поэзии в мировой литературе может быть сравнима только с драматическими поэмами "Фауст" и "Пер Гюнт". И "Патетической сонату" запретили не только в театре Таирова, но и в театрах Ленинграда, Иркутска, Баку, где она с успехом шла к тому времени.

В 1930 году Кулішевій семье дали квартиру в кооперативном писательском доме «Слово», построенном в форме буквы «П». Это было очень престижно. Но наступит время, и харьковчане будут шарахаться от этого здания, когда во времена репрессий каждой ночи под «Слово» подъедет «черный ворон», а снег под домом станет черным от пепла: жители писательского дома ночью будут сжигать рукописи, переписка, дневники - все, что может стать вещественным доказательством против них. Возможно, сжигал и Кулиш только написанные драмы.

Окончив свой новый драматическое произведение, Кулиш всегда звал соседей и читал им первый вариант. Так была прочитана и комедия «Мина Мазайло». Счастье, что Николай Хвылевой успел напечатать эту вещь и «Народного Малахия» в журнале «Литературная ярмарка», ведь в начале 1930 года их запретили и тексты могли быть потеряны навсегда.

В 1932 году выходит постановление о ликвидации литературных группировок и создание единого Союза писателей. Между Волновым и Кулешом возникает разрыв в отношениях, но через общих знакомых оба интересуются делами бывшего друга, следовательно, жалеют о том, что произошло.

Относительно «Патетичної сонаты», то и это произведение М.кулиша ждала судьба распятого произведения. 4 марта 1932 года газета «Правда» напечатала статью «О «Патетической соннате» Кулиша». Подписался под погромницьким материалом «Украинец». Это было псевдо Лазаря Кагановича.

В начале 1933 года затравленный прессой Николай Кулиш не выдержал среды Харькова и, как Волновой, сделал путешествие по селам Украины. Побывал и в своем родном, где когда-то пришел на свет. От увиденного волос поднимался дыбом, и Кулиш вернулся в столицу сломанным. Несколько дней он стонал и кричал, как сумасшедший. Когда жена пыталась уговорить его не делать шума, отвечал: «Об этом не только писать надо, а кричать, бить в колокола тревогу!» Дочь Ольга, учась одновременно в школе и консерватории, падала с ног от истощения и недоедания, но страдания собственного ребенка для отца казались только маленькой каплей в море народных страданий. Жена вспоминала: «Я видела, что голод уничтожает мою ребенка... и просила Николая раздобыть где-нибудь денег, чтобы прикупить продуктов. Николай мне ответил: «Что Ольга? Когда умирает с голода целый народ, вся Украина? Он не думал ни обо мне, ни о детях. Он забывал и про себя, еле передвигая ноги: был истощен до предела».

Смерть Николая Хвылевого неоднозначно повлияла на Н.кулиша. Он присутствовал при этом самоубийстве. Во время похорон Николай Гурьевич всю ночь стоял возле покойного, а во время похорон, когда гроб опускали в яму, не выдержал, упал на колени и заячав: «Солнце мое!» Об Волнового Кулиш вообще отзывался лучше: «Это наш вдохновитель! Он первый нам открыл глаза на Украину». Жена спрятала два Кулишу наганы, чтобы он не повторил шаг Волнового, и муж проговорился, что это надо было сделать или вместо Николая Волнового, или уже поздно делать, и успокоил жену: «...Я не сделаю того, что сделал Волновой. Я найду в себе силы и буду бороться до конца».

Осенью 1933 году Кулишу с Курбасом еще удалось поставить в «Березолі» «Маклена Граса». Эта пьеса оказалась последней Кулішевою художественной вещью, которую увидела публика. И правящая верхушка прекрасно поняла подтекст драмы, то, что произведение не про Польшу, а про Украину, что демонским грачом в ней выступает компартия. После семи спектакля пьесу запретили, «Березиль» ликвидировали. Хоть Кулиш после «Маклены Грасы» написал еще «Закут», «Диалоги», «Вечный бунт», «Такие», но эти произведения не печатались, не ісценізувалися и пропали в годы Второй мировой войны. Выброшен из партии, лишен права заработать на жизнь гонорарами, Н.кулиш находился под постоянным надзором НКВД.

Когда 1 декабря 1934 года умер в Ялте от туберкулеза Иван Днепровский, Николай Кулиш решил ехать в Крым на похороны. На стол он положил свою последнюю пьесу «Такие» и справку, что сдал в милицию револьвер. Жена вспоминала: «Очевидно, он чувствовал, что его арестуют, потому что утром попросил чистого белья, теплые сапоги и теплую куртку. Поел впопыхах, оделся и сказал:

- Ну, старушка (этим словом он пользовался еще от женитьбы - О.С.), ты не пойдешь хоронить Днепровского (он знал, что у меня слабое сердце и видел, как я волновалась), так мне с тобой надо расстаться, потому что, может... - он не договорил.

Мы обнялись. Я хотела ему что-то сказать, но не имела силы. Мне сжало в горле, и имела предчувствие того страшного, чего еще не было. Николай вышел и, идя вниз по лестнице, все время оглядывался на меня. Я стояла в дверях нашего дома и махала ему рукой... Ушел - и больше не вернулся мой Николай к дому».

7 декабря 1934 года его арестовали прямо на улице. Драматургу предъявили обвинение в убийстве первого секретаря Ленинградского обкома партии Кирова, инкриминировали принадлежность к несуществующему «Всеукраинского боротьбистського террористического центра». После страшных пыток Николай Гурьевич признал себя членом боротьбистської партии националистической группы ОУН. По этому делу проходило 17 человек, среди которых Крушельницкий, Эпик, Яловой... Все они письменно засвидетельствовали, что являются террористами. Выстоял лишь Валерьян Пидмогильный, который отказался подписать клевету на самого себя. Одна из очных ставок вызвала у Николая Гончара психическое расстройство. В состоянии депрессии, понимание полной безысходности драматург написал заявление с просьбой... его же расстрелять.

Перед тем, как М.кулиша должны были везти на Соловки, жена приехала в Киев на последнее свидание за одолженные деньги: «Когда следователь взял с меня слово, что я не буду плакать, потому что иначе не даст свидание, он позвал Николая. Вошел мой Николай и заранее взглянул на следователя, а тогда на меня... Николай был ужасно истощен, бледен, и страдания на его лице было бескрайнее. Следователь сказал, что мы имеем свидание на 15 минут. Это нас очень смутило. Мы не знали к тому же, о чем можно говорить. Я сдерживалась, чтобы не плакать, и ничего не говорила о своем и детей жизни. Я не сказала ни Олю, ни о том, что нас ограбили (Олины пианино, на котором она играла «Патетической сонату», когда отец творил, и эта соната дала название Кулішевому произведению, конфисковали, семью выгнали из «Слова» прямо на улицу - А.С.) и старалась казаться веселой, но смотрела в глаза Николая, и сердце мое рвалось от боли и слез. В конце, на прощание Николай передал привет детям и сказал, чтобы были честными и полезными для трудящегося народа. И еще сказал:

- Ты скажи, старушка, там, на воле, что здесь не тортують, не мучают, Это все ложь.

И взглянул мне в глаза. Я поняла его слова, поняла, что его допрашивали, мучили, что каждое его слово здесь вымученное. Об этом говорил весь его вид».

Роковую роль в жизни М.кулиша отыграл Андрей Волна. Он, словно демон, появлялся на каждом Кулішевому перекрестке, о чем драматург убеждался еще в «одесский период» своего творчества, когда Днепровском жаловался: «Загнал меня сюда Волна, молодой... коммунист, но хороший прислужник и упрямая хохляра...» Очевидно, позже Волна выполнял указание Кагановича. Этот же партийный упырь немало крови попил и Волновом. А после ликвидации «ВАПЛИТЕ» оба Николая вообще попали в прямую зависимость от Волны, должны были согласовывать с ним все вопросы изданий. Когда еще в 1932 году в Кулиша возникла мысль о переезде в Москву, где было безопаснее, опять же тот же Волна помешал, ведь был завкультпромом ГК. Когда же прошел год после рокового выстрела автора «Синих этюдов», Вишня и Курбас уже искупили несуществующие грехи на Севере в концлагерях, а М.кулиша травили, именно Андрей Волна в центральной газете «Коммунист» опубликовал статью «Певец украинского национализма» о Н.кулиша. Этот «критик» провоцировал Кулиша на самоубийство, подталкивал к такому выбору, который сделал Волновой, нагло заявляя, что пусть Кулиш лучше сам стреляется, а то его и так посадят.

Николая Гончара Кулиша присудили до 10 лет Соловков. В отличие от других, кто проходил по тому же делу, Кулиш не имел права работать, дышать свежим воздухом, пользоваться госпиталем. Для него была отведена камера-одиночка. В таких условиях отбывали каторгу из всех осужденных украинских писателей только Н.кулиш и В.Підмогильний. Оттуда писатель старался писать как можно чаще домой. И письма не только перлюструвалися1, а просто исчезали неизвестно куда. Прочтите хотя бы такой отрывок: «За два месяца я получил от тебя одно письмо. Очень грустно, старушка, что ты не получила их, и пять месяцев, как пишешь, не имеешь обо мне вестей. Я писал, родная, и буду писать, пока жив». В переписке Николай и жена давали знать друг другу, что делается на самом деле. Одно из писем Антонина комментировала так: «Болят у меня руки и ноги (видимо, от ревматизма), хоть сижу в сухой и теплой кельи», - это значит: догадайся, в которой сухой и теплой». Последнюю весточку о себе он подал жене 15 июня 1937 года. С этого времени на все запросы жены о Кулиша ей отвечали однозначно: «Не знаем!» Существует две версии гибели писателя. Иосиф Гирняк оставил письменные показания, что Кулиша, Курбаса и еще многих представителей украинской интеллигенции вывезли на барже далеко от берега, расстреляли и выбросили в ледяные волны Белого моря. Другие источники указывают на то, что этого писателя вместе с Николаем Зеровым расстреляли 3 ноября 1937 года в честь двадцатилетия большевистского переворота.

4 ноября 1956 года Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала М. Кулиша посмертно «за отсутствием состава преступления».

В завершение урока перед старшеклассниками можно поставить такие вопросы: - ю. лавриненко писал о чрезвычайной мужество Кулиша и его глубокое умение говорить правду, которую нередко вкладывал в уста своих героев. Как вы понимаете, чем опасны для советского строя были слова главного героя драмы «Народный Малахий», с соответствующим комментарием приводит литературовед: «В правительстве УССР, на площадях Харькова, в доме проституции, в сумасшедшие с легкой отвагой шизофреника Малахий прилюдно кричит: «Наросты растут на прекрасной конституции: тюрьмы, сумасшедшие, ветчины», «проповедуют и пишут - нет ничего вне классами, а я скажу - вот позакласова солидарность злых»; (в рабочих на заводе) «неужели и гегемонов загорожено стенами и еще какими?., что отличает вас с теми, что сидят в бупрах и божевільнях?»; (до российского вельможи в правительстве УССР) «говорите на русском языке, не насилуйте украинской... Спрашиваю: зачем украинизируют чужих? Разве чтобы погонщик походил на украинца и не заметно было, как едят вдвое больше калорий?»; «еще зречено было в староіндійських Ридвегах: не ударь женщины даже цветком, а вы что сделали?»

- Как вы понимаете вывод Ю.Лавріненка и разделяете такую его мысль: «В соревновании Украины с коммунистической Россией за духовную суверенность и свой собственный духовный путь Николай Кулиш представляет блестящую победу. Вот почему физическое уничтожение Кулиша сопровождалось уничтожением его драматургического наследия. Из 14 его пьес Москва пока что (в советские времена - А.С.) разрешила пользоваться только двумя первыми, еще ученическими его драмами?»

Советуем также прочитать такие слова Леся Танюка и предложить учащимся объяснить, как они понимают приведенную цитату. «Талант брал в Кулишу в гору - он единственный диктовал ему путь к вечности, хотя то был путь через Голгофу - путь, на котором давно уже лежали его пораженные и растерянные голубые и красные мечты». Вот почему, осваивая творчество Николая Кулиша, должны познать в ней все - от плоских агиток на злобу дня к его драматургических шедевров, от удушающего публицистики суток ВАПЛИТЕ до самых интимных писем, адресованных друзьям и родным, от смеха к плачу, от любви до ненависти. Нам нечего стыдиться в Кулишу - во всех проявлениях своего "Я" он был одинаково искренен. Что в большей покажется нам амплитуда его колебаний и взлетел, тем яснее предстанет перед нами фон, на котором пришлось жить ему и его героям. Поэтому примем его таким, какой он был, со всеми его прозрениями и кризисами: правдивый портрет Николая Кулиша читатель дорисует себе сам».


Для многих знакомых и всей родни отец Ивана Кочерги Антон Кочерга считался Дон-Кихотом, ведь отличался необычайной честностью и порядочностью не только в зрелые годы, но и в ранней молодости. И хотя именно за эти черты характера была змарнована папина блестящая карьера, он никогда не жаловался, не жалел, что поступил так, а не по-другому. Для прибора возьмем ту пору, когда Россия воевала с Турцией за Балканы. Шел 1877-1878 год. Голодные и плохо одетые русские солдаты замерзали на Шипке, а их и так скудных продовольственных пайках сбивали себе изрядный капитал интенданты, тыловые крысы-чиновники. Никто из офицеров не смел об этом даже заикаться: у кого деньги, у того и сила. И нашелся штабс-капитан, который разоблачил мошенничество и не побоялся сказать превосходительним ворам, что по ним плачет тюрьма. Високоблагородія восприняли это за шантаж и решили откупиться. Трижды набавляли сумму, предлагали аж сорок тысяч рублей, а бескомпромиссный штабс-капитан Атон Кочерга не соблазнился и таки подал рапорт о злоупотреблениях и коррупции. Результатов проверки ждали с большой тревогой. И кого надо, напоили, кому надо, преподнесли "подарочек" - и виноватым вышел сам Кочерга, которого "за клевету" и как человека неблагонадежного и беспокойную" попросили в отставку. Тогда будущий отец писателя в поисках заработка отправился селами и городами России. Служил военным, строителем, железнодорожником, Впоследствии женился на дочери сельского землевладельца из городка Носовки Черниговской области, где 6 октября (24 сентября по старому стилю) 1881 года у супругов родился сын Иван. Эту дату указывает и сам драматург при поступлении в университет. Однако есть и другая трактовка: в послужном списке писателя и метрической церковной книге датой рождения записано 26 сентября по старому стилю, следовательно, получается, что по новому - 8 октября.

Мать Ивана Кочерги была человеком актерских способностей, умел декламировать и импровизировать, хотя и никогда не выступала на сцене. При свете керосиновой лампы малый Ваня часто целыми вечерами слушал ее замечательные рассказы. Семья часто переезжала, поскольку Антон Петрович в то время стал железнодорожным служащим. Мальчику нравилось "жизнь на колесах". В память навсегда врезались новые и новые пейзажи за окнами поезда, вокзалы, новые люди, которые на короткое время становились добрыми знакомыми.

Ребенок рос не по годам умной, любознательной. Друзья семьи предсказали, что Ваня обязательно станет известным художником, ведь прекрасно рисует, а мальчик все больше увлекался игрой в театр. Он клеил деревянных человечков, рисовал декорации - имел перед собой каждый день целую игрушечную страну. Во всех провинциальных городах и городках, не говоря уже о столице, мальчик просил отца посетить с ним театр. Конечно, не всегда везло увидеть действительно серьезную постановку, тем более - после 1905 года, когда началась реакция и цензура позволяла ставить исключительно развлекательные произведения, примитивные водевільчики. Уже тогда Иван спрашивал отца, почему речь идет о такие скучные дела на сцене, неужели нельзя показать что-то интереснее? А еще много читал. Как и все дети из состоятельных семей, первоначально образование получил дома. В Черниговскую мужскую гимназию (одну из старейших в Украине, открытую еще в 1805 году) ушел почти десятилетним. Учился очень хорошо. Во время учебы уже не было никаких путешествий, ведь еще в начале 1891 года отец дослужился до статуса коллежского советника, по состоянию здоровья вышел в отставку с повышенной пенсией - 1200 рублей в год - и навсегда поселился в Чернигове.

Кто знает, устраивало особенно это город отца. Есть лишь свидетельство, что из всех населенных пунктов старый Кочерга больше всего любил Киев. Однажды с сыном проходил мимо Житний базар и показал малому Самсона, который раздирает пасть страшному льву, а с той пасти брызжет струйка воды. Отец предложил сыну, чтобы тот напился этой воды, чтобы никогда Киев не забыть и возвращаться в этот город еще и еще. Такая романтическая событие навеки запечатлелась в сознании Ивана. Недаром значительно позже в драме "Ярослав Мудрый" художник провозгласил такую замечательную мысль:

Кто выпьет раз днепровской воды,

Поэтому никогда Киев не забыть.

5 июня 1899 года семнадцатилетний, самый младший в своем классе, Иван Кочерга получил аттестат зрелости. Выпускники гимназий имели право на поступление в высшие учебные заведения без экзаменов. Вместе с друзьями Иван подал документы в Киевский университет святого Владимира. В те времена этот вуз имел только четыре факультета: историко-филологический, медицинский, физико-математический и юридический. Кочерга решил изучать юриспруденцию. Учился он очень хорошо, и начиная со второго курса, отличника освободили от оплаты за обучение. Получив диплом второй степени, молодой специалист мог найти себе работу по специальности даже в Киеве, но вернулся в Чернигов, где его давно уже ждала любимая девушка, женился - и ни одного дня так и не проработал юристом. Аделаида Соколовская была влюблена в Ивана еще с тех времен, когда он заканчивал гимназию. Эта девушка воспитывалась в семье старшей сестры, ведь матери не нам' ятала (ее мать умерла совсем молодой), а отец - талантливый пианист - постоянно гастролировал по стране и не мог взять с собой дочь. Вообще, Степан Соколовский был человеком-легендой. Бывший крепостной, он еще в неволе выучился на музыканта, насобирал концертами денег и выкупился. Недаром дочери называли старого музыкой с панщизняного ига.

Когда молодые поженились, им было по 24 года, но выглядели они совсем юными. Молодая жена была ниже Ивана где-то на две головы. Оба преисполнялись взаимной нежностью, и когда люди видели их вместе, то и себе становились какими-то добрее. В 1906 году у супругов родился первенец Михаил, а через два года - Роман.

После Чернигова Иван Кочерга некоторое время работал в Люблине в контрольной палате. А когда началась Первая мировая война, переехал в Житомир и поселился в этом городе.

Первый свой шаг в литературу Иван Кочерга сделал еще в Чернигове в 1904 году, когда в "Черниговских губернских ведомостях" опубликовал несколько серьезных театральных рецензий, подписывая их криптонимом "И.А.К." или именем одного из героев будущей пьесы "Мастера времени" - Карфункель. Сам писатель началом своего творчества считал 1910 год, когда была создана его первая романтическая пьеса-сказка на русском языке "Песнь в бокале". Кстати, и первые драматические произведения, и первые стихи, и театральные рецензии (а их собралось более 90) писатель писал на русском языке. Объяснить такой феномен не трудно: так было безопаснее, а к тому же, когда Ивана принимали на государственную службу, то, как и всех чиновников, заставили дать расписку, что не является участником ни одной политической организации, а затем еще и обязали составить церковную присягу на верность самодержавной власти. Молодой Кочерга не отличался радикализмом, был трудолюбивым, законопослушним и добросовестным, за что довольно быстро получил чин коллежского асессора и орден Станислава III степени. Октябрьские события он воспринял индифферентно, но все-таки немного опасался перемен.

Уже после революции были написаны такие произведения, как историческая драма "Изгнанник Вагнер"(1921), "Выкуп"(1924), "Фея горького миндаля"(1925), "Алмазное жор-ка"(1927). Украинский язык произведений, а ней писатель владел безупречно, принесла ему славу. Именно произведения на этом языке имели невиданный успех.

20 февраля 1926 года в театре имени Заньковецкой состоялась премьера "Фея горького миндаля". В начале тридцатых годов появилось "Свіччине весілля", а в голодный 1933 год - философское произведение "Мастера времени", который, кстати, в 1934 году на Всесоюзном конкурсе накрашу пьесу, что проходил в Москве, получил премию.

Писатель не жил на творческих хлебах. В первые годы советской власти ему удалось устроиться ревизором в рабоче-крестьянской инспекции, а впоследствии - в редакциях газет "Волынский пролетарий» и "Рабочий". В 1941 году писателю исполнилось 60 лет. Вместе с другими талантливыми людьми Кочергу эвакуируют в Уфу, поручают ему портфель редактора газеты писателей "Литература и искусство". Одновременно Иван Антонович становится научным сотрудником Академии Наук УССР, которая тоже переехала в столицу Башкиры'. Жилось в это время Кочерге очень тяжело. И не только потому, что семью разместили в маленькой комнатке отеля, - тогда все жили в тесноте, а еще и потому, что всенародная трагедия становилась его личной катастрофой. Впечатлительный, неспособный на иллюзии или просто оптимистическое видение будущего Украины, художник чрезвычайно тяжело переживал ее оккупацию. На чужбине не писалось, а то, что выходило из-под пера, не имело такой силы, как произведения, рожденные в родном украю. В 1943 году І.Кочерга переехал в Москву, Но как только освободили Киев, начал рваться в родной край. Именно здесь в 1944 году художник и закончил свою лебединую песню - историческую драму из времен Киевской Руси "Ярослав Мудрый".

После мытарств с этим произведением и переживаний за свою судьбу (а драматург ожидал даже ареста и расстрела - такой была обстановка в отношении "Ярослава Мудрого", усугублена желто-синими афишами, которые без всякой задней мысли нарисовал художник) летний І.Кочерга сломался как художник. Написаны позже коротенькие драмы уже не имели той глубины, которая присуща лучшим драмам этого писателя. Правда, в 1948 году он еще создал достаточно хорошую трагедию "Пророк" о Шевченко, но на сцене театров это произведение появился аж в 1961 году, после смерти автора, а при жизни Кочерги сталинские прихвостни нанесли художнику несколько болезненных, хорошо продуманных ударов в спину. Планировал писатель также написать драму украинского замечательного музыканта Березовского, но тяжелые времена гонений на все национальное и патриотическое, смерть сына и целый букет болезней не позволили І.Кочерзі воплотить в жизнь свой замысел. В эти годы художник занимался разве что переводами художественных произведений, ведь в совершенстве знал французский и немецкий языки. Последней завершенной работой Кочерги-переводчика считается "Укрощение строптивой" Шекспира.

Умер писатель 29 декабря 1952 года, прожив довольно долгую жизнь. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве. До рыцаря в одной из первых драм И.кочерги "Песня в бокале" смерть пришла в виде прекрасной девушки. К Кочерги она появилась свободой от суеты и тяжелых жизненных испытаний, которые стареньком драматургу уже казались настоящим наказанием.

Драма "Свіччине весілля" Ивана Кочерги в творческом наследии писателя занимает особое место. Впервые под названием "Песня о Свече" она вышла в 1931 году. Через два года под таким же названием произведение издали на русском языке. Т в этот же год писатель сумел выдать драму второй раз на украинском, значительно переработав и изменив название - "Свіччине весілля". Несомненно, что второе украинское издание было значительно качественнее, более удачным. До нынешних читателей и зрителей сочинение дошел именно в такой редакции.

Особенностью творчества И.кочерги было то, что до всех своих любимых, лучших с художественной точки зрения произведений, автор писал предисловия. В определенной степени эти предисловия были лишними, ведь драматург в них лишь объяснял содержание, а тем временем ценитель воспринимает произведение именно из контекста, и такие подсказки драматурга, как надо понимать его героев или проблему, никак не могли сыграть роль доброго анонса или удачной рецензии. Но была в этих предисловиях и положительная сторона: драматург объяснял, что именно натолкнуло его на конкретную тему, что стало тем конкретным рычагом, с помощью которого он сдвинул определенный исторический материал с мертвой точки, трансформировал его и предоставил вида художественной интерпретации прошлого. В предисловии к драме "Свіччине весілля" писатель подчеркивает, что в архивах нашел две грамоты литовских князей (1494 и 1506 годов), в которых затрагивались вопросы запрета светить свет и отмены этого решения. Писатель подчеркивал, что запрет существовала как минимум 15 лет и в грамотах упоминалось недовольство киевлян по этому поводу. История не подавала восстание ремесленников - в произведении это художественный домысел.

Перед тем, как перейти к анализу произведения, следует уточнить определенные детали, которые касаются времен литовского господства в Украине. Эта тема была запрещена в советские времена, поэтому читатели или зрители "Свіччиного свадьба" должны были воспринимать представлено драматургом на веру, не имея должных представлений о исторический промежуток времени, охваченный в произведении. Исторические данные свидетельствуют, что, во-первых, именно литовские князья помогли Украине освободиться от монгольского ига. Во-вторых, подчинив себе Украину, литовские властители восприняли как должное превосходство украинской культуры над литовской, признали украинский язык государственным, ввели ней делопроизводство. Есть сведения, что литовский князь писал письма своей матери-итальянки именно на нашем языке, которая тогда считалась очень изысканной и достойной, чтобы как раз ней общались коронованные особы. Если проводить исторические параллели того, что происходило во времена Великого Литовского княжества, то напрашивается ассоциация украинцев с этрусками, которые растворились в римской примітивнішій культуре, но, растворяясь, облагородили римлян как народность, дали толчок к новому витку прогресса в Римском государстве. Украинцы не ассимилировались, они зберели этнографическое ядро, одновременно благотворно влияя на культуру всего государства Литвы. Статут Литовский, магдебургское право были документами высокого уровня, давали украинцам право на развитие ремесленничества и торговли, на достаточно урегулированный законами уклад жизни, где граждане в государстве законопослушні том, что их обязанности не в тягость, а права не допускают хаоса и беззакония. Однако через некоторое время сама Литва попала в зависимость от Польши, и всем свободам в Украине наступил конец.

Но вернемся к тому историческому отрезку времени, который изображен в драме и. Кочерги. Тогда Литва владела только частью Украины и Киевом. Остальные исконных украинских земель были поделены между Польшей, Молдавией, Россией и Венгрией.

Киев считался важным торговым центром, но не преуспел, потому что его постоянно разрушали набеги татар. Ремесленные кварталы того времени можно назвать деревянно-соломенными. Они вспыхивали во время пожара в одно мгновение. Очевидно, именно с целью безопасности было принято литовскими князьями запрет светить свет.

Важным является то, что события в "Свіччиному свадьбе" происходят на грани литовскому (1320 -1501) и польского (1501 - 1647) периодов подчинения. Литва теряла силу. Закономерно, что это отражалось на административном уровне, зримо ощущался упадок и самоуправство на местах. Сам автор драмы не приводит примеров, чтобы его герои-ремесленники выражали недовольство против литовского князя. Вся ярость направлена исключительно на местного воеводу и его сторонников, в частности местного украинского представителя власти - войта Шавулу.

В предисловии к "Свіччиного свадьба" драматург мотивирует причины вероятного восстания прежде всего тем, что киевляне поняли посягательства местных чиновников на им дано магдебургское право. Можно предложить учащимся вспомнить из истории, что это такое, а можно просто привести цитату из "Истории Украины-Руси" Николая Аркаса: "Много огородов в те времена достали ед князей литовских так называемое "Магдебургское право". Это право давало горожанам большую самостоятельность и независимость от государственной власти; по тому праву городская рада распоряжалась всеми делами в огороде: община выбирала из себя "бургомистра" и "лаву", в которой было четыре "гласные", двенадцать "лавочников" (присяжные заседатели) и "войт"; войта выбирали до смерти - он был судією для горожан. "Совет" и "лава" называлась заодно "магистрат".

Все ремесленники получали себе по праву тоже некоторые вільготи: ремесленники каждого ремества составляли общину, которая называлась "цехом" или "братством", и каждое такое братство орудовала делами своей общины и имело свой клад (казну); из него давали помощь своим гражданам и брали деньги тогда, когда надо было на какие оптовые свои дела. Некоторые "братства" были очень состоятельные. Каждый город с магдебургским правом имел свой герб и свою хоругвь, а каждый "цех" - свою".

Приводим эту пространную цитату для того, что она объясняет очень многое: и гордость Гільди за свое ремесленное происхождение, и внутреннюю сплоченность киевских ремесленников, и их достаточно прогрессивные демократические взгляды на права человека в обществе. Структура суда того времени проливает свет не только на отношения войта Шавули с воеводой и киевлянами, но и требует надлежащего ознакомления учащихся с ней еще по той причине, что несколько позже, во время изучения исторического романа в стихах Лины Костенко "Маруся Чурай" эти знания старшеклассникам еще будут нужны.

Возникает также необходимость объяснить старшеклассникам, что І.Кочерга не идет против исторической правды, когда выводит казацкого атамана Кмітича. Официальной датой закладки фундаментов Запорожской Сечи на острове Хортица считаются пятидесятые годы шестнадцатого века, когда один из украинских магнатов Дмитрий Вишневецкий (Байда) перестал повиноваться польскому королю и сам возглавил, собрав воедино, "козацкие кучи". Закономерно, что существование отдельных разрозненных отрядов казаков можно говорить и в значительно более раннем периоде, минимум за 100 лет до построения в 1552 замка на острове Хортица и существование здесь казацкой заставы. В драме "Ярослав Мудрый" Кочерги Журейко тоже создает из русичей один из первых казацких отрядов.

Драма "Свіччине весілля" - только условно историческая, поскольку ее главный герой не является историческим лицом, не соответствует историческим фактам восстания, но в произведении чрезвычайно удачно передан колорит эпохи и события происходят в рамках действия настоящих княжеских грамот.

Очевидно, готовя материал для своего произведения, писатель старался скрасить его народными обычаями. В предисловии он упоминает о народной киевскую традицию, по которой 1 сентября девушки "женили свечу". В этом обряде чувствуется уцелевший языческий аспект, ведь магические действия со свечой в рудиментах языческих обрядов используются во время гаданий на Андрея, на Рождество и на Ивана Купала. Чтобы угадать, какой будет суженый, девушки в полночь зажигали каждая в частности новую свечу из ярого воска, украшенную лентами и цветами, и по тени, которую бросала свеча на стену, определяли, будет ли жених высокий, низкий, худой, полный, кудрявый, лысый. Само название обычая "женить свечу" натолкнула писателя на показ свадьбы в драме, а одновременно и дал фамилию главному герою.

В сюжете "Свіччиного свадьба" прослеживаются две сюжетные линии. Первая - это любовный треугольник: Иван Свеча - Меланка - Ольшанский. Конфликт в этом случае любовный. Вторая сюжетная линия - это противостояние киевской общины воеводе. Данный конфликт можно расценивать как социально-бытовой.

Чтобы проверить, должным ли образом ученики прочитали произведение и правильно все в нем поняли, стоит поработать над этими двумя сюжетными линиями. Бесспорно, начинать придется с любовного треугольника, что для старшеклассников и интереснее, и позже даст возможность лучше постичь вторую сюжетную линию. Предлагаем ряд вопросов:

- Как вы считаете, какая пара была бы лучше и счастливее: Иван и Меланка или Ольшанский и Меланка? Почему?

- Ольшанский - фигура неоднозначная. Он действительно влюбился не на шутку. Найдите цитату, которая подтвердит, что князь от чистого сердца увлекается красивой девушкой.

- Как вы думаете, чем обусловлены перепады настроения вельможи, когда после таких отзывчивых и прекрасных слов звучит неожиданное эгоистичное решение:

Любовью, штурмом, мертвую или живую, А я тебя получу и возьму ?

- Способен Ольшанский на благородство? Приведите примеры из текста для подтверждения своего вывода.

- В чем заключается красота образа Ивана прежде всего как жениха Меланки? Ценят ли девушки в наше время именно такие черты характера в парнях? Почему?

- Опишите чувства Меланки. Где именно, в каких конкретно ситуациях она проявляет достоинство? А твердость духа? А способность на самопожертвование? О чем это свидетельствует? Как относится Меланка к вопросу девичьей невинности? Чье ее взгляды устаревшими?

После такой работы переходим ко второй сюжетной линии. Самое главное в этом случае - не сбиться на пересказ текста и преждевременно не взяться за анализ образов главных героев. Предлагаем следующие вопросы:

- Чем вызван конфликт между Подолом и Горой? Удачным является акцентирование автора на пространственном аспекте "верх - низ"?

- Расскажите об одном из ремесленников (кроме Ивана Свечи), который вам в произведении больше всего импонирует. Чем именно он нравится?

- Магдебургское право предусматривало, что избранный староста мог находиться на этой должности до смерти. По какой причине киевляне решили сбросить с должности Шавулу? Правильный ли был их приговор? Почему? Как относитесь к Шавули вы лично? Какой поступок вы считаете окончательным моральным падением этого человека? Почему?

- Как вы считаете, будет выполнять Свеча обязанность войта лучше своего предшественника? Докажите это, используя цитаты в подтверждение своей правоты.

- Можно ли назвать вторжения представителей власти на свадьбу и арест жениха своеобразным катализатором, который ускорил события? Почему киевляне так возмутились по поводу оскверненного свадьбы?

- В произведении звучат лозунги: "За Свіччине весілля!", "За свет и за волю!", "К мести все! К свободе! К борьбе!" Усматриваете ли вы в этих лозунгах постепенное сплочение общины, все больше осознание ею своих прав?

- В тексте произведения можно заметить символы: свеча, свет, огонь пожара. На основе содержания драмы прокомментируйте значение каждого из этих символов. Или чувствуется их градация?

- Проанализируйте характеры и поступки воеводы, Кезгайла, Ольшанского. Представьте, что это живые люди, а не литературные персонажи. Каково ваше впечатление от них? Нравятся ли вам их мировоззрение, мораль, отношение к закону, понятие чести и достоинства? Хотели бы вы таких людей иметь родственниками или друзьями? Имеем ли мы право утверждать, что это сугубо отрицательные персонажи, есть в этих образах черты и поступки, которые заслуживают одобрения и раскрывают нам персонажей с лучшей стороны?

В активе Ивана Кочерги драматическая поэма "Ярослав Мудрый" - самая совершенная из всех. Более того, именно в этом произведении автор впервые обратился к реального политического деятеля, действительного исторического лица. Задумывалась она еще перед войной, но была закончена уже в освобожденном Киеве в 1944 году, хотя окончательный вариант датирован 1946 годом. Как и каждый высокохудожественное произведение в тоталитарном обществе, эта драма, а с ней и автор, должны были пройти свою Голгофу. Лесь Танюк в воспоминаниях о талантливого актера Марьяна Крушельницкого подает факты, которые касаются и постановки этой пьесы: "в Свое время его тоже обвиняли в национализме, однажды за "Ярослав Мудрый" Кочерги, до премьеры которого изготовлено было "желто-голубую" афишу - на фоне голубого неба ветхозаветной кириллицей - желтым цветом! - буквы (не помню, может, и наоборот, голубым по желтому?). Он рассказывал об этом с юмором ("было Указано, то это проповедь национальной виїмковості!"), однако спектакль киевские монстры действительно едва не запретили. Война пошла игре на пользу - кто-то кому-то подсказал, что Ярослав Мудрый - образ во славу великого вождя, - и постановку шевченковцев через Москву моментально отмечено - вопреки Киеву! - Сталинской премией; "из грязи в князи" - неисповедимы пути Твои, Господи!.. Так оно и продолжалось - то холодный душ, то горячий, а муж делал себе свое дело, и делал крепко, как хозяин дом, - не столько для себя, сколько для потомков".

Первотолчком к написанию високопатріотичного произведения в годы войны послужил не только негласное разрешение Сталина на создание художественных полотен, которые воспитывают защитников родной земли. Дело в том, что І.Кочерга знал, что идеологи фашизма старались научно обоснованно объяснить свои посягательство прежде всего на территорию бывшей Киевской Руси. И если к славянам относились как к людям низшего сорта, которые могут быть использованы исключительно как рабочая сила, то право на "жизненное пространство" для немцев как представителей высшей расы аргументировали так называемой "варяжской теории", по которой правителями Киевской Руси были представители нордических, а значит, арийских племен: основателями государства якобы стали варяги под предводительством Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора, которые княжили сначала в Новгороде, а дальше неуклюжими русичами были приглашены на княжеский престол и в Киев. И в действительности Киевская Русь как централизованное государство образовалось еще в IX веке, а варягами русские князья время от времени как воинами-наемниками пополняли свои жены. Те же князья, которые по происхождению действительно были нордами, в славянских условиях ассимилировались и под давлением демократических устройств городов (то же новгородское или киевское вече) правили по исконными местными законами.

Ярослав Мудрый - интересная и сложная фигура в нашей истории. В его характере в монолитный сплав слились, казалось бы, несовместимые черты характера и предпочтения: перед нами жестокий воитель и мудрый книголюб, создатель правовых законов и братоубийца, нежный отец и "тесть Европы", который силой выдавал своих дочерей за кого решил, чтобы родственными отношениями с правителями враждующих с Киевской Русью государств сделать союзников.

Действие в произведении происходит в четко определенное время: с 1030 до 1036. В драме действуют исторические фигуры, которым уделено особое внимание, и вымышленные, второстепенные, менее яркие, но от этого отнюдь не лишние, ибо воспроизводят фон времени, историческую эпоху. Сам автор отмечал, что некоторые исторические события пришлось переставить местами или трактовать со своей точки зрения, но нарушений исторической правды немного и допущены они только с целью пользы самому произведению: Елизавета с Гаральдом поженилась в 1044 году, а во время нападения на Киев половцев князя здесь не было, он как раз находился в Новгороде (если учитель или ученики имеют желание об этом узнать подробнее, пусть перечитают предисловие 1.Кочерги к "Ярослава Мудрого")

Перед тем, как начать анализ композиции и сюжета произведения, надо еще раз объяснить ученикам, что такое драматическая поэма. Это преимущественно небольшое по размерам стихотворная пьеса в которой есть драматическое, эпическое и лирическое раскрытие темы. Изложение материала в таком произведении отличается краткостью. Все внимание автора (а значит, и читателей или зрителей) сосредотачивается на раскрытии какого-то одного конфликта, все сюжетные линии сходятся в одной точке, пересекаются на образе главного героя. По этой причине историческую драму "Ярослав Мудрый" Кочерги еще называют монодрамою. Как подчеркивал сам автор, пьеса была задумана как историческая трагедия. В ней есть несколько небольших сюжетных линий. Состоит пьеса из пяти действий, каждое из которых имеет поэтическое название: "Сокол", "Закон и благодать", "Апрельский снег", "Каменщик и князь", "Гусли и меч". От картины к картине возрастает интрига в драме, но изложение материала остается пропорциональным и отличается краткостью и лаконизмом.

Для лучшего понимания образа Ярослава Мудрого ученикам нужно поставить ряд проблемных вопросов:

- По какой причине князь так часто употребляет библейский афоризм "Раньше закон, а потом благодать"? Свидетельствует ли это о том, что для Ярослава слова "должен" и" надо " важнее "хочу"? Если да, то почему?

- Самому Ярославу не нравится его прозвище Мудрый. Причина: князь считает, что это имя придумали подхалимы, думает, что недостоин такого высокого имени, является слишком скромным человеком? Когда Ярослав меняет свое мнение о собственно фамилию и почему? Зачитайте цитату.

- Что вы знаете о пути этого князя киевского престола? Вспомните, будучи правителем в Новгороде, Ярослав идет с войском на Киев, чтобы отобрать у родного отца престол. Какова главная причина такого поступка сына? Как вы думаете, на чьей стороне правда - на стороне Коснятина или на стороне Ярослава? Прочитайте монолог Ярослава о том, что и Святополка назвали бы Мудрым, а его Окаянным, если бы фортуна поменяла отношение к избраннику. Действительно ли это так?

- Ярослав приказывает бывшего друга и помощника Коснятина посадить, а потом отдает приказ его вообще уничтожить. Почему? Боится, чтобы Коснятин не рассказал всем о бывшем трусость Ярослава, когда он, разбитый Болеславом, готов был бежать куда глаза глядят? Разоблачит еще какие-то нехорошие дела князя? Потому что корыстолюбный Коснятин решил оторвать от Киевской Руси Новгород и самому править в нем? Потому что Коснятин сеет междоусобицы и подрывает могущество государства?

- Ярослав заключил свод законов, по которым зло должно быть наказано по принципу : "Зуб за зуб, око - за око, смерть за смерть." За убийство киевлянина варяг Турвальд, покусившегося на честь Милуши и убил ее брата, должен был быть приговорен к смерти. Князь решает, что лучше, чтобы воин-наемник уплатил виру - денежный штраф родственникам убитого. Мы прекрасно понимаем, что высшая мера для варяга в этом случае было нецелесообразно с той точки зрения, что соратники начали бы в Киеве резню, что привело бы к большим человеческим жертвам. Когда же Журейко убивает варяга, то тоже по закону "Русской правды"(сборник законов) заслуживает смерти. Почему Ярослав дает возможность ему убежать? Или понимает, что Журейкова месть справедлива?

- История свидетельствует, что трое сыновей Ярослава поженились с европейскими принцессами, а три дочери стали соответственно женами французского, венгерского и норвежского королей. Как относится Ярослав своих дочерей в драме? Сколько их вывел Кочерга? Чем сходны между собой Анна и Елизавета и чем отличаются? Которую из них больше любит мать? А отец? Желает им Ярослав семейного счастья? При каком условии обещает женить Елизавету с Харальдом? О чем это свидетельствует: о черствости души отца или о преобладании решений государственника над решениями любящего родственника? Одобряет поступки Ярослава Мудрого простолюдин Людомир, говоря: "Но в князей потребности, вишь, не те... Хоть дочь сожалению, но бди государство"?

- Какие отношения между Ярославом и Ингигердой? Или приходит вам на ум, что когда-то, возможно, князь пожертвовал своим счастьем ради счастья государства и женился на дочери конунга1 Швеции, чтобы иметь влиятельного союзника? Как вы расцениваете такую гипотезу? О чем свидетельствует задуман княгиней переворот? Почему Ярослав решается отправить жену в монастырь? Как свидетельствует история, много князей и высокопоставленных лиц отправляли своих жен (вспомните Гільду с "Свіччиного свадьба") в монастырь, чтобы таким образом освободиться от предыдущего брака. Или с целью отправляет в монахини Ингигерде Ярослав? Или забирает ее оттуда позже? Дайте оценку вчику Ярослава-мужчины.

- Почему Журейко и Милуша, рискуя собственной жизнью, решают предупредить князя о замысле Ингигерды посадить на киевском престоле своего родственника? Почему, потеряв любимую, Журейко не хочет оставаться в Киеве, хотя князь прощает ему убийство варяга как преступление? В каких еще эпизодах раскрыта тема вождя и народа? Возможна полная единство мыслей и поступков правителя и народных масс? - Идеализирует драматург своего главного героя? Показывает в эволюции? Приведите цитаты.

- Поведение пожилого князя Ярослава в битве с половцами показано глазами его сына Владимира? Почему? Можно ли такую грандиозную баталию передать на сцене да еще и выделить определенные эпизоды, которые касаются исключительно Ярослава?

- Ингигерда в первой половине произведения постоянно обзывала Ярослава "рабиничем", акцентируя, что он рожден от князя и рабыни-наложницы. Опыт и любовь простого народа убеждают князя, что позора в низком происхождении нет, этим даже надо гордиться. Проанализируйте такой монолог князя:

 

Мне не надо пышных тех сказок,

Что предков нам ищут где-то за морем.

Народ мой здесь, на родных этих просторах,

От Киева до Ладоги живет.

И не заброд Исландии строгих -

Меня своим предком назовет.

-В общем, драматическая поэма "Ярослав Мудрый" написана белым стихом, но во многих местах наблюдается и рифмовки, что усиливает эмоциональное и идейное звучание таких строк. Можно сказать, что монолог, над которым вы только что работали, написанный белым стихом? Почему? Найдите в тексте произведения отрывок, написанный белым стихом.

- В хронологической последовательности происходят события в произведении? Логично мотивированные поступки персонажей?

- Что вы можете сказать о Ярославе Мудром как собирателя крупнейшей в то время в мире библиотеки и основателя строения храма святой Софии в Киеве? О чем свидетельствуют такие порывы души князя?