Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРА Х-ХІІІ веков

«Слово о законе и благодати» Илариона

Биографических сведений об Киевского митрополита Илариона известно очень мало. Из «Киево-Печерского патерика» узнаем, что его постриг в монахи основатель монастыря Антоний. Впоследствии Илларион становится пресвитером загородной резиденции Ярослава Мудрого - Берестового. в 1051 году по воле князя собор местных епископов поставляет Илариона Киевским митрополитом, однако после смерти Ярослава 1055 году он уступает свое место новому ставленнику Византии - грэму Ефрема. Некоторые исследователи предполагают, что после этого Он скрывался в Киево-Печерском монастыре и Тмутаракани под именем Никона, и именно он составил первый Киево-Печерский летописный свод 1073 года.

Перу Илариона принадлежат несколько произведений: «Ісповє дания веры», «Слово о законе и благодати» и поучения священникам.

Исследователи расходятся во мнениях по поводу написания и произнесения речи. По одним данным «Слово о законе и благодати» было зачитано в честь открытия Софийского собора; по другим данным - речь могла быть произнесена в Софийском соборе в 1049 году, вероятно, в честь завершения строительства киевских оборонительных сооружений.

«Слово о законе и благодати» - это первый публицистический ораторский произведение древней литературы, который по сути является церковно-политическим трактатом, написанным во время военных столкновений Руси с Византией и в связи с этим в ситуации ухудшения отношений между русской и византийской церквями.

Проповедь состоит из трех частей: образного толкования, что следует понимать под Словом о законе и благодати и истины; и похвала Владимиру Великому за крещение Руси; молитва от всей Русской земли.

Илларион сопоставляет Ветхий и Новый Заветы и отдает предпочтение Новому, потому что, по его мнению, Ветхий Завет, или «Закон», данный Моисеем, предназначен только для иудеев. Зато Новый Завет является «Благодатью», то есть основным фундаментом христианства, поскольку его выбирают народы как путь к спасению от греховности. Ветхий Завет утверждает рабство, Новый - свободу и благодать, которая дошла и до нашего языка русского». Таким образом Иларион вводит новую патриотическую концепцию, где Русь - передовое общество, которое занимает равное место среди других народов.

В центральной части проповеди Иларион прославляет князя Владимира за крещение Руси по собственной инициативе, а не по указке Византии. Иларион ставит его наряду с апостолами, которые обращали народы в христианство.

В третьей части проповеди - молитве - автор просит Бога утвердить мир на земле и содействовать строительству.

«Слово о законе и благодати» Илариона характеризуется всеми средствами ораторского искусства: богатством метафорических сравнений, эпитетов, паралелізмів и повторов, риторических фигур. Язык произведения наполнена патриотическим пафосом. Все это обеспечило этой проповеди длительную популярность среди восточнославянских проповедников.