Трагедия родного края в драме Леси Украинки
"Боярыня"
Лесю Украинку называют в народе дочерью Прометея, ибо
именно она переняла от Тараса Шевченко и понесла дальше эстафету правды, добра и
человечности. Ее лирика полна глубокой страстности, нежной задушевности, искренней
любви к родной земле, к своему непокоренного народа.
Ведущее место в лирике Леси Украинки занимает
тема любви к
родного края, который она хотела видеть свободным и
счастливым. Эта тема больше всего раскрывается в ее поэме "Боярыня".
"Боярыня" проникнута сравнением общественно-политической
атмосферы Украины и Московии в эпоху Руины, подчеркиванием ее очевидных
разногласий, она была неприемлемой, враждебной для ідеолоєів тоталитаризма,
пытались обезличивать целые народы, между тем эта драма по-новому освещает всю
творчество нашей великой поэтессы.
Драма вводит читателя в сложные времена истории
Украины - сутки, которая своей конфликтностью, борьбой, стремлением Украины к
объединения и независимости была созвучна стремлениям нашего народа в начале ХХ
века.
В общественно-национальные взаимоотношения между Украиной и
Россией, в те времена, когда гетман Дорошенко стремился объединить Левобережья и
Правобережье в единое государство, пытался вернуть Украине свободу и независимость.
На историческом фоне ХVII века Леся Украинка
рассматривает ряд проблем, одна из них - трагедии родного края.
Носителем этой проблемы в драме
"Боярыня" образ Оксаны. Именно через трагедию жизни дочери казака автор
доводит нас к размышлению над трагедией Украины.
Полюбила Оксана молодого казака Степана, который будучи
на службе у царя в Москве, с казака стал боярином. После бракосочетания она едет с мужем
в Москву, где жизнь Оксаны стало жизнью в неволе. От невыразимой тоски по родным
краем, не в силах снести унижения, которое ей,как украинцы довелось ощутить в
Московщине, она смертельно заболела. Все время пребывания на чужбине она
внутренне противостоит тому, что ее окружает: быта, обычаям, отношениям между
людьми. Не воспринимает она русского одежды. Не может девушка привыкнуть и к тому,
что ей нельзя было самой ходить, нельзя "с мужчинами женщине пробовать
при беседе", тогда как в Украине женщина в почете. Не могла понять и Оксана
того, что молодежь побирается через сваху. Возмущает ее "поцілуйний
обряд". Удивляет героиню то, что не слышно пения в Московии. Она называет себя
пленницей, а Московщину - тюрьмой:
А что же? Разве я здесь не как татарка?
Сижу в неволе? Ты разве не ходишь
под ноги стелиться своему господину, языков
хану?
Везде сваи, плети Холопов...
продают...Чем не татары?
Трагическая судьба Оксаны:
Я погибаю, в'яну, жить так не могу...
И эта судьба является олицетворением судьбы Украины под властью
России. Леся Украинка выступала против такого порабощения, против того отношения
московского барства к украинцам, которое оскорбляло, унижало наш свободолюбивый народ,
народ с героическим прошлым, древней культурой и высоким уровнем морально-этических
принципов, а не против российского народа.
Наш народ, по утверждению Леси Украинки,
заслуживает большое уважение и полноценное самостоятельное бытие.
Судьбоносным оказался псевдоним или, точнее, геонім
для поэтессы. Она оставалась незрадливо верной своей родине в самые трудные годы.
Не с кровью Косачей унаследовала Леся независимый дух и волю к созиданию
государства Украина, отдав ей свой ум и сердце, как Драгоманова?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Возможные варианты вступления:
Судьбоносным оказался псевдоним или, точнее, геонім
для поэтессы. Она оставалась незрадливо верной своей родине в самые трудные годы.
Не с кровью Косачей унаследовала Леся независимый дух и волю к созиданию
государства Украина, отдав ей свой ум и сердце, как Драгоманова?
Доказательства утвержденного можно найти прежде всего в
ее стихотворениях, в частности, в поэме "Боярыня". В длинную темную ночку
самодержавного мрака Леся на вбогім печальном перелозі засевала красочные цветки
свободы. Положение Украины за "самоволья деспотичной" в России, этой
пол-Азии, автор "Боярыни" видела безвідрадно-драматическим.
Но в поэме прозвучала поэтессы вера в освобождение
и возрождение родного народа, в его непреодолимые життєтворчі сили.Важко переоценить
значение поэмы "Боярыня" в независимости Ук раины, так же ее верная дочь
показала, что "украинская стихия попадет сама по себе, из собственных сил, с
непозичених в других идеалов добыть тот большой патос, создать ту творческую
розгонову легенду, ту розгоновусилу, которых ее заблудшие предшественники напрасно
искали в чужих национальных идеях или в интернационализме.