Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Давнослов'янські летописи


 

Летописи, выдающиеся памятники ист. литературы древней Руси, написанные как хроники (ежегодные записи, анналы); содержат в себе также различный литературный материал: оп., легенды, биографии и т.д и заимствования из візант. хронистов. Летописание началось в Киеве, а первое летописное сведение («свод»), что дошло до нас в нескольких ред. под названием «Повесть временных лет», было заключено печерским монахом Нестором ок. 1110 г. Ему предшествовали несколько киевских (первое примерно 1039 г.) и новгородских сводов.

Т. наз. Начальный Л., что лег в основу «Повести временных лет», начинается библейским оп. о потоп, разделение мира между сыновьями. Ноя, далее повествует о расселении славян, о апостола Андрея и переходит к вопросу - «Кто первее стал княжить на Руси (оп. о Кия, Щека и Хорива, призвание варягов и т.п.). В дальнейшем изложении ист. событий по годам вставлены леґендарні оп. о Кожемяку (под 993 г.), об осаде Белгорода печенегами (997) и др. Нестор не только дополнил Первоначальный Л. (что кончается 1093 г.), но и продолжил его до 1110 г., добавив сведения о усобицы между сыновьями Ярослава, нападения половцев на Киев, съезды кн., ослепление Василька. Вторая ред. «Повести» (1116) принадлежит игумену Выдубецкого монастыря Сильвестру, который, кроме др., дополнил ее речью Владимира Мономаха на Долобському съезде кн. (1103); вероятно, в Выдубецком манастире было добавлено к «Повести» и «Поучение детям» Владимира Мономаха. Третья ред. «Повесить» составлена примерно 1118 г. в Киево-Печерском манастире.

«Повесть временных лет» легла в основу дальнейшего летописания в Киеве и др. центрах Руси. Л. состояли при манастирях (Киево-Печерский, Выдубецкий) и княжеских дворах. Продолжением «Повести вредїенних лет» был т. наз. «Киевская летопись» 12 в. Есть сведения о черниговский, переяславский и гал. Л. 12 в., что не сохранились, но урывками вошли в др. летописных сводов.

Оу. об ослеплении Василька Теребовельського, что вошло в «Повести временных лет», как высокий образец тогдашней ист. повести, свидетельствует о значительных традиции гал. летописания 11-12 вв. Со второй пол. 13 в., с упадком Киева и переносом гос. центра к Гал.-Волынского княжества, здесь сосредоточилось и летописания, которое дало Гал.-Волынский Л., написан в конце. 80-ых гг. 13 в., - гл. источник ист. Украины этой эпохи. Он состоит из двух главных частей - галицкого (1201 - примерно 1262 гг., писанной в Галиче) и волынской (до 1292 г., писаной, видимо, во Владимире), которые, в свою очередь, имели несколько ред. (минимум 5). Гал.-Волынский Л. продолжает предыдущие Л. - «Повесть временных лет» и Киев. Л. (что заканчивается 1200 р.) и подает хронологически (хронология вставлена только в более поздних ред. и часто имеет условный характер) историю Гал.-Волынского княжества от 1201 до 1292 г. Ист. события авторы Л. оценивают с точки зрения конечности объединения всей Русской земли, с правом гал. кн. на владение столицей Руси - Киевом, стоя за сильную централизованную власть кн. в их борьбе против боярства. Особенно Л. выделяет фигура Даниила Галицкого, от головы до ног «не 64 на нем порока». От 1264 г. до кон. Гал.-Волынский Л. сосредоточивает свое внимание на ист. Волынской земли и отношениях с Литвой и Польшей. В Л. вставлен высокохудожественные, проникнуты патриотизмом войск. повести и лит. оп., что своим мастерством напоминают «Слово о полку Игореве» (напр., о евшан-зелье).

14 в. летописание вошло в новую эпоху - составление обще-русских сводок. Так появились Лаврентьевская летопись (ок. 1377), Ипатская летопись (нач. 15 в.) и многие, др., дошедшие до нашего времени в более поздних списках и чаще были изданы в «ІІолном собрании русских летописей» 1-26 (1841-1959).

Древнерусская летописная традиция в 14 - 16 вв. продолжалась в Лит.-Русском государстве, гол. на Беларуси, которая меньше всего пострадала от тат. опустошение. Поэтому Л. этой эпохи имеют название лит. или защ.-русских Л. Из многих списков (13), опубликованных в «Полном собрании русских летописей» (тт. 16-17), для рус. историографии большее значение имеют; Супрасльський летопись, скомпилированный 1520 г. из разных ист. источников, Л. Биховця (кон. 16 в.), Баркулабівський Л. (кон. 16 - нач. 17 в.), составленный в с. Баркулабові бы. Могилева, что, кроме ист. событий представляет сведения о деятельности церк. братств.

Значительное количество Л. сохранилась с 17-18 вв. Одной из достопримечательностей этой эпохи является Густынский Л. («Кройніка»), написанный, по предположению исследователей (А. Ершов), между 1623-27 гг. С. Копыстенским; он сохранился в списке 1670 г. иеромонаха Густынского монастыря Г. Лосицкого. Кроме компиляции из старых Л., он содержит богатый ист, материал, доведенный до 1597 г., гл. о взаимоотношениях Украины с Литвой, Польшей, Крымским ханством, Турцией, об унии, истоки казачества и др. К этому же времени относится и сб. летописных оп. неизвестного автора п. н. «Летописцы Волыни и Украины», компиляция из старых Л. с приложением записей Б. Балыки о событиях кон. 16 - нач. 17 в. и др. Определенное значение имеют и местные Л. этой эпохи: Хмельницкий Л. (найден в Хмельнику на Подолье) с ист. сведениям 1636-50 гг., в частности важными для истории начала Хмельнитчины; Львовский Л. (назван так по месту находки), что описывает события 1498-1649 гг. (подробнее от 1630 г.) перев. на Киевщине, Подолии и Галиции; Межигорский Л. (найден в Межигорском манастире), который повествует о событиях 1393-1620 гг. на Киевщине и Волыни.

Отдельную группу составляют манастирські Л., которые подают также важные материалы для льокальної истории, в частности Густынский манастирский Л. (1600-41), Межигорский манастирский Л. (1608-1700), Добромильский Л. (1648-1700), Подгорецкий Л. (1659-1715), Мгарский Л. (1682-1775), Сатановский Л. (1770-93) и др.

Особое значение среди Л. 17-18 вв. имеют ист. произведения, посвященные коз. войнам (отсюда их условное название - «казацкие Л.», хоть от Л. в сжатом смысле слова они значительно отличаются), в частности произведения «Самовидца» (см. «Летопись Самовидца»), Г. Грабянки, С. Величка, несколько мелких произведений 18 в. (Лизогубовскую Л., Черниговский Л. и др.) и попыток прагматического изложения истории (см. Историография).

Литература: Шахматов А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. П. 1908; Сушицький Т. Зах.-русские летописи 1-2. К. 1921, 1929; Перфецкий Е. Русские летописные своды. Братислава 1522; Приселков М. История русского летописания XI-XV вв. П. 1940; Лихачев Д. Русские летописи. М.-Л. 1947; Пашуто В. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М.-Л. 1950; Чижевский Д. История украинской литературы. Нью-Йорк 1956; Doroshenko D.-Оhloblyn О. A survey of Russian Historiography. Нью-Йорк 1957; Генсьорський А. Гал.-Волынская Летопись. К. 1958.

ЛЕТОПИСИ - истор.-лит. произведения в Киев. Руси, позже в Украине, России и Беларуси, в которых повествование велось по годам. Название происходит от слов «въ лЂто», которыми начинался описание событий определенного года. Л. - выдающееся явление духовного, сусп.політ. и лит. жизни народа. В них рассказывается о происхождении вост. славян, зарождение у них гос. власти, о полете., экон. и культурные взаимоотношения их между собой и с др. народами и т.д. Зарождению літопис. творчества способствовал ряд факторов: деятельность могучей Киев, государства, относительно высокий уровень материальной и духовной культуры в давньокиїв. период, основания Киев. митрополии, сооружение Софийского собора и др. Летописание началось в Киеве. Считают, что раньше возведение літопис. материалов различного характера и происхождения (короткие порічні записи, княжеские Л., нар. предания) относится к кон. 10 ст. Его составила, пожалуй, группа мир. и духов. лиц из окружения Вел. князя Владимира Святославича. В 11 в. были составлены Летописный свод 1037, Киево-Печерский летописный свод 1072 - 73 (автор книжник Никон), Новгородское возведения 1079, Начальное свод 1093 - 95, составленное игуменом Печерского монастыря Иоанном. Последнее стало основой для составления первой редакции «Повести временных лет». Непосредственным продолжением ее в Ипатской списке был Киевский летопись, составленный в Выдубицком монастыре на основании летопись, сводов, которые не дошли до нас. Есть сведения о черниговский, переяславский, галицкий Л. 12 ст., однако они не сохранились, отрывки из них вошли в др. літопис. сводок. Со 2-й пол. 13 в. в связи с упадком Киева и переносом гос. центра к Галицко-Волынского княжества здесь сосредотачивается и летописания. Выдающейся лит. и истор. памятником 13 века, гл. источником для изучения истории Украины этой эпохи является Галицко-Волынская летопись, охватывающая события на Галиц. и Волин. землях 1201 - 92. 14 в. летописание вошло в новую эпоху - составление загальнорус. сводок и списков. Так возникли Лаврентїївський летопись (1377), Ипатская (Ипатьевская) летопись (нач. 15 ст.), Радзивилловского списка (кон. 15 ст.), Хлєбниківський список (16 ст.), Погодінський список (кон. 16 ст.) и ряд других, преимущественно были опубл. в «Полном собрании русских летописей» (т. 1 - 38, СПб. - М. - Ленинград, 1841 - 1989). Давньокиїв. летописная традиция в 14 - 16 вв. продолжалась в Моск. Руси и Литовско-Русском государстве. Ценностью факт. материала отмечаются Новгородские и Владимиро-Суздальской летописи, которые содержат загальнорус. истор. материал, в частности о борьбе Руси с нем., швед. и монг.-татар. завоевателями. Ко времени пребывания укр. земель в составе Вел. княжества Литовского относится возникновение (15 - 16 вв.) литовских (их еще называют західноруськими или белорусско-литовскими) Л., дошедшие до нас во многих сводках и списках. Это летописи Биховця, Авраамки, Красинского, Рачинского, Румянцевский, Короткий Киевский (Супрасльський) и др. Західнорус. летописи освещают гл. обр. события сусп.-полит. и социально-экон. жизни Литвы и Беларуси, историю городов Вел. княжества Литовского, но содержат также сведения о социально-полит. и экон. отношения в Украине, борьбу укр. народа против лит. и польс. захватчиков. Давньокиїв. летописные традиции в Украине были продолжены в конце 16 в., что обусловлено общ. обстоятельствами экон., полит. и культур. развития укр. земель. Обращение к героїч. прошлого укр. народа, изображение его борьбы с врагами служило полит. целью подъем мощного социального и нац.-вызвать. движения против господства шляхет. Польши (особенно после Люблін. и Брест. уний), ратной доблести укр. казачества против загарб. посягательств Турции, Крымского ханства и др. агрессивных соседей. Л. складывались многими людьми - образованными духов. и цивіл. лицами, преимущественно воспитанниками Острожской школы, Киев. и Львов. коллегий, в монастырях, а также представителями просвещенного мещанства и казачества. Среди рус. Л. 16 - нач. 17 в. особое науч. ценность представляют Густынская летопись, частично «Летописцы Волыни и Украины». Густынская летопись, составленная, по мнению исследователей, в Густынском монастыре близ Прилук на Черниговщине, вероятно, Захарией Копыстенским между 1623 и 1627 на основе многих древних летописей и польс. источников. Однако он является произведением с собственным толкованием фактов, с ориг. взглядами на историю. Известен в нескольких копиях, основные из которых переписал 1670 Густынского монастыря иеромонах Михаил Лосицкий. Летопись содержит целостное изложение истории Украины от времен Киевской Руси до Брестской унии включительно. Небольшой сборник літопис. рассказов и заметок «Летописцы Волыни и Украины» был составлен одним или несколькими невід. авторами в Киеве в 1-й пол. 17 ст. В его основу положен летописный свод 1620 уставника Успенской церкви на Подоле Кирилла Ивановича, а также использованы материалы давньокиїв. летописей и частично польс. хроник М. Стрыйковского и М. и И. Бельских, свидетельства очевидцев, собственные воспоминания авторов, выступают здесь пламенными патриотами родины. Памятник состоит из 12 отд. сборников, из них самой важной по содержанию является Киев, сборка, которой издатели дали название «Киевская летопись». Изложение истории Украины начинается 1240 и хронологически приходится до 1621. В течение 17 в. составлен ряд др. Л.: Львовская летопись (названный так по месту, где его нашли), что описывает события 1498 - 1649 (подробнее - после 1630) преимущественно на Киевщине, Подолии, Галиции; Острожский летописец с описанием событий 1500 - 1636; Межигорский летопись (найден в Межигорском монастыре на Киевщине), в котором рассказывается о событиях 1393 - 1620 на Киевщине, Волыни, Полтавщины, а также по истории казачества; Хмельницкий летопись, который описывает события из истории Украины 1636 - 50, связаны преимущественно с городом Хмельником (откуда и название летописи). В 1672 - 73 на основе «лЂтописцов стародавних» Феодосий Сафонович заключил «Кройнику», в которой рассказывается о событиях в Украине до 1289, историю Литвы в 1529 и Польши до 1693. В 17 в. приходится составления значительного количества коротких монастырских Л., которые описывают преимущественно внутр. и хоз. дела монастырей, представляют важные материалы для местн. истории. Это Густынский монастырская летопись (1600 - 40), Межигорский монастырская летопись (1608 - 1700), Добромильский летопись (1648 - 1700), Подгорецкий летопись (1583 - 1715), Мгарский летопись (1682 - 1775) и др.

Особое значение среди Л. 2-й пол. 17 - нач. 18 в. имеют истор. произведения, посвященные казацким войнам. Отсюда их условное название - «казацкие», «казацко-старшинские» Л., хоть от Л. в традиц. понимании они значительно отличаются. До нас дошли три выдающиеся казацкие Л. - Самовидца (о событиях 1648 - 1702, вероятный автор - Роман Ракушка-Романовский), Григория Грабянки (1710, о событиях от возникновения казачества к 1709) и Самуила Величко (1720, о событиях в Украине 1648 - 1700). Во всех этих Л. не только подробно рассказывается о Вызвать. войне укр. народа 1648 - 54, его борьбу против польс.-шляхет. и тур.-татар, захватчиков, но и подается экон., полет, и культур, характеристика страны, изображается междунар. положение в Европе и Азии в связи с событиями 1648 - 54, подаются факты из истории России, Польши, Венгрии, Швеции, Молдовы, Турции и др. Л. созданы высокообразованными людьми, преимущественно войск, канцеляристами, которые хорошо знали родной и иностр. языки, имели литературный талант. Источниками казацких Л. были давние рус. летописи, собственные наблюдения, воспоминания современников, докум. материалы (правительственные офиц. и частные письма, акты, грамоты, универсалы), произведения чужозем. историков, нар. легенды, предания и др.

В 30-х pp. 18 в. невід. автор составил «Краткое описание Малороссии» (рус. языке) о событиях от Киев. Руси до отмены гетманства в 1734. Осн. источником для произведения был летопись Грабянки. В 1765 Петр Симоновский скомпоновал «Краткое описание о козацьком народЂ» с описанием событий от древнейших времен до 1751. Автором «Летописца или краткого описания знатнЂйших дЂйств и случаев» о событиях в Украине с 1506 по 1737 был, вероятно, Яков Лизогуб. 1770 в Прилуках полковой обозный Степан Лукомский составил «Собрание историческое» с описанием событий в Украине в 14 - 16 вв. Летописно-истор. труды об Украине писали также зарубежные авторы - Г. Боплан, К. Гаммердерфер, И. Энгель, С. Зарульський, О. Ригельман и др. По характеру к Л. относятся памятники мемуар. л-ри - дневники-діаріуші А. Филиповича, М. Ханенко, Я. Марковича и др. Анонимная «История русов», написанная в кон. 18 или нач. 19 ст. (опубл. 1846 В. Бодянским) с изложением событий от древнейших времен до 1769, завершает давнюю летописно-повістеву традицию и является мостиком к новой укр. истор. науки, начатой «Историей Малой России» Д. Бантыша-Каменского (т. 1 - 4).

Л. - ценный источник для исследования отечеств. истории с древних времен до 18 в. включительно. Они являются важными памятниками л-ры. Большое значение Л. для изучения истории украинского литературного языка, формирование и становление літопис. жанра. Язык большинства Л. книжная, близка к народноразговорного. В них широко использована общепринятая и войск. лексика, простонар. высказывания, легенды, народные предания, сравнения, пословицы. Имеющаяся у Л. и значительное количество церковнославянизмов, полонизмов, латынизмов и др. В большинстве Л. как 11 - 13, так и 16 - 18 вв. стиль изложения лаконичен, доходчивый. Для языка характерно употребление простых предложений, эллиптических конструкций, повторений устойчивой формулы «того же года». Лишь в некоторых Л., в частности Самийла Величко, Г. Грабянки, изложение торжественный, канцелярский, отсюда и сложное строение фразы, широкое привлечение церковнославянизмов.

Л., в частности казацкие, всесторонне исследованы в науч. л-ре 19 - 20 вв. Они стали источником худож.словесної творчества. Сюжеты, темы, образы, фразеология Л. использовались в древней (Феофан Прокопович), а особенно в новой укр. л-ри (И. Котляревский, Т. Шевченко, М. Костомаров, П. Кулиш, И. Нечуй-Левицкий, М. Старицкий, Бы. Гринченко, Б. Лепкий, А. Чайковский, С. Туловище, Ю. Опильский, И. Кочерга, П. Панч, С. Скляренко, П. Загребельный, Г. Федоров, Г. Иванычук, Т. Никитин, О. Коломиец, Вал. Шевчук и др.), а также в рус. и бел. л-сч. О Л. существует большая науч. л-ра (труда В. Татищева, М. Карамзина, М. Костомарова, М. Максимовича, А. Шахматова, М. Грушевского, И. Крипякевича, Д. Лихачева, М. Тихомирова, Т. Сушицкого и др.).

Изд.: Сб. летописей, относящихся к истории Южной и Зап. Руси... К., 1888; Летопись Самовидца. К., 1971; Летопись руский. К., 1989; Повесть временных лет. К., 1990; Величко С. В. Летопись, т. 1-2. К., 1991.

Лит.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах. СПб., 1908; Сушицький Т. Западнорусские летописи как памятники л-ры, ч. 1 - 2. К., 1921 - 29; Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV - XVI вв. М. - Ленинград. 1938; Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1940; Лихачев Д. С. Рус. летописи и их культурно-истор. значение. М. - Ленинград, 1947; Марченко М. И. Укр. історіоірафія (с древних времен до среди. XIX ст.). К., 1959; Генсьорський А. И. Галиц.-Волин. летопись. К., 1961; Бевзо О. А. Львовская летопись и Острожский летописец. К., 1971; Дзиря Я. И. Вступление. В кн.: Летопись Самовидца. К., 1971.