Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ДРАЧ

Иван Федорович Драч - жизнь и творчество




"Баллада о подсолнечнике", "Этюд о хлебе" "Чернобыльская мадонна".

1. "Художнику - нет скованных норм..."

Феномен Ивана Драча. Если говорят, что талант достигает зрение, то это говорится об авторе "Подсолнуха" - Драча. Уже в первых своих произведениях как поэтической формой, так и их содержанием он выразил несогласие жить и творить за привычками и предписаниями тоталитаризма, утвержденными принудительно - силой, кровью, репрессиями. Его ранняя поэзия знаменовала бунт лучшей части украинской молодежи, которая узнала об ужасных преступление сталинизма (хотя тогда было обнародовано далеко не все). Эту несогласие Драч как поэт прежде всего выразил в сфере поэзии, где насаждался единственный принцип социалистического реализма. Творчество была строго регламентирована, как и всякое другое волеизъявления. Молодой поэт в полный голос заявил:

Первый сборник "Подсолнух" (процитированы слова из опубликованного здесь поэмы "Смерть Шевченко") появилась в 1962 г. вместе с первыми сборками Василия Симоненко и Николая Вінґрановського.

Особенностью поэтического мира Ивана Драча является его постоянное, безостановочное движение, изменчивость, развитие. Это поэт, который не создает собственных традиций, не знает самоповторов, постоянно идет к недосягаемым горизонтам совершенства. Будто каждый раз рождаясь вновь и вновь, путеводная звезда его поэзии стремится как можно яснее, отчетливее осветить драматизм людей второй половины XX века, обрести гармонию в дисонансах эпохи, в круговороте страданий и побед, открытий и страхов, преступлений и надежд, любви и ненависти, преследований и признаний, добродетелей и падений, добра и зла. "Возможно, бывают времена и прекраснее, однако это время - наш, у нас только эта жизнь, чтобы ее прожить". Жан Поль Сартр (подчеркивание - Сартра). Иван Драч сразу сделал свой выбор.

Он сломал устоявшиеся нормы искусства социалистического реализма, выступил реформатором поэзии, соотнеся ее с эпохой научно-технической революции. Поэт уверенно вводил своих сочинений лексику новейших научных открытий, обогащая мир поэзии неизвестными к тому средствами. Он широко раздвинул пределы украинского поэтического слова. Достижения мировой цивилизации (а значит, национальные традиции), космизм, на основе которого поэт творит новейшие образы, межпланетные просторы, неизвестность космических галактик, седая печаль Козерога и других небесных светил, ракеты, космодромы, романтика научно-технической революции - и вместе с тем острое осознание национальной принадлежности, достоинства и уважения к своим корням, как и до каждого отдельного человека, которая представляет собой не "винтик", а целая Вселенная.

Так, время, в которое выступил молодой Иван Драч, казалось, не способствовал расцвету поэзии. И разве поэты выбирают эпохи? Они сами создают их. Талант и воля художника преодолели обстоятельства, покорили время, сделали его действительно своим, Драчевим, чтобы бурно, ярко, современно прожить его в собственном творчестве. Никакие предписания социалистического реализма, никакие попытки власти не остановили поэта на его пути реформатора украинской поэзии. И когда говорят, что XX в. в мировой поэзии прошло под знаком модернизма, то наиболее выразительным поэтом-модернистом Украины можно считать именно автора "Подсолнуха".

Иван Федорович Драч родился 17 октября 1936 года в селе Теліженці на юге Киевской области в семье рабочего совхоза. Работал в школе, служил в армии, учился на филологическом факультете Киевского университета и кіносценарних курсах в Москве.

Именно студентом заявил Иван Драч о себе как поэт. В университетском холле привлекала внимание яркая самодельная афиша о том, что на очередном заседании литературной студии студент Иван Драч читать поэму "Чем в солнце". Галя, который поднялся вокруг этого факта, был первой реакцией властей на необычную, новаторскую поэзию, что поломала ограничения мысли и ее выражения. 1961 г. поэма вышла в свет в "Литературной газете", где она заняла целую страницу и была представлена таким же молодым и мятежным критиком Иваном Дзюбой. "Феерическая трагедия", как определил ее жанр автор, имела огромный резонанс, вокруг нее бушевали диаметрально противоположные страсти.

Первый сборник стихов "Подсолнечник" открывала предисловие авторитетного литературоведа, признанного критического метра Леонида Новиченко -"Иван Драч - новобранец поэзии": "Приметы интересной, сильной, своеобразной, хоть еще, разумеется, не "встояної", не оформленной творческой личности явственно ощутимы в стихах Драча.. Выразительной и симпатичной индивидуальной чертой в .віршах молодого поэта уже сама интенсивность поэтического переживания, его необычайно высокая температура..."

В творчестве молодого Драча выделяется поэма "Смерть Шевченко". Автор определил ее жанр как симфонию. И действительно, поэма поражает полифоничности, включает в себя элементы иррациональные, бред, далекие голоса, плач матери - Украины. Состоит симфония из пролога и двух частей: "Вишневый цвет" и "Вишневый ветер". Произведение большого веса как в творческой биографии И. Драча, так и в истории украинской поэзии XX века. Одним из контрапунктов симфонии есть сцена похорон Шевченко, в которой молодой поэт еще в те времена, чатовані бдительными имперскими идеологами, назвал Кобзаря создателем национального самосознания украинства:

Эта высокая "температура" высказываний, необычная метафористичність и раскованность мысли сразу бросается в глаза тем силам, которые следили политическую добродетель поэзии, которые начинали наступление на кратковременную демократизацию общества. Именно тогда Никита Хрущев, оставив писателям функцию "автоматчиков партии", пошел в грубый и жестокий наступление на интеллигенцию. Конечно, руководящие силы тогдашней Украины пытались быть правовірнішими правоверных. Старшие мастера. Рильский, А. Малышко (которые тоже сначала с очевидной ревностью отнеслись к свободе самовыражения молодых, а потом почувствовали благотворное влияние их раскованности) пытались отвести удар от новых творческих ростков. Молодых писателей, и среди них талантливейшего и яркого Ивана Драча, начали соответствии с правилами "пролетарской этики" "воспитывать" и исправлять, их травили, унижали, угрожали "от имени коллектива трудящихся", от имени "могучего многонационального коллектива советских писателей" и даже устами первого секретаря ЦК КПУ Г. Подгорного требовали во имя чистоты украинской литературы прекратить "формалистические выкрутасы со словом", которые "непременно приводят к искажению и затуманивание идейно-художественного содержания произведений". В атмосфере витала тінь'кривавого сталинского прокурора Вышинского. Многочисленные совещания, активы, собрания, пленумы, по выражению Ивана Дзюбы, "перерастали в сумасшедшую "психическую атаку". Надо было иметь немалое закалка, смелость и просто обычную выдержку, чтобы выстоять. Иван Драч, который в то время получил литературное признание не только в Украине, но и в России и заграницей, продолжал свою литературную работу и не отошел от своих творческих принципов.

В течение 35-летнего творческого беспокойства поэт издал сборники "Протуберанцы солнца" (1965 г.),"Баллады будней", "Поэзии", (1967 г.),

"К истокам" (1972 г.), "Корень и крона" (1974 p.), "Киевское небо" (1976 г.), "Сабля и платок" (1981 г.), "Теліженці" (1985 г.) и др. Он автор сценария "Колодец для жаждущих", по которому режиссер Юрий Ильенко в середине 60-х годов снял фильм, но он пролежал под запретом 25 лет. Углублением в родную историю, настоящими исследовательскими открытиями стали киноповести "Иду к тебе" (Леся Украинка), "Киевская фантазия" (Николай Лысенко), повесть "Григорий Сковорода", книга литературоведческих статей "Духовный меч".

2. "Баллада о подсолнечнике", вошла в сокровищницу украинской

поэзии. Баллада - не самый любимый поэтический жанр поэта, однако это совсем не каноническая баллада, а именно его, Драча, творение-изобретение, который соединил в себе признаки нескольких различных жанров.

- Ассоциативная природа "Баллады о подсолнух". Ассоциативность - сложная и своеобразная качественная признак, поэтического стиля Ивана Драча, которая является органичной для его мышления. Вся поэзия, в конце концов, основана на ассоциациях, но затруднена, метафорическая ассоциативность, что переходит в символы, становится образным строем стихотворения, дается далеко не всем поэтам. (Само слово "ассоциация" в этом случае означает психологическая связь между отдельными представлениями, мыслями, чувствами, в результате которого одно из них вызывает другое.)

Из строк баллады возникают сюрреалистические видива, в которых подсолнечник, что имел, "тело шершавое и зеленое", бегает "наперегонки с ветром", "красивое загорелое солнце" ездит на велосипеде, подсолнечник разговаривает с ним. Странное и магнетическое влияние оказывают сразу на читателя эти образы. Хочется запомнить эти строки, чтобы никогда не расставаться с их своїрідною красотой.

Произведение написано свободным стихом - верлибром, и именно образ подсолнуха является цементирующим его началом. В глубинных пластах произведения-тоненькая фигура бойкого деревенского подростка, непоседливого, подвижного, с буйной, неординароною воображением. Однажды - и это случилось мгновенно, как озарения, окружающий мир засиял перед ним никогда не виданным чудом:

Новая красота, эстетика сюрреалистических ассоциаций, основанных, однако, на реалистичных деталях, предстала в этой балладе, что преподносит интуицию, озарения как основу поэзии.

Мальчик-подсолнух уже никогда не мог отвлечь свою золотую голову от этого видива, от чар, что навеки пленили его, от изведанных чувств:

Вспомним, что в конце 50-х годов велосипед еще был неизвестной роскошью, к которой так хотелось приобщиться каждому сельскому подростку. И тогда становится понятней и ближе этот образ солнца-поэзии, минутного озарения, желание продлить это озарения ("Дайте покататься, дядя!").

Своевольная рука художника на мгновение відслонила занавес сюрреалистической капризности, и муза поэзии осенила праздничными цветами:

Украинская душа, дотикнувшись к празднику творчества в обыденном течении жизни, породила эстетику озарения, эстетику праздничной момента открытия. И поэтому такой болезненной и трагедійною станет позже для Драча зіткненняз атомным монстром Чернобылю, которое породит хаос и отчаяние в душе поэта.