Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

УЛАС САМЧУК
Я поэтому писатель, что чувствую долг перед народом (Улас Самчук)




Биография писателя - первый шаг к пониманию его творчества. Но не только. Именно знакомство с выдающимися представителями определенного народа считал одним из путей к пониманию национального характера украинский философ Г. Шлемкевич. Несомненно, что Улас Самчук - одна из самых ярких фигур украинства, человек, который сумел воплотить в себе лучшие черты украинской ментальности - лиризм, поэтичность, уязвимость сердца - и преодолеть его крупнейшие недостатки: чувство неполноценности, индивидуализм, неумение подчинять свои интересы интересам общественности. Поэтому изучение его биографии - это погружение в богатый духовный мир писателя, чтобы понять, почувствовать его, чтобы найти в нем то, что должно стать опорой в собственной жизни.

Напоминаем ученикам, что охарактеризовать духовный мир человека - это определить, какова цель ее жизни, идеал, представление о счастье; какое место в иерархии ценностей занимают чувства чести, достоинства, долга, патриотизма; имеет ли этот человек развитое национальное сознание, что значит для нее Украина и что этот человек сделал для Украины; развита у нее воля, это человек действия или бездеятельный мечтатель-идеалист.

Подать основные биографические сведения и охарактеризовать духовный мир Уласа Самчука лучше всего с помощью его воспоминаний «На белом коне» и «На коне вороном». Хорошо, когда вместе с учителем это сделают несколько учеников, которые прочитают их и подготовят ответы на следующие вопросы:

1. Что повлекло появление воспоминаний Уласа Самчука? Что означают названия «На белом коне» и «На коне вороном»?

2. Что было доминантой характера Уласа Самчука с детства и до зрелых лет? О чем он мечтал? Чего хотел?

3. Или обстоятельства способствовали формированию личности будущего писателя? Расскажите о ближайшем окружении парня. Кто и что в детстве произвело на него наибольшее влияние и почему?

4. Каким было общественное жизни Волыни во времена панской Польши? Как оно повлияло на духовное развитие украинцев?

5. Почему Улас Самчук стремился вырваться из деревни?

6. Какие черты характера помогли юноше осуществить задуманное? Почему он бежит на Запад, а не на Восток? "

7. Что дало парню знакомство с Западом? Что больше всего ценил он там?

8. Как оценивает писатель украинский национальный характер, мысли, душу, стремление украинцев?

9. Что, по мнению Уласа Самчука, больше всего послужило причиной деформирования украинского национального характера?

10. Почему, не смотря ни на что, он верил в будущее украинского народа?

11. Как автор воспоминаний характеризует ментальность других народов: чехов, поляков, русских?

12. Сущность, причины, последствия большевизма в понимании У.Самчука.

13. Стыд для Уласа Самчука - в чем он? И перед кем?

Чтобы побудить учащихся к активному восприятию новой темы, предлагаем им вопросы, ответы на которые они должны подготовить дома и материалом для которых будет рассказ учителя и его помощников на данном уроке:

1. Охарактеризуйте духовный мир Уласа Самчука:

а) его понимание смысла жизни;

б) какое место среди других черт характера художника занимали долг, честь, достоинство, самоуважение, патриотизм, воля?

в) можно ли духовный мир У.Самчука назвать гармоничным?

2. Можно ли утверждать, что это украинский национальный характер? К какому типу (по классификации М. Шлемкевича) его можно отнести: «старосветские помещики», «сковородинська человек», «гоголевская человек», «шевченковская человек»?

Начинается урок. На доске - портрет Уласа Самчука и его слова: «Я поэтому писатель, что чувствую долг перед народом». Слева - хронологическая таблица жизненного пути (изготовлена на отдельном листе или спроектирована через епідіаскоп):

20.02.1905 - с. Дермань (теперь Здолбуновский р-н Ровенской области).

1913 - с. Тылявка (теперь Шумский р-н Тернопольской области). Церковно-приходская школа; гимназия (г. Кремянец); членство в террористической группе.

1927 - солдат польского войска - дизертир - Германия.

1929 - Прага, обучение на гуманитарном факультете УСУ (зак. 1931).

1938-1939 - участие в освободительной борьбе в Западной Украине.

1939-1941 - редактор газеты «Волынь» (г.ровно).

1942-1943 - корреспондент немецкого прессового бюро в Ровно.

1944-1945 - Германия; один из основателей и руководителей Художественного Украинского Движения (Стены).

1948 - эмиграция в Канаду.

9.07.1987 - умер в торонто (Канада). Похоронен на кладбище церкви св украинского поселения Киев на окраине города.

Дело - основные вехи творческого пути писателя:

1926 - опов. «Тараске» (ж-л «Наша беседа»); сотрудничество с «Литературно-научным вестником», «Самостоятельным мнением», «Строительством нации», «Сурьмой».

1932 - сб. новелл «Мстители».

1932-1937 - «Волынь» (трилогия).

1932 - «Кулак» (роман).

1934 - «Мария» (роман)

1934 - «Горы говорят» (повесть).

1936 - «Найденный рай» (зб.новел).

1947 - «Юность Василия Шереметы» (роман).

1948 - «Солнце с Запада» (повесть).

1948-1982 - «Ост» (трилогия): «Морозов хутор» (1948); «Темнота (1957); «Бегство от себя» (1982).

1948 - дневниковые записи «Пять по двенадцать. Записки на бегу» (напечатаны 1954 г).

1956 - «На белом коне» (воспоминания).

1959 - «Чего не лечит огонь» (роман).

1968 - «На твердой земле» (роман).

1975 - «На коне вороном» (воспоминания).

1979 - «Планета Ди-Пи» (воспоминания).

1980 - «по Следам пионеров» (роман).

Толчком к разговору о художнике может стать анализ записанного на доске возле его портрета высказывания.

- Какое слово в этой самохарактеристиці вы считаете узловым для понимания личности художника?- спрашиваем учеников.

Ответ очевиден: обязанность. Следовательно, именно долг перед народом является движущей силой деятельности Уласа Самчука.

Отправляясь в 1944 году из Украины на Запад, понимая, что на этот раз уже, видимо, навсегда, Улас Самчук снова и снова задумывался и над собственной судьбой и над судьбой своего народа: кто мы? какие мы? почему мы такие? и почему наша судьба такая? Собственно, поискам ответа на эти вопросы посвящена вся художественное творчество писателя, об этом много рассуждают его герои, но на этот раз слово решил взять сам автор: «...еще очень много недосказанного... и даже до конца не додуманого... Что нам надо додумать и досказати».

Так родились воспоминания, в основу которых легли события 1941 года, когда 8 мая прослалася писателю дорога на Восток, к родительскому дому, когда верилось, что он приедет на свою землю как апокалиптический всадник на белом коне с луком победителя,- до 1944 года, когда 21 ноября пришлось прощаться с Украиной, уезжая «на коне вороном» «с весом в руке своей, чтобы все взвесить и все рассудить». Эти воспоминания - это и самохарактеристика, поиски истоков собственного «я» (природа, история, культура; семья, ближайшее окружение, образование); это и углубление в национальную психологию (меткие наблюдения и замечания о ментальности украинцев и их соседей); это атмосфера эпохи, анализ причин и последствий событий, свидетелем и участником которых был автор, рассказы о людях, с которыми довелось встретиться на жизненном пути.

Именно эти воспоминания дают больше всего материала для познания духовного мира Уласа Самчука, доминантой которого является беспокойство, дерзания, воля, стремление «вникать в свою жизнь и искать причин своего назначения».
ДЕТСТВО: ВРОЖДЕННОЕ И ПРИОБРЕТЕННОЕ

«Родился во время войны, вырос во время войны, зрел во время войны. Одиннадцать лет войны и революции, 15 лет изгнания, 14 мира. Польский, немецкий, мадьярский тюрьмы. Трижды нелегальный переход границы. Свидетель восстания Украины, Польши, Чехословакии, Карпатской Украины, Протектората, Генерального Губернаторства, Рейхскомиссариата Украины, Второго Рейха, Третьего рейха. Свидетель их падения. Свидетель двух крупнейших войн в истории мира. Цари, короли, императоры, президенты, диктаторы. Муссолини, Гитлер, Сталин. Голод 1932-33, концентрационные лагеря... И вечное изгнание». Так писал о себе Улас Самчук накануне своего 40-летия.

Действительно, на долю .письменника довелось увидеть и пережить столько, что этого вполне хватило бы не на одного человека: 1905-1917 - империя Романовых, 1918-1920 - Украинская Народная Республика, 1920-1927 - речь Посполитая, 1927-1929 - веймарская Германия, 1929-1940 - Чехословакия, 1941-1944 - германская оккупация в Украине, 1944-1948 - немецкие лагеря Ди-Пи, сентябрь 1948 - эмиграция в Канаду.

Силой обстоятельств писатель оказался в центре событий, которые коренным образом изменили лицо Европы.

Все его предки были земледельцами, крепостными.

В воспоминаниях писатель вспоминает предков по отцовской линии: прапрадеда Иосафата, прадеда Кирилла и прабабушку Евдокию, деда Антона и бабу Лукію; и по маминой: прапрадеда Кирилла, прадеда Михаила Рудого-Мартынюка, прабабушку Евдокию, деда Уліяна и бабу Евдокию.

Род не был богатым. Дед Антон имел девять десятин земли на четырех сыновей - Ялисея, Алексея, Емелю, Парфена - и дочь Лукію.

Отец писателя - Алексей Данильчук-Самчук родился 27 октября 1869 года. После внезапной смерти первой жены Марии, которая оставила ему двух сирот - Екатерину и Василия, женился вторично с Анастасией Рыжей-Мартынюк (нар.28 декабря 1877 г.). В этом браке у них родилось пятеро детей - Петр, Филипп, Улас, Федот и девочка Васса, которую в семье звали Василисой. Петр и Филипп одного месяца умерли от скарлатины, когда им было 3 и 2 года.

в 1907 году отец выбрался с Дерманя на хутор Лебедщину - за пять километров от села, где имел пять десятин земли, «хуторок из трех домов: дом вместе с сараем под одной кровлей, клуни на каменных из камня столбах напротив дома и свининця, курятника и поленницы под одной крышей навпоперек...»

Впоследствии тяжким трудом «разжился» еще на одну десятину, а в 1913 году переехал в Тилявки на Кремьянеччини (Шумский район), где имел уже 14 десятин.

Дядя Парфен остался на прародине, а дядя Емеля пошел к Певчего.

Родители стремились дать своим детям хорошее образование, хотя сам отец закончил лишь «три группы» народной школы, а мать знала три буквы: А - как кроківка, Же - как жук, О - как калачик. Однако братья выбрали земледельческую судьбу и продолжил обучение только Улас, а из сыновей дяди Ялисея - Григорий, окончил историко-филологический факультет Варшавского университета, работал доцентом университета во Львове, 1940 года был арестован и пропал без вести.

«Мои воспоминания рассыпаны по миру, но их концентрация все еще в Дермани»,- писал уже зрелый автор.

«Дермань! Знаете ли Вы, что такое Дермань? Нет, сказал бы Гоголь, Вы не знаете, что такое Дермань. Это очень просторная и очень красочная сказка. Уже издали разворачивается она целыми милями вправо и влево. Уже издалека всплывают в зелени, то снова куда-то исчезают золотые кресты ее церквей. Уже издали целыми толпами прутся со всех сторон пейзажи, и горе Вам, мужское, когда Вы не художник, не поэт, или по крайней мере обычный фотолюбитель, с любым «Кодаком» начерезпліч... Все то бросается на всех, будто стая зверей. И волей-неволей,- Вы сдаетесь. Останавливаетесь, снимаете шляпу и старательно приветствуете эту царицу волынских сел»,- восторженно напишет он после посещения Дерманя в 1942 году.

Начальное образование в Тилявецькій церковно-приходской школе была однобокой, неполной, бессистемной. Книги здесь были преимущественно религиозного содержания, обучение проводилось на русском языке, историю, литературу изучали только российские.

«С тех пор эта школа здесь стояла, никто еще не вышел из нее грамотным, и надо добавить, что и таких «школ» на так называемую целую волость, состоявшая из шестнадцати сел, было не больше трех».

После окончания в 1917 году народной школы в Тилявці парень продолжает обучение в Дерманській двокласовій школе при духовной семинарии. В период УНР она была преобразована в вищепочаткову чотирикласову школу с украинским языком обучения. В 1920 году, когда Улас Самчук окончил три класса, поляки ее закрыли.

Учась в школе, он квартировал у дяди Ялисея, с тех лет и на всю жизнь подружился с двоюродной сестрой Палажкой. Окончив три класса, сдал экзамены с пятого класса украинской гимназии в Кременце.

«Я был типичным волынским деревенщиной и провинциалом»,- признается Улас Самчук. Собственно, иначе и не могло быть, ведь «стиль и дух, и климат глубокой провинции... имел свойство растворять в себе все ей чужое». «Земля наша мало давала возможности жить большой жизнью. Особенно в этих наших рамках глубокой провинции, национального бесправия и социальной безпорадности. Разве нигде на планете так мало представляли о исторически действующий время, как среди моей среды... Мы находились в состоянии исторически застаревшей стагнации... И, кажется, мне первому удалось это понять, а когда я это понял - преодоление и уничтожение такого состояния стало моей жизненной целью».

- Что же вызвало это пробуждение?- спросим у учеников. - Вспомним «Зачарованная Десна» А.довженко, биографии художников, наконец, посмотрим на самих себя: что влияет на формирование духовного мира личности?

- Прежде всего,- скажут ученики,- врожденные наклонности. А еще - природа, родственное окружение, история, культура родного края.

Об этом пишет и Улас Самчук.
НАСЛЕДСТВО

С детства он имел чрезвычайную чувствительность, ранимость души, которые порождали мечтательность: «Мне было лет двенадцать-тринадцать, я пас на поле коровы и, как обычно, всегда о чем-то мечтал. Между тем часто мечталось о далекие чужие края, о людях, о мире». Имел врожденное тяготение к неизведанному: «У меня с каждой весной просыпался инстинкт птицы, которому все хотелось куда-то лететь». Имел трезвый ум, который чудом, но все же уживался с чувствительностью души: «Я принадлежу к породе фантастов, которые все-таки верят в человеческий разум»; «Анатомия моей духовности имела одну голову и одно сердце... При том их главный штаб находился в сосуде черепа, которому они были подчинены».
ПРЕДКИ

Врожденное - это от предков. За исключением Даниила Гуца, что пришел в деревню еще за Хмельнитчины и был казаком (отсюда и название местности, где жили самчуки будут,- Запорожье, а по-уличному их звали, а потомков и сейчас зовут Гуцами), все они выросли на земле и вросли в землю.

Отец - «хозяйственный дух», «родовой, с деда и прадеда, мужик» - был тяжело переработанная, всю жизнь обрабатывая землю, корчуючи лес, ударяя камни, чтобы «вывести в люди» своих детей. Будучи «рационально заложеним», он передал этот рациональный склад мышления, как и чувство любви к земле и уважения к труду и людям труда, и своему сыну. Как и чувство ответственности за все и всех, кто возле тебя, потому что, кроме труда, искренне занимался общественными делами, за что благодарное село произвело ему по смерти «очень пышные похороны».

Иметь Уласа Самчука - «мечтательница, неграмотный философ сердца. Непосредственный кусок чистой природы в духе и теле. Она могла жить с ласки солнца и щедроты земли, как каждая ласточка». Умела красиво танцевать, пела, заквітчуючись веночками из живых цветов, одеваясь в замечательные вышивки и настоящие красные кораллы. Была иррациональной натурой. Как говорили в селе, «ею шарпало, как тем пучком соломы», но она показалась Алексею Гуцу из Запорожья «недостижимой фантазией счастья». И он пожертвовал ради этого своим спокойствием, не посмотрев даже на то, что никакого приданого она не имела. Чувствительность, лиризм натуры, ранимость Уласа Самчука - это от матери. И обоим им он обязан тем, что стал писателем. Ибо хотя и хотелось родителям, чтобы их сын стал врачом, учителем, инженером, они не отрицали его увлечению литературой.

В семье сохранялись древние обычаи, обряды, традиции, она жила за вековыми законами, где святыми понятиями были Бог, труд, земля, род, где земледельческий календарь диктовал распределение обязанностей, где каждый знал свою роль и место в жизни. Это из семьи будущий писатель вынес убеждение, что людей нужно ценить не за их усадебным состоянием, а лишь за их моральными приметам». Именно благодаря этим установкам высшей ценностью станет для него на всю жизнь человек, род, а не групповые или классовые интересы - «незамысловатая выдумка незамысловатых голов».
ПРИРОДА

Очаровательная волынская природа оставила неистребимый следа мальчишески сердце. И для зрелого прославленного мастера, которым приехал Улас Самчук к Дерманя в 1941 году, это село было действительно «как будто писанка», несмотря на то, что при советской власти исчезли леса, украшали оба склона долины, и те ивняки над рекой, и то стависько с его пышными камышами, и даже сама река и мельница сузились и уменьшились до неузнаваемости».

ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ

Начальная школа, в которой учился У.Самчук, - «маленькая с тремя окнами и маленьким крыльцом, крытая соломой» - «не была школой, а разве лишь ее символом. Сюда приходили не учиться, а познать несколько знаков...» Лучшее образование давала школа при семинарии. Однако задача, стоявшая перед семинарией: «специально обучать учителей для русификации «западно-русского края», т.е. Волыни и Холмщины, а также «привіслянськоґо края», то есть Польши» - обусловливало и отбор предметов, и язык обучения в школе - русский. Больше всего вызвала духовное пробуждение будущего писателя Кременецкая гимназия, которая делала из вчерашних селюков и провинциалов «не только специалистов дела, но также, граждан, патриотов, деятелей и организаторов национальной жизни», и которая стала для юноши «огромным форумом и хорошей лабораторией для проявления и развития... интеллекта».

И все же, ведя речь о вызревания духа автора «Волыни», мы на первое место должны поставить самообразование.

«Кобзарь» Тараса Шевченко приносит ему новую веру. Иван Франко укрепляет его дух. А были еще книги Майн Рида, Ги де Мопассана, Кнута Гамсуна, В.Гюго, Л.Толстого. Изучать историю помогали произведения В.Скотта, физику - Жюль Верна, географию - Ф.Купера. Знакомство с биографиями многих людей раскрывало горизонты, будило воображение, стремление реализовать свои мечты.

Любовь к книге Улас Самчук сохранит на всю жизнь. Вспоминая трудности пражского периода, уже седой мастер расскажет, как спасали украинскую молодежь в те времена книги Блока, Есенина, Гумилева, Гоголя, Достоевского, Толстого, Бальзака, Голсуорси, Р.Роллана, Т.Манна, Г.Гессе, Л.Сінклера, М.Мітчелл, украинских писателей, произведения всех, кого удавалось достать.

Наряду с художественной литературой он штудирует в то время историю, философию Ганди, Клемансо, Масарика, Бисмарка, Бюлова, Шпенґлера, Ортегу-и-Тассета, Бердяева.
ИСТОРИЯ

Ею дышал каждый уголок, каждая улица. Ведь Волынь - один из древнейших исторических и культурных центров Украины. Как свидетельствуют арабские источники, еще в IV веке нашей эры в бассейне Западного Буга жило племя или союз племен со столицей Волынь или Велень и 70-ю городами или укреплениями. В VIII-IX веках там жили племена волынян, бужан и дулебов, а главными городами были Волынь и Владимир, которые в X веке вошли в состав Киевской Руси. «Возможно,- писал У.Самчук,- это была действительно самая старая земля Русская, веками никому не подвластна, со своими деревянными огородами, демократическими порядками, с князьями и воеводами, которые и до наших дней творят очень своеобразное психологически, а «возможно, и этнически отличное от остальных славянских племен, племя».

Исследуя этногенез Волыни, У.Самчук обращается к исторических, археологических источников, включая произведения «отца истории» Геродота, старинные мифы, легенды, предания. Он приводит одну из легенд, согласно которой волынская Горынь и является легендарной рекой Эридан, в которую упал сын бога Солнца Фаэтон. Пролитые над сыном слезы Солнца превратились в янтарь, и если учесть, что янтарь неоднократно упоминается в волынском фольклоре, с его цветом любят сравнивать цвет глаз, волос, пшеницы, из янтаря издавна на Волыни делают женские украшения, то это предположение не кажется такой себе сказочкой.

Глубокое знакомство с фольклором и этнографией Волыни, исследование ментальности жителей этого края дало основание писателю сделать вывод о его своеобразие и отличие от украинской общественности. В подтверждение высказанных догадок он приводит слова из волынской песни: «Ой, наехали повозки и волы - эй, с Украины», с шевченковской «Ведьмы»: «Из-за Днестра пошли цыгане и на Волынь, и на Украйну». «Создалась атмосфера различия настроения, поведения, наставление,- заключает У.Самчук. - Замечается своеобразная семантическая отличие ощущение действительности с философско-религиозным основой мышления и действия и органическим наставлением политически-государственной организации».

Дермань в XVIII веке, благодаря Свято-Троицкому монастырю, основанному еще в XV веке князем В.Острозьким, и типографии, духовной семинарии, школе, что были при нем, перенимает славу «Волынских Афин» - Острога. Здесь работали такие духовные титаны, как Демьян Наливайко, Иван Федоров, Иов Княгиницкий, Иов Борецкий, Мелентий Смотрицкий. Именно в этом чрезвычайно сильном духовном поле, несмотря на то, что в XIX веке оно было уже чрезвычайно обеднено, и формировалась личность будущего писателя.

Дермань - Тылявка - Кременец - треугольник начального периода жизни У.Самчука, который определил его дальнейший путь. «Дермань для меня центр центров на планете»,- писал уже зрелый писатель. Тылявка - село «без особого прошлого, небольшого культуры»- все же дала парню ощущение связи с крестьянской слоем, вошла «в плоть и кровь» обычаями, обрядами, традициями, дала ощущение и понимание земли и труда на земли как основы жизни. Кремянец дал образец пусть и провинциальной, но городской культуры и, как свидетельствовал сам автор, «был достойным местом для юначого вызревания». Следовательно, и врожденное, и приобретенное. В воспоминаниях на «Белом коне» позже появятся такие слова: «в воображении родители, дом, род, поколение, в этой земле их корни, в этом воздухе их дух, а тем самым и мои корни, и дух мой».

Чувство безысходности в обстоятельствах, когда творческий дух должен быть тоже растворенным, порождало протест и нежелание с этим мириться: «Мы в то время имели очень немного места в этом пространстве, все улицы, надписи, правительства, школы - все было исключительно польское... мы Все были на списке «нєпожондних», наши дипломы не были действительны, чтобы перейти к высшей школе, надо было делать дополнительные государственные экзамены с очень строгими требованиями... Но и те, что проходили сквозь то ухо иглы, не всегда могли попасть к высшей школы в Польше. Оставалась заграница, на которую редко кто из нас мог себе позволить...»
ЮНОСТЬ: МЕЧТЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Болело сердце за родной край. Эта боль порождал потребность действовать. Отметим на этом чрезвычайно важном моменте: как часто наши желания так и остаются желаниями из-за нехватки воли к их осуществлению, как часто провозглашен патриотизм остается голой декларацией за того, что человек «любит» Украину, как известный герой В.самийленко, - на печи. Улас Самчук - действовал. Кроме председательства в литературно-художественном кружке «Юношество», кроме просветительской работы, когда «брали приступом каждый дом и каждую душу», кроме организации кооператива, театра, спортивных праздников, танцевальной группы, было еще и членство в террористической группе, которая, как считали ее участники, была составной частью Украинской Военной Организации (УВО), была подготовка весной 1928 года вместе с гимназическим товарищем Антоном Гакеном покушения на украинского епископа Дениса Валединского, который согласился участвовать в праздновании 132-й годовщине польского государственного праздника «3-го мая». Но в душе жила мечта: стать писателем.

Деятельность обществ «Просвита» в западном крае Украины - это та основа, на которой закладывались начала борьбы за украинскую государственность, формировалась новая человек. В воспоминаниях «На белом коне» У.Самчук пишет: «... когда я... по долгом времени (в 1941 году - А.Ф.) прибыл в свое село, оно уже было не бывшее село, а настоящее. Отличалось оно от остальных сел, как отличается здоровый человек от больного. А учитывая то, что мы розогнювали не классовую, а скорее человеческое национальную, политическую, хозяйственную сознание, село было сохранено от провокаций, взаємоненависті и доносов, а потому его не сумел разложить большевистский режим последних лет и оно лучше сохранилось.

Мы не делились на господ, кулаков, підкуркульників, между нами не было партийных гістериків, бомбастичних пропагандистов, бумажных «героев труда», а обычные разумные трудовые люди».

Именно поэтому с такой чуть ли не благоговением смотрит на дом «Просвиты» во Львове молодой парень: «Долго стоял перед ней, смотрел на нее и не мог насмотреться»: здесь «была наша замечательная, дорога «Просвещение», которую я знал, любил и уважал, потому что она несла в наше село действительно просвета».

Львов стал для юноши «той родиной духа, где вырастала новая, современная, здоровая, демократическая Украина западного типа», систему возрождение которой он «предпочел бы распространить на остальной украинской территории». Именно во Львове, стоя перед памятником и. Франко, услышал слова: «...не бойся, парень! Иди в большой мир! Ищи и найдешь, стукайся - и тебе откроют!» «Может, это был голос Христа, а, может, Ивана Франко»,- скажет позже писатель.
ЦЕЛЬ

- Итак, есть цель. Но достаточно ее наличия, чтобы человек сбылась?- обращаемся к ученикам. - Или, может, быть еще что-то? Что именно?

Если вопрос окажется слишком сложным, подскажем ученикам: цель должна быть высокой, красивой, благородной. Только тогда она поведет человека, поможет сформировать себя. Недаром тот же а. довженко отмечал: «Только великая цель порождает большие характеры».

Поэтому стать писателем У.Самчук мечтал не просто ради самореализации. Он стремился реализовать себя во имя национальной идеи, «преодоление и уничтожение» состояния исторически застаревшей стагнации», в которой находилась Волынь. Он нуждался «света, пространства, опыта, знания... А главное - свободы. Чтобы развиться и мочь себя выразить». Рабская покорность была чужда его натуре. Франка «Лишь бороться - значит жить!» стало его кредо. «...Оставаться в глухой провинции, замученій полицейскими ограничениями, полуголодной рационе покорму для души и тела для меня значило уничтожение. А когда так, я хотел быть уничтоженным в борьбе. В сопротивлении. А не в покорном прозябанию на краю жизни...»
ПОИСКИ

Летом 1924 года была попытка перейти границу советской Украины, хотя «никогда ни духом, ни сердцем, ни умом не был коммунистом, не разделял того верования, не считал его за хозяйственную систему». Была просто вера, что там свобода, туда ушло много товарищей, о ней рассказывали, за нее агитировали. И очень хотелось учиться. Дорога закончилась в польской тюрьме, где юноша познакомился с теми, кто уже «вкусил» «коммунистического рая».

С наивной верой в большевистские лозунги было покончено. Последней каплей в этом процессе стало понимания, что дорога до Киева, где можно учиться, где можно воплотить свой фантастический намерение - написать эпопею в трех частях об Украине с трех разных периодов ее жизни - княжеского, казацкого и современного, - дорога эта - закрыта.

«Дед-Днепр» - так назывался роман, присланный к Государственного литературного издательства в Харькове. И утверждал в нем молодой автор, что после победы социализма «он снова поделится на национализм». Ответ (но почему-то не из Харькова, а из Берлина) «гласила», что автор имеет талант, но сам рукопись «требует много обработки, а главное - достотної изменения взглядов на многие некоторых вопросов», а посольство Украины вообще отказало в выдаче документов на въезд в Украину.

Вместе с пониманием невозможности возвращения на Украину пришло и осознание преступной сути большевизма, что впоследствии выльется в болезненный: «...Кто верит в большевизм - есть сознательный преступник против себя самого, своей семьи, своего народа. Кто терпит большевизм, есть дурак. Кто надеется, что большевизм изменится, - идиот. Большевизм есть зараза. Где он ступает, там смерть».

Взгляд направлялся на Запад. Он не мог оставаться с людьми, «которые не попали сформировать норм высшего уровня... замкнулись в кругу самых низких интересов и только веками бессильно сетовали на некую абстрактную судьбу, которая как будто провинилась в их положении», не мог, потому что «рабом является не только то, что повинуется, но и то, что порабощает к повиновению».

Сам писатель думал иначе: «Никто и ничего нам не должен! Виноваты мы сами! Виноват прежде всего я! А потому я должен знать почему. И спрашивать там, где есть ответ». На этом моментові учитель должен также особо подчеркнуть: юноша ищет причин неудач прежде всего в себе. Это был взгляд нового поколения, которое стремилось конкретной действенной труда, которое искало конкретных ответов на конкретные вопросы. Думается, такой подход, такой пример будет полезным для старшеклассников во время их гражданского возмужания.
МЕРОПРИЯТИЕ

Военная служба, к которой были призваны юноши, был воспринят как знамение Божие. Победитель по марафонскому бегу на 10 км спортивной жены 16 пехотного полка 3-й дивизии получает медаль Храбрости и два дня отдыха. Випросившись на эти два дня до города, он 23 августа 1927 года дождливой ночи переходит польско-немецкую границу.

Отбыв по приговору немецкого суда 3 недели заключения за нелегальный переход границы, Улас Самчук работает извозчиком у богатого помещика в м.Бойтені на Верхнем Шлезьку. Учит впоследствии польского и русского языков детей директора местной гимназии и сам учится. В 1928-1929 годах - в Бреславскому (теп. Вроцлавском) университете, впоследствии переводится в Прагу в Украинский Свободный Университет, полный курс гуманитарного факультета которого заканчивает в 1931 году.

«В жизни каждого человека есть время и место, что. творят ось ее бытия. В моей жизни таким местом была Прага и время, в ней прожитый». Здесь он встретился с О.Стефановичем, О.Лятуринською, Л.Мосендзом, О.Ольжичем, О.Телігою, здесь находились д. дорошенко, о. олесь, Наталена Королева, здесь ковался новое мировоззрение, рождалась новая литература, самым ярким проявлением которой стала «пражская школа», здесь были написаны «Волынь», «Мария», здесь окреп и скристалізувався его талант, окончательно сформировалась духовная личность писателя. Сформировалась «в группе поколения Крут, Базара, Ноября, Четвертого Универсала». Это поколение верило в идею, в ее действенность и осуществления, верило в победу. Цель, воля, вера - их кредо. «Я не принадлежал к породе страстных политиков, но силой фактов был втянут в эту атмосферу молодых людей, которым казалось все возможным и которые строили фантастические планы своего будущего».

Тяжелым ударом для юноши стал раскол на «мельниковцев» и «бандеровцев» Организации Украинских Националистов, силы, которая объединила, сплотила эмигрантов вокруг идеи борьбы за независимую Украину. К нему приходили агитаторы рассказывали о неспособности к борьбе старого провода, возглавляемого Андреем Мельником, наговаривали пристать к бандеровцам. «Полный скепсиса, протеста, недовольства», он остается на старых позициях». Здесь большинство старых друзей, здесь Олег Ольжич, «друг, коллега, брат» (однажды они действительно побратались), а самое главное - он принципиально не принимал идеи раскола, раздора, усматривал в этом проявление свойственного украинскому национальному характеру индивидуализма, групповщины, «кочубеївства», «махнівства».

Позже писатель вступит в полемику с Д.Донцовим, под влиянием которого находилась «пражская школа», и будет отстаивать «теорию синтеза» интересов, стремлений, идей, предпочтение сознательной цели над слепым волюнтаризмом.

С провозглашением в 1938 году Карпатской Украины Улас Самчук выезжает до Хуста. Его пылкие речи можно было услышать в самых отдаленных уголках края, из-под его пера выходили статьи, из которых весь мир узнавал о борьбе украинцев за свое государство.

«Теперь пусть весь мир знает, что украинский народ на всех своих землях созрел, чтобы переняти рулю своей государственности в собственные руки... Раз и навсегда запечатлел наш народ свою действительную волю, и государство, что ее наш народ создал, будет той волей руководствоваться» («Произошло»).

Попав в венгерской тюрьме и чудом вырвавшись из нее, писатель в конце снова оказывается в Праге.

Безработный. Впоследствии временная работа світлометником, счетоводом, міряльником высоко в горах. Днем - теодолит, вечером - книги Клемансо, Бисмарка, Бюлова. Время воспоминаний и политики. Снова Прага... Снова будни.

Рядом с ним жена - Мария Васильевна Зоц. Они были разные за характерами, интересами, профессией. Но судьба прихотливо свела его однажды с «молоденькой девушкой с взволнованными серыми глазами, с наснажливою, страстной языке», которая приехала из УССР в брата-эмигранта.

Уязвима, а заодно рациональная натура, человек необычайной силы воли, инициативы, работоспособности, она осуществит свою мечту - изучать фармацевтику, будет работать в аптеке, получит чешское гражданство (вещь по тем временам совершенно невероятная).

Но, связав, освятив и скрепив два сердца «почти какой-то мистической силой очень глубоких эмоций, любви, пристрасти», эта же судьба и разведет их, завещав ему долгие годы чужих дорог, а ей - возвращение на Украину. Но тепло этого чувства останется с ними на протяжении всей жизни.

Ей он посвятил первые издания «Волыни»: «Той, первой читала эту книгу, что ее переживала и любила,- Марии Зоц с уважением посвящаю. Автор».

Мария Васильевна оставила интересные свидетельства об этом периоде жизни Уласа Самчука:

«Улас выезжал (путешествовал - А.Ф.) почти в каждый город: и по Европе - в Париж, в Рим, и, особенно, на Закарпатье. Я не могла бросить работу, с ним была только раз, когда заболела воспалением легких, в 1932 году на Закарпатье... Мы взошли на самый верх Говерлы... далеко-далеко видно... и на Украину, и кругом. Постояли так, а в сердце что-то аж щемит - хочется на Украину. Как сильно хотелось на Украину!.. Но куда ты пойдешь?..»;

«... (с семьей) редко переписывались. Как правило, обменивались приветствиями - на Рождество, на Пасху. То выслали фотографию, он им тоже. Федот, Василиса - не помню, чтобы писали. По-моему, больше всего переписывался с Григорием (двоюродный брат, замученный НКВД за связи с ОУН - А.Ф.)»;

«Уласа всего забирало писания. То была его основная работа, которая не давала никакой прибыли»;

«Работал не регулярно. Когда на него находил экстаз работы, вдохновения, то он не вставал на днях, был просто упитий, пьяный той работой. А когда все проходило, - куда-то шел, с кем-то разговаривал»;

«Первые книги Уласа наше окружение, литераторы, художественные круги восприняли хорошо, особенно молодежь. Хотя было и предубеждение, вот хотя бы со стороны Олеся».

По свидетельству Марии Васильевны, Улас Самчук любил славу, «утешился тем, что стал популярным». Хотя работал, конечно, не только ради славы, двигало им «нечто большее». Мария Васильевна вспоминает, как «сходились друзья, говорили, что нужно вырастить такой тип украинского человека, как вот Матвей в «Волыни». Чтобы она боролась, карабкалась за свое, чтобы это не были люди, которые бы подчинялись чужому игу и хилили голову. И еще. Наверное, всю жизнь им двигала идея долга, осознание того, что он имел талант и должен его посвятить своему народу». Она любила все его произведения. В детстве Марии из одноименного романа узнавала свое детство, но от посвящения этой книги себе отказалась, и тогда появилась известная нам посвящение: «Матерям, погибших голодной смертью на Украине в 1932-1933 годах».
МЕРОПРИЯТИЕ: ИТОГИ

Что же дал Самчукові Мероприятие? «Прежде всего, я отчетливо понял, что свобода - это творение высших и высших форм жизни, это моральная независимость духа... Свободен только тот, что побеждает хаос. В духе, в мышлении, в действии...» Запад помог ему яснее увидеть свое место на земле, сравнить виденное и слышанное в Украине с тем, что пришлось увидеть и услышать в Германии, Чехословакии. Больше всего потому импонировали две вещи: уважение к человеку и дух беспокойства, дерзания, присущие окцидентальній Европе, «...люблю Запад, Европу, ее мир, ее культуру и в основном нахожусь в ее атмосфере, даром что в плоти и крови принадлежу к ее сходу. Сковородинське «не ищи счастья за морем» или даже «а вы претесь на чужбину искать доброго добра» (пусть Тарас простит) меня не убеждают, потому что мне больше импонируют страсти Марка Полевые, Колюмба..., чем страсти «ставка, мельницы, вишневого сада»,., моим идеалом является клясичні греки, вчерашние братья и сегодняшние американцы. Хотел бы, чтобы Украина вырвалась из минималистично-пассивного, сладко-элегического, невтрально-созерцательного наставления и приобрела немного динамики драматизма, шероховатости прозы, трезвости математики...».

Запад их не ждал, Мероприятие приход их не приветствовал, он их почти не замечает. Но это не смущало: «Мы были поколением Крут, Базара, Ноября, Четвертого Универсала... Мы готовились к «большому срыва», жили «духом героического прошлого» - исторического казачества, античной Греции, клясичного Рима, Европы окциденту... У нас не было частных интересов, невтральних развлечений, бытовых проблем, даже настоящих мешкань, мы находились как бы на дворцы и ждали, когда выбьет» наша час и зазвучит труба», чтобы «двинуться в поход и победить». У них была ЦЕЛЬ, у них была ВОЛЯ, у них была ВЕРА». Они хотели и умели учиться.
НА УКРАИНУ

И они двинулись. С началом войны в 1941 году походные группы ОУН (как бандеровцев, так и мельниковцев) пришли на Украину, «...и земля - наша земля, там нас хотят видеть, и Мы там хотим быть, и мы там будем... никого не спрашивая»,- передаст позже Улас Самчук настроения тех дней.

Вместе с Еленой Телигой, нелегально, вброд через реку перейдя границу, он ступает на украинскую землю. «Мы... спонтанно бросились в горячие, крепкие объятия. Наши сердца взволнованно бились, наши глаза восторженно горели. Мы же были на украинской земле! На Украине!»

В августе 1941 года Улас Самчук прибывает в Ровно, где становится редактором газеты «Волынь», инициатором издания которой был Степан Скрыпник (впоследствии патриарх Мстислав).
ГАЗЕТА

«...настороженные, волнующие дни исключительного в истории мира времени. У нас и в нас руины... Мы разбиты, разбросаны, потрясены... Хотелось бы, чтобы газета была максимально своя, не только языком, но и содержанием, чтобы она что-то говорила, за что-то боролась, отстаивала какие-то интересы».

В городе нашлась часть довоенной типографии, немалые запасы бумаги, нужной квалификации кадры, помещение. «Первая настоящая газета на территории оккупированной Украины, выданная независимыми силами и средствами», начала свой путь к 1 сентября 1941 года. «...Мы имели в руках важный, действительно живой орган печати, непосредственный контакт с широкими массами, которые горели желанием услышать от нас слово. Столько лет казьонщини, штампованной болтовни, серой пропаганды, двуличной патетики. И вдруг что-то другое, непосредственное, искреннее, кольоритне. Все, что мы писали,писали от глубины сердца и глубины потребности, и читатель это сразу чувствовал».

Конечно, отдавалось «кесарю - кесарево»: умещалась официальная немецкая хроника, немцы запрещали писать о украинскую государственность, межпартийные (между ОУН-мельниковцами и ОУН-бандеровцами) дела, газета не могла проводить независимую от оккупационной власти линию, но оставались еще темы налаживания хозяйственного, культурного жизни, а главное - «подъем уровня сознания - интеллектуальной, культурной, политической». Прежде всего нужно было избавиться от инфантилизма, чувство неполноценности, воспитанных годами советской власти.

Первый номер «Волыни»: передовица «За мужественную действительность», автором которой был Улас Самчук, его же статья «Завойовуймо города» и репортаж «Сян», иллюстрированное эссе Нила Хосевича «О графике», разведка о. Юрия Шумовского об охране искусства и памятников, отдел Демо-Довгопільського «Физическое воспитание», обзор прессы, сообщения, информация с мест, хроника. Тираж - 12 тысяч, их буквально расхватали тут же на улицах. Редакция заполнилась заказчиками из других городов, сел. В течение 29 месяцев существования было выпущено более 7 млн. экземпляров с периодичностью один, а с октября 1941 года - два раза в неделю. Средний тираж газеты - 30 тыс. экземпляров, максимальный (в январе 1942 года) - 60 тысяч. На ее страницах печатались Евгений Маланюк, Юрий Горлис-Горский, Елена Телига, Олег Штуль.

Чтобы понять значение «Волыни» для оккупированной Украины, достаточно прочитать названия статей, которые печатались на страницах газеты («Больше инициативы», «Сознательно жить», «Наше село», «Наша школа», «Ясно и откровенно», «Шевченко», «Киев», «Война и мы») и несколько отрывков из них:

«Развитие Украины и организация украинского народа - вот основной лозунг нашего времени... И не атаманщина. А труд, солидарная, творческая, назидательная и организующая работа. Труд всего народа, труд каждой творческой единицы» («За мужественную действительность»); «Наша цель очень выразительная. Выдержать морально, не выпустить из рук инициативы в делах, которые касаются нас непосредственно...» («Ясно и отчетливо»).

«Сегодня каждый народ хочет жить... Страстно, сильно жить. Жить любой ценой. Кто теперь этого не понимает, тот рано или поздно выйдет жертвой собственной .недалекоглядності. Все должны слышаться действительно кузнецами собственной жизни, потому что иначе рано или поздно вернется то самое, что уже не раз диктовалось историей и «Кто поднимет меч, от меча и погибнет» («Поднятый меч»).

В «Волыни» появляются репортажи У.Самчука, написаны на основе впечатлений от поездок по Украине: «Сквозь бурю и снег (Репортаж из поездки в Киев)» (1941 г.), «В мире приблизительных стоимостей» (1942 г.), «В мире упадка и разрухи» (1942 г.).

«... еще никогда не было так, чтобы нас кто-то скреслив... Народ Украины был, есть и вечно будет...»,- звучало в статье «Так было, так есть и так будет», за которую в марте 1942 года Уласа Самчука было арестовано. Условием освобождения, благодаря покровительству влиятельных немецких друзей, стало сотрудничество в Немецком Прессовом Бюро (ДНБ) - еженедельное не менее двух сообщений неполитического содержания по самостоятельно выбранным темам. Выбирать или отказываться не приходилось.

И до сих пор звучат упреки в адрес писателя за сотрудничество с оккупантами. Но была ли это сотрудничество в том значении, которое мы вкладываем в это понятие: совместная работа с кем-то, что предполагает общую цель, интересы, стремления? Понятно, что нет.

Интересами были боли за Украину и забота о ее будущем. Поэтому и сам писатель не видел в ее издании измены или колабораціоналізму.

Газета существовала еще почти два года (до начала 1944 г.), но все больше и больше становилась рупором немецкой администрации. В тех условиях по-другому и быть не могло, поэтому свой уход от «новой» «Волыни» писатель воспринял с облегчением, а работу последнего года в ней назовет позже порчей бумаги из служебных обязанностей.

В годы войны «Волынь» была не одинока. В областных и даже во многих районных центрах выходили украинские газеты. Широко известными по всей Украине были «Украинское слово» (Киев, ред. І.Рогач), «Літаври» (Киев, ред. О.телига), «Український засів» (Харьков, ред. В.Домонтович (Петров). Они систематически информировали население о важнейших событиях, формировали общественное мнение, национальное самосознание.

На Украине Улас Самчук встречает в эти бурные дни и свою будущую жену - «тонкую, филигранную, с большими карими глазами» Таню Черную-Прахову. Талант актрисы, сценографа, монтажа... Знание литературы, живописи, музыки... Сотрудничество с кинорежиссерами Савченко, Кавалеридзе, Довженко (роль в фильме «Земля»). Она пройдет с ним все трудные дороги войны, послевоенного лихолетья, эмиграции, будет делить до последних дней радости и трудности, надежды и разочарования (умерла Татьяна Федоровна Черная-Прахова в 1990 году, похоронена рядом с Уласом Самчуком в Торонто).

21 ноября 1943 года они уедут из Ровно на Запад. Опять на Запад.
МУР

Основан в декабре 1945 года в немецком Ашафенбурзі Мистецький Український Рух (МУР) поставил задачу «в високомистецькій совершенной форме украинского слова служить своему народу и тем самым завоевать себе голос и авторитет в мировом искусстве».

Одним из организаторов Стены (рядом с Ю.Шерехом, І.Багряним, В.Домонтовичем, Ю.Дивничем), его идеологом и бессменным председателем стал Улас Самчук. Это была попытка объединить писателей на почве беспартийности, солидарности, толерантности. Издавался сборник и альманах «МУР», на съездах обсуждались новые произведения, пути развития украинской литературы, проблемы прозы, драматургии, поэзии.

Именно в этот период У.Самчук формулирует свое требование «синтеза мышления», восприятие мира как основы действия. Это требование он отстаивает как в самом МУРЕ, так и в дискуссиях с Д.Донцовим, отрицая нетерпимость, авторитарность идеологии «действующего национализма».

«Приходит время, когда мы должны стать гражданами, членами общества, членами нации, поверить в себя как в живую действительность... все мы сегодня одинаковые националисты...»

Позитивное наставление к истории, ибо «когда мы не верим прошлом, мы не уверены, сможем оправдать наше современное», позитивное наставление к мнениям, с которыми не согласен, восприятие всего положительного, что есть в тех, с кем ты споришь, умение подняться над личным или партийным ради большого дела - это единственный путь к великой цели - Украины - такой была позиция Уласа Самчука.

 
ЗА ОКЕАНОМ

В Канаде Улас Самчук - один из соучредителей журнала «Наш век», художественного объединения украинских писателей «Слово», он принимает активное участие в сплочении волынян Канады и США, деятельности общества «Волынь», Института Исследований Волыни, возрождении древних обычаев и обрядов, распространении их среди молодежи, утверждении мысли о самобытности украинской культуры.

Писатель помогает собирать средства на издание книг об истории Волыни, трудов Ивана Огиенко, Степана Килимника. К 50-летию капеллы бандуристов им. Т.г.шевченко заключает ее летопись, пишет раздел книги о кобзарство Украины. Появляются многочисленные публикации в газете «Свобода», «Альманах», «Летопись Волыни», новые романы, воспоминания и мемуары.

9 июля 1987 года Улас Самчук умер. Свои небольшие сбережения он передал на издание очередного номера альманаха «Слово» и на сооружение музея-архива. Еще при жизни была выпущена юбилейная марка с портретом писателя. В г. Торонто на общественных началах существует музей Уласа Самчука. В 1994 году в дар Украине был передан его архив.

В Украине выдают произведения писателя, библиография научных исследований его творчества насчитывает более сотни названий, проводятся конференции, вечера памяти, имя и слово Уласа Самчука начинают новую жизнь в независимой Украине.
Уласові Самчукові

Не так уж и много на Земле -

тех искр Божьих творческого горения.

Сяйне одна или две на поколения

метеоритным вспышкой во мгле...

Какое блаженство и который то боль -

человеческой страсти терпкое причастие...

Но есть ли, скажите, большим счастьем

творит щедроты в краю рабов?

Восхваляют нобелістів короли,

в троннім зале - торжественные речи,

и не тебе. У тебя - крест предтечи

лауреатов свободной земли.

(Лидия Рыбенко)

 
ВЗГЛЯД С РАССТОЯНИЯ: «ОНИ» И «МЫ»

В воспоминаниях много размышлений о сущности украинского национального характера, о ментальности других народов.

- А что же такое «национальный характер»? Какой он в украинцев? И кто из писателей, на наш взгляд, удачно воспроизвел его?

Ученики вспоминают известное им из прошлых уроков и послушают, что об этом писал У.Самчук, что он больше всего ценил и что осуждал в национальном характере.

«ОНИ»

Точностью и меткостью отмечается Самчукова характеристика других народов. «Чехи импонировали уровнем культуры, развитым чувством национального сознания и дисциплины». На всю жизнь запомнилась их гордость происхождением, бережное отношение к своей речи (даже в третьем поколении чехи, которые осели на волынских землях, разговаривали между собой исключительно по-чешски), культура, ум, такт, умение вести хозяйство. Именно из них советовал брать пример отец.

С болью говорит писатель о шовинизм поляков, который, кроме того, что был поднят до уровня государственной политики, становился признаком и польской ментальности. Он имел уникальные приметы. Даже в дни войны «они считали за смертельный грех заговорить с нами на нашем языке». И все же комплекс превосходства, который был определяющим в отношении поляков к украинцам, очень отличался от такого же российского комплекса. Две главные причины этого называет писатель: одна из них коренится в ментальности россиян («месіянство и неконкретность», «серъезных мистическая удача», при которой легче во что-то верить, чем что-то найти»), вторая - в ориентации россиян не на Запад с его рационализмом, ценностью человека и всего, что им принадлежит, в т.ч. и частной собственности, а на Восток, где был один хозяин, один хозяин, который определял уклад жизни всего народа («...политика Москвы насквозь музейная, от нее на милю несет Иваном Грозным с идеалами Чингисхана»). Именно (и только!) на такой почве мог приняться и вырасти большевизм.

«МЫ»

Почему же украинцы, имея перед собой положительный пример народов Западной Европы, не воспользовались им? В украинской души, подчеркивает писатель, доминирует «лиризм сердца и материи» (и это находит выражение во всех формах духовной жизни, в т.ч. и в искусстве). В то же время именно преобладание чувственного над рациональным, недостаток волевого, «драматического, динамического, острого... зачіпного и агрессивного, недостаток темперамента и острых дерзаний» является препятствием для восприятия Западом этого искусства, как и украинского человека в целом. Так же «кочубеївство», «махнівство». Называя украинцев «гордой казацкой расой», писатель подчеркивает раздвоенности украинской души «между хаосом и космосом», между Западом и Востоком, «между молотом и наковальней».

«МЫ» - ПОТЕРИ

Второй важной причиной является веки социального и духовного порабощения, когда уничтожались самые инициативные, активные, с позитивным наставлением к жизни представители нации, а века борьбы за биологическое выживание произвели из тех, кто остался, «не совсем очерченную массу», для которой понятие идеи, идеала были чем-то далеким и непонятным.

И едва ли не самым большим злом стали эксперименты большевизма. Лишив человека частной собственности, система подорвала в человеке потребность самостоятельной инициативы, сводя все к интересам мелкого ежедневного быта в борьбе за хлеб, за вещи, за проживание, за место в очереди». Чувство неполноценности, порождаемое материальной нуждой и социальным бесправностью, усиливалось широко пропагандируемому теорией о вторичности всего украинского, активной денаціоналізацією. С горечью пишет У.Самчук о лишенную собственного достоинства, самоуважения, внимания к себе, своих корней, славных соплеменников украинскую человека. «Никаких дат, никаких конкретных, интимных зарисовок, ничего личного. Этим мы отличаемся от европейцев... Иногда не знаем о людях абсолютно ничего, будто это было по времени автора «Слова о полку Игореве». ...На нашем языке это называется личной скромностью». Именно денационализация,- подчеркивает писатель,- «забрала не только родной язык, но также живую душу, разрушив характер, викрививши чувства и затмив сознание». Это «страшная язва... Она парализует саму субстанцию человека: его сознание. А без сознания это лишь пустая форма, без содержания».

«Поспешно, на бегу», стремясь «оставить документ эпохи, которой был свидетелем», писатель записывает увиденное и услышанное на Восточной Украине. Одинокие, обособленные от мира, «ни кола, ни изгороди, ни древесины, иногда с причепою, иногда без, но всегда старательно ободраны и образцово заброшенные» дома; невероятно запущено... Байковое кладбище с уничтоженными могилками, покосившимися загонами и крестами, засохшим ботвой сорняков, кучами конского навоза; «обдряпаний, обколупаний, обглоданную, поржавілий, с выбитыми окнами и поломанными крестами» собор в Житомире. «Цивилизация умирает не на Западе, она умирает в Житомире»,- с болью пишет У.Самчук. Даже атмосфера здесь - «ржавая, серая, пыльная». Эта атмосфера наложила свою видимую печать и на людей: «Исчезла свежесть, откровенность, уверенность. Казалось, что они только что вышли из длительного заключения».

«Когда мы хотим понять какую-то эпоху,- дважды писатель приводит слова Ортеги-и-Гассета,- то первым нашим вопросом должно быть: кто правил тогда миром?» Большевистское же господство никогда не было следствием естественного волеизъявления народа, признанием авторитета партии. Это была насилием, хитростью, настойчивостью, оружием, поліційною системой захваченная власть. Провозглашенное «Кто бил нічєм, тот станет всем» вызвало к жизни тысячи тех, «кто был нічєм». И не только, и не столько из-за отсутствия условий для самовыражения и самоутверждения, сколько из-за отсутствия для этого здравого ума и твердой воли. «Царило полное «ничто». Нигилизм, от которого это явление отходило, стал «климатом жизни». Инициатива, творческое отношение к жизни были опасными: в их свете проявилось бы истинное лицо тех «ничто». Поэтому - эшелоны непокорных в Сибирь, миллионы покорных - в колхоз. Хозяйство перестало быть тем хозяйством, которое требовало здравого смысла и трудолюбивых рук. Оно все больше напоминало «сложный, тяжелый, наполненный предрассудками ритуал». Это был культ, и «как всякий культ, он изначально требовал ентузіязму, фанатизма, жертвы, но не логики и разума». «Российская система хозяйства, когда кріпоснича, а теперь колхозная, лишала массы возможности проявления своей инициативы. А в хозяйстве пассивные массы - это только лишний опасный груз, который рано или поздно потянет корабль государства на дно».

Десятки томов Маркса-Энгельса-Ленина, в которых обосновывалась система, оказались пустой утопией. Экономику, первую, по словам У.Самчука, после политики и культуры, основу государства, может создать только народ. «Весь народ. Каждая его единица. Не партия, не плянувальне бюро, не резолюции государственных органов, а воля, идея, инициатива каждой живой и действующей единицы всего народа». Отобрав инициативу, волю в «творческих единиц», система передала их «нетворческим бюрократам», а лишив единицы собственности, создала из них пролетариат, который, как известно, не имеет ничего, даже родины, которому нечего терять и которым легче, в отличие от крестьянина, управлять. Слова, что народ является собственником государства, так и остались словами. Последствия - известны. «...Человечество будущего, с перспективы времени и пространства, выделит этот период своего прошлого как пример великого затмения человека в человеке»,- с горечью констатирует писатель.

«МЫ» - ВЕРА

И все же У.Самчук считает, что «в своем корне этот народ жив и здоров». Писатель убежден, что «наш народ культурно и хозяйственно может очень быстро возродиться и догнать в этом отношении народы Запада». Века рабства выработали у народа не только рабскую покорность, но и мятежный дух. А «денационализация - это оскорбление достоинства народа, чего народ никогда не дарит». Признаком живого украинского духа называет У.Самчук религиозность украинцев, которая проявлялась как живая и действующая сила, «стихийный протест против индивидуальной несвободы, как... искания протекции и обороны в небесной силы против гнета сил земных" и как природный гон до проявления религиозного человека вообще».

Не до конца уничтожена и национальное самосознание украинцев. Будучи «плеканою и заостренной» на Западе, она сохранилась и на Востоке, особенно среди сельского населения, которое было и осталось национальное сильным «из корня, из духа, из традиции».

Поэтому фундаментальным вопросом, который требует конкретного ответа, является поиск путей помощи народа, поиск доступа к уязвимым и замкнутых мест душе нашего человека», лекарств для ее душевных ран. Внимание к личности, развитие личной инициативы - вот путь возрождения украинского человека. «Коллективная воля - обман, фикция. Это поле попасу для демагогии и праздности. На место коллектива должно быть поставлено общество, то есть збірнота свободных единиц, объединенных интересами единиц, а тем самым и интересами сохранности общества». Такая установка соответствует украинской ментальности и при наличии сильной провідницької индивидуальности украинский народ поднимется с колен.

Улас Самчук не беспристрастный наблюдатель. И на этом также должен подчеркнуть учитель. Разруха, которую он видел возле нас и в нас», вызывает боль. И стыд. «Стыдно за нас, за наш мир, за большевизм, за Ленина, за Маркса. Хотелось в кого-то просить прощения, к кому апеллировать... Казалось, как легко было с нашей человеческой массы сделать людей, народ, нацию... Но на месте этого и тотальная, универсальная духовная и физическая развалина. Кому и для чего это нужно?

И это же не только Запорожья, Дермань... Это целая Украина, весь «союз» республик, весь народ, группа народов. Все войны, голод, недороды, засухи, срывы, саботаже, невыполненные планы, казни, ссылки, изгнания! Ночные вывози, истерия пропаганды, органы безопасности. Для кого и для чего все это нужно? Чтобы вот так выглядело это некогда цветущее гнездо - Запорожье?

Мне стыдно. Перед всем миром стыдно. Перед историей. Перед разумом и логикой. Почему мы лучших наших людей ославили, наказали, выгнали? За их ум, за их инициативу, за их труд. Почему отдали жизнь в руки бездельников, нищих духом, больных и немощных? Которым надо было помочь, но которым нельзя было отдавать в руки руля правления...». Этот стыд также вызвал потребность действовать. Бороться за каждую украинскую человека, будить ее душу, усыпленную национальное сознание, показывать народу его самого и место, которое он должен занять в мире. Этому посвящена вся жизнь, все творчество Уласа Самчука. И как редактор газеты «Волынь» в оккупированном Ровно, и как один из организаторов Художественного Украинского Движения в послевоенной Германии, и как публицист, и как писатель он считал это своим первейшим долгом перед собственным народом. Не ожидая похвалы, не надеясь на лавры, заботился о народе, потому что верил в его будучість: «Мы вложенные творческой силой в течение космоса, как путешествующая неумолимость жизни... Что будет дальше?.. Однажды эта война кончится, и люди, еще выживут - будут жить дальше. Одни будут называться победителями, а другие побежденными. Мы не принадлежим ни к тем, ни к другим. Мы занимали на этом форуме особое место, мы имели свою задачу, мы боролись за него, и преданно, и честно, и это задача на этом не кончилось. Наше особое место остается за нами дальше. Без оглядки на время, на место, на условия».

Так можно завершить рассказ о Уласа Самчука - человека, общественного деятеля, писателя, а прежде всего - верного сына Украины.

Домашним заданием для учеников, будет написание письменной работы «Духовный мир Уласа Самчука - какой он?» или подготовка ответов на предложенные в начале урока вопрос.
НАПРАВЛЯЕМСЯ К ИСТОКАМ ДУХОВНОСТИ

(Изучение творчества Уласа Самчука в 7-8 классах)

Программой по украинской литературе, подготовленной Институтом педагогики АПН Украины, предусмотрено изучение творчества Уласа Самчука в седьмом и восьмом классах: 7-ой - отрывки из романа «Куда течет и река» на уроках внеклассного чтения; 8-й - отрывки из романа «Война и революция» текстуально.

На изучение отрывков из романа У.Самчука «Куда течет и река» (разделы «Великий поход», «Будни», «Там, где сказка родится», «Такая земля») отводим в седьмом классе 2 часа:

1-ый урок. Биографические сведения о писателе. Цель и задачи изучения произведения. Работа над содержанием разделов «Великий поход», «Будни».

2-ой урок. Работа над содержанием разделов «Там, где сказка родится», «Такая земля». Сводная беседа по содержанию всего произведения.

Для оформления кабинета учитель может воспользоваться рекомендациями, высказанными в других разделах пособия.

- Сегодня,- начинает учитель урок первый,- мы познакомимся с интересным произведением чрезвычайно интересного писателя. Произведением, которое отсылает нас к нашим истокам, заставляет задуматься над тем, откуда и когда начинается человек, почему она вырастает такой или другой, что способствует или препятствует этому; для чего живет человек, какими законами она должна руководствоваться в жизни, чтобы не сбиться, не ошибиться, не потеряться в этом непростом мире.

Писатель этот - Улас Самчук. А произведение, которое мы будем изучать, - «Куда течет и река».

Наша задача - попытаться понять духовный мир писателя и его героев: что их интересует в жизни? чего они хотят? для чего живут? что ценят? как относятся к себя, своих родных и близких, своего края? почему они такие, а не другие?

Вместе с тем, знакомясь с героями романа, биографией писателя, заглядывая в потаенные закоулки их душ, заглянем и в наши души: а что ценим мы? для чего живем? может, на страницах произведения найдем ответы и на какие-то свои вопросы.

Используя фактический материал как данного пособия, так и других источников, рассказ о Уласа Самчука учитель может построить по следующему плану:

I. Улас Самчук - «великий Учитель своего Народа»:

1. Судьба Украины и украинского народа на страницах Самчукових произведений.

2. Рассказать народу правду о нем самом - легко это или трудно?

3. Почему Улас Самчук не стал Нобелевским лауреатом?

II. Кто же он - Улас Самчук?

1. Детство: родители, природа, история.

2. О чем мечталось и чего прагнулось.

3. Образование и самообразование.

4. Юность: жить - это бороться.

5. Восток и Запад Уласа Самчука.

6. Каждым прожитым днем служить Украине.

III. Что нужно, чтобы стать писателем?

Разделы романа ученики читают дома, поэтому после знакомства с биографией писателя можно сразу перейти к работе над анализом их содержания и характеристики образов. Главной задачей остается углубление в духовный мир героев, а не воспроизведение внешнего хода событий. Акцентируем на этом внимание учащихся.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ГЛАВ РОМАНА:

БОЛЬШОЙ ПОХОД

1. Каковы первые впечатления, самые первые воспоминания из детства Володьку? Почему писатель решил начать роман с описания работы, которую выполняет отец?

Труд - основа жизни человека. Работая, она выполняет Божью заповедь (пусть ученики найдут и прочитают ее), обеспечивает свое материальное существование, работая (и на этом нужно особо подчеркнуть!), человек утверждает себя как личность. Таким является отец Володьки, в котором мы без труда узнаем отца самого писателя: тяжелым трудом он достиг богатства, доказав, что человек сильнее обстоятельств, достиг, утвердив себя, свое имя, завоевав непререкаемый авторитет и уважение не только в своей семье, но и среди односельчан.

2. Расскажите про свои первые впечатления от встречи с Володькой. Назовите черты характера мальчика, подчеркивает писатель.

Ученики назовут ум, скромность, любознательность малого, а учителю следует позаботиться, чтобы не прошла незамеченной еще и такая чрезвычайно важна для формирования характера (особенно украинского национального характера!) черта, как целеустремленность - одна из основ формирования сильной воли.

- Какими строками можно это подтвердить?

- «Перед ними внятная цель, и достичь ее они во что должны...»

3. Что давало маленьком Хведотові силы терпеть все невзгоды и трудности путешествия?

Первая причина, лежащая на поверхности, - природная любознательность мальчика. Вторая, которую также нетрудно заметить,- малый дорожит доверием брата и боится ее потерять. Но есть и другие, более глубокие причины, к пониманию которых должен подвести учеников учитель. Имеем в виду, во-первых, такие моральные качества, как умение держать слово, ответственность, порядочность, самоуважение. Они закладываются еще в детстве и является основой бытия человека, критерием ее оценки. Это понимает, знает уже малый Володька. Этому же он учит своего младшего брата. Во-вторых, подчеркнем, что именно этих черт-самоуважения, чувства собственного достоинства - так не хватает украинскому национальному характеру, и поведение мальчиков может быть хорошим примером для подражания.

Вместе с тем подчеркнем, что божиться (всуе поминать имя Господа) считалось грехом, и за это Хведот мог быть наказан. Итак, с самого детства украинский ребенок вырастал с пониманием добра и зла, греха и наказания за грех, вырастала в мире, основы бытия которого определял Бог, Его заповеди, народная мораль.

4. Как относится к Володьке сам писатель? Свое мнение подтвердите ссылкой на текст.

5. Название первого раздела - «Великий поход». Действительно поход мальчиков был большим? Какой смысл вложил автор в это название?
БУДНИ

1. Чем нравилась Володьке роль підпасича?

2. Как вы понимаете выражение «пустомел», которым он называет деда Кошиля? Почему такие люди не нравились Володьке? А люди которые больше всего нравятся вам?

3. Почему Володька любил бывать в мельнице?

4. Перечитайте внимательно, как Володька слушает рассказы завізників. Опишите эту картину своими словами.

5. Расскажите о внутреннее состояние парня, когда он увидел, какой вред наделали забытые им коровы.

6. Был Володьчин отец разгневанным? Почему вы так считаете? Как это передано писателем в его портрете?

7. Чего больше всего испугался малый підпасич, спрятавшись от разгневанного отца?

8. Какую заповедь дает Матфей своей семье? Почему нужно быть очень бережливым и экономным?
ТАМ, ГДЕ СКАЗКА РОДИТСЯ

1. Что узнает Володька в мельнице о прошлом своего края?

2. Переведите услышанную в мельнице легенду об основании Дерманя. А что вы знаете про свой город (село), происхождение его названия?

3. Что изменилось в Володьчиних краях за прошлые годы? Почему?

4. Какие негативные черты украинского национального характера называют завізники? Чем, по их мнению, они обусловлены?

5. Как влияло на душу парня услышанное? Какие мысли и желание будило?
ТАКАЯ ЗЕМЛЯ

1. Что чувствовали односельчане Матфея, выезжая весной на своем поле? Какими словами можно передать их настроение?

2. Матвею, для которого его четырнадцать десятин - это «мышцы, нервы, кровь», во время пахоты «ничего не болит». Так утверждает сам Матвей. Или автор? Кому принадлежат эти слова? И возможно ли это?

3. Почему с приходом весны в школе наступает пустота? И почему ее не покидает Володька?

4. Прочитайте отрывок от слов «На огороде множество труда...» до слов «Бодрого воскресного утра...». О чем рассказывается в нем? Кому принадлежат эти слова? А мог бы их сказать Матвей? Настя? Володька? Изучите этот отрывок наизусть.

5. Почему, когда Володька слушает отца, в его воображении встают деды-великаны? Почему он такой гордый «своим папой»?

ВОПРОСЫ КО ВСЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ:

1. Понравился ли вам отрывок из романа и герои произведения? Чем именно? Какой эпизод больше всего запомнился? Почему?

2. Какова цель жизни Володьки? Матфея?

3. Счастливы ли они? Почему вы так считаете?

4. Что является самыми большими ценностями в жизни членов Матвієвої семьи?

5. На собственные вопросы помог вам дать ответ роман?

6. Что бы вы спросили у Володьки, если бы встретились с ним? А о чем рассказали бы?

Понятно, что распределение материала, часов и перечень вопросов являются ориентировочными.

Учитель внесет коррективы в соответствии с уровнем подготовки учащихся, местности. Неизменной, на наш взгляд, должна оставаться установка: с помощью романа, мыслей, рассуждений, поступков его героев заложить эмоциональную основу духовного мира современного школьника - завтрашнего гражданина независимой Украины.

Уже будучи зрелым мастером, У.Самчук писал: «Детство живет в человеке от начала до конца ее жизненного круга, потому что это лучшая часть ее центра, вечно освежающая субстанция, которая содержит в чистоте и оптимизме».

Таким мы должны показать детство Володьки. И таким оно должно оставаться в душах учеников.

В качестве домашнего задания можно предложить семиклассникам письменную работу на тему «Путешествие в детство» по следующему плану:

1. В чем сходство и различие моего и Володькиного детства?

2. Хотел бы я быть рядом с Володькой в его странствиях, размышлениях, радостях и несчастьях?

3. Какие заповеди Матвея и деда Ефима я возьму для себя?

4. Какие моральные ценности героев романа являются ценностями и для меня?

5. Стоит ли читать роман Уласа Самчука?

Два часа отводим на изучение отрывка из романа «Война и революция» в 8 классе. Начиная работу, прежде всего попросим учащихся вспомнить, что им уже известно о Уласа Самчука с 7 класса. Вступительную беседу на уроке построим по плану:

1. Улас Самчук - новая встреча со старым знакомым:

а) жизненный путь автора «Волыни»;

б) поговорим с писателем о нем.

2. И снова идем тропами Волыни:

а) судьба и судьба украинского народа на страницах романа «Война и революция»;

б) Володька Довбенко - путь из детства в юность.

Напомнив восьмиклассникам сведения о жизненном пути Уласа Самчука, (это можно сделать с помощью хронологической таблицы), учитель говорит:

- Волею судьбы писатель оказался в водовороте больших событий: первая мировая война - революция - гражданская война... царская Россия-Украинская Народная Республика - Польша... российские войска - большевики - солдаты украинской армии - белополяки... Но и самые бурные события можно пересидеть, как герой поэзии В.самийленко, «на печи». Улас Самчук этого не сделал. Он сознательно стремился быть в гуще событий. Почему? И хорошо это или плохо: стремиться быть в гуще жизни?»

Для подростков, у которых формируется сознательное отношение к жизни, именно соотносят себя с окружающим миром, утверждают свое «я», такие вопросы являются чрезвычайно актуальными.

На первое из них ответов будет несколько: активное отношение У.Самчука к жизни обусловлено несколькими факторами: врожденные черты характера (душевное беспокойство, стремление к новому, неизведанному); пример отца, который не замыкался только на личном, но и беспокоился общественным; прочитанные книги, пример писателей (Т.Шевченко) и их героев. Именно на этой основе формировалось жизненное кредо будущего писателя: не покоряться обстоятельствам, бороться за право быть самим собой, быть полезным людям, родной земле.

На второй вопрос пусть учащиеся найдут ответ сами.

- А кто еще из писателей стремился .прожити и прожил жизнь так, как Улас Самчук?

Ученики назовут имена Т.шевченко, И.франко, Леси Украинки. Так перекинется мостик между Западной и Восточной Украиной, между XIX и XX веками.

Урывками (из воспоминаний «На белом коне» и «На коне вороном», приведенными в разделе «поэтому Я писатель, что чувствую долг перед народом» учитель дополнит рассказ учащихся о духовный мир писателя, а напомнив содержание произведений, проиллюстрирует, как воплощались мечты и стремления У.Самчука в жизни.

- Каким же был Володька Довбенко, когда мы с ним расстались? -учитель переходит к разговору о виучуваний произведение.

Вспомнив с учениками содержание разделов, изучаемых в 7 классе (для этого можно воспользоваться уже предлагаемыми вопросами), учитель кратко расскажет, что же произошло в жизни малого Довбенко за время, прошедшее до новой встречи.

Мальчик взрослеет. Вглядываясь открытыми глазами в окружающий мир, впитывает новые впечатления, задумывается над увиденным и услышанным.

Это и размышления отца о радости труда на своей земле: «Не люблю того общего. На своем хоть встань, хоть сядь, хоть вповалку. Я здесь господин...» Это и разговоры с учительницей:

«- Кто были те запорожские казаки?..

- Такие были воины... На Днепре Сечь свою имели и за землю русскую и царя православного ляхов-иезуитов и татар саблями воевали.

- А что есть Украина?..

- То, кажется, такая область над Днепром... Там где-то около Киева».

... Дорогами Волыни катилась война. Москали... набор войска... провода... вести с фронта, куда пошел и Василий, сын дяди Ялисея. Школа... Книги... В переджнив'я вступили в село валки беженцев. Встреча с девочкой-«галіціянткою» сыграла исключительную роль в Володьчиному жизни. От нее он впервые услышал о Шевченко, о том, что его родной язык-украинский, и что Пушкин, Лермонтов, Кольцов и Никитин - русские или московские поэты (отрывок от слов «В те самые дни...» (с. 297) до слов «...В глуб где-то» (с. 303.)

Поскольку эта встреча стала первым толчком к пробуждению национального самосознания парня, учителю следует остановиться на анализу этого эпизода подробнее, переповівши его, зачитав отдельные места и проанализировав с помощью таких вопросов:

1. Каким был настрой беженцев? Свои рассуждения подтвердите ссылкой на текст.

2. Почему Володьке очень хотелось поговорить с маленькой галычанкой? О чем он расспрашивает ее?

3. На каком языке училась девочка в школе? Что стало причиной спора о «рускіх» поэтов? Почему Володька упрямо защищал их?

4. Перескажите эпизод с «тремя копейками». Как характеризует Володьки его поведение?

5. Почему улыбнулась мать, когда сын попросил у нее деньги?

Именно «Кобзарь» приносит Володьке «новую веру». И, может, именно он помог ему выстоять в те дни, когда мир рушился «до основанья» теми, кто проповедовал свободу, мир, агитировал за «землю - крестьянам», а на самом деле убивал, грабил, уничтожал человеческое достоинство, веру, мораль.

Через «Кобзарь» Володька приходит к Кащенко. Познает не только природу, язык, обряды, обычаи родного края, но и его историю. Он уже не только чувствует, он уже знает: «То была Украина. Так. Это Украина, его родина, странная и неведомая земля...»

Не все понимают Володьку. Он и сердится, и сочувствует своим землякам, которые «украинцами никогда не были» и только сейчас тяжело и болезненно приходят к своему имени, своей земли, своей истории. Они больше всего хотят земли, им еще чужие слова «украинское государство». Они верят то петлюровцам, то большевикам, а в основном - никому не верят.

Но Володька уже живет Украиной, грезит ею, верит в нее. В Украину поверили и отец, и старший брат Василий.

«Теперь... землю отвоевать надо... Тепірка не перечекаєш... Я целый свой возраст лил за нее пот свой, а теперь сына послал, пусть кровь прольет, как надо будет»,- говорит старик Матвей.

На глазах у Володьки «растет новый народ». Просыпается и меняет название могущественная раса - создатель большого прошлого, великих империй». Встреча с защитником родной земли, защитником Украины, встреча с сыном и братом стала большим праздником для всей семьи (Отрывок от слов «На другой день к Тилявки» (с. 505) до слов «...Спрятался...» (с. 508).

Работу над отрывком можно провести по следующим вопросам:

1. Как писатель передает радость Матвієвої семьи от встречи с Василием? Найдите соответствующие места и зачитайте их.

2. О чем рассказывает Василий отчество? Какими словами можно передать его настроение?

3. Какую песню пели казаки за столом? Знаете ли вы ее? О чем свидетельствует факт, что крестьяне не смогли подпеть казакам, хотя и хотели это сделать?

4. О чем говорил Матвей за столом? Какое завещание он дает своим детям?

5. Нарисуйте словесно (а кто умеет, и красками или карандашом) картину «Завещание старого Матвея».

6. Перечитайте описание внешности Матфея. С кем сравнивает его У.Самчук? Как вы думаете, почему?

7. Почему козак считает, что Матвей и его сыновья счастливы? Что дает ему уверенность, что Украина будет жить?

8. Придумайте заголовок к отрывка. Подготовьтесь к его пересказу.

9. Пофантазируйте, как сложилась судьба героев дальше.

Как домашнее задание, можно предложить восьмиклассникам несколько работ на выбор:

I. Составить цитатний план урока;

II. Написать цитатний план речи Матвея за столом от третьего лица.

III. Написать письменную работу «А Украина будет жить....» по таким ориентировочным планом:

1. «В то время размашистое въехал на двор какой-то всадник».

2. Рассказ о боях.

3. Казацкая песня.

4. Речь старого Матвея.

5. «Мы дети земли - нашей земли».

6. А Украина будет жить!..