НАТУРАЛИЗМ (от латинского natura - природа) - течение в литературе и искусстве второй половины XIX - начала XX вв.
Раньше, в 60-х годах XIX ст., натурализм сложился во французской литературе, в последующие десятилетия получил развитие в других литературах, в частности украинской. Он является закономерным порождением художественной эволюции XIX ст., обусловленным социальными, когнитивными, эстетическими и другими факторами. Это искусство развитого капиталистического общества, которое «почувствовало капитализм в своем чреве» (Ф. Меринг), на всех своих уровнях, начиная с тематологічного, связанное с капиталистическим городом. Одним из определяющих факторов в формировании и развитии натурализма является его связанность с научным прогрессом второй половины XIX в., с духом сцієнтизму, что завладевал в то время сознанием европейской интеллигенции. Известное высказывание Г. Флобера о том, что «большое искусство должно быть научным и безличностным», становится у натуралистов ведущим программным принципом.
Натурализм по-разному истолковывается в критике и научной литературе, существуют различные концепции его интерпретации, порой диаметрально противоположные. К тому же в разных странах сложились традиционные подходы к натурализму, что существенно различаются между собой. Так, для французского литературоведения, начиная с Г. Лансона, характерным является сближение натурализма с реализмом до их слияния, и. вся вторая половина XIX в. в национальной литературе определяется как «эпоха реализма и натурализма» или как «эпоха натурализма». В немецкой науке доминировало понимание натурализма как противоположности «идеализма» (искусства, направленного к идеальному), как типа творчества, тяготеет к прямому отображение эмпирической действительности без ее духовно-поэтического преобразования. Принципиальные изменения в подходе к натурализму происходили в немецкой науке XX в., теперь он трактуется как радикальный перелом в национальной литературе, что начал в ней XX вв. В английском и отчасти на американском литературоведении превалирует описательно-фактографическая установка в освещении натурализма.
В советском литературоведении сначала существовал взгляд на натурализм как направление, связанное с реализмом, как на «обмелевший» реализм, сторонится масштабных обобщений и типизации. Но далее, по мере формирования социалистического реализма, натурализм с его принципами объективности изображения и верности «жизненной правде» становится все неприйнятнішим для апологетов фиктивного реализма, названного социалистическим. В послевоенные десятилетия он провозглашается антиподом реализма и отождествляется с декадансом и «литературой империалистической реакции», а выдающиеся писатели - натуралисты подвергаются препарации и зачисляются до реализма (Э. Золя, Г. де Мопассан, Г. Гауптман, Т. Драйзер и др.). Сдвиг к более объективного и научного истолкования натурализма наблюдались в советском литературоведении последних десятилетий.
Генетически и типологически родственный с реализмом натурализм продлил до логического завершения некоторые его постулаты и интенции, прежде всего к «життєподібності» и «научности» (см.: Реализм). Сами натуралисты свой метод выводили из реализма. Так, Золя считал себя и своих последователей продолжателями Бальзака и Флобера, а главное отличие от них усматривал в том, что он и его школа «очистили» литературу от проявлений романтизма и окончательно поставили ее на «научную основу». В то же время в натурализме развития приобретают и такие черты и тенденции, которые отличают его от реализма и позволяют рассматривать как отдельную художественную систему со своими специфическими особенностями. Следует принимать во внимание и различия натуралистических течений и их функций в различных национальных литературах.
Фундаментальными чертами натурализма, детерминантами, которые конституируют его метод и художественную систему, являются: 1) сцієнтизм, то есть ориентация художественного мышления на научное, собственно естественно-экспериментальное, тенденция приближения задач и функций литературы до научных (наблюдение, изучение и «точное» отображение жизни, «кусочков действительности», по выражению натуралистов); 2) объективность, т.е. изображение действительности как такой, что как будто сама себя разворачивает и о себе рассказывает, без самовыражения автора, который постулируется позасуб'єктивно, как сознание эпохи; 3) специфический мировоззренческий монизм, привлекает человеческий мир в мир природы, охватывает их единым взглядом и подчиняет общим законам и структурам, сочетание в мотивациях изображаемого природных (биологических, физиологических, психофизиологических) и социальных факторов; 4) принцип життєподібності, что, с одной стороны, порождает тенденцию документированности рассказы, осознание ценности документа, а с другой - ведет к изображению жизни в его повседневно-бытовой правдоподобия, до известной натуралистической фактографічності. Как в отдельных детерминантах натурализма, так и в их системе сказывается его гносеологический связь с позитивизмом, прежде всего с методологией позитивистского мышления.
Самое раннее и самое сильное развился натурализм во французской литературе (Е. Золя, Э. и Ж. Гонкури, Г. де Мопассан, меданська школа и др.) и имел значительное влияние на другие литературы. Однако в них натурализм развивался в основном в других формах, иным было его соотношение с реализмом, а также функциональность в литературном процессе. В одних литературах (здесь, кроме французского, укажем еще на английский и русский) он в значительной степени выступал завершением классического реализма, хотя время все больше отходил от него в своем движении. В тех литературах, которые не подверглись расцвета реализма в середине XIX ст. (немецкой, итальянской, американской), он взял на себя его функции, прежде всего - фронтального художественного освоения современности, ее объективного аналитического изображения. В то же время в этих литературах натурализм знаменовал глубинный перелом и переход в новое качество. Наиболее отчетливо это проявилось в немецкой литературе, и неслучайно в Германии устоялся взгляд на натурализм как новый Sturm und Drang, не менее важный по своим последствиям, как переход к литературе XX в.
В украинской литературе натурализм развился достаточно репрезентативно, но в литературоведении так и не был определен ни в своей сущности, ни в действительных параметрах. О натурализм в йога золяїстському варианте первым И заговорил. Франко во второй половине 70-х годов, проявив к нему большой интерес и привязанность. В то же время он развивает свою концепцию «научного реализма», типологически родственную с натурализмом. Эта же родство присуща прозе творчества Франка 70 - 90-х годов, в которой он реализовывал названную концепцию. Научный реализм Франка, наиболее полно воплощенный в «бориславском цикле», является, собственно, украинским вариантом натурализма, что перекликается с золяїзмом. В других своих аспектах и тенденциях натурализм проявляется в творчестве других украинских писателей. В О. Конисского явственно проступают те его черты, что их называют натуралистическим фактографізмом («фотографии из жизни», по определению самого писателя). Натурализм присущ творчеству. Винниченко, особенно ранний, но в других формах и интенциях, чем И. Франко или О. Конисского. В В. Винниченко это прежде всего идейно-эстетическая установка, по которой все проявления и формы жизни является одной преемственностью и органическим единством. Он увлечен приветственной стихией жизни как в ее социальном оформлении, гак и вне его, его персонажи принадлежат к обоих миров, природы и общества, и именно в этом их «красота и сила». В позднем творчестве В. Винниченко натурализм проявляется в синтезе с другими художественными течениями конца XIX - начала XX вв. - импрессионизмом, символизмом, экспрессионизмом и т.д.
Лит.: Франко И. О Е. Золя. Вступительная статья П. Христюка. X., 1931; Реизов Б. Вопросм зстетики Золя // Уч. зап. Ленингр. ун-та. Зарубежная литература. Л., 1955; Адмони В. Г. Натурализм // История немецкой литературы. М., 1968. Т. 4; Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. К., 1985; Наливайко Д. С. Натурализм в украинской литературе // Литературоведение. К., 1996; Гундорова Т. Франко - не каменщик. Мельбурн, 1996.
Д. Наливайко