Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Валерьян Пидмогильный
Валерьян Пидмогильный. Интеллектуальная психологическая проза писателя



 


В лице Валерьяна Пидмогильного наша литература могла бы мать писателя вровень с Мопассаном или Франсом, Бальзаком или Мериме, однако кровавая рука большевистского тоталитаризма оборвала жизнь талантливого прозаика в начале восхождения к вершинам мирового искусства. Об этом свидетельствуют те произведения, которые оставил нам В. Подмогильный, написанные в течение неполных семнадцати лет: «Сочинения» (1920), «Остап Шаптала» (1922), «Сын» (1923), «Военный летчик» (1924), «Третья революция» (1926), «Проблема хлеба» (1927). Это сборники рассказов и повестей. Кроме того мы имеем и два романа мирового уровня - «Город» (1928) и «Небольшая драма» (1929). За это время успел сделать молодой писатель и большой массив блестящих переводов произведений Вольтера, Дидро, Мопассана, Франса, Мериме, Гюго и др.

Валерьян Подмогильный родился 2 февраля 1901 г. в большом степном селе Цапли Новомосковского уезда под Екатеринославом в обычной крестьянской семье.

В 1910 г. после начальной сельской школы Пидмогильного отдают до Екатеринославского реального училища, где он под псевдонимом Лорд Листер печатает в школьном журнале авантюрные рассказы. В 1917г. был написан рассказ «Трудный вопрос».

Реальное училище В. Пидмогильный в 1918 г. заканчивает с «отличием» и поступает на математический факультет Екатеринославского университета (впоследствии учится на юридическом). В 1919 г. через трудное материальное положение он оставляет учебу, работает учителем, пишет рассказ «Добрый Бог», «Гайдамака», «Пророк», «На селе», печатает рассказ «Ваня», «Старец» в екатеринославском сборнике «Сич».

В 1920 г. появляются «Произведения. Том 1»: «Собака», «Смерть», «В эпидемическом бараке», «Остап Шаптала», «Повстанцы», «Коммунист», «Прошлое», «За день», «Колыбельная», «Любовь». Этого же года писатель отправляется в Киев.

С 1921 г. он работает библиографом Книжной палаты в Киеве, выезжает к городка Ворзель, там женится на дочери местного священника Екатериной Червінською, актрисой Театра юного зрителя. В 1922 г. выходит книга рассказов «В эпидемическом бараке». В следующем году в журнале «Новая Украина» (Прага), появляются новеллы из цикла «Повстанцы», рассказ «Иван Босой» (этот журнал, что его издавал в Праге Владимир Винниченко, позже фигурировал в деле Пидмогильного как вещественное доказательство его контрреволюционной деятельности). Художник возвращается в Киев, работает редактором «Книгоспилка», сближается с «академистами» (неоклассиками).

В 1923-1924 гг. группируется и распадается АСПИС (Ассоциация писателей) в которую входили Людмила Старицкая-Черняховская, Наталья Романович-Ткаченко, Николай Зеров, Максим Рыльский, Павло Филипович, Михаил Ивченко, Дмитрий Загул, Григорий Косынка, Валерьян Подмогильный, Борис Антоненко-Давидович и др.

В 1924 г. выходит книга «Военный летчик», с участием Пидмогильного (он придумывает название) образуется группа «Звено»: Григорий Косынка, Борис Антоненко-Давидович, Евгений Плужник, Тодось Осьмачка, Михаил Ивченко, Яков Качура, Мария Галич, Борис Тенета.

24 мая 1925р. В. Пидмогильный в большом зале Всенародной библиотеки выступил перед представителями литературно-общественных организаций, вузовской молодежью, городской интеллигенцией на диспуте «Пути развития современной литературы»: «Если бы какой-нибудь товарищ «попытался» написать сонату и сказал бы, что это хорошая соната, потому что у нее хорошая идеология, то никто не сомневался бы ему ответить, что это музыкальная чушь, и никто бы той сонаты не слушал... У нас всякий произведение, когда он абсолютно и категорически не соответствует требованиям официальной идеологии, осуждают независимо от того, хороший он, действительный и нужен».

В 1926 г. появляется отдельное издание повести «Третья революция». Этого же года В. Подмогильный участвует в создании Марса (Мастерские революционного слова).

Вместе с Есть. Плужником в 1926 - 1927 гг. он подготовил два издания словаря «Фразеология делового языка», работал над сценарием фильма «Коломба» (не путать с сериалом «Коломбо»!) по роману Проспера Мериме.

В 1927 г. выходят сборник рассказов «Проблема хлеба» и роман «Таис» А. Франса в переводе В. Подмогильного.

В Харькове в 1928 выходит в свет роман «Город». Писатель идет к Чехословакии «для налаживания творческих связей», редактирует журнал «Жизнь и революция». Следующий 1929г. В. Подмогильный возвращается в Харьков.

В 1930 г. в Москве в переводе на русском языке выходит его роман «Город».

В начале 30-х pp. В. Подмогильный становится признанным авторитетом переводческой школы в Украине, консультантом по иностранной литературы при издательстве «Движение».

Но несмотря на это писателя выбрасывают из редакции журнала «Жизнь и революция», а его произведения - из журналов и издательств.

В течение 1930-1934 гг. В. Подмогильный организует и редактирует издание произведений А. Франса (в 25 т.) и О. Бальзака (в 15 т.), переводит романы Г. Мопасана, произведения Д. Дидро и других.

В 1933 г. в «Литературной газете» печатается новелла «3 жизни», где ярко звучит трагическое предчувствие: «... Классовый враг, это у нас на каждом заводе и в каждом учреждении будто штатная должность, которую кто-то должен занимать...».

8 декабря 1934 г. писатель был безосновательно арестован в харьковском доме «Слово» в деле убийства Кирова. Прошел сквозь закрытый суд, приговор без обжалования, ссылки в концлагеря.

С ноября 1937 г. В. Подмогильного расстрелян на Соловках. Есть сведения, что в заключении он написал несколько рассказов и роман о коллективизации «Осень, 1929», но эти произведения, очевидно, утрачены.

Посмертно реабилитирован В. Пидмогильный в 1956 г.

Герои рассказов и повестей В. Подмогильного - живые люди, углубленные в жизни, мыслящие, в постоянных поисках ответов на злободневные вопросы жизни - это жесть рабочий («Старец»), гимназисты («Гайдамаки»), студенты («На селе»), подростки («Трудный вопрос», «Добрый Бог»). Когда они сталкиваются с действительностью, а их душах возникает смятение, наряду с уверенностью - разочарование в тех идеалах, которые так громко провозглашались создателями нового общественного строя.

Подмогильный один из первых поднял и проблему голода, показал причины этой трагедии («Проблема хлеба», «Собака», «Сын»), всесторонне раскрыл тяжелые годы борьбы украинского народа с самыми разнообразными врагами (своими и пришлыми) за свою независимость, государственность («Остап Шаптала», «Третья революция» и др.).

Справедливо писал еще в 50-х годах Г. Костюк в диаспоре: «Пидмогильный был яркой творческой индивидуальностью, полностью украинский талант, что чрезвычайные события и явления после 1917 года умел наблюдать и оценивать трезво, всесторонне и практически. Но что главное, так это то, что по богатству событий своего времени он не потерял человека. Он видел ее, понимал и творил ее образ во всей общественной, психологической сложности. Он не любил человека-ангела, ибо знал, что человек является одновременно и животное. Он знал человеческую силу, величие ее ума, ее способности, но также осознавал все ее слабости. В этом - европеизм Пидмогильного».

И этот европеизм, особенно ярко выраженный в его романе «Город». Проблема города и села не нова в мировом искусстве и, в частности, с украинской литературе. По-разному она разрабатывалась нашими классиками в XIX ст. Она остро встала перед обществом и в начале XX ст., особенно в послереволюционный период. Это прежде всего проблема новых кадров, которые могли бы изменить лицо зрусифікованого города. До города потянулась молодежь, чтобы занять там свое место: одни мечтали углубиться в науку, постичь ее, вступить в определенной профессии, набраться ума, чтобы вернуться на село и строить новую жизнь, другие просто мечтали "выйти в люди", занять престижное место, быть на ступень выше простого «мужика». Степан Радченко, главный персонаж романа «Город», выезжает из села с единственной целью - получить новую профессию и вернуться в родное село с новыми знаниями. Настроен немного скептически, а то и враждебно против города, против тех «нелепых лавочников учителей, неунывающих из глупостей кукол в пышных уборах». Впоследствии он меняет свое мнение: «Не надо ненавидеть город, а получить». Степан понимает, что сельская молодежь может влить в город свежую кровь, которая «изменит его облик и существо, и он один из этой смены, что ее от судьбы суждено победить».

Попав в новую среду, Степан Радченко постепенно втягивается в него, становится выразителем и защитником того, против чего еще недавно выступал. Впоследствии Радченко учится в техническом вузе, увлекается литературным жизнью, становится известным писателем, входит в круг критиков. Подмогильный подает жизни многих слоев киевлян, в том числе и литературные группировки, в частности, через образ критика Светозара и поэта Вигорського.

Постепенно замечаем, как меняется и душа Степана. Неоднозначное выступает он в романе. В его душе постоянно борются Добро и Зло. И кое в чем он сомневается, но все чаще может переступить через собственную совесть, моральные принципы ради поставленной цели. Может, даже принести в жертву человека и от этого не будет страдать. Итак, это неординарная личность, не лишенная воли, разума. Смотрит на мир и на человеческие отношения трезво, порой выражает свое отношение ко всему скептически, с легкой иронией, с пониманием окружающей среды: «обаятельного, привлекательного и отвратительного, грубого», здерсва и гнилое, моральное и аморальное в жизни нашей славной, тогда еще «внештатной» столицы» (Костюк).

Пройдя через все соблазны и грязные круги города, Степан Радченко, крестьянский парень, победил, покорил его. Он имел и силу воли, и твердый характер, теперь он чувствует, что перед ним, хоть и на мгновение, возможно лишь в воображении, лежит, когда ему враждебно, а теперь покорное город, «обозначенное огненными точками, и простягало из тьмы холмов острые каменные пальцы. Он замер от славного созерцания этого величия новой стихии...»

Герою Пидмогильного верилось, что а город вливается новая сила, которая способна обновить не только его город, но и вся жизнь молодого украинского государства. На оптимистической ноте завершает свой роман В. Подмогильный.

Однако сам писатель видел, чувствовал и знал, что все закончится весьма трагично не только для таких, как Степан Радченко, а для всех, кто трезво смотрит на жизнь, кто мог наблюдать, сопоставлять, мыслить.

Источники таланта В. Подмогильного - в родном крае.

Его внутренний мир и мироощущение формировались под влиянием матери - сельской женщины, которая всю жизнь работала на земле. От первых юношеских попыток он медленно, но неуклонно выходил на путь психологического реализма (через символистские и импрессионистические избранное), который развивали в предреволюционной украинской прозе М. Коцюбинский, В. Стефаник, В. Винниченко. Проза В. Подмогильного тематически разнообразна: через все творчество писателя 20-х годов проходит едва ли не самая распространенная в тогдашней литературе тема: революция и человек. Только В. Подмогильный воспринимал ее по-другому: человек и революция, упирая именно на первом слове. А ответы на вопросы, которые вставали перед украинской культурой, нацией в целом, связывал, прежде всего, с проблемой города и села, их взаимоотношений, изображаемых в прошлом и настоящем, в социальном и национальном аспектах, в контексте жизни всего народа.

Проблема взаимоотношений города и деревни интересовала В. Подмогильного от самого начала его творчества. О том, как стремилась крестьянская молодежь сама «выйти в люди», приобретая некогда недосягаемую науку, и как понимала свою миссию в отвоевывании зрусифікованого царизмом города, писатель рассказал в своем самом выдающемся произведении - романе «Город». Рассказ подана через историю души Степана Радченко - энергичного сельского юноши, который приезжает в Киев, поступает в технический вуз и надеется вернуться с новыми знаниями на село. Впервые Киев открывается ему с Днепра как край мира и пуп земли. Роман начинается предложением: «Казалось, что дальше плыть некуда». Под Степановими ногами - еще ни почвы, только шаткая и неуверенная вода. Но не забывайте: апостол Андрей также пришел на киевские горы этим путем. Завоевание требует времени, который можно измерить в страницах, строках или словах или подсчитать по продолжительности романной рассказы. Согласно течению времени разворачивается и пространственная экспансия: сойдя на берег. Степан поселяется в пригороде, где жизнь мало чем отличается от сельского. Ему соседствуют хозяйские коровы. Впоследствии он передвигается все ближе к центру, снимает отдельное жилье, а в самом финале и произведения наконец созерцает город «сверху» взглядом, обладателя: «Оно покорно лежало внизу волнистыми глыбами скал, обозначенное огненными точками, и простягало ему из тьмы холмов острые каменные пальцы». Сначала Киев был для Степана лишь мечтой, большой, но почти неопределенной «Киев! Это то крупный город, куда он идет учиться и жить. Это то новое, что он должен в него войти, чтобы постичь свою издавна викохувану мечту». Город чуждо и враждебно. Степан пытается вырваться на Днепр, но даже вода здесь скользкая и відразна. Его радует однако, слабость городских жителей и его классная непричастность к ним: «Вот они, эти горожані. Все это - старый порох, что надо стереть. И он к нему призван». Однако... Именно здесь город идет в наступление: «Он оглянулся и впервые увидел город ночью. Он даже остановился. Блестящие огни, грохот и звонки трамваев, схрещувались здесь и разошлись, хриплое вой автобусов, что легко катились громоздкими тушами, пронзительные вскрики мелких авто и гуканье извозчиков вместе с глухим ропотом, человеческой волны... на этой широкой улице; он повстречался с городом один на один». Одно слово импрессионизм - из фрагментов вещей, людей и звуков автор составляет портрет города, в мере освоения Степана в Киеве меняется и его восприятие. Город-видится изнутри, хотя не перестает пугать, а дальше - все яснее, четче вырисовываются его черты. Передвижения в пролетарии города сопровождается также переодеваниями На печать произведения секретарь лекторского бюро советует Радченкові изменить: одежда: «Все беды украинцев в том, что они плохо одеваются». Перед магазином модной и дорогой одеждой Степана не покидает убеждение в что стоит ему только изменить свой облик - и он; сможет создать» нечто чрезвычайное. Переселяясь в новое жилище, Степан сжигает свое старое одеяние и выбрасывает на помойку сапоги. В течение произведения мы наблюдаем, как Степан поднимается ступенями городской жизни. Именно в Киеве юношу увлекает литература, он начинает писать, становится известным писателем и оставляет обучения. Он был уверен, что отправляется «завоевывать» город, что городу нужна «свежая кровь села», которая изменит «его вид и существо. А он - один из этой смены, которой за судьбой: суждено победить». Но, погружаясь постепенно в новую жизнь, становится его апологетом, и мысли о возвращении окончательно исчезают. Подмогильный не ставит себе за цель сделать документальный описание писательского среды, он показывает рождения Автора, его успехи и неудачи, его странствия разными мирами романа. Степан переходят через мир студенчества, так и не закончив высшего образования, заглядывает к рабочему среды типографии. Солидный кусок времени ему пришлось потратить на жизнь в мире городской богемы - театральной публики, тех, кто по вечерам выходит на прогулки и бродит по улицам и улочкам города, преимущественно только потому, что на самом деле не имеет собственного уютного уголка. Писатель показывает «заседателей» издательств, игровых залов и дешевых підвальчиків. Наконец, он заводит своего героя и читателя в еще один мир - жилище типичной городской семьи, образцовых мещан Бориса Викторовича (бывшего хорошего знакомого) и Надежды Семеновны (первого Степанового любви). В конце романа Пидмогильный «заставляет» Степана Радченко еще раз обойти знакомые ему места: что-то осталось неизменным, что-то стало совсем другим, возможно, именно через Степанове вмешательства. Но, отбыв такие «смотрины», Степан окончательно убеждается, что все это для него чужое, далекое или и ненавистно. Если он и любит свое прошлое, то не за то, что оно было, а именно за то, что оно прошло. Таким остается Степан Радченко - сложным, противоречивым, неоднозначным. Но можем быть уверены в одном: этот человек напишет книгу, Пидмогильный рассказал о первых Степанове рассказ «Бритва», о возвышение и упадок творчества, о долгие и трудные поиски тем и вдохновения. Он показал, как родился Автор - и даже получил новое крещение, избрав псевдоним. Тот, кто был Степаном, стал Стефаном. Писатель оставляет своего героя тогда, когда тот садится писать сочинение собственной жизни. Последнее предложение романа заканчивается там, где должно начаться повесть Степана Радченко: «Тогда, в тишине лампы над столом, писал свою повесть о людях». Понятно, что этот роман прежде всего - психологическое произведение. Образ Степана Радченко далеко не однозначный, как его часто трактовали. Писатель изобразил человека, в которой постоянно борются добро со злом, которое иногда ради личного утверждения способна пойти даже на преступление, не будет страдать и от человеческих жертв, и вместе - это неординарная личность с выраженной общественной и психологической неодновимірністю, не лишена умения скептически, а то и иронично воспринимать себя и окружающий мир. В этом романе В. Подмогильный предстает как лучший продолжатель традиций европейской литературы, в частности произведений «Отец Горио» Бальзака, «Милый друг» Мопассана, «Кандид» Вольтера, он именно тогда и переводил.

Роман «Город» убедил критику в том, что писатель «не интересуется человечеством, а человеком». Эта, на сегодня вполне приемлемая характеристика, звучала далеко не позитивное в то время, когда в литературе производился курс на прославление коллективизма, а психологизм пренебрегали как традиция «мелкобуржуазная», как проявление враждебной идеологии.

«Город», хотя и широко читалось, в частности молодежью, предвзято разоблачалось и паплюжилося в прессе. Начиналось с того, что автор «смотрит на мир сквозь узкие щелочки рафинированного интеллигентского мировоззрения», а доходило до выводов, что «книга антисоветская», потому что в ней не показано «смычки рабочих и крестьян», а главный герой - «безграничный индивидуалист, обыватель-мещанин с куркульською идеологией». И все было наоборот: индивидуализм, конформизм, вообще, мещанство появлялись в произведениях В. Подмогильного не от авторской «інтелігентщини» или «мелкобуржуазного эстетства», а от того, что писатель, скрупулезно изучая реальную жизнь, чутьем художника распознавал ядовитые метастазы в душах людей и пытался предостеречь от них неокрепший общественный организм.

Итак, роман Валерьяна Пидмогильного «Город» стал не только заметным, но и чрезвычайно важным явлением в украинском искусстве. Прежде всего - это первый действительно урбанистический роман в украинской литературе. Не менее важным в его творческом наследии был роман «Небольшая драма», законченный в 1929 г. Это произведение органично дополнил библиотеку украинского интеллектуального романа, на то время уже представленного «Вальдшнепами» М. Хвылевого, «Мастер корабля» И.А. Яновского, «Робітними силами» Г. Ивченко. И борьба с «попутчиками» набрала таких масштабов и форм, что новый роман В. Подмогильного успел появиться лишь в журнальной публикации («Жизнь и революция».- 1930.- № 3-6) и сразу же был подвергнут жестокому шельмуванню. Общая атмосфера становилась все гнітючішою. Принудительная коллективизация, голод 1932-1933 гг. упали черным крылом не только на украинское село, а и на весь народ. Начинались массовые репрессии, политические процессы, расправа над интеллигенцией, прежде всего писателями. Не у многих писателей хватало мужества идти по ранее выбранному пути. Однако В. Подмогильный исповедовал свои принципы до конца.

      

 


Список использованных источников:

1. Все для школы: Украинская литература. 10 клас.випуск 11.

2. История украинской литературы ХХ ст.: Кн.перша/ под ред. В. Дон-чика.-К.: Лыбидь,1998.

3. Шорох Ю. Человек и люди («Город» Валериана Пидмогильного) // Ю.Шерех. Не для детей.-Нью-Йорк, 1964.

4. Мовчан Г. Проза Валерьяна Пидмогильного. Судьба. Человек. Стиль. // Дивослово.-2000.-№1.