Статья
Сатирически-юмористический дуэт Юрия Тимошенко и Ефима Березина (Штепсель и Тарапунька)
Весной 2005-го умер народный артист Украины Ефим Березин (знаменитый Штепсель), что последние 10 лет своей жизни прожил в Израиле. Со смертью Березина этот прославленный дуэт перешел из жизни в легенду.
Их имена стали легендой еще полвека назад. И в наши дни, когда огни на их рампе погасли, не стерлись из народной памяти. И, уверен, будут звучать в ней еще долго. Тарапунька и Штепсель, Тимошенко и Березин. Беда только, что порой не поймешь, где тут артисты, где персонажи, кто образ, кто создатель образа. Пожалуй, только телевидение в силах принародно разобраться в этом, объективно отделить маску от актеров, воскресить страницы их сценической и человеческой жизни. Это надо сделать еще и потому, что время разбрасывает по миру, несет по жизни тех, кто может не по книжкам и фотографиям, а по живым впечатлениям воскресить прошлое, людей близких нашим героям, причастных к их творчеству.
Вроде бы, идя навстречу пожеланиям любителей юмора, Тимошенко появился на свет в столице украинского смеха, славном городе Полтаве, что дали миру Гоголя и Котляревского. Он выбрал этот город местом рождения не случайно. Там Юра купался в мелкой речушке под названием Тарапунька, там рос, учился, делал первые шаги на самодеятельной сцене. А кого бы вы думали он играл на школьном спектакле? Сына турецкого подданного Остапа Бендера в собственной инсценировке "12 стульев".
Березин же родился в том же 19-м году в Одессе, откуда высыпала в мир плеяда сміхотворців и острословов: Бабель, Утесов и др.
После окончания режиссерского факультета Киевского театрального института (1941) выступал на эстраде под псевдонимом «Штепсель».
В 1941-1946 г. выступал в Ансамбле песни и танца Юго-Западного фронта. В 1946-1948 г. - режиссер Киевского русского драматического театра Л.украинки, затем автор и главный режиссер Украинской республиканской эстрады.
Сложные, но романтические первые советские годы, первые впечатления от искусства, цирка, эстрады, немого кино.
Встретились Юрий Тимошенко и Ефим Березин в Киеве на вступительных экзаменах в театральный институт. Встретились, чтобы не расставаться до конца. Довоенный институт, Киевская киностудия, где студенты снимались в массовках, груповках, эпизодах и головнихролях рядом с прославленными мастерами украинского кино, - это колыбели будущих любимцев публики.
Война - суровая школа, відточила умение юных артистов, "обстреляв их характеры", проверила на прочность. От Киева до Сталинграда, от Сталинграда до Берлина прошли в солдатской форме повар Галкин и банщик Мочалкін, скрашивая фронтовикам тяготы войны, горечь потерь. Эти годы друзья не забудут никогда. И хотя Тимошенко, подобно его герою в кинофильме "Падение Берлина", не устанавливал знамя Победы над Рейхстагом, но сфотографировался в 45-м с фронтовым ансамблем на фоне Рейхстага и принимал участие во встрече с союзниками на Эльбе.
Смешное прозвище Штепсель прилипло к Березина в довоенных капустниках, а вот прозватися Тарапунькой Юрию предложил его старший друг и учитель О.П.Довженко. Под этими псевдонимами друзья принимали участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1946-м и стали лауреатами, завоевав первое место. Это нашло художественное отражение в кинокомедии "Веселые звезды".
Два самых популярных вида искусства - эстрада и кино - стали родными для друзей. Смелая по тем временам сатира на эстраде - интермедии С.Міхалкова, А.Хазіна, В.Бахнова и Я.Костюківського и веселые короткометражки "Тарапунька и Штепсель под облаками", "Приключения с пиджаком Тарапуньки". Их фигуры знали все, от малого до большого, их шутки повторяла вся страна. Они были молодые и беззаботные вопреки нелегком времени.
Вместе с артистом Юрием Тимошенко они создали комический дуэт, принесший им славу, народное признание и любовь зрителей всего Советского Союза.
В той паре (Штепсель-Тарапунька) Тимошенко был украиноязычным простачком, а Березин - русскоязычным резонером. Идея была немыслима, кажется, для тех времен вещь - русскоязычный «старший брат» был малюсеньким, а украиноязычный «младший брат» - здоровым козачищем!
У Тимошенко был такой могучий талант. Он был комик, но когда заходил в высокие кабинеты - никогда не позировал перед начальством, наоборот, начальство позировало перед ним! Артист - могучий, самого широкого диапазона. Это была особая эстрада - изысканная, вкусная, точная, остроумная, неожиданная. Он, очевидно, чувствовал свой талант, и это давало ему духовную независимость самого высшего сорта
Итогом тех плодотворных лет стал спектакль "Везли эстраду на декаду", где Тимошенко и Березин блеснули как авторы, режиссеры и главные исполнители. Рассказ об этом помогает воспроизвести кинофильм, снятый по его мотивам. В нем выступают зрелые, уверенные в себе артисты-сатирики, смело выступающие на самые острые темы современности.
Оттепель 60-х была взята нашим народом "с боя". Была в том доля участия и наших героев. "Смеханічний концерт" впервые показал Тарапуньку и Штепселя не дуэтом конферансье, а основными исполнителями оригинальной пьесы, в которой они были актерами и режиссерами.
Вслед за спектаклем, которая выдержала 2000 показов, пошла работа над двохсерійною кінокомедією, до наших дней звеселяюча зрителя на телеэкранах.
"От и до" - историческая комедия. Ее главная мысль заключается в том, что все наши сегодняшние недостатки могут обернуться в будущем большими бедствиями, мнение достаточно серьезная для эстрадного представления. Но артистам удалось донести ее значительно и ярко. Это был спектакль, которая укрепила на сценах страны уникальный и своеобразный театр Тарапуньки и Штепселя.
В следующей спектакле "Беспокойтесь, пожалуйста" прослеживается жизнь человека от рождения до старости, призывая человека быть активным борцом с ложью, несправедливостью подлостью и карьеризм.
Последний спектакль - последнее путешествие. На этот раз по обычной квартире, где проживает типичная семья с ее заботами радостями и горечами. Оказывается, и тут масса сложных проблем. Особенно, если артисты провозгласили в названии: "Моя хата не с краю". На одном из представлений этой программы и погиб Юрий Тимошенко.
Говорили, "незаменимых нет". Есть. Неповторимый дуэт не нашел замены. Тем важнее снова присмотреться к их 50-летнего, пути тем полезнее поучиться мастерству, попытаться разгадать секреты успеха великих мастеров юмора и сатиры, позавидовать их трудолюбию, оптимизму и крепкой мужской дружбе.
До встречи с писателями братьями Киевскими Тимошенко и Березин выступали как два ведущих, вели парный конферанс. Написав для них несколько интермедий, которые имели успех у зрителей, Каневские почувствовали свою силу и стали настаивать на театрализованном спектакле с разными образами.
- Но мы не можем никого играть, - сопротивлялись Юрий Тимошенко и Ефим Берегу, - у нас уже есть образы: Тарапунька и Штепсель.
- Ну так что! - доказывали авторы. - Вы и останетесь ими, но появятся Тарапунька-хулиган, Штепсель-демагог, Тарапунька-анонімщик... Это даст новые краски и углубит образы.
Наконец, авторам удалось их убедить. Но, завершив работу над пьесой, авторы текстов стали уговаривать дуэт пригласить режиссера на постановку спектакля (до этого они сами ставили свои программы). И Тимошенко и Березин снова отказывались, убеждая, что хороших эстрадных режиссеров нет, а театральный режиссер, любой, даже самый большой, в эстраде ничего не понимает. Но авторы стояли на смерть и, наконец, добились своего. Таким режиссером был выбран Любимов.
Тимошенко и Любимов были близкими друзьями, и они быстро договорились. Любимову послали пьесу, и через две недели он приехал в Киев вместе со своим художником Давидом Боровским, что был киевлянином, которого мы очень хорошо знали.
Пьеса называлась "ОТ И ДО". "Смотри в корень!" - говорил Козьма Прутков. Отталкивая от этого афоризма, в данной пьесе исследовалось, откуда пришли сегодняшние недостатки. Например, заглянув в средневековье, выяснили, что хамство пошло от первого пса-рыцаря, а пошлость родилась во времена зарождения синематографу, когда создатели фильмов шли на поводу у богатых купцов... И так далее, и так далее.
Однако альянс с режиссером Любимовым и художником не состоялся. Этот спектакль снова ставили сами Тимошенко и Березин. В дальнейшем авторы неоднократно убеждался, что большинство театральных режиссеров не знают специфики эстрады, теряются и терпят неудачи, даже самые прославленные.
За годы сотрудничества брать Коневських написали для Тимошенко и Березина, кроме отдельных интермедий, четыре пьесы. Спектакли, поставленные по этим пьесах, выдерживали в среднем по тысячи аншлагов, а затем были экранизированы и прожили вторую жизнь на телеэкранах. Когда Тимошенко и Березин гастролировали по Союзу, их выступления шли в переполненных залах, и директора филармоний всегда просили дать дополнительные концерты, помогали филармонии выполнить финансовый план. Артисты устраивали по два выступления в день, а в субботу и воскресенье - по три.
Каждый сотый спектакль артисты отмечали банкетом, на который приглашали всю бригаду: администратора, осветителя, киномеханика, костюмерку, рабочие сцены и всех музыкантов. Юра и Ефим лично подходили к каждому и напоминали, что те могут прийти с женами и мужьями. Они очень заботились о своих соратников, всячески помогали им: кому-то пробивали квартиру, кому-то добивались большей зарплаты, кого-то спасали от неприятностей. Им обоим как народным артистам полагались люксы. Тимошенко всегда на гастроли ездил с женой-певицей, а Березин, бывало, выезжал один - тогда он поселялся в одноместном номере, чтобы разницу между стоимостью люкса и его номера доплачивали музыкантам и рабочим, улучшая условия их проживания. И Тимошенко и Березин были теми, кто достойно прошли испытание медными трубами и остались добрыми, порядочными, отзывчивыми людьми, избежав чванства и высокомерия.
Саша Єткін, представитель старой школы администраторов, был их бессменный импресарио, фанатично преданным и заботливым. Любые гастроли были прекрасно организованы, залы отобраны, номера в отелях проверенные, оговаривалось, какая именно машина будет возить гастролеров, - все, вплоть до обязательного посещения закрытого обкомовского распределителя, где можно было купить любые дефицитные товары: джинсы, шубы, магнитофоны.
Как сказано, все мини-серии цикла изобилуют иллюстрациями работы артистов. Кинопленка сохранила и дыхание времени, когда создавались номера, и молодые голоса, и лица исполнителей.
Многое в работе и жизни актеров осталось "за кадром". Сегодня можно откровенно вспомнить о неблагодарную, порой опасную, работу сатириков в периоды "культа личности", "волюнтаризма" и "застоя", когда народных заместителей зачисляли в число инакомыслящих, диссидентов, клеветников. Артисты вполне испили эту горькую чашу, оставаясь верными своему гражданскому долгу, совести. Они никогда не врали, не лицемерили, не підлабузнювалися, а это немало. Их жизнь-подвиг служения родному народу. Звание Народных артистов они пронесли с честью, достойной уважения.
|
|