Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 60-90-х годов ХХ века

Лина Васильевна Костенко (Род. 1930 г.)

Творческий путь

Лина Костенко является выдающейся фигурой украинской культурной жизни благодаря своей сильной личности. Она - одна из тех писателей, кто не потерял человеческого достоинства во времена преследований, не шел на компромисс с властью, ибо свою позицию поэтесса всегда выражала прямо и открыто: «...не боюсь доносчика в трактире, потому что все говорю в глаза королю».

Поэтесса дебютировала чуть раньше «шестидесятников», она стала их «предтечей», одной из тех, кто решительно ломал привычные художественные критерии.

Уже в первой дебютной коллекции Лины Костенко «Лучи земли» были очерчены основные лирические мотивы, которым поэтесса осталась верной до сегодня, - история, любовь, традиция, поэтическое слово. Эти лирические мотивы возникли под влиянием переживаний и размышлений, на которых строится крепкая творческая индивидуальность. В ее стихах можно найти и гражданские настроения, и острую обеспокоенность равнодушием, уязвимость тонкой человеческой натуры, интерес фольклором, ощущение гармонии с миром, влияние восточной философии. Поэзия Лины Костенко характеризуется глубокими философскими подтекстами.

Поэтесса избежала репрессий, которым подверглась часть украинских писателей, ее 16-летнее молчание (с 1961 по 1977) переросло в проявление протеста и обернулось высоким авторитетом не только в сфере литературы. Перед периодом вынужденного молчания она выдала три поэтические книги: «Лучи земли» (1957 p.), «Паруса» (1958 г.), «Путешествия сердца» (1961 г.), которые показали, что поэтесса, вместе с Иваном Драчом, Николаем Винграновским, Дмитрием Павлычко является выдающейся индивидуальностью в украинской поэзии.

Выход книги «Над берегами вечной реки» стал настоящей литературной сенсацией, потому что Лина Костенко возвращалась в поэзию.

«Вечная река» - это сочетание сугубо личного и общечеловеческого. В этой сборке и в следующих сборниках читателю широко раскрывается национальная история («Лютеж», «Чигиринский колодец», «Старая церквушка в Лемешах», «Князь Василько», «Чадра Маруси Богуславки», «Гориславы-Рогнеда», «Древлянский триптих», драматическая поэма «Дума о братьях неазовских»).

Творчество Л. Костенко характеризуется идейно-тематическим и жанровым разнообразием лирических и лиро-эпических произведений, творческими поисками в форме стиха и строфічної строения.

Произведения поэтессы на литературные темы свидетельствуют о ее самосознания поэзией. Свою роль в системе истинных духовных ценностей поэтесса исследует в сборниках «Над берегами вечной реки », « Неповторимость » и «Сад нетающих скульптур».

Поэзия Лины Костенко - настоящая, неповторимая в самом глубоком смысле этого слова. Она вбирает в себя Мир и Слово:

Поэзия - это всегда неповторимость,

какой бессмертный прикосновение к душе.



А рядом немало произведений, в которых авторская мысль обращена к вечным сюжетам искусства и мифологии, исторических событий и эпизодов из биографий выдающихся людей. Эти стихи сплошь переткані интересными параллелями, реминисценциями, часто заряженные полемикой, в которой много тонких ироничных выпадов - один из любимых литературных приемов Лины Костенко. И в этом, кажется, никто не может на равных конкурировать с ней.

Исторические ассоциации, богатство которых характеризует поэзию Лины Костенко, а также диапазон моральных размышлений, очерчивают важен для лирики 60-70-х гг. образ мышления, противопоставления культуры и традиции процессам, которые происходили в сфере официального культурной жизни. Сопротивление тоталитаризму, убеждение, что поэзия для духовности народа является важной основой его существования, что за ней - извечная правда, потому что поэзия выражает то, что в других формах уже заглушенное, задушенного, - роднит поэзию Лины Костенко с поэзией других поэтов-шестидесятников. Связывая прошлое с настоящим, поэтесса расширяет временные и пространственные плоскости. Важным является также переплетение традиций: национальной, мифологической, исторической. По-дослідницьки компонуя их, автор «Неповторимости» апеллирует к этике, а если не может сказать чего-то прямо, то прибегает к иронии. Ироническую позицию употребляет относительно современности, по безоглядных достижений науки, которые человек использует против себя, что приводит к обездуховнення. Лина Костенко захвачена гуманистическими идеями - это одна из важных особенностей поэзии шестидесятников:

Страшны слова, когда они молчат, когда они внезапно таятся, когда не знаешь, с чего их начать, потому что все слова были уже чьими-то.

Лина Костенко выстроила собственный поэтический мир, является сгустком энергии творческого духа, что особенно ощутимо в интимной лирике:

Пусть не разбудит грусти телефон.

Пусть печаль не сдвинется письмами.

Пусть будет легко.

Это был только сон,

едва коснулся памяти устами.



Очень большой успех у читателей имел исторический роман в стихах «Маруся Чурай». Это произведение - оригинальное явление в литературе, он не имеет ничего общего со всем тем, что до сих пор было написано о легендарной поэтессе, и представляет в украинской литературе редкий жанр.

Работая над произведением, Лина Костенко использовала те скупые исторические, а по сути, напівлегендарні сведения о певице-поэтессу из Полтавы Марусю Чурай, что дошли до нас.

В основе произведения - известная едва ли не каждому украинцу баллада «Ой не ходи, Грицю...», авторство которой приписывается легендарной народной поэтессе. Речь идет о несчастной любви юноши и девушки, которое закончилось трагически: девушка отравила любимого за неверность. Роман Лины Костенко неисчерпаемый своим содержанием, богатством поэтических тем, философско-нравственных коллизий, общечеловеческой и национальной проблематикой. Произведение поднимает тему нелегкой, но высокой, роли художника и его слова в жизни и судьбе украинского народа. Если бы Лина Костенко писала лишь о трагической любви, то роман закончился бы вместе с разделом «Казнь». Но героиня произведения - не обычный человек, а легендарная личность, которая наделена редким поэтическим даром.

Необычность любовного сюжета, хотя и традиционного, начинается с необычности самой Маруси Чурай. В ее глубокой и искренней натуре живет очень сильное максималістське начало: « Все - или ничего». Грицева мать говорит о ее сердце, что оно «гордое и трудное». Трудное - потому что не признает компромиссов, требуя подлинности и полноты во всем, прежде всего в любви.

Марусина цельная натура встретилась с раздвоенной, розчахнутою душой Грица Бобренка. Так появляется в романе Лины Костенко драма «неравенство душ» - поэтически-возвышенной и обыденно-прозаической, в которой исчезают, гибнут зачатки чего-то высокого и настоящего, того, что заставляло Марусю думать о казака Григория Бобренка как о рыцаре. Вспоминая в тюрьме перед приговором свою любовь, Маруся Чурай находит очень точные слова, которые объясняют причину Грицевої измены:

Моя любовь достигала неба,

а Гриша ходил ногами по земле.



В этих словах нет осуждения - есть только боль...

Вечное противоречие: небо и земля, поэзия и прозы душевный порыв - и практический расчет, любовь и измена.

Маруся или Галя - вот его вполне реальный выбор. И если любовь Маруси высокое, то Гали Вишняківни - прозаичное и обыденное. Маруся оказывается слишком «высокой» для «обыденного» Григория. Вот почему Григорий Бобренко оказался между «небом» и «землей». Это моральная драма человека, которая не состоялась.

Грицеве Бобренку не хватило характера - он испугался Марусиної высоты. Галя была ему более доступной и понятной.

Этот выбор встает перед многими в жизни. «Треугольник» Маруся - Гриц - Галя напоминает «треугольник» Мавка - Лукаш - Акулина из драмы-феерии «Лесная песня» Леси Украинки. Образ Маруси это олицетворение человеческой цельности, а это очень важное качество в системе моральных ценностей поэтессы Лины Костенко. Свидетельством цельности героини ее романа есть и неразрывность житейских и творческих принципов Маруси Чурай: в жизни она такая же, как и в своем творчестве, а в творчестве - как и в жизни. Это понимает даже Гриша, говоря; «У тебя и мука пойдет в песне». Он понимает, что Маруся не сможет простить ему, ибо это неестественное для нее:

Это же целый век будет стоять между нами.

А с чего же, Грицю, песню я сложу?!



Песня для нее - такая же священная, как и любовь. Песня и любовь - единое и нераздельное в душе Маруси.

И в то же время она сильная и беззащитная, страстная и подавлена, но всегда верная и величественная.

Поэтесса строит роман на обширной социально-психологическом фоне, а мотив о сложении героиней песен становится основным и вытесняет все другие. Лине Костенко удалось создать не просто психологически достоверный портрет Маруси Чурай, но и показать свою героиню причастным к важным событиям периода борьбы украинского народа за независимость в середине XVII века. Сам гетман Хмельницкий

...удивлял безмерно удивлял,-

вот скажи, какая дана ей сила,

чтобы так петь, на такие слова!



Первая встреча читателя с Марусей происходит в суде. Маруся страдает не от того, что ее безвинно обвиняют в убийстве (Гриша сам невольно выпил бокал напитка, подготовленный девушкой для себя), а от того, что погиб любимый. Но ни слова в оправдание не услышал суд. Исчезла боль, нет страха, в горе растворилось все животворное: «Когда так душу выжгла измена, то уже душа так вроде и не болит». Единственное мучает мысль: по какой причине изменил Гриша? Хороший, ласковый, верный, почему он предал? Дядя Каким Шибилист по-своему точно объясняет раздвоенность парня:

От того кидавсь берега до того.

Любил изобилие и любил песни.

Это как, скажем, веровать в бога

и продавать душу сатане.



Вот при чем здесь песни! Песни Маруси Чурай, в которой «слова, сами на голос обращались, как слезы наворачиваются на глаза».

Маруся не принадлежит себе, он принадлежит Украине. И взрывается на суде («Весь бледный, под глазами черно ») обозный полтавского полка Иван Искра:

Эта девушка не просто так, Маруся.

Это - наш голос. Это - песня. Это - душа.

Когда в поход выходила батава, -

ее песнями плакала Полтава.

Что нам было нужно на войне?

Сабли, знамена и ее песни.



Именно по отношению к Марусиної песни, которую воспринимаем языков символ народного гения, и делятся герои романа Лины Костенко. Это, кстати, еще одна плоскость общественного расслоения. С одной стороны, «Такую певицу покарать на горло,- да это же не что, а песню задушит!» - отношение Богдана Хмельницкого, «Песен нет - и меня нет» - самой Маруси Чурай, а с другой - «При чем здесь песни?» - Горбуна, «Это что-то для девки, сынок, высоко. Не верю, чтобы составляла это она» - старой Бобренчихи...

Всех героев Лина Костенко изобразила в движении, раскрывая сложное переплетение развития личностного и гражданского. Так, медленно теряя свое «я», отрекаются от него во имя достатка (да и то не ради самого достатка, а ради того, чтобы выжить). Поэтому смерть Гриши надо рассматривать не просто как смерть персонажа, а как смерть гражданина. Недаром казак, посланец гетмана до полтавского полка, узнав, за что судят Марусю, предлагает «врядові» поискать закон не об убийстве, а об измене: «Что же это получается? Предать в жизни государство - преступление, а человека - можно?!» Поступок Григория в романе измеряется не только бытовой, но и социальной меркой. И важно, что эти слова принадлежат именно запорожцу (сравним с раздраженным возгласом Горбаня : «Поэтому женщин и не пускают в Сечь»). Казацкая сила не только в обязанности защищать Украину, но и в единстве гражданского и личного.

Произведение Лины Костенко раскрывает нам богатство человеческих характеров. И в то же время «Маруся Чурай» -произведение новаторское как трактовкой самой фигуры народной поэтессы, так и художественными средствами изображения.

Стилизация языка древней эпохи, собственно - сочетание стилизованной лексики и народного говора, точность и художественная целесообразность использования архаизмов, звуковое и ритмическое богатство стиха - во всем этом Лина Костенко.

Человеческое достоинство и подлинное рыцарство олицетворяет в произведении Иван Искра: «Он ...гордый. С ним не сваришь каши». Как раз этот благородно-свободолюбивый состояние поэтесса противопоставляет канцелярсько-бюрократической машине, которой пытаются выжать из человека все гордое, покорить ее поведение предписаниям, далеким от народной морали, которая олицетворяется в романе нормами жизни казацкой республики. «Полтава наказывает певца»,- скажет Искра в походном шатре, хотя и понимает, что сейчас речь идет о судьбе края, а он «о чье-то там однехонько жизни». Гетману не безразлично и «однехонько жизни», ведь это - славное прошлое отца Маруси, легендарного Чурая, ведь это - песни Марусины, которые не только звучали вчера, поются сегодня, но и пойдут в будущее. Рассматривая «Марусю Чурай» в широком контексте новейшей исторической романистики, можно определить отличительную особенность произведения Лины Костенко. Большинство авторов отдает предпочтение изображению конкретной, часто документально подтвержденной события, роман Лины Костенко построено по другому принципу: поэтесса проектирует легенду на социальные и человеческие взаимоотношения, давая возможность идее произведения высветиться из этих событий. Каждая деталь произведения связана так, что произведение составляет органическую целостность.

Творчество Лины Костенко - выдающееся явление в украинской литературе новейшего времени. ее отличительной чертой является интеллектуализм - движение, поэзия, взлеты мысли, которая постигает великие исторические просторы, напряженно ища ключей к тайнам бытия человека, нации, человечества...

Значимость поэзии Лины Костенко заключается в сущности самой поэтессы, которую она определила так: «Я дерево, я снег, я все, что я люблю. И, может, это и есть моя высшая сущность».



Теория литературы

Роман в стихах - разновидность смешанного жанра, который объединяет многоплановость, эпические принципы рассказы с субъективностью, присущей лирическим произведениям.

Роман в стихах стал популярным в XIX-XX века. Граничащих с ним драматическая поэма, стихотворная повесть. В Украине заметное оживление этого жанра наблюдается в 60-70-е XX века (хотя представлен он и в 30-50-е: «Марина» М. Рыльского, «Красногвардеец». Сосюры, «Полесская трилогия» А. Підсухи, «Молодость брата» Л. Первомайского, «Маруся Чурай» Лины Костенко).