Статья
Алексей Федотович Коломиец
Родился Алексей Федотович Коломиец 17 марта 1919г. в с. Харьковцы Лохвицкого р-на на Полтавщине. Он был шестым, маленьким ребенком в семье крестьянина-бедняка, в которой рано не стало отца. После окончания семилетки Коломиец в 1935 - 1938 гг. учится на рабфаке при Харьковском институте советской торговли, а затем на историческом факультете Харьковского университета. Со студенческой скамьи ушел на фронт. После демобилизации несколько лет отдал комсомольской работе; был лектором ЦК ЛКСМУ, секретарем Черновицкого обкома комсомола, в 1950 - 1953 гг. работал ответственным редактором газеты «Молодежь Украины», затем в журнале «Смена». Тогда же начинает печатать первые очерки и рассказы, составившие сборник новелл «Белая криница» (1960). Как драматург Коломиец не имел ученического периода и довольно поздно вошел в литературу: комедию «Фараоны» написал в сорок лет. И уже эта первая попытка принесла ему широкое признание: впервые сыгранная в Московском театре им. М. В. Гоголя, пьеса в 1962p. относилась уже в 71 театре страны. В 1978p. в Киевском театре им. И. Франко состоялась ее п'ятисота спектакль. В последующие годы следует ряд драматических произведений: 1961 г. - драматический памфлет «Двенадцатый час». 1963 г. - психологическая драма «Чабрец пахнет солнцем» (другое название «Где же твое солнце?»). 1964 г. - пьеса «Прошу слова». 1965 г. - драматическая дилогия «Планета Сперанта». 1966 г. - «Спасибо тебе, моя любовь». 1969 г. - «Бокал вина для адвоката». 1970 г. - пьеса проблемно-психологического характера - дилогия «Горлица», пьеса «Первый грех». Лирическая драма «Спасибо тебе, моя любовь» и дилогия «Горлица» в 1970p. были отмечены республиканской премией им. М. Островского. 1972 г. - пьеса «Одиссея в семь дней». 1973 г. - «Голубые олени» - «повесть о любви», которая на фоне многочисленных батальных произведений прозвучала исключительно нежной лирической нотой и в 1977 году была удостоена Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко. 1975 г. - «Кравцов». 1977 г. - «Серебряная паутина». 1978 г. - драма «Дикий Ангел», постановка которой в Киевском театре им. И. Франко отмечена Государственной премией СССР (1980). Хотя в творчестве А. Коломийца преобладают пьесы актуальные, современные автору проблемы («Двое смотрят кино», 1987), есть у него и две драмы на темы прошлого: «За девятым порогом» («Запорожская Сечь», 1971) и «Камень русина» («Град князя Кия», 1981), написанная специально к празднованию 1500-летия Киева. Умер О. Коломиец 23 ноября 1994г. Впервые его имя появилось на афишах театров в начале 60-х годов, когда с успехом обошли сотни сцен остроумные, веселые и мудрые «Фараоны» (1961) до сих пор никому неизвестного автора. А сегодня уже наше театральное искусство трудно представить без таких сценических достижений, которыми стали трагическая дилогия «Планета Сперанта», тревожно-медитаційна «Горлица» озвученная высокими нотами душевной красоты и человеческого щему поэтическая повесть о любви «Голубые олени», прозрачная в чистоте и нежности своей «Серебряная паутина» психологически привередливая драма «Дикий Ангел».
„Фараоны" (1961) прочно и навсегда утвердили Коломийца в жанре драматургии. До этого труднейшего драматургического вида, к комедии ситуаций, Коломиец вернется в 1968 году («Бокал вина для адвоката»), а также в 80-е годы, когда писалась пьеса «Чистилище» («Репортаж с того света»), изданная в 1989 г.
Пьесы писателя всегда отличались остротой и важностью поднятых проблем. Заметная особенность их - стилистическое разнообразие: часто в одном произведении Коломийца - употребляются патетика и сатира, лиризм, и комедийность, философия и обыденность
«С полным правом можно говорить о Коломийца как новатора в современной драматургии. Его поиски новых форм, архитектоники произведения всегда обозначены изобретательностью и оригинальностью. Они никогда не были спекулятивными штампами и данью «массовому искусству». Алексей Коломиец - новатор. Он традиционный лишь в одном - безграничной любви к своему народу и театра. И этого достаточно, чтобы быть достойным последователем корифеев украинской сцены»,- писал о Коломийца его коллега, драматург Николай Зарудный.
Опираясь на знания, приобретенные в средней школе, абитуриент вспомнит понятия комедия, трагедия, драма, драматический конфликт, обратит внимание на особенности построения произведений, предназначенных для сцены. Узнать об этом можно из «Словаря литературоведческих терминов». Чтобы усвоить все творчество Коломийца, который написал около 30 пьес, советуем абитуриенту использовать метод проблемного изучения. Согласно этому мы и даем краткий обзор его драматургии проблемного характера.
В комедии «Фараоны» использованы известные в литературе художественные Приемы сна и переодевания. Заведующему механизацией, Николаю Тарану пьянчуге и ледащу, приснился причудливый сон вроде все. женщины, которые в деревне «любую механику заменят», заняли должности мужчин и заставили их выполнять женскую работу объектом сатирического изображения автор выбрал события в современном селе, где царит бесхозяйственность, примитивная техника, тяжелый быт. Все это ложится на плечи женщин. Комическая сюжетная схема, жаркие споры, остроумные характеристики, фольклорные переработки дали в совокупности действительно талантливый оригинальный Драматическое произведение.
Персонажи многих пьес Коломийца - преимущественно представители молодого поколения, носители двух животворных сил, труда и любви. Человеческий труд автор понимает как средство своеобразного очищения, облагораживания. Объездив весь мир, пройдя ад Великой Отечественной, герой драматурга остается верным одной женщине («Голубые олени», «Кравцов»). Приведем еще один пример, хоть и несколько комический, из произведения «Чистилище»; который аргументирует предыдущий тезис
В чистилище решают, куда рекомендовать крестьянина: в ад или в рай.
Беспристрастный. А вам куда хочется?
Крестьянин. А можно узнать? Здесь где-то моя женщина, куда его командировали?
Нечистый. Нас так часто вспоминала,- мы ее и пригрели. Она такое здесь устроила!..
Крестьянин. Тогда и меня в ад! К женщине... К Насте хочу, хоть в ад, лишь бы к Насте.
Сочетание двух мощных человеческих начл - труда и любви - находим и в ранних произведениях писателя, и в более поздних. Скажем, Сидор Савченко, выпускник средней школы. Думал ли он в день разлуки с подругой - одноклассницей, что через каких-то десять лет под этим же дикой грушей он; бесплодный ученый и черствый человек, что ради карьеры предала любовь, мечту, решится присвоить себе последствия многолетнего труда своей бывшей возлюбленной - одинокой сельской женщины, честной труженицы, которой за ее труд целует руку седовласый академик Коваленко. «Где же твое солнце?»- восклицает Екатерина, пораженная страшной метаморфозой Сидора. Именно так - «Где же твое солнце?» - Коломиец назвал свою пьесу, которая имеет и более позднюю, второе название - «Чабрец пахнет солнцем». В этой драме автор добросовестно исследует источники нравственной метаморфозы неплохого, казалось! бы, деревенского парня Сидора и в то же время источники верности, чистоты и окрыленности Екатерины, которая вырастила свой солнечный сад. Драматург далек от того, чтобы от самого начала предоставлять Сидорове рис бездельника, тунеядца или повесы. Нет. Его герой - добросовестный студент. Днем и ночью сидит за книжкой в комнате общежития, но не может стать настоящим ученым именно потому, что потенциально способен в какой-то момент жизни подумать и сделать ошибочный вывод: не труд, постоянная, неутомимая, до головокружения и самозабвения,-главное в науке, а умение приспособиться, карьера, добытая любым, даже самым более позорным способом.
Пьеса поднимает очень важную проблему, которая, кстати, присутствует и в других произведениях Коломийца: становление личности, выбор молодым человеком собственной тропы в жизни. Эту тропу каждый находит по-своему: бывшая Сидорова подруга Екатерина, ее приятельница студентка Люба, Сидорове друзья со студенческих лет. Эти персонажи Коломийца в чем-то очень похожи на несколько возвышенный, романтический образ Наталки, которая готова на беспримерный подвиг («Горлица», 1969). Она совершает его в своей пылкой воображении. Похожи и на молодых ученых из Коломійцевої «Планета Сперанта» («Планета надежд», 1965). Ларион, Леся Сергей и Павел стоят на пороге подвига, а Ларион втайне его осуществляет «во имя победы науки, во имя здоровья и счастья человека».Дилогія «Планета Сперанта» в программе изучается обзорно, но вспомним и ее. Заметим: - поступающий должен обратить внимание на заголовки пьес Коломїйця, соответствие их содержанию произведений.
В первой части «Горлицы» и «Планета Сперанта» автор касается суровых времен гражданской и Великой Отечественной войн, а во второй - нарушает упомянутую выше проблему становления личности молодого человека. В этом, кстати, проявляется стремление драматурга к синтетического художественного освоения мира.
«Планета Сперанта»...Почему такое название? Это романтический ход мыслей молодых: «планета Сперанта, на которой все происходит так же, как и на земле, только в очищенном от грязи и низости варианте»?
Замысел - показать беспримерную духовное единство поколений.
Для убедительного художественного воплощения своего замысла драматург ставит на пороге подвига отца и сына, которые никогда не видели друг друга. Ставит . в разное время и в разные условия. Отец погиб на войне. Их было шестеро в блиндаже, разведчиков, людей без имен и биографий (так требовала инструкция), людей без
в прошлом (на время выполнения задания). Все они один за одним погибли идя на опасное задание. Последним шел Запорожец, как условно назвали его товарищи. Последнее Почему, что очень хотел увидеть сына, весть о рождении которого только-только получил И остальные пятеро из блиндажа - старшие и молодші. семейные и одинокие - хотели сохранить его для сыпа, которому они за два шага от смерти во фронтовом блиндаже совместно придумали имя-Ларион, то есть веселый, радостный. И не суждено Запорожцу увидеть сына, остались в блиндаже шесть разведочных шинелей, фляга и письмо-треугольник, долетел по адресу.
Силой авторской фантазии как раз на том месте, где был когда блиндаж разведчиков, молодые ученые втайне от своего руководителя собрались, чтобы испытать на себе препарат, от которого будет зависеть здоровье и долголетие людей. Они должны были тянуть жребий, но Ларион, сын неизвестного ему отца-разведчика Запорожца, сам принимает препарат, услышав, как «заговорили» окопы. Драма Коломийца поражает не только самим сюжетом, но и еще сильнее-тонкой психологічністю образов; прежде всего безымянных героев-разведчиков Коваля, Бороды, Усача, Солдатика, Интеллигента, Запорожца, а из молодых ученых - Лариона
При изучении пьес «Голубые олени» и «Кравцов», вышедшие в свет в 1973 и 1975 гг. и связаны с художественными поисками, которые в целом характеризуют шестидесятников, новым вопросом для абитуриентов будет «поэтическое кино», «поэтическая речь» (см. «Словарь литературоведческих терминов»). Вспомните также горячие дискуссии по поводу украинского «поэтического кино» (работы кинорежиссеров С. Параджанова, Ю. Ильенко, Л. Осины). Полагаем, что цикл вышеупомянутых лирических драм Коломийца, а также пьес «Спасибо тебе, моя любовь» (1967), «Первый грех». (1970), «Серебряная паутина» (1977) Находятся в контексте именно таких художественных поисков. Для этих произведений характерно то, что они содержат в себе две художественные-планы: реальный и возможный. Это обусловило и их структуру, и появление приложений к названиям «от автора» («Повесть о любви», «Повесть о верности»), багатоіменність героев (Аленка, она же Роксолана, Жанна д'арк и т.д.) и некоторую условность сюжета, обращение к метафорики, поэтической символики.
Переходя к анализу пьес «Голубые олени» и «Кравцов», для абитуриента важно осмыслить идейно-художественное содержание их под углом зрения проблемы верности, а также проследить мотивацию автором действий и поступков персонажей отношении данной проблемы.
В колоритных, свежих образах Леночки, Кравцова, бабы Ковалиха; Вечного, Азы, Мышка и других персонажей («Голубые олени», «Кравцов») изображено массовый героизм наших людей на фронте и на оккупированной фашистами украинской земле. Одновременно автор воспевает большую любовь. Леночки и Кравцова, которое, вспыхнув в суровом 1941 году, согрело на всю жизнь их души. Судьба разлучила их линией фронта, они оказались в разных Концах страны в мирное время, но не обмелела их любовь. Аленка ищет любимого, ее любовь преодолело сопротивление времени и пространства, собственно, в поисках прошло почти всю жизнь героини. Отметим, что мотивация поисков любимого в «Голубых оленях» является очень убедительной. Это неотправленные письма Леночки, течение ее мыслей, одиночество героини в послевоенное время. С другой стороны, такое впечатление, что Кравцов любимой не искал. Почему? Этом тоже есть мотивация в пьесе «Кравцов».; Думается, что она слабая. Уходя на боевое задание, Кравцов наткнулся на пепелище села, в котором в 1941 году он встретил и навеки полюбил Лену. Партизанка Тамара говорит Кравцову: «Немцы деревню сожгли и людей, до одного. Здесь, говорят, жила бабушка с внучкой, их тоже...» Возможно, но неубедительно. Одним словом «говорят» автор мотивирует гибель • Ленки. Поэтому Кравцов и не искал ее, хотя помнил всю свою жизнь «голубые олени на коминах» и оставался верен одной женщине.
Очевидно, именно этот мотивационный нехватка имела в виду Н. Шейко-Медведева, когда в упомянутой книге, вышедшей в серии «Школьная библиотека», писала: «Правда» о прошлом Кравцова, его чувства местами была настолько глупой, что воспринималась как «чистая» сказка».
Согласны ли вы с таким утверждением? Найдите свои .,-, примеры тем, как драматург мотивирует действия и поступки персонажей.
Надо отдать должное поэтическим натурам лирически-романтических пьес Коломийца, в частности героиням. Хоть не все они выходцы из культурной среды, однако наделены поэтическим природой. Их душам близка поэзия, поэтому порой они бывают сентиментальными, чего, как известно, не чурался украинский классический театр, ведь в театре, как и в жизни. слезы и радость рядом.
За пьесы «Голубые олени» и «Кравцов» автор был удостоен Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко (1977)
Почти все пьесы драматурга поставленные в украинском академическом театре им. И. Я. Франко. Поэтому отдельные его произведения можно анализировать после просмотра в театре. Это, правда, касается больше абитуриентов-киевлян. Другие же для закрепления знаний и навыков могут использовать такие вопросы:
1.почему драматург Николай Зарудный пьесу «Серебряная-паутина» назвал феерией?
2. Благодаря которым художественно - изобразительным средствам достигается индивидуализация характера в пьеса х Коломийца?
3.В чем вы видите связь драматургии Коломийца с произведениями Котляревского, Квитки-Основьяненко, Леси Украинки и других драматургов-классиков.
Драматическое произведение, который в свое время привлек к себе внимание не только зрителей, и многих критиков и рецензентов, - «Дикий Ангел» Алексея Коломийца изучается в средней школе текстуально. После внимательного прочтения или просмотра пьесы полезно ознакомиться со статьей В. Сидоренко «Урок-беседа о драме А. Коломийца «Дикий Ангел» (Укр. язык и лит. в шк. 1986, № 3). Думаем, облегчит работу абитуриента над художественным текстом пьесы «Дикий Ангел» и один из вариантов изложения идейно-художественного содержания, что приводится ниже.
Поставлена почти одновременно в нескольких украинских театрах и сразу же за пределами Украины, пьеса «Дикий Ангел» была новой не только для репертуара наших театров, но и для самого драматурга. Хоть, правда, в. Коломийца таких «неожиданных» произведений немало. Автор постоянно находится в поисках и сюжетных, жанровых и формальных. Театр Коломийца имеет, как видите, в своем активе такие непохожие между собой произведения, как «Фараоны» и «Планета надежд», «Горлица» и «Чистилище», «Голубые олени» и «За девятым порогом», «Кравцов» и «Серебряная паутина». У большинства из них в центре внимания автора находятся моральные и этические проблемы волнующие современника, проблемы становления Молодого человека, его духовной связи с прошлым и будущим.
«Дикий Ангел» не составляет исключения из этого правила, но ракурс исследования названных проблем здесь немного необычный Показывая одну семью, воспитания в ней детей (которые, собственно, все уже взрослые), автор убедительно доказывает неразрывность каждого человека со своей страной, с мощным ритмом ее трудовых будней, с ее духовными интересами.
В центре драмы Коломийца сложная, неоднозначная фигура рабочего-пенсионера, главы семьи, который не только сам до сих пор не знает и минуты отдыха (Л и д а: «Петр рассказывал - никогда не видел, чтобы отец отдыхал: Все что-то делает»), но и детей воспитывает в суровом трудовом ритме.
У Платона Ангела действительно очень строгие взгляды на воспитание детей, которое он понимает прежде всего как трудове. его младший сын Павлик во время студенческих каникул уже работал на заводе, а теперь отец ему советует записаться «в те бригады, что на Север едут». Среднему сыну Федору он предлагает взять сверхурочную работу, старшего, Петра, учит: «Лишний час-два на работе побудешь, не злиняєш». Правда, некоторые из Платонового . окружение считает, что все это из-за его скупость, через «кулацкую натуру», через любовь к деньгам. Платон действительно заботится о том, чтобы дети больше зарабатывали, ведь от этого зависит благосостояние их немалой семье. Кроме того, у него есть своя «экономическая теория»: «...жить надо изрядно, а хорошо, много,-. укоренятся в жизни, чтобы усе. было, и про запас было..И это не грех. Заработала моя семья на «Запорожца», а государству два «Запорожцы» мы заработали; телевизор - ей два телевизора. Больше мы делаем - лучше государству. Больше труда - крепче государство».
В пьесе Коломийца немало соображений и о труде, и, о безделье, и о деньгах, и о достатке. И это естественно; Платон Ангел - человек трудовая с деда-прадеда, он знает цену труду и деньгам. Но это для него далеко не единственное солнце, как пытаются истолковать некоторые его оппоненты из числа таких, как Крячко, сын которого именно за безделье оказывается в исправительно-трудовой колонии, непутевый фоторепортер Клоков. Особенно отчетливо это проявляется в истории с Петром. Посетив старшего сына, живущего в другом городе, Платон Никитович убеждается, что Петр живет хорошо. «Здорово живешь. Петр,- говорит отец. - Квартира, машина, дача и зарплата немалая. Держись! Думал, ты неплохо устроился, а чтобы так - понятия не имел. Держись
Но вот узнает отец, что сын - один из тех многих, которые дали разрешение на строительство жилого дома в месте, где людям мешать жить грохот завода, шум от городского транспорта и др. 1 он, который час назад уговаривал сына «держаться за такую хорошую работу», требует, чтобы сын написал заявление и признал свою ошибку, потому что она может дорого стоить будущим жильцам того дома. А когда сын не соглашается, оправдываясь тем, что не он один решал, Платон категорически говорит: «...знаешь, кто больше вреда приносит земле нашей, людям, государству нашему? Маленькие временщики. В тебе тоже временщик обозвал-ся..." За пять лет, мол, может, меня на этой работе и не будет. Мол, другой будет отвечать - вот и вся философия временщика. Напакостить, напутает, грядку свою слоганов, потом на другую работу сам уйдет или перебросят... И сухим из воды! За каждый год, за каждый месяц, за каждый час своей работы - отвечай! Умрешь и тогда память о тебе ответит за дела твои. Иначе-немыслимо...»
Автор не рассказывает в деталях, что было дальше. Но в последней картине пьесы мы видим Петра снова дома у отца, узнаем, что он работает обычным инженером и что у него, «как у Сковороды», только книжки. Итак, он все-таки написал заявление...
Пятая (последняя) картина драмы наиболее эмоциональная и трогательная. В родительском доме собирается вся семья Ангелов. Возвращается младший сын Павлик с женой Ольгой, которых в первой картине отец выпроводил из дома за то, что Павлик женился втихаря, не подумав, как будет содержать свою семью., Приходит к Федору Клава, покинув мужа - пьяницу. И опять это заслуга, старого Платона, который учил Федора не прятаться с любовью по закоулкам, честно, по правде решать свою сложное дело. Приезжает Лида, которая была покинула Петра, когда тот написал заявление, что разрушила его карьеру. Собирается вся семья, но покидает ее отец, старый Платон, сердце которого после стольких жизненных неприятностей не выдерживает, наверное, уже и бремени великой радости за детей.
Драма Коломийца, несет в себе мощный нравственно-воспитательный заряд, который только усиливают оригінальність. решения проблемный, своеобразие сюжета произведения, его неодномірність, может, даже полемичность центрального образа пьесы. Автор и театральная труппа были відзначені. премией (1980)
Использована литература.
1. Коломиец О. Пьесы. - К., 1990;
2. Коломиец О. Выбрать произведения: В 2 Т. - К., 1988;
3. Слабошпицкий М. Юбилей в свете рампы//Русский язык и литература в школах. - 1979. - №3. - С. 66
4. Алексей Коломиец. Избранные произведения: В 2 т. - К., 1988.- Т. 1.- С. 8.
5. Коломиец О. Пьесы. - К., 1990. С. 10.
|
|