Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОР ТЮТЮННИК
Жизненный и творческий путь Григора Тютюнника




«Мало - видеть. Мало - понимать. Надо любит» - творческое кредо Григора Тютюнника. Его произведения, внешне невзрачные, прозрачные по стилю, глубоко правдивые, занимают особое место в советской литературе 60-70-х годов.

Григор Михайлович Тютюнник родился 5 декабря 1931 г. в с. Шиловка на Полтавщине в крестьянской семье. Тяжелые условия детства сыграли впоследствии существенную роль и в выборе тем и сюжетов, и в формировании мировосприятия будущего писателя с его драматичностью как основной доминантой: ранняя потеря отца, жизнь вдали от матери, нанесенные войной моральные и материальные потери и т.д.'. После освобождения Украины от фашистского нашествия Тютюнник закончил пятый класс сельской школы и поступил в ремесленное училище; работал на заводе имени Малышева в Харькове, в колхозе, на строительстве Мироновской ГРЭС, на восстановлении шахт в Донбассе. После службы в Военно-Морском Флоте (во Владивостоке), где учился в вечерней школе, впервые пробует писать (на русском языке). Значительное влияние на формирование его литературных вкусов, на отношение к литературному труду произвел его брат - писатель Григорий Тютюнник. Уже с тех пор постепенно формировались характерные приметы творческой индивидуальности молодого писателя: постоянное недовольство собой, настойчивые поиски точного слова - самое необходимое, найвиразнішого,- длительное обдумывание каждого произведения (и впоследствии, довольно часто,- предварительная, до изложения на бумаге, «апробация» их в устных рассказах). Период его литературного ученичества остался скрытым от посторонних глаз. Художественные поиски Гр. Тютюнника в многих моментах определила его любовь к творчеству Л. Тол-стого, M. Гоголя, А. Чехова, В. Стефани-ка, А. Тесленко, M. Горького, M. Шолохо-ва, Г. Косынки, определенную роль сыграло и юношеское увлечение C. Цвейгом, E.-M. Ремарком.

Первая встреча писателя с читателем (за подписью «Григорий Тютюнник-Ташан-ский») - рассказ «В сумерки» (рус. языке: Крестьянка.- 1961.- № 5), в котором с ощутимым художественным тактом передан драматизм взаимоотношений персонажей, точно воссоздана атмосфера событий.

После окончания Харьковского Университета (1962) Гр. Тютюнник учительствовал в вечерней школе на Донбассе. В 1963 - 1964 гг. работает в редакции газеты «Литературная Украина», публикует в ней несколько очерков на различные темы и первые рассказы: «Чудик», «Розовый мрак», «Кленовый побег», «Сито, сито...». Молодежные журналы «Днепр» и «Смена» содержат Новеллы '«Лунной ночи», «Завязь», «На пепелище», «В сумерки», «Диковинка», «Смерть кавалера».

Очерки «На третьем горизонте», «Вижу!», «Шахтерская звезда», «Виктор» и др. обозначены внимательностью к людям, " добротой и задушевностью, удостоверяющих наблюдательность автора, тонкое чувство слова, ловкое владение и искусством построения целого произведения, и мелкой деталью, склонность к осмыслению нравственно-этических проблем времени. Поражен размахом и мощью промышленного производства, глядя на очертания терриконов, он ставит себе тревожный вопрос: «увижу Ли за ними человека?» Эта тревога оставалась с ним на протяжении всей жизни, часто определяя и угол зрения, и поэтику его произведений.

Заинтересовавшись кинематографом, Гр. Тютюнник работает в сценарной мастерской Киевской киностудии им. O. Довженко,- создает литературный сценарий по роману Г. Тютюнника «Водоворот», рецензирует произведения коллег-кінодраматургів и фильмы. Переходит на редакторско-издательскую работу, а впоследствии полностью отдается литературному творчеству.

в 1966 г. вышла первая его книга «Завязь» (изд-во «Молодежь»), которая была одним из ярких проявлений усиление лиризма в малой прозе, связанного с углубленным вниманием к эмоциональной жизни личности. Вместе с тем появление сборника стало ответом на потребность времени, когда тенденция к «ліризації» прозы приводила и до некоторых крайностей (многословие, смысловая и художественная невыразительность и т.д.), по поводу чего точно отмечал Д. Павлычко: «Надеюсь, что молодые украинские прозаики будут писать лаконичнее (роль Стефа-ника, как учителя, будет расти!), при этом расплывчатые лирические пятна должны переходить в железные силуэты характеров, а тошнота банальных мыслей - в свежий и крепкий сюжет. Краткая форма потребует ювелирной фразы и значимого обобщения» 3. Тематической основой большинства произведений сборника были впечатления и воспоминания о разрушенное послевоенное село. «Фактуру» рассказов «Перед грозой», «Сито, сито...», «Смерть кавалера», «Тайная вечеря», «Обмарило», «На пепелище» составляют точные штрихи быта, порой - подобные акварелей зарисовки ежедневного бытия. Едва ли не каждый предмет превращается здесь на художественную деталь, то есть внимание к жизненных подробностей становится средством обобщения, правдивого изображения обстоятельств действия, раскрытие внутреннего мира человека, во всей его глубине и сложности. За деталями, как и за целыми сюжетами рассказов, появляются горизонты духовности (или - реже - бездуховности) людей, тонкости их отношение к жизни, их взаимоотношений. Больше страницы описаний и размышлений говорит выразительный портретный штрих: «У него большие и немного грустные глаза. Смотрит он всегда на меня так, будто если бы я падал, то он тем самым взглядом меня подхватил бы...»

Художественное осмысление судьбы поколения «дітей__вдйни», наблюдения над процессами возмужания, становления характера юных граждан страны, которая только что победила фашизм,- это тот тематический сектор, в котором особенно заметное значение сделанного Григором Тютюнником. Писатель умел смотреть на мир глазами ребенка, пережившего оккупацию. В его произведениях о детях - таких, как рассказ «Сито, сито...», «Чудак», «Перед грозой», «Тайная вечеря», «Смерть кавалера» и более поздних - «Обнова», повестях «Осада», «Климко», «Огонек далеко в степи» - художественное исследование осуществляется во многих направлениях: от наблюдений над формированием характера человека, становлением ее мировосприятие, ее моральных принципов, к поискам возможностей духовного обновления человечества. В советской литературе послевоенных десятилетий после юных героев из рассказов М. Шолохова «Судьба человека» и В. Богомолова «Иван», киносценариев M. Хуцієва «Две Федоры» и Г. Шпалікова «Я родом из детства» дети-«підранки» из произведений Гр. Тютюнника были самым заметным художественным явлением.

Высота нравственных критериев, чистота и бескомпромиссность нравственного чувства автора и его героев словно сконцентрированы в рассказе «Смерть кавалера», где впервые в творчестве Тютюнника воплями оскорбленной детской душе зазвучало острое разоблачение лицемерия, надежно скрытого скорлупой уважительности. Здесь появляется социальный тип так называемого начальника-профессионала - бездушной чиновничьей машины, изучение которого в разных аспектах писатель в дальнейшем будет осуществлять постоянно, на грани драмы и гротеска («Обнова», «Поминали Маркияна», «День мой субботний», «Грамотный» и др.). В лирико-психо-логическом контексте сборки это произведение отличается усилением драматургического начала: действие здесь развивается стремительно и напряженно, она и раскрывает характеры действующих лиц, и одновременно сама обусловлена ими.

Важные черты стиля Гр. Тютюнника - простота рассказа, разговорные интонации. О лиризм сборки можно говорить не только как о стилевом признак, но и как о настроенческую доминанту, что предопределяет черты поэтичности произведений, содержание которых подчеркивают пластические рисунки природы («Чудак», «Завязь», «Холодная мята», «На пепелище», «Против луны», «Печена картопля»). Лаконичные диалоги порой усиленные недосказанностью, за которой кроется богатый подтекст. Широко пользуется писатель монологічними формами повествования, в том числе внутренним монологом, который то приближается к языку автора у «взрослых» рассказах, то существенно отличный от нее в произведениях о детях. «Авторский комментарий» сведено к минимуму, описания, пейзажи, зарисовки отличаются пластичностью, богатством цветов, звуков, запахов. Просматриваются и признаки той тенденции, которую позже назовут объективизацией лирической прозы и которая в наиболее совершенных произведениях Гр. Тютюнника предоставит эпической весомости его камерным сюжетам, а скромных маленьких (не только по возрасту) героев с их будничными заботами обратит на представителей целого народа. Определяющие черты творческой личности Гр. Тютюнника обусловлены его мировоззрением, которое можно было бы назвать драматическим гуманизмом: писатель не просто любил людей - он болезненно реагировал на все то, что наносит вред человеческой сущности, здрібнює личность,- откуда бы оно ни шло, то от внешних обстоятельств, от несовершенства или душевной лени отдельных индивидов, которые сами себя обкрадывают и искажают. Разная степень причиненного вреда предопределяет достаточно широкий спектр оттенков - сумм, хоть и не безнадежный, тоскливость («Холодная мята», «Печена картопля»), ирония («Причуда», «Винт»), боль («Обмарило», «Комета»), возмущение («Смерть кавалера»), безоговорочное осуждение («Уточка», «На перекате», «Поминали Маркияна» - из сборника «Тысячелистник», 1969). В книге «Завязь», как и в дальнейшем, сосуществуют новеллы разные по настроению, эмоционально многоплановые, наделенные светлым жизнеутверждающим началом даже в самых драматичных сюжетах, которые поверхностному взгляду казались мрачными. Его рассказу, как выразился Янка Брыль, «...присуще авторское проникновение в душу героев, приятное умение не просто показать человека, но и поріднити ее с читателем, заразить читателя чувствами героя, заинтересовать его горькой и счастливой судьбой»s. Журнал «Дружба народов» отметил рассказа Гр. Тютюнника как лучшие в своих публикациях 1967 г. «Завязь» была одной из тех книг, которые засвидетельствовали новый взлет украинской прозы и сделали популярным имя Гр. Тютюнника, одновременно сохранив его языковые и культурные среди творческой молодежи.

В первом сборнике определялись основные темы и мотивы дальнейшего творчества писателя, тесно связаны с общей тенденцией советской литературы, которая в эти времена настойчиво стремится к философскому осмыслению человеческого бытия, углубляется в определяющие морально-этические коллизии современности. Последовательная правдивость в осмыслении непримиримого противостояния добра и зла порождала художественную проницательность, то есть способность разглядеть негативные явления в зародыше. Определились (и в дальнейшем приобретать розввитку) и черты его литературного стиля, композиционная стройность каждого произведения, предельный лаконизм письма при эмоциональной и содержательной насыщенности, точность, конкретность, портретных, языковых, психологических характеристик, значимость художественной детали. Тютюнник создает пейзаж несколькими выразительными штрихами, причем жизнь и состояние природы в нем тесно связаны с чувствами, настроением героев: в зависимости от авторской цели, природа находится то в гармоничном единстве, то в контрасте с ними. Особую роль играют и ритмика каждого произведения в целом и каждой фразы, музыка языка писателя, что приближает его прозу к поэзии. Перевоплощаясь в того, от чьего лица ведется рассказ, автор изображает события и весь окружающий мир через восприятие героев, да и в своей поз.иції рассказчика пытается держаться дистанции, пропуская через собственное сердце все боли и радости героев.

Неоспоримый талант, оригинальный взгляд на мир, зрелая литературное мастерство художника, как и его склонность к пластическому изображения характеров и обстоятельств», умение «выразительными деталями передать бытовое фон, выявить особенности живой народной речи» были отмечены в общесоюзном литературном контексте.

В 1968 г. «Литературная газета» объявила всесоюзный конкурс на лучший рассказ. Гр. Тютюннику была присуждена премия за рассказы «Тысячелистник», герой которого олицетворяет этические и эстетические предпочтения писателя, живя ради высшего, духовного, что творит человека в человеке. Произведение дал название сборнику (1969), в которую вошли повесть «Осада» и несколько рассказов.

Изображение того, как идет маленький герой «Осады» дорогами земле, только что освобожденной от фашистского ига, насыщенное глубоким драматизмом, что переходит в трагичность. Написано повесть так, как рассказывал, бывало, дядя Марко о Харито-нового отца, «чинно, крепко кладя слово к слову». Все события и явления подаются в восприятии подростка Харитона, который приобретает горького опыта во встречах с самыми разными людьми и обстоятельствами Одинокий и неприкаянный, он тоскует по дому и тянется к людям - светлых, простых, понятных, людей, в чьих поступках он видит ответ на вопрос: «Зачем?» Боль за людей, отчаянный протест против грязи и антилюдя-ности порой выливаются в него так бурно и необычно, что даже добрые, честные люди смотрят на него как на больного, и он и сам думает: «Наверное, у меня таки действительно какая-то болезнь». Душа его была травмирована еще до войны (и это показано со всей психологической убедительностью). Теперь он один-одинешенек на всем белом свете и бредет, не выбирая направления, от села до села, чтобы как-то просуществовать, прокормиться. Он кажется немного наивным, но у него есть твердые представления о нравственных ценностях, и они оказываются сильнее все случайные воздействия.

Несомненный связь повести «Осада» с тем, что пережил автор в далеком детстве. Воспоминания же героя предоставляют трагедийного оттенка произведению не только своим содержанием, пронизливістю настроения, но и самим фактом их возникновения - ведь то вспоминает ребенок, и вспоминает о татсе далекое мирную жизнь... Жестокие реальности одного из самых сложных периодов в жизни страны насыщают недетским болью те воспоминания, что, как и тревожные сны парня, не могут успокоить его душу, послужить ей защитой от трагедий, порожденных войной; они переплетаются с картинами окружающей действительности, взаємопідсилюючи его реакцию на то и другое одновременно. Лаконично и убедительно изображено все то тяжелое и горькое, что приходится пережить ему, как и удивительная, не соответствующая его возрасту наблюдательность, умение понимать, чувствовать нюансы разговора, мотивы поведения людей, разгадывать их скрытые мысли, его чрезвычайная впечатлительность, способность проникнуться чьей-то бедой, чьей-то болью. Драматизм произведения усиливается наличием светлых моментов на трудном пути героя, который встречается с советскими бойцами-радистами. Горький опыт подсказывает ему не только манеру поведения, но и недетское понимание своих чувств при разлуке с этими веселыми и сильными людьми, среди которых и военный почтальон, бывший учитель истории, Калюжный, который так напомнил Харитонові папы, собирался усыновить его, но погиб,- словно совершив болезненное предчувствие парня.

В 70-е годы появляются в прессе - республиканской («Отечество», «Днепр», «Утро») и всесоюзной («Дружба народов», «Сельская молодежь», «Студенческий ме-ридиан») новые произведения Гр. Тютюнника. В Таллине выходит сборник его рассказов на эстонском языке (1974). Журнал «Сельская молодежь» в 1979 г. (№ 1) сообщает, что он награжден медалью «Золотое перо» - за многолетнее творческое сотрудничество. Выходят в свет сборники «Родительские пороги», «Крайнебо» (Киев, 1972, 1975), «Отчие пороги» (Москва, 1975), «Корни» (Киев, 1978). Расширяется тематический диапазон произведений, обращенных к острым морал-ьных проблем современной жизни, в совершенстве отшлифовывается автором каждое слово, фраза, полна гармонии и мелодичности. Но, как и раньше, неизменные внимание к человеку, любовь к ней, обостренность ощущений, уязвимость автора и его героев, мгновенно реагируют на моральные отклонения, авторский боль за нереализованные человеческие возможности, за несбывшиеся судьбы. Чего не хватает конкретному человеку и чего она ищет или должен искать? Такие вопросы волнуют писателя. Далеко не всегда можно найти ответ на них, и поэтому появляются нотки трагедийности - той, которая предоставляет искусству особой силы и, как известно, бывает источником оптимизма.

Ровеснику Гр. Тютюнника, художнику, в чем-то существенном ощутимо сродном с ним, В. Шукшину, принадлежат слова о том, что без печали невозможно настоящее искусство. Тоскуя по поводу его преждевременной смерти, Гр. Тютюнник выразил не только понимание личности этого художника, но и свои представления о природ) х-дожньої творчества: «Из любви и муки рождается писатель - другого пути для него нет». Его собственный художественный мир рождался - с каждым произведением каждый раз заново - из большой любви к людям и большой боли.

Вполне естественный для художественного мира Тютюнника Санько Бреус из рассказа «Дикий» (посвященного памяти Шук-шина) - из той самой породы «чудаков», которым совершенно чужд любой расчет, которые ищут «праздника для души» (и не только для своей), пытаются собственными усилиями создать его, этот праздник - не для себя, а для людей; это современная модификация типа «чудака», известного литературе с незапамятных времен. Писателя интересует особенное в людях - то, что не сразу видно, но что в конечном итоге определяет природу личности, ее индивидуальную и общественную ценность. В рассказе «Три плаче над Степаном» люди, отдавая земле тело своего односельчанина, оплакивают добрую, честную, трудолюбивую, рядом с которой всем было хорошо,- заботливого мужа, сына и товарища, лучшего колхозного водителя. Только об одном никто не вспомнил, хоть не один знал:' любил Степан, «как на яблоню в спелых яблоках слепой дождь идет... Тогда они и плачут словно, и смеются...» 9. Этот поэтический мир, который ушел из жизни, збіднивши его, красота души этой личности, неповторимой и незаменимой, дорогие писателю. Именно такие личности и привлекали наиболее его внимание, то вечный труженик Ефим Кравчина («В Кравчини обедают»), скромный сторож Даниил Коряк («Тысячелистник»), безгранично добрая бабушка Марфа («Груши с копанки» - цикл «Крайнебо»), единственный смысл своей жизни видит в том, чтобы делать хоть что-то, что в его слабых силах, для людей. Когда ее спрашивают, можно ли здесь напиться, слышат в ответ: «Если нельзя, то зачем бы я тогда отуто жила!» (1, 237). Найдено точное сравнение, которое наиболее точно передает суть всего долгой жизни вечной труженицы: «Она была очень сгорбленная, словно наклонилась когда до грядки выдернуть луковицу и уже не распрямилась» (1, 237).

Произведения, которые составляют цикл «Крайнебо», написанные особым, ритмизованной речью, в немного непривычном для Тютюнника приподнятом стиле. Это «акварели», стихотворения в прозе, о которых можно говорить и о влиянии поэтики Довженко, и о близости автора к тех самых народных источников. Лирический герой, от чьего имени ведется рассказ в цикле, не впервые оказывается неотделимым от образа автора. Именно здесь писатель приоткрывает завесу своей творческой лаборатории, своего способа изучения жизни: «Можно бы, конечно, расспросить у него, какую жизнь прожил, и не хочется в'язнути до человека, молчаливого и работящего - стыдно, так же, как пить воду из чужого колодца, не спросив разрешения у хозяина, как стать и послушать, о чем шепчутся молодожены в саду» (1, 236). Итак, пристальные наблюдения, немного фантазии, размышления на основании тех наблюдений и выводы из них.

Симпатии Гр. Тютюнника, по справедливым словам O Гончара, всегда принадлежат скромному труженику, обладающего высокоразвитым чувством долга перед людьми, то есть совестью. Стремление писателя показать, как свет их душ озаряет окружающий мир, приводит к сочетанию в его произведениях субъективного и объективного. Лиро-эпическая настроенность присуща рассказу «Иван Серебряный». О том, как Иван разгружает вагон, рассказывается достаточно подробно, с множеством интересных подробностей обстановки, нюансы его настроения. Дыхание эпики ощущается не в его характере и не в отношениях с людьми (где есть И лирика, и даже шарж), а в способе изображения человека, за которого она - простая и обычная - оказывается такой, что ей по силам перевернуть горы (пусть сначала и досок).

Стиль мышления Гр. Тютюнника, его гражданская позиция определяют и стиль литературного изложения, и авторский взгляд, который «просвечивается» в каждой фразе. Выбирая самые обычные, «найневи-грашніші» ситуации, он создавал яркие, индивидуально неповторимые характеры - среди них довольно часто встречаются и не «апробированы» литературой. Далека от привычных стандартов (завязка - развитие событий - развязка) композиция рассказов «Чудик», «В Кравчини обедают», «Дикий», «Мягкий», «Бовкун», «Нюра», а в таких произведениях, как «Иван Серебряный», «Сын приехал», «Дядя Никон», «Оддавали Катрю», «Три кукушки с поклоном», «Устим и Оляна», «Кізонька», сюжет выстраивается вокруг одного события, которое, однако, не становится самоцелью, а помогает выяснить сущность человека, исходные точки ее поступков, ее жизненную позицию. Этой цели подчинен и своеобразный тютюнниківський тип конфликта, четко выявленного независимо от его непосредственном наличии в художественной ткани произведения: это, как правило, конфликт этический, философский - между тем, что возвышает человека, делает его Человеком, и тем, что человека здрібнює, унижает, сковывает, ограничивает или уничтожает,- и выявлены его каждый раз через конкретное, сугубо индивидуальное бытие личности. Так писатель поднимает важные, актуальные, острые проблемы в простых рассказах, которые, на первый взгляд, имеют вполне камерный характер. Его произведения - среди тех достижений современной литературы, авторы которых на высшем этапе людинознавчого поиска отказались от попыток творить модели идеально-положительного героя, осмысливая реальная жизнь во всей его сложности.

Внимателен к изменениям, что произошли в жизни села, новых черт, которые возникают под их влиянием в социальном и моральном укладе нового села, писатель по-своему, ори-гінально анализировал сложную, иногда даже болезненную, актуальную проблему миграции сельского населения. Он был одним из первых среди тех, кто еще с начала 60-х годов задумался над важностью моральных факторов, без которых даже самый высокий материальное благосостояние не даст ощущения полноценности жизни. Интерес его направлен не столько к этому процессу (в определенный период обусловленного экономическими причинами), сколько к его последствий, влияния на судьбу и психологию конкретного человека. С большой силой показывая внутреннюю пустоту Дзякуна («Сын приехал»), что превратился в раба вещей, денег, писатель не смеется над ним, хотя и не скрывает своего отвращения,- он воспринимает это как драму, тем более серьезную, что его герой своего положения не осознает, так же, как и те, кто его окружает.

Ища всегда в человеке человека, Гр. Тютюнник уловил тревожные симптомы чрезвычайно опасной социальной болезни: угрозу бездуховности для определенной части рабочего класса (так же, как и для определенной части колхозников), угрозу роста мещанской, потребительской психологии в новых социальных условиях, а следовательно и угрозу отступления от моральных принципов нашего общественного строя.

Содержание, внутренняя проблематика творчества Гр. Тютюнника значительно шире условное понятие «тема деревни», которое стало особенно популярным в критике 70-х годов. Иван Серебряный или большинство героев его повестей - жители города, но в связи с ними речь заходит о более объемные конкретно-социальные и общечеловеческие проблемы. А в таких рассказах, как «Печеный картофель», «Оддавали Катрю», частично - «Уточка», выезд молодежи из села составляет фабульную основу: тонко и никливо изображены взаимоотношения и чувства персонажей подводят читателя к размышлениям об угрозе потери теплоты и взаимопонимания между людьми, их способности думать не только о себе. Художник делает и дальнейший шаг, показывая, как сугубо эгоистические хлопоты не просто отделяют человека от общества, но и ведут к моральной деградации того, кто лишает себя душевной напряженности, человечности.

То незлостивою, то драматичной, порой с саркастическими нотками иронии проникнуты яркие картины повседневного быта и взаимоотношений жителей большого города в повести «День мой субботний». Глубинная идея ее состоит в утверждении моральных ценностей социалистического общества, чистоты и благородства совести.

Ощутимый и внутренний протест (при внешнем покою рассказы, насмешливости) против мельчанию интересов людей, которые сознательно отгораживаются от большой жизни. В повести нашли развитие некоторые мотивы и образы предшествующих произведений Гр. Тютюнника. Так, в образе рассказчика - Николая Порубая - видим немало черт честных и чистых людей, чувствительных к нюансам в морально-психологическом климате, героев, отмеченных чертами автобиографичности; этот персонаж не только повзрослел, но и стал мудрее, дальновиднее. Характер его начальника тоже сложнее и объемнее по ты-пологічно близких ему по социально-психологической сущности отрицательных персонажей из произведений «Смерть кавалера», «Обнова», «Поминали Маркияна» и др. Последовательное противопоставление жизненных позиций людей совестливых, неравнодушных,- и двуликих потребителей, приспособленцев, лицемеров; несовместимость их определяет моральную температуру произведения, приходится и художественно косвенно, и прямым текстом. Определенный уклон к публицистичности в отдельных эпизодах сюжетно обусловлен и еще более обостряет драматизм того, что пережитое и передуманное писателем.

В начале 70-х годов Гр. Тютюнник работал в издательстве «Радуга». Среди его продукции - настольная книга-кален-дар для детей «Двенадцать месяцев» (1974), в подборе материалов к которой проявился его литературный вкус, художественная требовательность, уважение к юному читателю. Пишет он и сам произведения для детей, издает сборники рассказов «Ласочка» (1970), сказок «Степная сказка» (1973), которые по-новому раскрыли талант писателя. Серьезно и доверчиво беседуя с маленьким читателем, автор рассказывает ему о зверях как о наших меньших братьях, о человеке, который знает и понимает жизнь леса. Тютюнник не моралізує, не поучает, а это лучший способ убедить ребенка, передать ему свое отношение к миру. Дети имеют особое чутье на доброту и человечность. История же «знакомства» деда Арсена с буслом (мотивированное обстоятельствами и правдоподобная) напоминает слова А. Довженко: «Становлюсь таким добрым, что уже птицы могут садиться на мою белую голову».

Сюжеты детских произведений Гр. Тютюнника рожденные наблюдательностью писателя, любовью к своим героям. Они строятся как своеобразные диалоги между человеком и природой. Писатель создал важную для воспитания активного мышления ребенка иллюзию самостоятельного видения и наблюдения того, что она прочитала, обратил внимание и на особенности детской психологии - от конкретного, образного мышления к эмоциональности, которая управляет жизнью детской души. Мудра «Степная сказка» Гр. Тютюнника помогает ребенку понять, а следовательно и полюбить мир живой природы, постичь сложности взаимоотношений животных - а через них и человеческих взаимоотношений, воспитывает умение управлять своими поступками, сдерживать капризы.

Повесть «Климко» (1976) написана на том же материале, что и «Осада», несколько сходная с ней композиционно, однако имеет свои существенные особенности. Сюжет в обоих произведениях строится «нанизыванием» эпизодов - встреч главного героя с разными людьми. Но ни о каких повторы не может быть и речи. И не только благодаря различиям между главными персонажами. Климко урівноваженіший, послідовніший от Харитона, он по сути уже является личностью, сформированной всем довоенным доокупаційним жизнью, ему, сироте, которого воспитывал дядя, рано пришлось научиться полностью себя обслуживать, познать чувство ответственности - и не только за себя, но и за других.

По жанровым признакам повесть «Климко» близка к повести-драмы, где все «периферийные» события связаны основным драматическим узлом. Здесь также много воспоминаний главного героя, но больше светлых воспоминаний, которые вызывают протест против войны, жестоко разрушила прекрасное мирное трудовое жизни советских людей. Климко, как и Харитон, сирота, но он не становится мучеником или жертвой обстоятельств, это натура более активная, действенная, это маленький борец. Писатель выходит за привычные для традиционной повести пределы описания и анализа действительности, поддерживая общую тенденцию современной советской прозы к эпичности и концепта а ответственности. Взгляд автора становится как бы шире, более целенаправленным - утверждение добра. В «Осаде» такое утверждение временем осуществлялось по принципу «от обратного» или же через отрицание зла. Наряду со стилевыми и эмоциональными различиями, связанными с субъективным характером повествования в «Осаде» и объективным в «Климкові», принципиально важно взаимодействие Харитона и Климку с окружением: с ровесниками, со взрослыми, в конце концов, с врагами.

Харитон основном держится в стороне от детей, не сразу находя с ними общий язык. Общение со взрослыми нередко приносит ему душевного дискомфорта и даже моральных травм: простираясь до людей чистых и светлых, он чаще встречает противоположное, или же людей надломлених, которым он, сам еще не окрепший, должен стать моральной опорой,- и эта душевная перенапряжение порой отнимает у него последние физические силы. К этому же типологического ряда относится и характер Климка - парня искреннего, доброго, самоотверженного. Но Климко имеет надежных друзей, и судьба больше сводит его с людьми так же щедрыми, честными и - главное - морально выносливыми. Он также не раздумывая откликается на чужую беду, но те, кого он спасает (хотя и ценой своей жизни), внутренне не-чужие ему, лишь беззащитны перед бедой войны,- и его усилия оказываются не напрасными, одновременно и его самого укрепляя, помогая его человеческому самоутверждению. В изображении столкновений героя с врагом также есть существенное отличие Харитон выглядит пассивно страдающей фигурой, Климко же, при всей наивности детского протеста, выступает активным выразителем морали советского народа.

Можно, таким образом, говорить о преобладании трагических обертонов в художественно-эмоциональном строе «Осады», И оптимистично-в утвердительных «Климкові». И, бесспорно, именно через нечеловеческие душевные муки Харитона пришел художник к подвигу Климка. Такой своеобразный выражение нашла в Григора Тютюнника неотвратимая историческая и психологическая логика эволюции характера героя из народа, поставленного ходом событий перед суровой альтернативой жизнь или гибель.

К этому же поколению обращено повесть в новеллах «Огонек далеко в степи» (Ш?9). Жизнь послевоенных ремесленников автор знал хорошо - отсюда и точность в характеристике персонажей, в изображении обстоятельств и окружения. Через выразительные детали, яркие эпизоды (динамизм фабульного развития здесь отсутствует) писатель показал человеческую красоту, доброту и чуткость, которые противостоят жадности, жестокости, эгоизма. Немногословно, но выразительно выписаны привлекательные образы тети Ялосовети, убежденной, что «все люди красивые, как хорошие», старого мастера Федора Демидовича, который учит подростков не только превращать металлолом в нужные людям вещи, а и с юмором воспринимать мелкие гризоти, сохранять человеческое достоинство в любых обстоятельствах. Убедительной в реалиях времени, логичной и в то же время эмоционально богатой рассказом писатель подводит юного читателя к пониманию причин и предпосылок победы нашего народа в смертельной схватке с фашизмом, устоев и источников его послевоенного возрождения, душевная чистота И высокое человеческое достоинство, чрезвычайно развито чувство товарищества, братской солидарности советских людей. «Лирический (однако не сентиментальный!) коллективизм» - так определил автор настроением доминанту произведения.

За книги «Климко» и «Огонек далеко в степи» Григорові Тютюннику присуждена республиканская литературная премия им. Леси Украинки 1980 г.

В последние месяцы жизни писатель работал над повестью «Житие Артема Безві-конного», которая осталась незавершенной, хотя он «уже «видел» ее всю, в тех неповторимых деталях, на которые был так горазд. Артем - типичный тютюнниківський герой: трудяга, душевный, порой наивный, в чем-то причудливый, беззащитный, как ребенок, добрый человек. Добрый той добротой, которой «хватает на всех и совсем не остается для себя» ".

6 марта 1980 г. Григор Тютюнник ушел из жизни. И продолжается жизнь его героев, которые пришли уже и к читателям Чехословакии, Венгрии, ГДР и других стран.

* * *

Подход к жизни и жанрово-стилевые особенности письма Григора Тютюнника обнаруживают типологическую близость художника к таких писателей, как В. Шукшин, В. Бьет-лов, В. Распутин. В художественном осмис-

ленни многих проблем жизни Гр. Тютюнник выступал среди первооткрывателей, расширяя тематические горизонты литературы (ребенок в оккупации, взаимоотношения города и деревни), не раз находя новый ракурс взгляда на материал, который не является новым по своей сути, но претерпел существенных внешних изменений (например, взаимоотношения человека и природы, современное мещанство, потребительство, эгоизм, приспособленчество и т.п.). Внутренняя же тема писателя, выношенная, выстраданная им, осталась неизменной в течение всего его творческого пути; сюжет он понимал, по его же словам, как «прослеживание движения души героя на каком-то коротком или длинном отрезке его жизни» 12. Свой этический идеал сказал Григор Тютюнник в одном из интервью: «...идеалом для меня всегда были и остаются доброта, самоотверженность и милосердие человеческой души в самых разных проявлениях» 13. Самому же художнику пришлось натыкаться на немало несправедливостей, в частности в оценке его произведений, героев.

Григор Тютюнник одним из первых, еще в начале 60-х годов, привлекал внимание к тем потерям в человеческой природе, которые становятся неизбежными вследствие неразумного потребления достижений научно-технического прогресса. Его постоянно тревожила проблема нравственного здоровья нашего общества, духовных основ жизни народа, сохранения его самосознания, исторической памяти и совести как вида исторического энергии многих поколений. Эстетическая ценность произведений Григора Тютюнника неотделима от нравственной сущности таких вечных народных категорий духовности, как доброта, честь, гражданское достоинство, милосердие, со-страдания.

Он - один из самых драматичных и в то же время самых светлых художников нашего времени. В его произведениях конкретно-исторические социальные проблемы просвечивают через внутренний мир человека, на которую он смотрел с любовью и пониманием.