Когда началась Великая Отечественная война, Иван Кочерга, которому было 60 лет, уехал в Уфу. Здесь летний писатель очень много работал для общего дела победы над фашистами: редактировал газету "Литература и искусство", писал драматические произведения, посвященные борьбе с врагом, вел научную работу. Мыслями писатель донесся до Киева - столицы Украины, к своему народу. В 1944 году І.Кочерга возвращается в освобожденный Киев и увлеченно работает над драмой "Ярослав Мудрый". Словно приветствуя после возвращения к родному дому дорогой ему Киев, драматург пишет: "Кто выпьет раз днепровской воды, поэтому никогда Киев не забыть, хоть бы в какую даль забрался".
Князь Ярослав изображен в пьесе как ярый патриот, который живет заботами о родной земле. Заботясь об интересах Отечества, он "потерпел тяжких трудов", в "боях кровавых ісполчився". Цель деятельности Ярослава - утверждение единства и могущества Русского государства, мира и спокойствия, стремление к тому, чтобы жила веками "в трудах и битвах выкована Русь". Он не ведает других сокровищ "чем мирный труд и счастье в мирнім доме".
Одним из важнейших конфликтов драмы, в котором раскрываются патриотические чувства Ярослава, является его борьба против засилья варягов. Он с сарказмом, называет варягов, предков Ингигерды, наемниками, готовыми переметнуться к врагу, если тот давал "за меч дороже". Ярослав хорошо понимал: варяги намеревались при помощи интриг и распрей прибрать к рукам Русь. Он с болью и сожалением, обидой и гневом в душе слушает, как Ингигерда называет русские города по-варязьки, пытается твердить о "превосходстве" варягов. Когда княгиня бросает Ярославу упрек, что у него кровь русской женщины-рабыни, он взволнованно отвечает ей:
Из всех небесных благ
Высшим благом кровь я эту считаю,
Потому что есть с народом верный мой связь,
Мне не надо пышных тех сказок,
Что предков нам ищут где-то за морем,
Народ мой здесь, на родных этих просторах,
От Киева до Ладоги живет.
И не заброд Исландии суровых, -
Меня своим предком пазове!
Так, Ярослав - мудрый политический деятель. Для него: "Раньше закон, а потом благодать". Конечно, содержание этого князевого высказывания многозначен. Для Ярослава как обладателя государства это - мысль о необходимости безотказного подчинения народа князю и боярам, оправдание суровых мер, которые он применил в борьбе за укрепление своей власти. Для Ярослава как создателя первого на Руси сборника законов "Русская правда" это - отстаивание необходимости строгой законности. Для Ярослава же как патриота, борца за "мир и труд" это - мысль о верности родине, о превосходстве государственных интересов над личными, о том, ицо мир и счастье можно обрести только в напряженной борьбе. В этом последнем значении выражение звучит как основной мотив драмы.
Забывая о себе, Ярослав беспокоится об интересах государства. Трогают нас его слова:
...Легко то мне
Эту больную ногу поднимать в стрем'я
И ездить на старом коне?
Преследуя "крамолу и лукавство", он решительно выступает даже против ближайших родственников и наказывает их. Ему жаль отдавать дочь любимую в дальний край, но и оставить ее здесь с Харальдом он не может, потому что это дало бы оружие в руки Ингигерде, варягам. Для него самой большой радостью является то, что "Русское государство" вновь собрана, единственная и прочная. Ярослав строил города, палаты, заботился о переписывании книг, о развитии образования, культуры. Утверждая законность на Руси, создал первый сборник законов "Русская правда" Как полководец "железными полками всем врагам дороги заградив".
Характер главного героя драмы сложный и противоречивый. Ярослав - патриот, который добросовестно служил Отечеству и спасал ее в тяжелые времена, заботился о мир и спокойствие на Руси. Вместе с тем он, глава феодального государства, был выразителем и защитником интересов господствующего класса и не мог "утвердить в жизни правды".
Его любил и уважал народ. Вот в Киев тайно, опасаясь давнего гнева Ярослава, прибывает Журейко, чтобы забрать с собой Милушу и совместно искать лучшей доли. Случайно он слышит государственные размышления Ярослава и отмечает про себя:
...Как верный будет он народу.
То в конце концов найдет верный путь.
Ему близки и понятны такие мысли князя:
Одолел
Я врагов не для своей славы,
А чтобы соединить Русскую державу
И запровести покой на земле
Хоть Ярослав и преследует Журейка, но каменщик полностью одобряет борьбу князя за единство государства, за "покой на земле" и поддерживает его.
В пьесе все время сталкиваются два направления деятельности Ярослава - боевой и мирнобудівничий. Князь стремится мирного труда и правды, но имеет всю жизнь воевать, защищая отечество. Ярослав - создатель "Русской правды", но, несмотря на определенные политические обстоятельства, сам нарушает провозглашенные законы.
Драма "Ярослав Мудрый" согретая высокими патриотическими чувствами автора. Древний Киев словно перекликался с Киевом 1941-1943 годов, что оборонялся и освободился от фашистской неволи.
Злободневной для времен войны была и другая проблема, решенная в драме. Гитлеровцы, напав на нашу страну, кощунственно пытались обосновать свои "права" на славянские земли с помощью псевдонаучной "теории" о варяжское происхождение Киевской Руси: варяги, мол, положили начало Киевском государстве и принесли туда свои порядки, а фашисты, которые считали себя представителями нордической расы, идут путем своих предков. Автор в пьесе решительно опроверг измышления о варяжское происхождение Киевской Руси, убедительно показал, что варяги были лишь жадными до наживы наемниками, а настоящими творцами и хозяевами Киевского государства были русичи.