МИРНЫЙ ПАНАС (сыр. прізв. - Рудченко Афанасий; 13.05.1849, м. Миргород, теперь Полтавской обл. - 28.01.1920, м. Полгава) - писатель, фольклорист, публицист, общественный и культурный деятель.
Родился в семье бухгалтера уездного скарбництва. Рос в сфере старосветского быта с достаточно сильными традициями украинских национальных обычаев и обрядов, уже в детстве вошел в волшебный мир народной поэзии и языка. Учился в Миргородской приходской школе и Гадячском уездном училище. В школьные годы на парня оказали значительное влияние знакомство с известной семьей Драгомановых, чтение поэзии Т. Шевченко и «Народных рассказов» Марка Вовчка. С 14 лет служил в канцеляриях, Гадяч, Прилуки, Миргород, с 1871 г. жил в Полтаве, работал в губернском скарбництві и казенной палате. В Полтаве вошел в круг демократически настроенных интеллигентов - членов местной
Общины, одним из самых деятельных и инициативных деятелей которой был бывший кирилло-мефодие вец Д. Пильчиков. Підгримував связи с М. Старицким, М. Лысенко, П. Житецьким, П. Чубинским, О. Русовым, М. Заньковецкой, О. Терлецким. Принимал активное участие в подготовке и праздновании столетия со времени выхода «Энеиды» И. Котляревского (1898), в открытии ему в Полтаве памятника (1903). Стал одним из организаторов и руководителей основанного в Полтаве журнала «Родной край», призвал с его страниц к борьбе с царизмом, отстаивал право украинцев на свободное национальное развитие, способствовал консолидации украинских литературных сил.
Формирование общественно-политических и литературно-эстетических взглядов Панаса Мирного определялось антикріпосницьким движением, деятельностью украинских громадовцев, сложностями в развитии национальной культуры.
Первые литературные попытки Панаса Мирного связанные со стихосложением. Его творческое наследие насчитывает около трехсот стихотворений, однако напечатанных немного, потому что автор чувствовал художественную несовершенство, часто неудачную стилизацию под народные песни и поэзии Шевченко. Читателям стал известным стихотворение «Украине» (1872). Из прозаических попыток первым увидело свет рассказ «Бес попутал» (1872), написанное в форме монолога наймички о своем змарноване жизни.
В рассказе «Пьяница» (1874) впервые в украинской литературе глубоко и убедительно показано мелкое провинциальное чиновничество пореформенной эпохи, раскрыто трагедию «маленького человека», что не выдержала гнетущего рабского прозябания, подхалимства и карьеризма «братии» и, морально сломлена, оказалась на дне жизни.
Незавершенные произведения этого времени обнаруживают тяготение писателя к широких эпических картин, которые бы давали панорамное изображение действительности.
Такую соавторстве с И. Билыком появился роман «Разве ревут волы, как ясли полные?», который засвидетельствовал начало нового этапа в развитии украинской прозы: это был первый образец социально-психологического романа, первый «роман из народной жизни», в котором «нарисован почти столетнюю историю украинского села» (И. Франко), раскрыта социальная действительность во всех ее противоречиях, показано, как социально-экономические условия, конкретное жизненное среду формируют характер личности, обусловливающих ее действия и поступки.
Новаторство романа заключалось прежде всего в том, что в нем в полный голос заявило о себе украинское общество переходного суток. Реальная действительность представала в самых разных своих проявлениях - социальных, национальных, исторических, бытовых, и именно эти художественные срезы придавали произведению жизненной достоверности, панорамности, психологической мотивированности ситуаций, неповторимый образно-стилевого окраса.
Работу над романом завершено в 1875 г., но поскольку цензура не дала разрешения на его опубликование, рукопись была передана М. Драгоманову, и тот напечатал его за свой счет 1880 г. в Женеве. Произведение почти совсем не попал в Украину, следовательно, не мог стать фактом литературной жизни. Судьба романа, как и литературная судьба его автора, что не мог печатать свои произведения в родном крае, вынужден был скрывать свое авторство, остерегаться имперской цензуры, - яркое свидетельство трагедии украинского писателя в условиях колониального угнетения народа.
Подобная судьба постигла и повесть Панаса Мирного Злые люди», написанную в 1875 г. и анонимно напечатанную за поддержкой М. Драгоманова в женевском журнале «Община» (1877). Писатель раскрывает здесь роль украинской интеллигенции в общественной жизни, дает свое толкование образа нового человека. Повести присущи стремительные сюжетные повороты, органическое сочетание авторской рассказы с воспоминаниями, грезами, снами одного из главных персонажей, что ощутимо усилило психологизм произведения.
Глубину художественного исследования пореформенной действительности показал роман «Проститутка», частично напечатан в 80-е годы (полностью в 1928 г.). Жанрово-композиционная форма произведения на тему изуродованного жизни женщины из трудящихся слоев давала возможность масштабно, панорамно изобразить действительность во всех ее сложностях и противоречиях, воспроизвести процесс расслоения крестьянства, рост новых, прогрессивных тенденций, наметившихся в жизни.
Социальное исследование действительности Панас Мирный сочетал с тонким психологическим анализом внутреннего мира человека. Он не ограничивался заданной моделью действий и поступков персонажа, как это было порой свойственно творчеству предшественников, а в каждой конкретной ситуации находил не только морально-этическое, но и социально-психологическое решения конфликта. В этом убеждают повести «Голодная воля» (70-е годы), «Горе давнее и нынешнее» (1897), «За водой» (написана в соавторстве с И. Билыком в первой половине 80-х годов, опубликована 1918 г.), где говорится о безысходности, в которую попали крепостные после крестьянской реформы. В 70 - 80-х годах Панас Мирный работал над циклами рассказов, которые увидели свет уже после его смерти. Писатель пробовал свои силы и в жанре новеллы; так, его «Лови» (1883) вызывают интерес сатирическим пафосом в раскрытии мерзкой сущности полицейского пристава. Высокой степени художнюю обобщение благодаря трансформирования фольклорных мотивов достигнуто в «Казне о Правде и Кривде» (1886).
Панас Мирный сделал посильный вклад и в развитие драматургии («Лимеривна», «В монахинях», «Перемудрив», «Соблазн»), обогащая ее и в тематическом, и в жанровом аспектах.
В первые десятилетия XX в. создал очерк «Среди степей» (1900), в котором говорится о вынужденном переселении украинских хлеборобов на Зеленый Клин, рассказ «Приключение с «Кобзарем» (1906), «Ерунда» (1909). Под влиянием новых эстетических веяний пробовал писать по-новому (мистерия «Соблазн»), и это ему не удавалось. В общем остался традиционалистом, который ужасался призывов М. Коцюбинского обновлять литературу.
Подъем родного писательства до уровня других европейских литератур Панас Мирный усматривал, в частности, в хорошо отлаженной переводческом деле. Он сам осуществил перевод «Слова о полку Игореве» («Дума о войско Игореве»), перевел «Думу о Гайавате» Лонгфелло, пьесу П. Соловьевой «Царевна Клубничка», редактировал переводы рассказов канадского писателя Э. Сетона-Томпсона.
Цельность натуры писателя, его сила духа и непоколебимость в служении народу озаренные благородной патриотической целью. Как образно сказал О. Гончар, «под сукном віцмундира в этом человеке билось горячее сердце патриота, настоящего гуманиста, художника глубоко демократических убеждений».
Лит.: Рудницкий М. От Мирного до Хвылевого. Л., 1936; Сиваченко М. Есть. История создания романа «Разве ревут волы, как ясли полные?»: Из творческой лаборатории Панаса Мирного и Ивана Билыка. К., 1957; Пивоваров М. П. Мастерство психологического анализа (Роман «Повія» Панаса Мирного). К., 1960; Сиваченко М. Есть. Корифей украинской прозы: Очерк творчества Панаса Мирного. К, 1967; Франко И. Старое и новое в современной украинской литературе // Франко И. Собр. произведений: В 50 т. К, 1982. Т. 35; Панас Мирный: Жизнь и творчество в фотографиях, иллюстрациях, документах. К, 1984; Черкасский В. М. Художественный мир Панаса Мирного. К, 1989; Медуница Г. М. Братья и побратимы. К, 1990; Ильницкий А. Конфликт между крестьянским и казачьим мировоззрением в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?» // Слово и время. 1990. № 4; Михальчук О. Объективный тип романному мышлению // Слово и время. 1994. № 4-5.
П. Хропко