Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Жизнь и творчество Аллы Горской




Украинская культура богата на выдающиеся личности. Второе дело, что большую их часть замалчивали в советские времена, многие из них пострадали от рук советского тоталитаризма, демагогии, партийной лжи и прессинга.

Среди выдающихся имен 60-ых годов есть и имя Аллы Горской - художника и борца за правду и честь, за Украину и за человеческую независимость. Кто же была такая Горская и какой путь она прошла по тернистым дорогам украинской истории?

Горская родилась в Ялте в радянізованій номенклатурной семье. 1941-1943 пережила в Ленинграде со своей матерью две блокадные зимы. Училась в художественном институте в Киеве. Окончила художественный институт по специальности живопись.

Горская была одним из организаторов Клуба творческой молодежи "Современник" (1959-1964).

Принимала участие в организации литературно-художественных вечеров, подготовке ежегодных Шевченковских праздников и др. Плодотворно занималась художественной деятельностью, создала ряд монументально-художественных работ.

Вместе с В.Симоненком и Л.Танюком открыла места захоронения расстрелянных в НКВД на Лукьяновском и Васильковском кладбищах, в Быковне (1962 - 1963), о чем они заявили в Киевский горсовет ("Меморандум №2"). После этого В.Симоненко был жестоко избит, в результате чего умер от скоротечной болезни почек в 1963.

1964 Горская в соавторстве с П.Заливахою, Л.Семикіною, Г.Севрук и Г.Зубченко создала в Киевском университете витраж "Шевченко. Иметь". Витраж был уничтожен администрацией университета. Созванная после этого комиссия квалифицировала его как идейно враждебен. Горскую и Л.Семикіну исключили из Союза художников, правда, через год восстановили.

1965 был арестован многих друзей и знакомых Горской Этот год стал для нее началом деятельного участия в движении сопротивления. 16.12.65 Горская направила заявление прокурору УССР по поводу арестов.

Горскую вызвали в КГБ на допросы как свидетеля и на встречу с глазу на глаз, где велись специфические "кэгэбистские разговора" с предупреждениями и угрозами.

Принадлежа к группе "шестидесятников", принимала активное участие в украинском правозащитном движении. За участие в акциях протеста в 1965-68 против расправ над украинскими правозащитниками - Б. и М.Горинями, П.Заливахою, С.Караванським, В.Морозом, Чорновилом и др. ГОРСКАЯ была вновь исключена из Союза художников и подверглась преследованиям со стороны советских органов безопасности.

Материально и морально поддерживала семьи политзаключенных, переписывалась с ними, систематически - с П.Заливахою. В апреле 1966 подала ходатайство на его защиту. Правозащитники, которые возвращались из заключения, обращались к ней за помощью.

Горская была на процессе В.чорновила 15.09.67 во Львове, где с группой киевлян заявила протест против незаконного веденння суда. 1968 Горская подписала "Письмо-протест 139" на имя руководителей КПСС и советского государства с требованием прекратить незаконные процессы. Начались административные репрессии против "підписанців", кагебістський давление. Киевом и Украиной пошли слухи о существовании подпольной террористической бандеровской организации, управляемой западными спецслужбами. Одним из руководителей этой организации называли Горскую.

За участие в акциях протеста в 1965-68 против расправ над украинскими правозащитниками - Б. и М.Горинями, П.Заливахою, С.Караванським, В.Морозом, Чорновилом и др. ГОРСКАЯ была вновь исключена из Союза художников и подверглась преследованиям со стороны советских органов безопасности.

За ней следили, иногда демонстративно, ей угрожали неизвестные лица. 1970 Горскую вызвали на допрос в Ивано-Франковск в деле арестованного В.Мороза, но она отказалась давать показания. За несколько дней до смерти составила протест Верховного суда УССР о незаконности и жестокость приговора.

28.11.70 Горская убита в г. Василькове Киевской обл.

Похороны Горской 7.12.70 на Минском (Берковецком) кладбище в Киеве превратился в демонстрацию протеста против существующего коммунистического режима в Украине.

Следствие, которое вела прокуратура Киевской области, пришло к выводу, что Горскую убил ее свекор по мотивам личной неприязни, а потом покончил самоубийством.

В Украине распространялись ужасные слухи о смерти, зарубежное радио подавало свои версии. Разговоры о смерти Горской и обстоятельства ее гибели пресекались властями.

Чуть больше чем через год, в январе 1972, поднялась большая волна арестов участников движения сопротивления, что в значительной мере ослабило украинскую духовную и інтеллектуальну элиту.

После распада СССР органы прокуратуры и безопасности Украины, гнушаясь требованиями общественности, не обнародовали никакой информации о гибели Горской. Открыта только следственное дело. Анализ дела показывает, что расследование было неполным, оно противоречивое, велось с нарушениями следственных норм, то есть было сфабриковано. Прослеживаются общие черты убийства с другими политическими убийствами в СССР.

В итоге жизни и творчества Аллы Горской хочется сказать, что выдающимся событием 60-х годов стало появление нового поколения писателей, художников и поэтов, которые требовали исправить «ошибки», которых в прошлом допустил Сталин, и предоставить гарантии того, что культурное развитие народа не душить в будущем. На их взгляд, лучше всего воплотить эту цель можно лишь «путем возврата до правды». С нетерпением наблюдая за непоследовательностью десталинизации, они требовали прекратить вмешательство партии в дела литературы и искусства, признать право экспериментировать с различными стилями, обеспечить центральную роль украинского языка в образовательной и культурной деятельности в республике. В начале 60-х годов представители этого нового поколения в литературе, которое стали называть «шестидесятниками», не только отвергали вмешательство партийных чиновников, но и обличали лицемерие, оппортунизм и чрезмерную осторожность своих старших коллег. В своем бунтарстве, направленной одновременно и против контроля партии, и против позиции старших, эти талантливые молодые люди, конечно, переходили за установленные Хрущевым рамки либерализации. К тому же новая творческая когорта пользовалась значительной и все более широкой поддержкой, особенно среди молодой интеллигенции.

Беспокойство, что распространялся в советском обществе, не мог не обеспокоить Хрущева и его кремлевских единомышленников. В декабре 1962 г. он вызвал к себе группу ведущих российских писателей и предостерег их от чрезмерного радикализма. Через несколько месяцев дошкульній критике в прессе было подвергнуто ряд представителей российской интеллигенции. Стало понятно, что режим вскоре начнет погром либералов.

Восприняв сигнал Москвы, партийные чиновники в Киеве приготовились приструнить «незрелые элементы» в украинской культурной общине.

Весной 1963 г. начал наступление Андрей Скаба, украинский партийный чиновник, ответственный за идеологическую чистоту, сокрушительно разгромив творчество таких литературоведов, как Сверстюк, Светличный и особенно Дзюба. Валентин Маланчук, главный охранник идеологии на Украине, предостерегал общественность от молодых и неопытных писателей, которые выступают в «роли первых борцов против культа личности и обращают чрезмерное внимание на негативные явления этого периода и, более того, восхваляют произведения западных писателей». Кроме очередного призыва к борьбе со всеми проявлениями украинского буржуазного национализма», он с гордостью объявлял

о своих успехах в борьбе с религией и обещал заменить религиозные праздники на такие советские творения, как «День Серпа и Молота» и «Вечера рабочей славы».

Другим фактом, указывающим на возврат определенных аспектов сталинизма, стало появление нескольких неофициальных антисемитских публикаций. Наиболее характерной из них был трактат «Иудаизм без прикрас», что его в 1964 г. опубликовала Академия наук Украи-ны, вполне вероятно, по указанию Москвы, поскольку в последние дни жизни Сталина пропагандистский аппарат фабриковал материалы, в которых пытался показать близькізв'язки и тесное сотрудничество между украинскими националистами и сионистами. Либеральная украинская интеллигенция подвергла книгу суровой критике. Но настоящий взрыв возмущения вызвало сообщение о том, что в мае 1964 г. полностью сгорел отдел библиотеки Академии наук Украины, в котором хранились тысячи бесценных книг и документов из украинской истории и культуры. В совершении этого «неслыханного в истории мировой культуры преступления» признался некий Погружальский - русофил с наклонностями психопата.

Эти события стали красноречивым свидетельством решимости Хрущева восстановить дисциплину среди интеллигенции. Однако возвращаться к политике «жесткой руки» было поздно. Ряд неудач во внутренней и внешней политике, среди которых провал ракетной конфронтации вокруг Кубы, разрыв с Китаем, беспорядок, порожденное реформами, и катастрофический неурожай 1963 г., фатально ослабили позиции советского лидера. В октябре 1964 г. его коллеги потеряли терпение и заставили Хрущева уйти в отставку. Эпохе реформ, экспериментаторства и либерализации пришел конец.

Времена Хрущева, вполне очевидно, были переходным этапом советской истории. Время надежд и разочарований, надежд и отчаяния. Алла Горская - яркий представитель тех людей, которые стремились лучшего.

Итак, Горская Алла Александровна (род. 18.09.1929, м. Ялта - п. 28.11.1970, м. Киев) выдающаяся художница, известный деятель правозащитного движения 60-х годов в Украине. Автор многочисленных художественных произведений: "Автопортрет с сыном" (1960), "Портрет отца" (1960), "Азбука" (1960), "У реки" (1962-63), "Портрет в. Симоненко" (1963) и др.

 


Использованная литература

1. Алла Горская. Красная тень калины. Письма, воспоминания, статьи. Редакция и составление Алексея Зарецкого и Николая Маричевського.- К.: Вспышка. ЛТД, 1996.

2. Г.Касьянов. Несогласные: украинская интеллигенция в движении сопротивления 1960-1980-х годов.- К.: Лыбидь, 1995.

3. А.Русначенко. Национально-освободительное движение в Украине. К.: Издательство им. Телиги.- 1998

4. Украинский вестник. Вып. IV - Париж-Балтимор: Факел, 1971

5. Хроника текущих событий. - Нью-Йорк: Хроника, 1977, вып. 44.- С. 121.

6. Белоконь С. Жизнь и смерть Аллы Горской. // Перестройка государства, 1992, № 4.- С. 45-55.

7. О.Зарецький. Мои родители. // Украина, - 1994.- № 22-24, 1995.- № 1-2.