Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Жизнь и творчество Остапа Вересая


 


Глубокий след в истории культуры не только прилукского края, но и всей Украины оставили кобзари, бандуристы, лирники. Бессмертная слава выпала на долю слепого Гомера с Прилуччины - кобзаря Остапа Вересая.

Уникальным произведением народного творчества, своеобразным символическим кодом национальной истории и культуры являются думы - героический эпос украинского народа. Отражая исторические реалии ХУ-ХУІІ вв.: страдания украинских пленных в татаро-турецкой неволе, победы казаков-рыцарей в кровавых битвах с врагами, думы не только демонстрируют народное видение исторических событий, но и воплощают идеалы, которые на протяжении веков поддерживали идею национальной независимости.

Едва ли не самой яркой личностью среди украинских кобзарей был слепой рапсод из Прилукского Остап Вересай. Слава пришла к народного певца еще при жизни (его думы захватывали слушателей, уникальность исполнительской манеры поражала исследователей, художники писали его портреты) и не потьмарилася сей день.

Родился Остап Никитович Вересай в начале XIX века в селе Калужницы бывшего Прилуцкого уезда Полтавской губернии в семье слепого скрипача-крепостного. Мастерски исполняемые Никитой Григорьевичем на скрипке народные мелодии с детства запали в душу Остапу. Музыка имела для него особый смысл, потому что на четвертом году жизни мальчик потерял зрение. Одаренный хорошей музыкальной памятью, он без лишних усилий повторял "что услышал раз два", учился играть на кобзе. А когда к дому Никиты Вересая заходили кобзари, Остапко забывал обо всем, впитывал вековую народную мудрость, мечтал сам кобзарювати. Видимо, для незрячего талантливого подростка это был единственный верный выбор. Попасть к кобзарского цеха можно было только одним путем: стать учеником цеха, отбыть науку у старых мастеров этого дела, получить разрешение на кобзарювання, пройдя определенные обряды.

Достигнув пятнадцатилетнего возраста, Остап, имея большой талант и желание учиться музыке, начал науку. Кобзарському искусству обычно учились 3 года и 3 месяца, отдавая заработок мастеру. Первым наставником Вересая был Семен Кошевой с с. Голени. Впоследствии вместе с двумя товарищами-учениками Остап учился в трех мастеров, пока состоялось его посвящение "на мастера". Получив после обряда "вызвилки" из рук мастера кобзу и несколько денег "на счастье", кобзарь Лабза (как начали называть Вересая) ушел в народ.

Высоко ценя талант и человеческие качества ("что это за люди были, какие то добрые") коллег по кобзарському цеха Даниила Ивы, Федора Жука, Антона Ладжи, Ивана Ленты, Вересай осознавал свою исключительность. Он обладал мощными художественными средствами воздействия на слушателя и пытался нести в народ только высокие этические нормы, дарить позитивные эмоции, находить те слова, которых от него ждали. В репертуаре кобзаря были думы: "Как три брата из Азова убегали", "Невольники на каторге", "Буря на Черном море", "Бедная вдова и три сына", "Отчим", "Теодор безродный, бездольный", "Сокол и соколенок", "Сестра и брат", "Ивась Коновченко, Вдовиченко"; сатирические и юмористические песни: "Щегол", "Дворянка", "Кисель", "Фома и Ерема", "Бугай" и другие, а также многие же-пленниц, бытовых и танцевальных песен. Кобзарь Лабза чувствовал тончайшие струны души слушателей, умел пением взволновать и успокоить, побуждать к действию и вызывать высокие чувства. Мастерство Остапа Вересая пригодился ему и в личной жизни. Известно, что струны кобзы очаровали певицу и танцовщицу Пріську Сенчук, которая долго не соглашалась стать женой слепого певца. Супруги проживали преимущественно в селе Сокиринцы Прилуцкого уезда (ныне Сребнянского района Черниговской области). Однако пришлось побывать кобзарю в Киеве и Петербурге, где пел для не совсем привычной ему аудитории.

Открыл для исследователей гениального кобзаря друг Тараса Шевченко, российский художник Л.М.Жемчужников. Своеобразие исполнительской манеры Остапа Вересая привлекла внимание Льва Жемчужникова, когда 1856 г. судьба привела его к украинского села Сокиринцы. В альбоме рисунков Жемчужникова сохранились искусно выполненные портреты Вересая. О нем художник вспоминал в письмах как о великом приятеля, что "умел разгадать состояние души и соответственно до того пел в аккорд настроения". Популярность Остапа Вересая в кругах интеллигенции связана именно с этим знакомством. С тех пор внимание фольклористов, этнографов, композиторов, художников к фигуре "последнего кобзаря Украины" не угасала. Следует отметить, что так называли Вересая как носителя устной думовой традиции в связи с существованием в фольклористике мысли о "вымирании" произведений украинского героического эпоса, началом их письменной фиксации, обратного влияния на формирование кобзарского репертуара.

В сентябре 1873 г. творчества Остапа Вересая созданный юго-западный отдел Российского географического общества посвятил внеочередное публичное заседание, для участия в котором кобзаря специально пригласили в Киев. Развернутая характеристика музыкальных особенностей дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаєм, дал в своем выступлении н. в. лысенко. Выдающийся украинский композитор считал кобзаря одним из отживающих выразителей внутреннего эстетического жизнь народа, высоко оценивая его мастерство, силу экспрессии, самобытность музыкальной формы, "которая по оригинальности не имеет соперников". Выступление талантливого кобзаря стал настоящим событием. Уже год спустя, в 1874 г., Остап Вересай выступал в концертах на Археологическом съезде в Киеве, пел вместе с хором под руководством Лысенко в доме М.П.Старицького, а в феврале-марте 1875 г. в Петербурге: на заседании этнографического отдела Русского географического общества, Славянского благотворительного комитета, в Музее этнографии и древностей, в Соляном городке, в клубе художников на завтраке, устроенном в честь памяти Тараса Шевченко, в Зимнем дворце. Путешествие в северную столицу организовал для кобзаря известный российский ученый В.О.Козлов, к организации программы выступлений присоединился н. в. лысенко. Успех слепого рапсода был впечатляющим. Сила экспрессии, страсть и глубокое задушевное чувство имело сильное влияние на слушателей. Особенно запомнился петербургской публике концерт в помещении "Благородного собрания", перед которым предстал "слепой малороссийский бандурист Вересай, старик 68 лет, среднего роста, на голове ни одного седого волоса, только борода казалась поседевшей, ... бывший крепостной, одетый в малороссийский кафтан, подпоясанный красным поясом. Бандура на вірьовочці через спину...". В переполненном зале более 700 человек слушали пение кобзаря Лабзи, вступительное слово к которому о значении украинских народных дум произнес профессор Петербургского университета О.Ф.Міллер. "Певец при пении дум будто священнодействует... Вересай, видно, замечательный исполнитель", - сообщала пресса. По приглашению профессора О.Ф.Міллера, который читал великим князьям лекции по народной словесности, как живая иллюстрация Остап Вересай попал в царский дворец. За исполнение украинских исторических дум и песен с рук князей кобзарь получил табакерку с дарственной надписью. По дороге домой после триумфальных концертов Остап попал в Прилуках в тюрьму за выполнение социальное обостренной песни "Нет в мире правды". Такие аресты были не новостью для кобзаря, и на этот раз певца спасла табакерка, которую с тех пор он шутливо называл своим "пачпортом".

Была в жизни кобзаря и незабываемая символическая встреча с Кобзарем "братом Тарасом". Т.Г. Шевченко посетил старого О.М.Вересая в Сокиринцах и подарил ему свой "Кобзарь", собственноручно написав: "Брату Остапу от Т.г.шевченко".

Долго не решался, несмотря на все уговоры друзей-фольклористов, старый кобзарь стать мастером, взять в науку юношей. Только на склоне жизни Остап Никитович взял к себе учеников: Василия Бублика с Никонівки, Ярохтея и Даниила Ангела с Березовки, Антона Негрія с Калюжинець. Первые ученики почти все рано умерли, но впоследствии "школа" пополнилась, кобзарское искусство не исчезло, не прекратилась традиция.

Умер народный певец в апреле 1890 года. Провожали его в последний путь всем селом, укрыв могилу живыми цветами и поставив скромный дубовый крест с надписью "Остап Вересай. 87 лет от роду". Дорога до этого дорогого для сознательных украинцев места никогда не забывалась. "Последний певец казацкой прошел-шестые", став легендой при жизни, остался навеки на родной земле. Впервые к могиле Остапа Вересая в Сокиринцах на собрание, приуроченное к 50 годовщине со дня смерти кобзаря, собрались ученые Института украинского фольклора АН УССР, писатели, общественность Черниговщины весной 1940 г. С тех пор празднования юбилейных дат, связанных с жизнью и деятельностью О.М.Вересая, стало традиционным. Кобзарю посвящены многочисленные научные исследования украинских и зарубежных ученых, энциклопедические справки, прозаические и поэтические строки, сохранились записи текстов співаних ним дум, созданы портреты. 1959 г. в Сокиринцах основано комнату-музей Остапа Вересая, а в 1978-м ему установлен памятник. Долг современников - сохранить и продолжить эту важную традицию: ради возвращения к чистым неза-мулених источников, утверждение духовности, любви к родной земле.

 

Использована литература:

· 100 выдающихся имен Украины. - К., 2000.