Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Коцюбинский "Тени забытых предков". Прославление светлого здоровой жизни, которое находится в постоянной гармонии




В течение 1910-1913 гг. Михаил Коцюбинский побывал в "украинских Афинах" - так в шутку называл село Криворивню на Гуцульщине. Писатель увлекался этим краем: "Я с головой погрузился в Гуцульщину... Какой оригинальный конец. Какой необычный сказочный народ!" Очаровала его не только удивительная природа, но и люди - талантливые, гордые, мужественные и красивые.

Где только не побывал писатель, воображением своим перенося i нас в зеленые долины, бурный Черемош. Вместе с ним с восторгом смотрели мы, как кружатся в танце молодые легкие с живыми разноцветными цветами, и у девушек - цветы в косах. А вот расцветает зеленая отава царинок, то вдоль Черемоша плывет разноцветный поток святочно убранных гуцулов. Писаны безрукавки, чересы и табивкы, проволочные запаски, черлені платки - все с особой теплотой и любовью описано Коцюбинским.

Природа. Ее тайны. Это целый мир, со своими законами... Незабываемые дни, проведенные М.Коцюбинським в Криворивне среди еловых лесов и гомінливих рек Гуцульщины, побуждают писателя создать прекрасную песню о волшебном мире природы, о самые светлые человеческие чувства - повесть "Тени забытых предков", которая является одновременно образцом мастерского использования богатейшей сокровищницы народного творчества.

Как и в сказках, легендах, преданиях, так и в повести М.коцюбинского оживают лес, горы, Черемош, необычные герои. Оживает сказка. Сказка добра и зла. Сказка любви и ненависти. И этой сказке нет ни начала, ни конца. Здесь горы, долины, потоки рек, леса и люди, гуцулы со своими обычаями, верованиями, поверьями, со своими народными символами.

Фольклорными источниками прекрасной повести стали и собственные наблюдения Михаила Коцюбинского, и монографии Онищука А. и Шухевича В., фольклорные сборники. Гнатюка.

"Тени забытых предков" дышат народным творчеством. Уже с первых страниц повести мы попадаем в атмосферу древних верований гуцулов в добрые и злые силы. Радость от рождения ребенка тут же заступает грусть: беспокойство ребенка мать объясняет подменой. "Наверное, баба при родах не обкурила где-то дома, не засветила свечи и ей подложили черт", - рассуждает женщина.

Жизнь гуцулов настолько окутано сказочностью, пропитано верой в тайные силы, что даже малышня знает, что на свете есть Бог и черт, что есть вещи и явления, которым надо поклоняться, и есть такие, что их надо бояться.

Представление о чистой и нечистой силы, о добро и зло не исчезают и во взрослом возрасте. Они набирают других форм, другое воплощение. Не всегда они могут объяснить свои поступки, действия, явления природы, но они убеждены, что это должно быть именно так. Хотя бы взять древний обряд разжигания огня, во время которого не разрешалось отвлекаться, ибо тогда добрые силы отвернутся, а злой дух возьмет верх.

Свято придерживаются пастухи неписаного закона, что "живой огонь - костер в долине, которая не должна погаснуть целое лето. Потому что именно огонь - защитник от всего дурного.

Фольклорная стихия - не только мерило повести, ее основа, но и помощь автору в создании образов.

Как прекрасная поэзия предстает перед нами любовь Ивана и Марички. Из древнего обычая кровной родственной мести, вражды родов и начинается история этого чувства. Чистого, как небо после летнего дождя, палящего, как лучи весеннего солнца... И не суждено молодоженам счастья: в бурном потоке погибла Маричка, а через несколько лет, не звідавши счастье с Палагною, с тоски по первой любовью умирает Иван.

Рисуя чистую любовь, Коцюбинский отыскивает его источники в таинстве природы, детьми которой являются Иван и Маричка. Поэтому и любовь у них такая преданная.

Не оставляет без внимания автор обрядность горцев, в частности обряд погребения. Проникновенно изображает писатель в повести сочельник. Звучат в произведении фольклорные песни Карпат.

Большой художник назвал свою повесть своеобразно - "Тени забытых предков". То кто, или что является теми тенями... Возможно мифические существа, о которых идет повествование в повести. Можно согласиться, потому что это так близко к мировосприятия гуцулов и так далеко от людей других украинских земель, для которых обычаи и верования стали "тенями прошлого".

Повесть утверждает победу светлых сил над темными и эта проблема продолжает жить и сегодня. Она волнует нас, ведь с прогрессом человечества вперед не стало меньше зла. Наоборот, иногда кажется, что оно всесильно. И тогда хочется окунуться в тот сказочный мир писателя, проникнуться оптимизмом его персонажей, их умением приспосабливаться к жизни, видеть его красоту и несмотря на все жизненные неурядицы жить. Именно использование Михаилом Коцюбинским фольклорных источников наполнило повесть "Тени забытых предков" той силой, что дает вдохновение к жизни; правдой и тем очарованием, которые помогают понять, что грусть мимолетная. Так, силой, правдой, очарованием, которые неизменно прячет в своей глубине сокровищница народной души.

Но показывая быт гуцулов, воспевая сказочную природу Карпат, Коцюбинский интересуется всем: и родовой местью, "которая спрятана среди гуцулов", и инструкцией питомцев, что дает старым какое-то время пожить беззаботно, и свободная любовь... Родовая месть. Не раз звучали трембиты о смерти на дворе гуцула. Это сошлись на узкой дороге два рода: Палійчуки и Гутенюки. Снова пролилась горячая кровь, снова злость закипела в груди и слепила глаза. Горячие, задорные гуцулы во вражде, свободные в любви.

А в долине, высоко в горах живут нявки, в скалах прячется леший. Хорошего дня выходят из воды на берег русалки, чтобы петь песни о потоплеників, и сушат свое бледное тело на камни.

Вместе с героем повести Ванечкой читатель побывает среди овцеводов и узнает об их быт, обычаи, послушает гуцульские коломыйки. "Вот высокий ватаг, словно дух долины, обходит с огнем стоїще. Лицо у него уважительное, как у жреца, ноги стоят щедро и широко... Он сердцем слышит ход долинный, далекое дыхание стада, дыхание весны, вздохи земли". Все в жизни гуцулов возвеличене i воспетый писателем, вимальова не в деталях.

Песней, думой, легендой, волшебной сказкой называют эту повесть, ибо источник ее - из гуцульской жизни, из глубин народной песни, легенды, сказки.

С первых страниц мы погружаемся в мир народных преданий и верований. Малый Ваня живет среди таинственных рассказов о леших и нявок. В скалах есть злые духи, а в реках - русалки. Веселый чугайстер подарил ему песню, которую он так долго искал. Ваня разбирается в травах: одомен, підойшла - это целебно зелье. Маричка обращается к гадалке и носит на теле чеснок, наговорений ней. Мир народных обычаев, легенд, верований, народной медицины - это стихия, в которой любят, поют, умирают, живут гуцулы. А такое слияние с природой, когда ты i полонина, Черемош, біланя i голубаня - единое целое, это от народного мировоззрения, от народного мировосприятия.

"Тени забытых предков" -- дума про добро и зло, любовь и ненависть. Извечное стремление человека к красоте, любви, добра. И на пути всегда злые силы, земные и небесные. Песней переплелись они в жизни Ивана, главного героя повести М. Коцюбинского "Тени забытых предков".

В сказочный, волшебный мир природы покатился он зелеными царинками, маленький и белый, словно банька одуванчика. Встретили его горы своим синим дыханием, песни веселого чугайстра. Но печальные черные ели нашептывали ему о господстве нечистой силы, русалок, нявок, щезника. Не раз содрогалась душа Иванкова от этих рассказов...

Да и в мире людей не легче. Родилось в семье Палийчук двадцать детей, а в живых остались только пятеро. Не раз звучала трембита, повествуя о смерти в господе Палийчук. И отец и брат погибли от рук вражеского рода. Знала ненависть дорогу и к сердцу Иоаннова. Не раз хватался за папину топорик в желании отомстить родовые Гутинюків. И страшные минуты слепой злобы растопили глубокие матовые черные глаза Марички. То была большая и единственная песня жизни Иванково, потому вквітчала все полонины своими спеванками об их любви Маричка, а с кружевные дудки Иванка "с горы на гору, с текучка на поточок пухала коломийка, такая легенькая, прозрачная, что слышишь, как от нее за плечами треплют крылышки..." То же невмоготу было жить Иванкове, когда погибла Маричка.

Этой светлой силе любви противопоставлены чувства Палагны и Юрка. Не прячась ни от кого, изменяет она Ивану i становится любаскою Юры. Да и он, спізнавшись с нечистой силой, олицетворяет зло, темную сторону жизни.

Погибает Иван, очарованный нявкою. Зло побеждает. Но смертью своей он утверждает бессмертную силу любви. Заключительная сцена повести является еще одним тому утверждению. Победу сил жизни над смертью мы видим в последних строках произведения. Ими писатель завершает размышления о силах добра и зла, ненависти и любви.

Произведение имеет глубокое фольклорное корни, питает творческое воображение художника. Повесть излучает свет народной фантазии, к которой всегда были чувствительны украинцы. Фольклорные образы участвуют в событиях, влияющих на жизнь людей. В духе лучших традиций изображено чистое, глубокое чувство любви, которое бывает один раз в жизни. Иван и Маричка имеют родственные, незглибимі души, которые неудержимо тянутся друг к другу, ибо только в единстве находят свою гармонию. Тоскливый голос трембиты сопровождает их любовь от рождения до рокового финала. Это чувство с самого начала обречено на трагедию, потому что оно больше и сильнее по жизни. Песни так и льются из сердца Маши. Иван же воспевает душу игрой на флояре, потому что одних только слов мало, чтобы выразить красоту и силу любви. "Маричка обзивалась на игру флояры, как самочка до дикого голубя - співанком. Она знала их множество. Откуда они появлялись - не могла бы рассказать". То были частушки - любимый поэтический жанр гуцулов, что показал одаренность и духовную красоту этого народа. Иван и Маричка занимаются любовью на лоне одухотворенной природы, слившись с ней в единое целое. I таинство природы, и таинство любви воспринимаются в неразрывном единстве. Но природа вечна, а в человеческой жизни все имеет свое начало и конец. I волшебный окружающий мир полон не только добрых духов, а злых сил, которые вредят человеку, забирают у нее самое дорогое. Иван и Маричка доверили природе свою тайну, а она безжалостно вынесла жестокий приговор их любви, наславши беде наводнение, которое унесло девушку в другой мир, где мрачными призраками блуждают тени предков. А может, тот мир лучше этого? И все равно там нет милого... И с того момента жизнь теряет для Ивана всякий смысл. Он еще держится за него, даже женится и находит утешение в хозяйстве, но уже не жизнь, а его жалкое подобие. Повседневные заботы о животных заменяют Ивану песни и любви. Поэтому не удивительно, что он становится легкой добычей нечистой силы. Человек, которая отреклась от духовной жизни, перетворюєть ся на игрушку в руках жестокой судьбы. Писатель широко использует поверье и образы украинской народной демонологии. Видимо, не случайно Иван не может разминуться с демонскими существами: одна его соседка - ведьма, что постоянно вредит скоту, другой сосед - злой колдун, который соблазняет Палагну, а Ивана лишает здоровья, воли, интереса к жизни и, в конце сводит его со света. Кажется, несчастный человек с готовностью идет навстречу смерти, ибо она является ему в дорогом образе далекой возлюбленной. В глубине души Иван осознает, что то не Маричка, а нявка водит его лесом. По народным поверьям, мавками становились некрещеные дети или молодые утопленницы. И Иван забывает об осторожности. Он так счастлив слышать милый голос Марички, чувствовать тепло ее тела, видеть милое лицо, что не боится уже ничего: "Все его хлопоты и заботы, страх смерти, Палагна i вражеский мольфар - все куда-то исчезло, все одлетіло, как будто никогда ничего такого не было. Неунывающая молодость и радость снова водили его по сих безлюдных водах..." Иван даже спасает русалку от чугайстра, пускаясь с ним в такой неистовый танец, который может быть только передсмерт ним... Голос Марички сводит его к бездне, где заканчивается мученическую жизнь на этом свете, чтобы продолжиться в другом, где уже не будет разлуки с любимым, где их души соединятся навечно...

В духе фольклорной традиции Коцюбинский мастерски сочетает реальные картины с народными выдумками. Героям повести не суждено было счастье, однако их любовь бессмертно и сильнее смерти. Поэтому в трагической развязке произведения звучит оптимистическая нота. Писатель не только вводит читателя в поэтический, таинственный мир верований наших предков, но и побуждает к философским размышлениям о любовь и ненависть, окрыленность и бездуховность, добро и зло, прекрасное и презренное в человеке. Это произведение глубоко национальный, полон яркого народного колорита, высокой поэзии чувств, которая объединяет современных украинцев с их далекими, незабываемыми предками.

 

 

Использована литература:

1. Украинская и зарубежная литература. Пособие. - К., 2001.

2. Хрестоматия. Украинская литература. - К., 2002.

3. Яневский И.В. Вершины украинской литературы. - К., 1989.