Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 60-90-х годов ХХ века
Борис Ильич Олейник (Род. 1935 г.)
Жизненный и творческий путь
Знаковая фигура Украины конца XX - начала XXI веков, поэт, общественный деятель, академик Национальной академии наук Украины (1990 p.), лауреат Государственной премии СССР (1975г.) и Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко (1983 г.), Герой Украины (2005 г.).
Борис Олейник - автор более 40 книг, стихов, эссе, статей, которые печатались в Украине, во всех республиках СССР, перекладались русском, чешском, словацком, польском, сербском, румынском, итальянском и других языках. Лауреат всеюгославської премии «Рыцарское перо».
Борис Ильич Олейник родился 22 октября 1935 г. в с Зачепиловке Новосанжарівського района Полтавской области, в семье служащего. Отец погиб на войне, матери приходилось тяжело работать, чтобы прокормить семью.
Когда мальчик был в пятом классе Зачепиловского семилетки, в новосанжарівській районной газете «Ленинским путем» было напечатано небольшое стихотворение.
1953 p., после окончания школьного обучения, поступил на факультет журналистики Киевского университета имени Т. Г. Шевченко, а уже в 1958 г. начал работу в редакции газеты «Молодежь Украины».
Профессиональная и литературная судьба Бориса Олийныка пересекается с журналом «Утро», журналами «Отечество» и «Днепр». Он работал также в редакции серии «Романы и повести» издательства «Днепр», заместителем председателя правления Киевской организации Союза писателей Украины (СПУ), секретарем правления СПУ и Союза писателей СССР, одновременно плодотворно занимаясь поэтической, литературно-критической и публицистической деятельностью.
Одиннадцать лет Борис Олийнык возглавлял парторганизацию СП Украины и гордится тем, что за эти годы никто из его коллег-писателей не был исключен из ее рядов и тем более посажен за решетку. В мае-июне 1986 г. одним из первых побывал в Чернобыле, в зоне, откуда вел репортажи на ЦТ СССР и Украины. Того же года выступил со статьей в «Литературной газете» (Москва) «Испытание Чернобылем», в которой разоблачил преступную деятельность временщиков.
Его жизненным кредо является самоотверженность и целеустремленность.
Как это нередко бывает в энергичных мыслящих натур, дебютировал Борис Олийнык не в литературе, а в журналистике. Его художественное признание началось с журналистского очерка «За Северским Донцом», вышедший отдельным изданием в 1959 г., а первый поэтический сборник «Бьют в крицу кузнецы» увидела свет в 1962 г.
Как вспоминал сам поэт, поэзия - это его первая любовь, журналистика - вторых, а политикой Борис Ильич начал заниматься по несчастью. Дело в том, что каждому писателю довелось ощутить национальные проблемы на собственной шкуре. Поэтому так много художников слова занялись политической деятельностью.
Имя Бориса Олейника появилось на страницах республиканской прессы в середине 50-х pp. Пора его первых литературных попыток пришлась на то время, когда в советском писательстве, - поэзии, прозе," драматургии, - все интенсивнее развивались творческие искания, обусловленные новыми процессами в жизни, в частности подъемом гражданской и творческой активности советских людей.
В то же время на первых порах в воображении поэта творчества ощущался недостаток философской глубины и разносторонности во взгляде на мир, свободной раскованности и естественности в лирических раздумьях над событиями и явлениями современности. С этой точки зрения уже его сборника «Выбор» (1965 г.), «Круг» (1968 г.), «Эхо» (1970 p.), «Движение» (1973г.), что представляют собой идейно-тематическую и композиционную цельность, показали более высокий уровень поэтической содержательности и мастерства.
Борис Олийнык принадлежит к поэтам, которым повезло по жизни: их выдавали активно, охотно и часто ежегодно. После дебютного сборника стихов вскоре появилась следующая - «Двадцатый вал» (1964 г.), а дальше развернулся настоящий «поэтический сериал» (если мыслить и оценивать написанное поэтом сквозь призму нынешних реалий), в котором выделяются книги «Стихи» (1966 p.), «На линии тишины» (1972 г.), «Мы знаем, для чего жить!» (1974 г.), «Гора» (1975 p.), «Истина» (1976 г.), «Седая ласточка» (1979 г.) и «Судьба» (1981 г.), «Поэмы» (1983 г.), «Мера» (1984 г.). в 1985 г. вышли в свет «Избранные произведения» (в 2-х томах).
В начале июля 1988 г. на XIX конференции КПСС в Москве Борис Олийнык, остановившись на сталинском терроре 1937 p., совершенно неожиданно для присутствующих завершил эту тему так: «А поскольку в нашей республике гонения начались задолго до 1937-го, надо выяснить еще и причины голода 1933-го, который лишил жизни миллионы украинцев, назвать поименно тех, по чьей вине произошла эта трагедия».
После неоднократного пребывания на фронтах Боснии-Герцеговины написал эссе «Кто и с какой целью сатанізує сербов? », которое вышло в Югославии отдельной книгой на русском и сербском языках. Когда начались бомбардировки, прибыл в Югославию. Написал эссе «Кто следующий?».
На грани гострополемічних 80-90-х гг. увидела свет не менее полемическая сборник стихов и поэм «Поворотный круг» (1989 p.).
Четкость развертывания лирической темы характерна и для таких циклов, как «Сковорода и мир», «Опыт», «На линии тишины», «При гончарном круге. Олесю Гончару» , «Седое солнце мое. Памяти матери». А сила таланта Бориса Олийныка с особой полнотой и многогранностью оказалась в области пространных поэтических форм, прежде всего поэмы. К этому жанру художник, который постоянно испытывал потребность в расширении диапазона и масштаба поэтического мышления, обращался и обращается на протяжении всего художественного пути. Он написал поэмы «Дорога», «Движение», «Судьба», «Урок», заметным интеллектуально-духовным явлением стали поэмы «Заклинание огня» (1978 г.), «В зеркале слова» (1980 г.), «Дума о городе» (1982 г.), «Семь», «Пришествие» (обе - 1988 p.). Художественную и морально-философскую сущность поэм Б. Олейника проникновенно сформулировала С. Йовенко на материале поэмы «Урок», отметив, что это «философское постижение подвига решающего поступка жизни, готовности к жертвоприношению во имя непоганьбленої доверия и веры в человека». В его поэмах щедро воплотился талант и взгляд художника-публициста, публицистической интерпретации событий, реалий и явлений окружающей действительности. Этот жанр раскрыл незаурядный масштаб мышления поэта, его тяготение к лирико-онтологических обобщений и художественного летописания.
В чем же тайна Олійникового стихотворения? Особенностью поэтической палитры художника является умение взглянуть на проблему нетрадиционно, глубоко полемически. Для поэта становится творческим принципом сочетание героического и будничного, высокого и обыденного. В «Притяжении сердца» он говорит:
Земное притяжение можно побороть,
Притяжение сердца-не дано збороть!
Его творчество способствовало переборенню в поэзии 60-х годов тенденций, таких как абстрактный космизм и «глобальность», нередко лишенных более конкретного жизненного содержания.
Олейник отстаивал в поэзии «права гражданства» - таких признаков, как жизненная конкретность, предметность слова, в конце концов, тот же принцип «притяжение сердца». Он убедительно выступал против шаблонных «романтических», а по сути риторических и пустых слов о величии труда и одновременно метко указывал на источники романтики настоящей, той, что идет от живой жизни, а не от экзотических призраков:
Синяя птица не в мареве Атлантики,
И не в экзотическом Коломбо...
Косят рожь уставшие романтики
В неромантичных робах.
Возьмем «бродячий» сюжет подвига и наказания Прометея. Поэт вносит в традиционную трактовку темы рассказ о практические общественные последствия этого явления:
Мы славим в одах очаг святое,
И всех пускать к нему нам еще рано:
Ведь огонь, Прометей похитил,
Сжег некогда великого Джордано!
В своих произведениях Б. Олейник использует такие жанры, как сказка, легенда, миф, притча.
Очень часто чувствуется стремление поэта приблизить нравственно-философские проблемы в повседневной жизни.
Для творчества Б. Олейника характерна притчевость. Поэт прихотливо прорабатывает композицию каждого произведения, удачно используя форму стихотворного інакомовлення для решения актуальных идейных задач. Поэту притчи - это в основном художественные размышления о человеке в системе ее исторически-социальных связей, об приобретенные предыдущими поколениями нравственные уроки, которые входят в духовный мир современности и обогащаются ее опытом.
Сложная морально-этическая проблема связи природы и человека рассмотрена в несколько сказочной поэме «Крыло». Поэт, размышляя над поступками ворюги, что уничтожил журавля и тем самым убил небо в душе человека, описывает попытки этого «героя» убежать от страха за свою жизнь. Конкретными бытовыми деталями поэт подчеркивает моральную глухоту, слепоту и низость человеческой души вора.
И наглухо закрыты двери, окна, крепкие ворота в этого алчного хозяина. И никуда не убежать, потому что он
...такое совершил,
Что и статьи в кодексе нет,
По которой судили бы мы тебя.
Ты же святое - небо, - дядя,
Убил.
А это уже выше человеческого суда.
К 1500-летию Киева поэт написал поэму «Дума о городе». Произведение этот исторический, автор обращается к жизни Киевской Руси, тех нелегких времен, когда наши далекие предки основали город на приднепровских холмах. И, вчитываясь в чеканные, афористично ограненные строки «Думы...», убеждаемся: весь «материал» истории охватывается взглядом нашего современника-патриота, певца братства народов. Речь поэта лаконичная и торжественная:
... есть гора.
И град в велелюдді.
Вслушиваюсь: дышит.
Значит, он растет.
Когда же растет, не только есть - пребудет,
Пока Врата Золотой грудь
Приголубит братства источник святое!
Ценная черта творчества Бы. Олейника - концептуальность в подходе к важнейшим социальным темам и художественных проблем. Еще одна вечная тема - отношение к человеческому труду. Ведя речь о честный и добросовестный труд, он в стихотворении «А люди идут...» прославляет «царицу Работу», стародавнішу за «богов и царей». Соответственно и образ ее в авторовій интерпретации будто образует концентрические окружности, охватывающие большие пространственные и временные «массивы», то распространяясь к измерениям общечеловеческих, глобальных, то сводясь к конкретному кусочку земли и конкретного человеческого «мы». И при всей глобальности этого концептуального образа автор подчеркивает социально-классовых его измерениях, говоря о современной «царицу Работу», которая берет свое начало от «рубикона Невы», - теперь перед ней открытое счастливое будущее:
Мы звершим Работу!
На радостное новоселье
Новые поколения войдут в новый День.
Неизменно красным лишь будет высокое
Парус, Ибо кровь коммунистов
Цвета не миня..
В сутки выдающихся научно-технических открытий Олейник стремится сказать благодарное слово о человеке, способную прокладывать дороги в космос и в то же время как можно глубже укореняться в родной грунт, в исторический опыт народной жизни. Если Е. Межелайтіс в цикле стихов «Человек» уславлював своего современника на фоне целой планеты, то автор «Притяжение сердца», не отрицая такой поэтической концепции, вместе с тем переносил акцент на конкретику будней, на невзрачный ежедневный труд земледельца и ученого, сталевара, врача, учителя. Пытаясь исследовать такое понятие, как счастье (этим словом назван один из ранних его стихов), поэт наряду с достижениями космонавтов («Лучшие песни - героям, и цветы самые лучшие - им») высоко ставит труд и конструктора ракет, и тракториста, что «плугами листает рахманні скибы» земли.
1990 г. в духовно-интеллектуальном развитии Бориса Олийныка состоялось важное событие - был избран действительным членом (академиком) НАН Украины. Этим еще раз определена его значимость в научном мире.
Избирался депутатом Верховных Советов СССР и Украины. С группой народных депутатов различной политической ориентации создали народно-патриотическое объединение «За Украину!».
В начале XXI века вышла его сборник «Стою на земле» (2003 г.).
Основным объектом авторских исследований в творчестве Бориса Олийныка является человек, и вполне закономерно, что мотивы «человек и его призвание», «возвышенное и земное в человеке», «человеческое начало и достоинство», «человек и его честь» встречаются в произведениях поэта разных периодов. Лирика Б. Олейника преисполнена пафосом гуманистических и людинознавчих начал.
Поэзия Бориса Олийныка стоит на принципах украинской художественной классики и на фольклорных традициях. Среди жанров, которые поэт разрабатывал и активно использовал, выделяются притчи, песни, баллады, вальсы, оды, послания, посвящения, лирические циклы, поэмы.
К наиболее проникновенных, самых драматических произведений Бориса Олийныка относится напечатанный в сборнике «Заклинание огня» лирико-философский цикл «Седое солнце мое», обращенный к образу матери, проникнут большим уважением к ее жизни-подвига. Произведение преподносит невыразимую устойчивость материнской души и безграничность материнского сердца, исполненный боли за те страдания и испытания, которые выпали и выпадают на долю матери. В шестой поэзии этого цикла (« Поговорим, мать...») художник прибегает к обобщениям, подчеркивая национальной глубинности материнского естества:
Говорила ты мало.
Делала много.
И - хорошо.
Пока мы пересіємо, виполеш молча осот -
И земля из-под твоего рукава
молоділа, зугарна.
И зачем тебе, действительно, ощипанных слов околот,
Когда каждый стебелек твоим
перекроплена потом.
И чего бы тебе, наконец, хвалить на людях народ,
Как сама ты была от корней до кроны -
народом!
Значительную часть своего творчества посвятил Борис Олийнык теме матери, он создает трогательный и нежный образ своей матери, этот образ кажется близким всем читателям, нас не оставляет равнодушными то чувство искренней сыновней любви и благодарности, которым наполняет автор.
Лирический герой поэзии «Мати сіяла сон» увлекается душевностью и трудолюбием родной матери. Мать для него - солнце: «Я несу его в мир, чтобы не только мне, чтобы и вам солнечно».
«Песня о матери» - едва ли не самая известная поэзия Бориса Олейника из тех, что потом стали песнями, звучит она совсем как народная. В поэзии «Иметь» в нескольких простых словах поэт выражает всю свою уважение и почитание, понимание того, как много делает обычная женщина, воспитывая детей, для развития народа, человечества вообще:
Остановитесь, поэты! Ждите, не надо... Мать вышла на крыльцо и смотрит в небо. Мать очень высокая, более древняя ед космоса. На плече у нее радуга гнется коромыслом.
С глубокой силой раскрыта тема любви к матери в указанном цикле, который поражает яркостью образа лирической героини и афористичностью: «Умирают матери, и не умрет никогда Иметь». В заключительном стихотворении цикла поэт прибегает к метафорических средств, чтобы воспеть бессмертие матери (а значит, и бессмертие рода), называет ее «вечной зарей».
Но поэтическим шедевром по праву можно назвать «Песню о матери», которая начинается такими словами:
Посеяла людям лета свои літечка рожью,
Убрала планету, послала тропам спорыша,
Научила детей, как на свете по совести жить,
Вздохнула полегко - и тихо пошла за границу.
Поэт вводит в свое стихотворение диалог, который помогает создать еще большую атмосферу простоты и искренности, в которой дети и внуки общаются с матерью, уговаривая его не уходить. Так заканчивается эта поэзия:
Она улыбнулась, красивая и седая, как судьба.
Махнула рукой - взлетели ввысь полотенца.
«Оставайтесь счастливы», - и стала задумчивым полем
На целую планету, на все поколения и века.
Тема символического бессмертия, которую поднимает Борис Олийнык в этой поэзии, разработана по-новому: поэт будто напоминает читателям, что можно достичь не только шедеврами искусства или научными открытиями, но и добрыми делами. Так, мать навсегда остается бессмертной в своих детях, становясь «задумчивым полем на целую планету, на все поколения и века».
Еще одна вечная тема, разработанная поэтом, - тема хлеба. Сколько жизней уместилось в таком большом и таком маленьком слове «хлеб»! Сколько вложено в него энергии, мыслей, мудрости, честности и одержимости! Метко об этом сказал Борис Олийнык в стихотворении «В оборону хлеба»:
Нас звал хлеб на доброе, честное дело
К братскому, трудящегося коша,
Мы в нем чтим не только тело,
В нем народная светится душа.
Однако поэт переносит понятие «хлеб» в разряд философских категорий, одновременно касаясь проблемы воспитания подрастающего поколения... И тогда понятие «хлеб» олицетворяет понятие «жизнь».
Многогранное творчество Бориса Олейника привлекает не только читателей, но и деятелей искусств. На его стихи написано множество песен, которые считаются народными, создано оперу. По произведениям Б. Олейника 1981 г. в Киевском театре поэзии шел спектакль «Заклинание огня», 1987 г. в Киевском драматическом театре им. И. Франко - спектакль «Память». Поэт выступил соавтором киносценария многосерийного фильма о Тарасе Шевченко, поставленного на Киевской киностудии художественных фильмов.
|
|