Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ФРАНКО
Поэма "Моисей"




Поэма "Моисей" - вершинное произведение Ивана Франко, краса и гордость отечественной литературы. Это глубокое философское произведение о будущем украинского народа, о взаимоотношениях вождя и народа в процессе настойчивого искания "обетованной земли", о предстоящих силы масс, способных выдвинуть из своей среды в процессе революционного движения предводителей, которые приведут к победе.

Поэма писалась одним дыханием, на большом творческом подъеме. Этому в значительной мере способствовали тогдашние революционные события, что живо-творною силой вдохновляли мнению поэта. Положенная в основу произведения библейская тема, по-своему переосмысленная Франком, приобретает актуальное значение: в старые религиозные образы и картины Франко вложил новый революционный смысл, глубокую философскую мысль.

В предисловии к произведению I. Франко писал, что основной темой поэмы он сделал смерть Моисея, как пророка, не признанного своим народом. Конфликт Моисея с народом коренится не в эгоистических стремлениях его как вождя и пророка. Моисей - воплощение безграничной доброты и преданности своему народу:

О Израиль! Если бы ты знал,
Чего в сердце том полно!
Если бы знал, как люблю тебя,
Как люблю несказанно!

Но уставший, физически и духовно, народ становится жертвой провокации Моисеевых врагов - Дафана и Авирона, - зневірюється в целесообразности похода, превращается в толпу "номадов ленивых". Это приводит к столкновения Моисея с народом, а дальше и до полного разрыва с ним. В конфликте с народом - трагедия Моисея как пророка. Демон уныния Азазель отравляет его душу сомнениями, вырывает из нее отчаянный крик: "Обманул нас Иегова!" За уныние эту Моисей был наказан: он умер на пороге земли своих предков, увидел ее, но не вступил на нее.

И безграничная преданность своему народу не пропадает даром. Смерть одинокого изгнанника - Моисея - поднимает народ до нового похода во главе с "князем конюхов" - Иегошуа - i продолжения своего нелегкого пути, потому что счастливое будущее уже близко. Ничто не в силе остановить победное движение народа, потому что народ является творцом истории, ему чужд всякий застой, топтание на месте. Эту философскую мысль I. Франко развивает во всей поэме. Именно поэтому он делает народ главным героем своего произведения.

Таким образом, поэт показал, что вождь народа не может иметь никаких шатаний и сомнений в справедливости избранного им пути. Неверие в силы народа, даже мгновенная уныние - преступление, которое заслуживает наказания.

Моисей предан своему народу, беззаветно любит и борется за его освобождение, но на минуту он ошибся в своей вере. За это потерпел жестоко го наказания. Вождь должен быть цельным человеком, быть всегда со своим народом, верить в его силы.

Поэма "Моисей" стала любимым произведением революционной молодежи как на Украине, так и в России.

Даже во времена полного разочарования, когда казалось, что никакого просвета в жизни уже не будет, Франко снова и снова становился к борьбе. Силу ему возвращало все то же чувство любви к человеку и высокой ответственности перед трудящимися, общественная работа в их пользу.

Как "Моисей" Микеланджело - один из величайших произведений мирового искусства, так и одноименная поэма I. Франко - уникальное явление не только в украинской, но и мировой литературе.

Написанный в период подъема революционного движения в России и в Украине "Моисей" стал важной вехой в творчестве Каменщика, раскрыл новые грани его поэтического гения, с большой силой показал глубокую веру Франко в неисчерпаемые силы народа и светлое будущее своей отчизны.

Франко стремился не только выразить свои взгляды на прошлое родного народа "замученного, разбитого", а направить его на активные действия, на получение человеческих прав. Эта мысль является основной философской сентенцией произведения. Она нашла идейно-художественное воплощение в прозе.

Поэма "Моисей" поднимала важные проблемы, которыми жило украинское гражданство во времена революционного подъема: рост сознательности трудящихся масс и их историческая роль, преданное служение народу, общественная роль слова; мобилизующее значение смерти героя; прогресс народа. Произведение пробуждал в народе моральные силы, политическое сознание, революционный дух.

Тему и идею ясно определяет пролог. Поэт выражает глубокое сожаление по поводу того, что украинскому народу, разобщенном Австро-Венгерской монархией и царской Россией - суждено было нести безмерные страдания, а также твердое убеждение, что все жертвы, лишения и мучения не пройдут даром. По мнению и. Франко, освобождение украинского народа и воссоединения его в единственном свободном государстве может произойти вместе с освобождением других народов.

Выбрав за основу библейскую легенду i, согласно своего замысла, изменив ее, I. Франко нарисовал в образе Моисея вождя, самоотверженно служит народу, любит свой народ, и посвящает себя борьбе за его будущее. На пути к высокой цели препятствуют ему мелкие людишки, которые считают, что цель не великий идеал, а скудную личную пользу, пытаясь демагогически склонить к этому массы:

Среди них Авирон i Датан
Верховодят сегодня.
На пророческие слова, - их одвіт:
"Наши козы голодные!"

Дафан и Авирон развенчиваются поэтом как "злые демоны общины", что стремятся отвлечь ее с выбранного пути, которым ведет Моисей. В образах Дафана и Авирона поэт разоблачает предателей революционного движения, реформистов и соглашателей. Словами Моисея он корит антинародную суть их демагогических заявлений, направленных в дни бунта на защиту спокойствия как "блаженнейшего состояния". В своей поэме Франко предостерегает народ перед "ошуканцями и дураками", раскрывает трагедию Моисея, который перестает быть настоящим вождем с того времени, когда подвергается сомнениям относительно правильности выбранного пути и окончательной победы. С глубокой симпатией передает писатель беззаветную любовь Моисея к своему народу и веру в то, что народ придет к ожидаемому счастью.

Уныние и шатание, размышления и отчаяние Моисея накануне новой жизни не могут удержать его в стороне победного движения, которого никому не остановить, потому что народ является творцом истории. Именно поэтому народ и выступает главным героем произведения. Хоть Моисей и оставил лагерь, народ выбирает из своего трудового среды нового вождя Иегошуа, "князя конюхов", способного подвести массы для победного боя. Мощным аккордом народной революции завершает поэму I. Франко:

А Иегошуа зично кричит:
"К походу! К оружию!"

Как видим, поэму "Моисей" впечатляют национальные и общечеловеческие проблемы. Это сочинение-размышление о будущем украинского народа, о взаимоотношениях вождя и масс в процессе борьбы за светлую жизнь, о могучие силы народа, способного выдвинуть из своей среды в процессе революционного движения поводырей, которые приведут к окончательной победе.