Известно, что поэзия и живопись тесно связаны между собой. Однако особенности каждого из этих видов искусства издавна интересовали теоретиков и любителей искусства, выливались в дискуссии о том, какой из них влиятельнее, сильнее. А известный художник Леонардо да Винчи пришел к выводу, что "живописи - это немая поэзия, а поэзия - красноречивое живопись". Не случайно в истории мировой культуры сочетание в одном лице живописца и поэта встречается часто. Очевидно, это судьба щедро одаренных творческих натур, которым тесно в рамках одного вида искусства. В таких творческих натур относится и Шевченко.
Природа щедро наделила крепостного сына не только поэтическим гением, но и талантом художника, которые никогда не изменяли ему, даже в часы страданий и тяжкой неволе. Для Шевченко рисование стало потребностью, выражением его творческого духа. В Шевченко объединялись и боролись вместе с тем поэт и художник. Про свою страсть к писанию и рисованию Кобзарь поведал в стихотворении "А.О. Козачковскому"
Долго то творилось. Еще в школе,
Таки у учителя - дьячка,
Хорошенько украду пятака -
Потому что я было чуть не голое.
Такое убогое - и куплю
Бумаги лист. И сделаю
Маленькую книжечку. Крестами
И узорами с цветами
Кругом листочки обведу.
Да и списываю Сковороду
Или "Три царіє со дары".
Исследовательница наследия Кобзаря З.Тархан-Береза подчеркивает, что поэтических произведений Шевченко до нас дошло более 240, а художественных - масляных картин, акварелей, сепій, офортов, рисунков - почти 1200. сама это количество свидетельствует о его глубокую влюбленность в живопись. Не случайно его произведения экспонировались на академических выставках, а за выдающиеся успехи в гравюре Шевченко было присвоено звание академика. Для Шевченко тема женской судьбы была сгустком крови, которая запеклась в его сердце. Даже названия произведений "Наймичка", "Ведьма", "Сова", "Слепая", "Марьяна-Черница" красноречиво говорят о судьбе героинь этих произведений. Как же воплощались образы женщин в малярной творчества Кобзаря? Вспомним встреча Екатерины - матери с офицером или же Ваню - поводыря с отцом - господином. Трагические по своему содержанию, глубокие по психологической мотивацией, эти сцены будто сливаются с живописным полотном. Исследователи живописного наследия Шевченко отмечают, что картину "Катерина" он написал в 1842 году. До появления "Екатерины" не только в украинском, но и в общероссийском искусстве не было произведения с таким острым и злободневным социальным сюжетом. Впервые героиней живописного полотна стал человек из народа - девушка-крепостная, жертва барской разврата, униженная и оскорбленная в лучших чувствах.
"Я нарисовал Екатерину в то время, как она попрощалась со своим москаликом и возвращается в деревню; в области под шалашом дедушка силить, ложечки себе струже, а она, сердешная, тиль не плачет ... а москаль дерет себе, только пыль лягались; собачка еще плохонькая доганя его и якобы лает. По одной стороне могила, на могиле ветряк, а там уже степь только мечтает. Вот эта картина!" (Т.Шевченко. Письмо к Г.С.Тарнавського от 25 января 1843 г.). Такого эпизода, который лег в основу живописного полотна, в поэме нет, как нет и образа деда. Поэтому считать картину иллюстрацией к одноименного поэтического произведения Шевченко нельзя. Это самостоятельное произведение на совместную с поэмой тему и построен в соответствии со спецификой изобразительного искусства.
Исследователи считают, что композиция картины построена с соблюдением установок академического искусства.
Она представляет собой равнобедренный треугольник (фигура Екатерины), вписанный в овал, в который входит изображение москаля - всадника, собачки, цариного деда, ствола и ветвей раскидистому дереву. Четко прослеживаются традиционные для академических композиций диагонали. Фигура знеславленої девушки - не только композиционный, но и смысловой центр произведения. Моделируемая теплыми красками, она резко контрастирует с силуетно изображенной фигурой москаля на лошади слева и затененной части картины. По сравнению с величественной фигурой Екатерины он выглядит мизерным, игрушечным. Такое изображение обусловлено не только требованиями перспективы, оно давало возможность художнику передать контрастность образов. Холодный, зеленовато-синий тон усиливает трагедию девушки - покрытки, ее грустное настроение. Бросается в глаза и сочувственный взгляд деда. Оторванная ветка на земле символизирует искалеченное молодую жизнь.
Стремясь к усилению эмоционального звучания произведения, автор поэтизирует героиню, заведомо приукрашивая ее. На девушке праздничная одежда: белая с длинными пышными рукавами рубашка, красочная плахта, красный фартук с украшенной венком головки спадают, развиваясь на ветру, длинные красные ленты.
Шевченко творил свою картину далеко от родной Украины, поэтому не имел возможности рисовать с натуры. Но национальную украинскую одежду девушки, характерный пейзаж придают картине выраженного национального колорита.
На мотив поэмы "Слепая" Шевченко выполнил карандашом и сепией одноименный рисунок, а также шесть набросков и эскизов. На рисунке "Слепая с дочерью" Оксана спит, положив голову матери на колени. Мать будто замерла, боится нарушить покой ребенка. Грусть, усталость, боль и тревога на лице женщины. Критики считают, что на рисунке внешность женщин (матери и дочери) изображен идеализировано. Реалистичнее слепую и ее дочь изобразил на эскизах, выполненных карандашом. В центре изображен героиню счастливой, но в фигуре ее есть что-то скорбное. На эскизе, выполненном сепией, мы видим горящие палаты, фигуры безумной Оксаны и ее матери. Еще один эскиз "Женщина на полу" имеет литературную основу. Считают, что он созвучен с поэмой "Марина", в которой изображена девушка - месницю.
Художники всех возрастов стремились воспеть природу, которая давала им силу и вдохновение. Шевченко будто был создан для того, чтобы выразить словом и красками всю красоту окружающего. Долгое время он жил за пределами Украины, но бредил ею, вспоминал родную Черкащину, Киевщину.
"... я хочу рисовать нашу Украину ... Я ее нарисую в трех книгах, в первой будут виды, то по красоте своей, по истории приметны, во второй теперешний человеческий бит, а в третьей историю ... В час будет выходить 10-ть картин" (Письмо Шевченко к О.Бодянського от 6-7 мая 1844 г.).
Шевченко - художник не компоновал свои пейзажи, а изображал пейзажи, которые видел перед собой. Именно поэтому в его рабочих альбомах мы найдем много набросков ветвей дерева, сорняков, домов, церквей.
По тематике пейзажные рисунки Шевченко 1843 - 1847 гг. можно разделить на две группы: рисунки, на которых изображены сельские пейзажи и пейзажи, на которых воспроизведены исторические и архитектурные памятники. Рисунки в основном рассказывают нам об убогой жизни Шевченкового семьи и всего закрепощенного украинского села ("Удовина хата", "Крестьянское подворье", "На окраине", "Дом у реки", "Дом над прудом"). Волшебная природа на рисунках, как и в событиях является контрастом к тяжелых социальных условий жизни народа. Особенно любимые пейзажные мотивы Шевченко - изображение живописных окрестностей и уголков сел, городков, тихих берегов степных рек, озер, урочищ и т.п. ("Наводнение", "Кладовка в Потоках", "Андруші", "Урочище Стенка", "Хутор на Украине", "В Вюнищі", "В Решетиловке"). Эти произведения полны настоящей поэзии, в них ласковая, мечтательная украинская природа нашла своего вдохновенного певца. Мастерской они и со стороны малярной техники.
"Если бы мне бог помог докінчить то, что я теперь начал, то тогда сложил бы руки и в гроб. Было бы с меня: не забыла бы Украина меня мизерного" (Т.Шевченко, письмо к М.А. Цертелєва). Одной из жемчужин украинской национальной графики есть "Живописная Украина". Это альбом офортов Шевченко. Офорт - это гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленим кислотами, а также печатный оттиск с такой гравюры.
Шевченко стремился выдавать по 12 эстампов каждого года, но из-за нехватки денег этот грандиозный замысел осуществить не смог. Удалось издать только один альбом, куда вошло 6 эстампов вместо запланированных двенадцати: "В Киеве", "Выдубецкий монастырь", "Судна рада", "Сваты", "Сказка", "Дары в Чигирине" (1649 г.). Вот офорт "В Киеве". На переднем плане - крутой берег Днепра, густо порос роскошными ивами, а внизу - Днепр, дымит небольшой пароход. На фоне природы люди: женщины одеваются после купания, играют дети на берегу, старенький дедушка оперся на трость, радуется, что может погреться на солнышке.
Надо вспомнить, что Шевченко создал галерею портретов. Среди них портрет помещика П.В.Енгельгарда, выполнен на достаточно высоком уровне. Перед нами гора человек, который знает себе цену. Одет во фрак коричневого цвета, из-под которого виден синий жилет, на шее элегантно связано лиловый шарф, выражение глаз самовлюбленный.
"Голова женщины" - произведение совершеннее. Считается, что здесь мастерски, средствами светотени смоделировано лицо, обрамленное красивыми гофрированными прядями кудрей. Однако в плане характерности образа это произведение уступает перед портретом П.В.Енгельгарда.
"Я начал рисовать акварельные портреты ... Я больше придерживаюсь Соколова - Гау мне нравится - притерно сладкий" (Т.Шевченко, "Художник").
"Портрет неизвестного" долгое время считался портретным изображением украинского писателя Є.П.Гребінки, и лишь совсем недавно, благодаря детальному изучению этого произведения, оказалось, что такая ошибочная атрибуция. Неизвестный изображен на портрете в фас, он сидит на стуле и внимательно смотрит на зрителя выразительными, немного унылыми глазами. Перед нами умная, серьезная и вместе с тем добрый, отзывчивый человек. Это первый портрет Шевченко, в котором человек изображен в сидячей позе. Впоследствии такая композиция в его портретной творчества получит распространение. Интересной деталью, что разнообразит композицию портрета, является изысканный жест опертой на спинку кресла руки в которой портретируемый держит чубук. Художник применил в нем разнообразные технические приемы: мельчайшими мазками написаны лицо и рука, более широкими и свободными волосы, а еще шире, собственно, выдержанными в разных светотеневых граціях широкими цветными плоскостями - одежда. Все это придает образу необходимой жизненной убедительности.
Из женских изображений наймайстерніший портрет Екатерины Абаж, в котором поражает исключительное обаяние созданного художником образа молодой женщины, грациозной, с целомудренным выражением лица. Особую привлекательность придают портрету легкие, прозрачные, очень нежные серебристо-голубые тона, в которых это произведение выполнено.
Таким образом мы еще и еще раз зримо ощутили величие и многогранность таланта Шевченко, еще раз убедились, что благодаря большому труду он сумел передать в словесных и живописных произведениях свою пылкую любовь к народу Украины и тревогу за ее судьбу. Следует заметить много общего в живописных и поэтических произведениях, но и отметить то главное, что эти виды искусства отличает. Если поэтическое слово, максимально насыщено смыслом и ассоциативными связями будит воображение читателя, который уже сам дорисовывает сцену, события, в живописном полотне схвачено лишь один какой-то момент, застывшую действие, но зритель также додумывает, расширяет видноколи полотна. На зрителя действует прежде всего композиция, цветовое наполнение, свет, но рассматривая живописное полотно, подсознательно вспоминаем поэтические строки. Такая уж сила связи поэтического слова и живописи.
Литература "Русский язык и литература в школе" (1992 г., м. Киев).
|
|