|
Статья
ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ
Малые фольклорные жанры. Виды сказок. Морально-этическая тема в творчестве Сухомлинского
Большую ценность представляют пословицы и поговорки, которые также относятся к фразеологии .они всесторонне и многогранно отражают различные стороны жизни народа : восхваляют духовные ценности ,клеймят позорное , высмеивают пороки , выражают сочувствие, советы , учат ,наставляют и воспитывают людей .Наприклад: мир да лад - большой клад; правда кривду перевесит; не место красит человека ,а человек место ;сколько волка не корми, он в лес смотрит .
Фразеологические обороты представляют собой смысловое и структурное единство. Степень спаянности слов во фразеологизме. Соотносимость их с значением всего оборота разные.
По степени структурно-семантической спаянности можно выделить две группы фразеологизмов: неделимые словосочетания и раскладные относительно содержания устоявшиеся обороты.
Значение части неделимых фразеологизмов не мотивируется значением составляющих-слов (за ухом не чешется, на горячем поймать ,дать тыквы), значения других непосредственно связано с семантикой слов, входящих в их состав (мозолить язык, знать пальцы). Некоторые неделимые фразеологические единицы характеризуются наличием устаревших ,не применяемых в современном литературном языке слов и грамматических форм и отсутствием живого синтаксического связи между их компонентами: точить лясы, снять бучу, сбить с толку ; вот тебе и на , пиши пропало.
Раскладные относительно содержания устоявшиеся обороты состоят из компонентов . что сохраняют определенную самостоятельность и могут заменяться другими словами или представляют собой семантически делимые устоявшиеся обороты с свободно сочетающихся слов. Сюда относятся и поговорки ,пословицы, афоризмы. Например: задеть честь(самолюбие, гордость, интересы); возбудить вопрос (дело) ; охватить глазом (взглядом ,взором); слезами горю не поможешь.
Тесная связь между явлениями природы, приметам и последствиями земледельческого труда отразили древнейшие пословицы и поговорки - своеобразные летописи народной педагогической мудрости. Ведь их образность способствовала более легкому усвоению наставлений, советов, правил поведения, выражающие народную мораль.
Познавать мир в его взаимосвязях помогали загадки - важное средство развития у детей умственных способностей, сообразительности, наблюдательности, ассоциативного мышления. Древнейшие загадки отражают языческое понимание природы и вселенной. К общей индоевропейской фольклорной традиции принадлежит текст-диалог, состоящий из вопросов (и ответов на них) о сотворении мира и человека, основные элементы космоса, небесные светила. Продолжение этой традиции прослеживается в восточнославянских циклах загадок, особенно в новогодних загадках - ответах.
Мудрой находкой педагогического таланта народа есть скороговорки - древнее начало народной логопедии.
Интересный и своеобразный мир представляют собой детские считалки. Некоторые из них просто удивительные по лексическому составу и ритмикой. Кроме своих прямых функций, считалки и скороговорки, благодаря своему неожиданному алогизма, воспитывали чувство юмора, были источником детского смеха и веселья. Следовательно, названные выше так называемые малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки) можно без преувеличения считать эстетичной формой передачи новым поколениям обобщенного опыта народа.
По содержанию и форме сказки не однотипные. Они условно делятся на три группы: 1. Сказки о животных, в которых центральными действующими лицами выступают животные или птица и «Рукавичка», «Лисичка и Журавль», «лиса и Волк», «Колосок», «Беда кавчить» ; 2} Волшебные (фантастически-приключенческие и героические) в которых ведущими героями выступают могучие воины-визвелителі или другие лица, которые воплощают в себе самые положительные качества человека: «Кирилл Кожемяка», «Снегурочка»; 3) Социально-бытовые и бытовые. В них типичными положительными героями выступают простые люди наделены лучшими положительными чертами: «Ленинская правда», «Заработанный рубль».
Каждая группа таких сказок имеет свои художественные особенности, которые указывают на специфику их чтения.
Хрестоматии для начальных классов содержат сказки как народного, так и литературного происхождения. Все они имеют большую силу воздействия на разум, волю и чувства детей.
Специфика чтения сказки предопределяется с одной стороны теми же требованиями, что и рассказы: это - глубокий анализ содержания, раскрытия идейного направления. С другой - глубоким осмыслением творческой манеры повествования, которая характеризует данный жанр и его эмоциональность.
Сказка, в отличие от повествования, произведение более динамичный и живописный. Она имеет своеобразные интересные зачины: «Живые на свете бедняк», «Жили себе дед и баба», «Когда-то, давно-давно, в одном селе жила приветливая и ласковая девочка», «Когда был в Киеве какой-то князь», «В одного злого хозяина был вич» и др. В отдельных - предшествует поговорка: «Всякое в мире бывает, про всякое и сказка рассказывает».
Такие зачины имеют выработанную давнюю традицию, и вола не случайна. Сказка издавна является важным дидактическим материалом в народной педагогике. Сказка расширяет кругозор человека, способствует развитию воображения и представления, заставляет мыслить, анализировать, сопоставлять и абстрагировать; дает определенные жизненные павички. Поэтому цель таких зачинів-заинтриговать слушателей, вызвать у них Интерес к слушанию-Задача чтеца - найти для этого соответствующие интонации.
Содержание сказок оптимистичный. Выражается он в основном из-за положительных героев, которые борются с негативными всегда побеждают. Поэтому общий тон чтения сказки должен быть жизнерадостный.
События в сказках разворачиваются динамично. Причем действие начинается с первых строк: «Волк забрался в овчарню и украл старого барана. Идет овца и плачет. Встретила ее и спрашивает... Каждая картина в сказке сменяется другой и в каждой из них изображен случай или событие, что непосредственно характеризует действующих лиц, раскрывает какую-то Трона их характера, те или иные их моральные качества. Это заставляет чтеца после каждой картины или эпизода делать длительные паузы, чтобы дать возможность слушателям осмыслить и пережить смысл прочитанного.
Действующие лица сказок, как уже сообщалось, в подавляющем большинстве делятся на положительных и отрицательных, й противоположность между ними раскрывается через непосредственное диалогическую речь, через их действия, поступки, обстоятельства, в которых они живут и действуют, через отношение к ним народа И автора (если сказка литературного происхождения). В целом такие компоненты произведения создают его динамику, выражают идейное направление И манеру чтения текста.
2
Творческое наследие известного украинского педагога, нашего земляка Василия Сухомлинского многогранна. Этот ценный задел учитель-словесник может использовать на каждом уроке языка и литературы. Много высказываний педагога содержат глубокий смысл и действительно стали крылатыми.
32 года Василий Сухомлинский вел педагогический дневник, в котором записывал свои наблюдения за поведением учащихся. А потом эти рассказы выливались на бумагу и становились книгами. Для младших школьников он написал почти 1500 художественных миниатюр-сказок, рассказов, легенд, притч, новелл.
Литературное наследие Сухомлинского достаточно многогранная и глубокая: он касается проблем формирования языковой культуры как учащихся, так и учителей-словесников, конкретных методических вопросов относительно различных языковых уровней.
Вся педагогическая деятельность ученого направлена на то, чтобы «животворный источник - богатство родного языка - было открыто для детей с первых шагов их жизни». Во многих его работах («Слово родного языка», «Источник бессмертной колодца», «Родное слово», «Слово о слове», «На трех китах») находим ответы на актуальные вопросы: как научить ребенка воспринимать, понимать слово и удачно использовать его в устной и писемному речи.
На высшую ступень своего педагогического творчества Василий Александрович поднялся в шестидесятые годы. Именно тогда с особой выразительностью и силой проявился его яркий и самобытный талант педагога-исследователя и педагога-публициста, именно в те годы он написал лучшие книги, статьи, художественные произведения для детей и юношества.
Сложной оказалась и судьба художественных миниатюр Сухомлинского - сказок, рассказов, легенд. Посылал их в «Советскую школу», в «Радугу» - публиковать никак не соглашались.
В 1966 году на республиканской конференции в Беларуси Василий Сухомлинский познакомился с белорусским детским писателем Василием Веткой, редактором детского журнала. Витка попросил прислать миниатюры и издал книжечку белорусском языке. Потом ее перевели и издали в Казахстане и Молдове. Вот тогда уже заинтересовалось и издательство «Детская литература», отобрало несколько миниатюр и на русском языке вышел сборник «Поющее перышко». Затем издательство «Малыш» опубликовало два сборника рассказов для детей, а потом уже и украинское издательство «Радуга» выпустило сборник «Горячая цветок».
Последняя книга, которую написал Василий Александрович, называется «Как воспитать настоящего человека». Это пособие по этике для учителя. Когда последнюю книгу Сухомлинского начали публиковать в Москве, Анна Ивановна предложила ее выдать с приложением художественных миниатюр как хрестоматии. После долгих уговоров издательство согласилось. Эти материалы к печати подготовила дочь Василия Александровича. Потом она взялась за «Сказки под голубым небом», дополнила, систематизировала их и под тем же названием выдала в Украине. Через некоторое время снова вернулась к этих художественных миниатюр. Так появились сборники «Чиста криниця» и «Вечная тополь». Сегодня они выдержали 11 изданий, но ни одного из них не пришлось увидеть Василию Сухомлинскому - произведения увидели свет только после его смерти. Многие из них сегодня включены в школьную программу. Тексты Сухомлинского как раз и заполнили те пробелы в школьной программе, которые возникли после отказа от идеологически направленной литературы для детей. Они базируются на украинских народных легендах и притчах, а также на материале из жизни детей.
Наиболее глубокие предпосылки для понимания моральных норм складываются у школьников в подростковом возрасте. Но подросткам свойственны противоречия, которые наиболее полно охарактеризовал В.О. Сухомлинский в книге "Рождение гражданина". В разделе, который так и называется "Противоречия отрочества", он пишет, что одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшими отклонениями от истины, и неумение разобраться в сложных явлениях жизни - с другой:
желание быть хорошим, стремление к идеалу и в то же время неприязнь к учебе, нравственного наставления;
глубокая необходимость в совете, помощи и в то же время вроде бы нежелание обратиться к взрослому;
богатств желаний и ограниченность сил, опыта, возможностей для их осуществления;
показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может бутив нашей обыденной жизни;
презрение к эгоизму, индивидуализму и чувственное самолюбие;
удивление перед невичерпністю науки, желание много знать, ощущение вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время пове6рхневе отношение к учебе в своих повседневных обязанностей;
романтическая восторженность и... грубые выходки (выходках), мораль не невежество; восхищение красотой и... ироническое отношение к красоте.
Свои произведения Василий Александрович писал в маленьком кабинетике, соединявший жилые комнаты семьи директора с учебными помещениями. Вставал в четыре утра, обходил сад и садился работать. В его кабинете рукописи были везде - на стульях, на диване, ими плотно был забит целый шкаф. Тогда разрешение на публикации книг получить было очень трудно, требовали подать до двадцати рецензий, а также бесконечно переделывать текст в соответствии с замечаниями редакции. Работал Сухомлинский очень быстро, никогда не пользовался машинкой, все писал только от руки.
Итак, в самых главных, найгрунтовніших произведений В.а.сухомлинского, опубликованных начиная с 1960 г., принадлежат: «Как мы воспитали мужественное поколение» , «Духовный мир школьника» , «Труд и нравственное воспитание», «Нравственный идеал молодого поколения», «Сто советов учителю», «Письма к сыну», «Родительская педагогика», «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» и особенно - «Павлышская средняя школа» и «Сердце отдаю детям» (1969). Последняя работа выдержала уже несколько изданий, она была удостоена первой премии Педагогического общества УССР (1973) и Государственной премии УССР (1974). Высокой оценки заслуживают и труда в.а. Сухомлинского, которые появились отдельными изданиями уже после смерти талантливого педагога: «Рождение гражданина», «Методика воспитания коллектива», «Разговор с молодым директором школы», «Как воспитать настоящего человека».
Кто сердцем чувствует слово и может передать тончайшие оттенки человеческой мысли и переживания, то поднимается на ступеньку высокой человеческой культуры. И наоборот, низкая речевая культура обедняет духовный мир человека. С живой мысли и слова «началось становление человека: мысль, воплощенная в слово, подняла нас над природой, над всеми вещами и явлениями, над эпохами и веками. Слово впитало в себя тончайшие движения наших чувств; в нем запечатлелась душа, обычаи, традиции, радости и боли народа - все его духовные ценности, созданные веками».
Растрогать детское сердце - значит открыть еще одно животворный источник мысли. «Сила этого источника в том, - говорил Сухомлинский, - что слово отражает не только предмет, явление, дает им определения в человеческом языке, но и воплощает глубоко личные восприятия, чувства, переживания».
В детстве каждый человек - поэт. Но учитель справедливо отмечал, что было бы наивным думать, будто поэтическое вдохновение приходит как чудесный дар. Душу пробуждает чувство прекрасного. Если это чувство не воспитывать, ученик останется равнодушным к красоте природы и слова. Поэтическое творчество - высшая ступень речевой культуры, которая выражает сущность человеческой культуры. Педагог убеждал, что поэтическое творчество доступна каждому и не является привилегией особо одаренных, что она - такое же закономерное явление, как рисование, ведь рисуют все, через это проходит каждый ребенок. «И поэтическое творчество становится обычным явлением в духовной жизни детей лишь тогда, когда воспитатель открывает перед детьми красоту окружающего мира и красоту слова. Как любовь к музыке нельзя воспитать без музыки, так и любовь к поэтическому творчеству нельзя воспитать без творчества».
Литература
1) Лопухівська А.В. - О воспитании чувства ответственности - 1989. 2) Чорнокозова В.М. - Беседы на морально-этические темы - 1996 г. 3) Украинская и зарубежная культура. - К., 2000.
|
|
|