Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Развитие советской литературы




Советская литература сразу после 1917 года начала развиваться во всех возможных ей проявлениях. Так, марксистские писатели пропагандировали мнение, согласно которому для осуществления своих задач революция, кроме общественно-политической сферы, должна достигнуть и в область культуры. То есть буржуазное искусство и мышление прошлого необходимо заменить новым, пролетарским, искусством.

В России в настоящее время приобретают популярность произведения Владимира Маяковского, Максима Горького. Направление литературного реализма вытесняет все другие литературные направления.

В 1922 г. в Харькове под руководством Сергея Пилипенко появилась первая из массовых литературных организаций "Плуг". Заявив, что для масс надо создавать такую литературу, которую они хотят, эта организация учредила сеть писательских кружков, которая вскоре охватила 200 писателей и тысячи начинающих. Один из деятелей организации так выразил отношение к искусству: "Задача нашего времени в области искусства заключается в том, чтобы приземлить искусство, снять его с пьедестала на землю, сделать его нужным и понятным для всех". Через год Василий Эллан-Голубой организовал литературную группу "Гарт", которая также стремилась работать для создания пролетарской культуры на Украине. В группу входили Константин Гордиенко, Александр Довженко, Олесь Досвитний, Михаил Иогансен, Александр Копыленко, Иван Микитенко, Валерьян Полищук, Владимир Сосюра, Иван Сенченко, Павел Тычина, Николай Хвылевой и др.

Наряду с этими марксистскими организациями возникали также небольшие группы идеологически нейтральных или "непролетарских" писателей и художников.

В период украинизации особенно выделяется киевская литературная группа "неоклассиков", которую возглавлял Николай Зеров. В ее состав входили Михаил Драй-Хмара, Павел Филипович, О. Бургардт (Юрий Клен), Максим Рыльский. Блестяще образованные люди, они владели многими иностранными языками, создавали многочисленные переводы мировой классики, активно противостояли "Пролеткульта". "Неоклассики" ориентировались на сочетание национальных традиций и опыта мировой и европейской литературы.

Эстетические взгляды "неоклассиков" разделял М.Хвильовий, который выступал против хуторянства и "массовизма" в литературе. Его публицистика ("Камо грядеши?", "Мысли против течения") сыграли значительную роль в развитии украинского литературного процесса. Статья "Украина или Малороссия?" 1926 г. была изъята из литературного обращения, ее опубликован лишь в 1990 г.

В 1925 г. после распада "Закалки" часть его членов (среди них Николай Кулиш, Павел Тычина, Бажан, Петр Панч, Юрий Яновский и Иван Сенченко) образовали элитарную литературную организацию Ваплите" ("Вольная академия пролетарской литературы") во главе с Николаем Волновым.

Противниками "Ваплите" были не только Пилипенко и другие сторонники "Плуга". С критикой буржуазно-националистической идеологии" выступило тогдашнее коммунистическое руководство Украины. Даже Сталин указал на опасность взглядов Хвылевого. Для борьбы с распространением националистических идей в литературе в 1927 г. было создано просоветскую организацию ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей) и усилен контроль коммунистической партии за литературной деятельностью.

В разгар этих событий появляются литературные произведения высокого сорта - П.тычины га м. рыльского. Сразу же после выхода в 1918 г. сборника "Солнечные кларнеты" п. тычина получил широкое признание. Продемонстрированное им в следующих сборниках, как "Вместо сонетов и октав", "Ветер с Украины", художественное владение словом не оставляло сомнения в том, что произведения Тычины является настоящей вехой в развитии украинской поэзии. Поэзии Максима Рыльского, публиковались в сборниках "Под осенними звездами", "Синяя даль", "Тринадцатая весна", были сдержанными, философскими и глубоко укорененными в классические традиции Запада. Среди многих других поэтов того времени особого внимания заслуживают Николай Зеров, Павел Филипович, Михаил Драй-Хмара, Евгений Плужник, Владимир Сосюра, Николай Бажан и Тодось Осьмачка.

Главными темами прозаических произведений были последствия революции и гражданской войны в жизни человека и общества. У "Синих этюдах", проникнуты тонким чувством слова, симбиозом романтичности и грубого реализма, Николай Хвылевой воспевает революцию, в то время как в "Осени" и "Я" он отражает ее противоречия и свое растущее чувство разочарования ею. В таких произведениях, как "В ржи", Григорий Косынка мастерски изображает решимость крестьян в борьбе с чужеземцами. В романе "Город" скептически-мистический Валерьян Пидмогильный описывает, как украинскому крестьянину безбедно жить в чужом для него городе благодаря тому, что он отказывается от лучших крестьянских ценностей. В своем произведении "Из записок холуя" мастер сатиры Иван Сенченко высмеивает беспозвоночных лакиз, что их порождал советский строй. В романе Юрия Яновского "Четыре сабли" с его яркими описаниями крестьян-партизан проступает дух запорожских казаков. Но непревзойденным по популярности был Остап Вишня, остроумные юморески которого читали миллионы людей.

Среди драматургов самой выдающейся фигурой был Николай Кулиш. Три его пьесы - "Народный Малахий", "Мина Мазайло" и "Патетическая соната" - вызвали сенсацию своей модернистской формой и трагикомичным трактовкой новой советской действительности, русского шовинизма, "малороссийской" ментальности, анахронічного украинского национализма, духовной незрелости коммунистов-доктринців.

В этот период произошли показательные изменения в отношениях между украинским Западом и Востоком. Если на рубеже веков галицкие издания открывали свои страницы для писателей из Приднепровья, то в 20-30-е годы восточноукраинская пресса широко публикует галицких и буковинских авторов. А в Харькове создается писательский союз "Западная Украина" с одноименным журналом, которую после возвращения из Америки возглавляет Мирослав Ирчан. Имена Ярослава Галана, Степана Тудора, Петра Козланкжа, Ярослава Кондри, Александра Гаврилкжа, василий Бобинский, Екатерины Гриневичевой, Мирославы Свирели весьма разнообразно представляют литературно-художественные поиски западноукраинских авторов.

Новаторским талантом в Западной Украине отличался поэт-імажиніст Богдан-Игорь Антонич. Привлекают внимание философским осмыслением бытия сборника "Три перстня", "Книга Льва", "Зеленая Евангелия", "Ротации". Творчество Б.-И. Антонича созвучна с поэзией п.тычины.

 

 


Использована литература:

1. Всемирная история. 1914-1939. Учебное пособие. - К., 1999.

2. Литературная энциклопедия.- К., 1999.

3. Украинская и зарубежная культура / под ред. Козырем. - К., 2001.