Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Место и роль произведений И.я.франко в украинской детской литературе


 


От смерти Шевченко никто из украинцев не снискал себе большего имени на всех просторах Украины и широкого огласку между чужими, как Иван Франко. На это великое имя сложились его небудничный талант и редкое богатство и разнородность его деятельности и творческого труда. Политика и поэзия, публицистика и философия, новелістика и литературная критика, повесть и история, драма и этнография, комедия и социология, литература переводов и редактирования журналов - все одновременно, вперемешку стало полем его творческого труда и глубоких опытов. Он находил наслаждение в відчитуванні древних полинялих рукописей и вместе с тем из глубин души добывал правдивые ізмарагди чувства, воображения и мысли; погружался в опыты над староукраїнськими апокрифами и повестями и вместе с тем «в дни печали» изливал терпение свое и своего народа; вслушивался в гомон украинских народных песен, погружался в глубь народных присказок и вместе с тем пристально намечал человеческие типы и характеры и выводил их В своих повестях; просліджував древние произведения народной музы, наслухуючи одновременно, как бьет живчик жизни современного ему общества, достигал до индийских легенд, жидовских мелодий и вместе с тем продумывал над улучшением социальных и экономических отношений народной жизни, указывая новые пути; сходил в низины «на дно» и враз с тем на быстрых крыльях воображения и мысли износился «на вершине» - туда, куда есть доступ только гениям...

Силу своего оригинального творческого таланта Франко обнаружил в ряде рассказов и повестей. Намечая протяжении своей жизни различные типы и характеры, автор дал в своих рассказах и повестях интересные, верные образы, в первую очередь из жизни тех, кто «в поте лица» работает на жизнь. Быт сельского и городского пролетариата и эксплуатация его труда различными галапасами, эксплуататорами нашли отголосок в цикле рассказов большой устойчивости, написанных в реалистическом тоне. Они снискали себе большую огласку (как, например, «Бориславские рассказы»). Автор передвинул в них галерею фигур, что вследствие своей темноты, безвідрадних экономических условий, безрадності становятся предметом наживы и порабощения различными удавами-Гольдкремерами. Лучшими в цикле тех рассказов является «Ріпник», «На работе», «Обращенный грешник», «Яць Зелепуга», «Boa constrictor».

Из всех рассказов Франко лучшим - не только учитывая силу поэтического воображения автора и тонкий психологический анализ детских переживаний, но также и с учетом композицию и глубокую гармоничность в целости и подробностях - есть небольшой рассказ «Под оборогом». Казалось бы на первый взгляд, тема неизящная. Малый деревенский паренек с буйным воображением и тонким пониманием и ощущением красоты природы всувається в свежее, душистое сено под обориг и дает полную свободу своим мыслям и мечтам. И вот в его мыслях и мечтах творится отдельный мир. В этом отдельном мире он сам - его часть - активно участвует и пытается всем напряжением сил прогнать градовую тучу, что именно нависла грозной марой над его родным селом. «„Не пущу! Не пущу! - кричал Мирон. - Зря грозиш! Я не боюсь тебя! Ты должен слушать меня! Ведь видишь, что я мог спереть тебя до сих пор! И зіпру! И не пущу! Вертай обратно! На горы, на Дил! Не смей пускать!" Парень поднялся на колени. Его лицо горело, глаза горели, в висках стучала кровь, как молотами, вздох был ускорен, в груди хрипел что-то, словно и сам он двигав какой-то огромный груз или боролся с кем-то невидимым с крайним напряжением всех своих сил.

Писк, клекот, писк в облаке сделался еще сильнее. Вот-вот она треснет, вот-вот исполнится велетнева угроза. Даже ветер утих на волну. Молнии над Внизу погасли. Была минута страшного, тревожного напряжения во всей природе; все, что живет внизу - дерево, хлеб и травы, звери и люди - стояли дрожа и запираючи в себе дух; голос колоколов на далекой колокольни слышался теперь отчетливо, но не как сильная непобедимая сила, а только как жалобное причитание по помершім.

И малый Мирон и теперь не подался. Он слышал, что послабни он теперь, опусти руки, знизи голос - и ближайшая волна принесет опустошение на все село, и великан зарегочеться всею своей огромной хавкой и засыплет, погребут, сокрушать всю жизнь вокруг. Он слышал, что его силы слабеют, что руки и ноги у него уже похолодели, как лед, что его грудь сдавливает что-то, что какая-то холодная рука, словно клещами, сжимает его за горло, но он безмерным напряжением воли еще раз поднял голову вверх, наставил оба кулаки против облака и как мог громче всех кричал: „На бока! На бока! На Радичев и на Панчужну! А тут не смей! Ни одного зеренця на нивы! Слышишь!" И в той волне словно снято таинственную печать из природы, словно сдвинут неизвестный замок, словно поднят запора! Заторохтіли громы, ослепили глаза молнии, словно со всех концов света одновременно ударили в середину облака, и облако моментально разделилась надвое, и страшный ветер взревел и начал гнать одну ее половину на Радичев, а одну на Панчужну, на леса, обмежали село от юга и от севера...»

При подобном мотиве задержался также М. Коцюбинский в повести «Тени забытых предков», описывая минуту, как мольфар Юра прогоняет градовую тучу. К рассказу «Под оборогом» очень сильно подходят характеру и настроению рассказа С. Васильченко, в частности те, в которых он пытался связать буйный мир детского воображения с серой жизненной обыденным.

 

Франко оставил также ряд больших повестей: «Захар Беркут», «Основы общества», «Для домашнего очага», «Большой шум», «Перекрестные тропы», «Борислав смеется», «Лель и Полель». Из них наибольшую цену имеет повесть «Захар Беркут». Встала она как выражение великой тоски поэта с идеальным общественным строем.

Интересная тема, хорошие примеры героического срыва и посвящения Для общего блага, идеализация старинного общественного строя, представителем которого является Захар Беркут, удачная характеристика лиц, хорошие описания поэтического горной природы, - все это гарантирует повести «Захар Беркут» прочное место в ряде украинских исторических повестей.

Как поэт, Франко занимает одно из самых видных мест в украинской литературе. В своих поэтических произведениях он дал выражение не только своим собственным переживаниям, но и переживанием народа. Тематике и мотивам поэтического творчества мог достичь «вершин человеческой мысли («Смерть Каина», «Моисей»), но умел также подойти к серой жизни «низин». Рядом образцов хорошей рефлексійної лирики, в которой дал превосходство мысли над почуванням (сборник «Мой измарагд»), Франко сумел также на прекрасные перлы нежной, глубоко почувствованной любовной лирики в лирической драме «Увядшие листья». Умел также снизиться до детских сердец, к детской психики, поэтому-то его «Лис Никита», «Абу-Каземові тапочки», «Приключения Дон Кихота» останутся навсегда жемчужинами в украинской детской литературе.

Поэзии Франко собраны в сборниках «С вершин и низин», «Мой измарагд», «Из дней печали», «Древнее и новое», «Увядшие листья», «Semper tiro».

В самых ранних его поэтических произведений принадлежит «Наемник». В этой поэме поэт задерживается при фигуре наемника, от колыбели до могилы «в безвыходной нужде, презрением и печали сам клонится в ярмо. Чтобы жить, он жизнь и свободу и силу за хлеба кусок продает...» С тоскливым пением пашет поле, равнодушен, что для чужого добра проливает пот. Тот наемник - это наш народ, который «пота льет потоки над нивой чужой». В рабстве и неволе, в лихолетье и скорби тянет свое ярмо - безразлично, для кого поет, пашет плодотворный, широкий лан. Поэт верит, что он унесет победу, получит свободу и в собственном крае будет пахать свой собственный лан.

В знаменитой, сильной поэме «Каменщики», что появилась В «Колоколе», поэт выводит себя и тысячи таких, как он. Все они, прикованные цепями к гранитной скале, большими железными молотами по приказу сильного, словно гром, голоса лупают эту скалу. Языков водопада рев, как битвы кровавый гром, гремят их молоты раз. И хотя они знают, что не будет им ни славы, ни памяти, приобретают дальше пядь за пядью земли. Они - невольники, которые добровольно взяли на себя путы воли, они - каменщики на пути прогресса. Только живет в них большая вера, что они разобьют скалу, что собственной кровью и собственными костями построят твердый гостинец и принесут счастье, новая жизнь, новое добро в мир. И хоть там, далеко, в мире, который они бросили для труда, пота и мук, проливают за ними слезы мамы, женщины и дети, хоть прокляты всеми и их мысли, и их дела, они не выпускают молотов с рук. Держат их крепко в той сильной вере, что ровняют путь правде, а счастье всех придет по их костях.