Живительная лирика Надежды Пукас раскрывает нам удивительный мир человеческой души, исполненной разнообразием земных радостей и переживаний, надежд и воспоминаний, откровенных откровений и тайн. Мощная экспрессия и чувственность врываются в душу читателя с каждой поэтической строфой, оставляя за чертой обыденности равнодушие и однообразие современного мира, отравленного конъюнктурностью и несправжністю.
В наше время человека, который растет в лоне жестокого и суетного мегаполиса, очень трудно растрогать лиричностью незнакомого, другого, почти не существующего для него мира, но, в отличие от других, Надежде Лаврентьевне это удается. Она пробуждает от летаргического сна опустошенные сердца, наполняя их світоносним беспокойством своей горящей души. В отличие от мертвых прокламаций на тему возрождение народной культуры, живые образы поэтессы приближают нас к понятных реалий народной жизни, простым и бытовым языком рассказывая о исконные традиции наших дедов и прадедов. Сакральное таинство “Свят-вечер” рождается для нас за отцовской молитвой и мамиными двенадцатью рождественскими блюдами:
Молились папа. Падала звезда.
Полыхали над кутьей свечи.
На все времена, во всех календарях
Творилось таинство, святое и вечное.
И именно в этот момент мы чувствуем - мир жив, жива народная память, живая душа каждой семьи, что сидит за рождественским столом, и - самое главное - именно в этот миг наш мир снова становится безгрешным!
Собирается к столу вся семья,
В сене дети щелкают орешки.
Уже двенадцать блюд готовлю я,
И снова мир в этот миг становится безгрешным.
А каким трогательным и глубоким предстает перед нами одухотворение образа “судьбы”, к которой, якобы к родной матушки обращается автор, приглашая отдохнуть после нелегкой дороги:
Садитесь, Судьба! Вы же с дороги.
У меня полно чистых рядов.
Поставим свечку перед Богом,
За то, что Вас мне послал.
Теплотой, лаской и заботой окутано каждое слово, каждая интонация. Извечная женственность говорит на языке Надежды Пукас. Она и нежная мать, и возлюбленная, и заботливая жена, а и, иногда, полная грусти и сожаления озабоченная земная женщина. Не каждому из нас посчастливилось познать в своей жизни настоящую материнскую заботу и любовь, но читая эти стихи, всеобъемлющее ощущение теплоты и нежности пронизывает все естество, позволяя хотя бы на мгновение снова почувствовать себя маленькой и хрупкой ребенком, которая надежно защищен материнской любовью.
Не обходится стороной и судьба самой матери - идея одиночества и забвения смущают душу автора, выплескиваясь на лист бумаги такими словами:
При матери - ребенок-сирота -
На теле человечества неизлечима рана.
Ведь страдает муками Христа
Покинутая, детьми забыта, мама.
Но воодушевления и неисчерпаемой світоносної силы, несмотря на все трудности и невзгоды обыденной жизни, предоставляет Надежде Лаврентьевне сказочная природа родного края. Она каждый раз с замиранием сердца снова рождается с молодым рассветом, который по-детски неуверенно касается первыми лучами влажной земли, она чувствует дух родного края, его мелодию и красоту. Автор ласково называет свой край “барвінковим”, для нее Украина словно калина расцветает от Карпат до Черноморья (“Барвинковый край”). А для нас он оживает мистическим скрипом старой ивы или баловством игривого ветра, который “платочек на плечи накидывает” и признается в любви на рассвете в любви (“Весна пришла”).
Множество тем предстает перед нами в этих стихах. Это и судьба страны, и стыд за людские беззакония, и надежды на лучшее будущее. Но с уверенностью можно сказать одно - поэзия Надежды Пукас не оставляет нас равнодушными, она несет в себе жизнь и этой жизнью освящает все вокруг. Ее слово исцеляет, заживляя раны одиночества и отчаяния, беспомощности и тоски. Оно возвращает нас к самим себе, во всей красе раскрывая бесконечную глубину человеческой жизни.
|
|