Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

АНДРЕЙ МАЛЫШКО

материалы для изучения творчества в 7 классе

(1912 - 1970)

И если песня выйдет в люди,

Я пламень сердца не згашу,

Склоняюсь земли на родные грудь,

Новой силы попрошу.

Андрей Малышко



«Буду то говорит, что в сердце записано мной»

В поэзии Андрея Малышко расцветает украинский рушник красно-черными красками, маревом бело-розовых свечей возносятся в небо кроны киевских каштанов, тоскуют тяжелые ветры и стыдливо листают письма, адресованные им, гречки и василька. Поет душа поэта о матери, для него Родина и Человек, как и для Василия Симоненко, - не пустые слова, а настоящие ценности. Именно им посвятил свои песни. Малышко.

14 ноября 1912 года в семье Малишків, что жила тогда в Обухове (Киевская область), появился третий ребенок - мальчик, которого назвали Андрюшей. Тепло вспоминает поэт те времена: «Тот незабываемый огонек отчего дома, где впервые услышал я думы великого Кобзаря, материнская песня, ласковая и строгая, - напоили и вскормили меня, дали мне душевный гарт и радость на всю жизнь». Долгим и непростым оказался путь А. Малышко к литературным вершинам. Не раз будучи битым отцом за такую «никчемную дело», как писание стихов, юноша решил ехать в столицу, где надеялся дать совет своему таланту. Начинал учиться на врача, однако впоследствии поступил в Киевский институт народного образования, откуда вышел учителем-победила-потому что у него жажда к слову, к литературе. Некоторое время он преподавал на Житомирщине - представляете, как повезло его ученикам! Ведь они стали очевидцами рождения таких трогательных стихов, которыми обратился к ним будущий поэт:

Не смейтесь, я тоже на бусола похож

Такой же любовью к отчему дому.

Впоследствии Андрей Малышко полностью посвятил себя литературной работе. Первый сборник вышел в 1936 году и называлась просто и одновременно величественно - «Батькивщина». В ней были строки, посвященные и Отечеству:

Ты меня с детства поднимала,

Хлеб дала с песнями соловья,

Отвела дорог мне немало,

Земля, зореносице моя!

и любимому педагогу:

И где бы не был, где бы не искал дороги,

Я не забуду старого учителя...

и, конечно, матери:

Тебя, маленькую, родную, сивувату,

Дано навеки в сердце пронести.

Ибо все это - то самое дорогое, что сохранило поетове сердце.

А потом началась Вторая мировая война, которая поставила свой страшный отпечаток на судьбах миллионов украинцев. А. Малышко ушел добровольцем в армию и, будучи военным корреспондентом, держал в руках не только карандаш, но и оружие, - большинство материалов тогда уже майора Первого Украинского фронта были с передовой. Писал о героическом подвиге народа, который обнаружил нечеловеческие усилия в борьбе с фашистами, о пепелища на родной земле, которую, однако, враг не смог завоевать. Обращался к каждому, кто готов был пожертвовать собственной жизнью ради Родины, родных людей, мира:

Украина моя, дальше, грозами свежо пропахшие,

Полевая моя мрійнице. Капля в солнце с весла.

Я отдам свою кровь, свою силу и нежность до капли,

Чтобы из огня ты встала, тополем в небо росла.

А по войне - новые творческие достижения, особенно дорогая награда Украины - Шевченковская премия за сборник «Прозрачность», вышедшей в 1962 году, в полдень поэта возраста.

И премий было еще несколько. И сборников вышло много. И в названии каждой из них - снова самое дорогое для поэта: «Сердце моей матери», «Дорога под яворами» и другие.

Много досадных моментов случалось в жизни поэта, возможно, они и обусловили преждевременное «угасания его зари», остановку его сердца 17 февраля 1970 года. Поэтому и сказал другой выдающийся украинский писатель Олесь Гончар: «Малышко - один из самых ярких наших национальных поэтов... он сгорел досрочно, упал на полпути, оставив нам золотые россыпи своих стихов, неувядающую красоту своих песен».

Но нам остался завещание Андрея Самойловича: «Чтобы в Украине была свобода».

Поэзия стала своеобразным национальным гимном всем матерям, искренней благодарностью детей за заботу, ласковые глаза и теплые ладони матери.



«Ибо во имя любви...»

Андрей Малышко очень ценил такой вид искусства, как песня, о чем свидетельствуют его собственные слова: «Для песни у нас везде почетное место, потому что она - посестра жизни, советчик и верный друг, и строгий судья. Человек хочет с ней печалиться, и радоваться, мыслить и работать».

Поэтому поэзия «Песня про рушник», розкрилена прекрасной музыкой Платона Майбороды, стала достоянием всего нашего певческого украинского народа, потому что именно для него и была создана! Как и все произведения из сборника «Сердце матери», в которую вошел этот стих.

Вообще, високожертовна идея материнства прочитывается за каждым словом и строкой поэта, и образ матери - один из центральных в его творчестве, вечно живой, полон таких нежных чувств, которыми можно было бы согреть всю планету. А в поэзии «Песня о полотенце» этот обогащенный образ традиционной фольклорной символикой, в то же время обобщенный и конкретный, такой близкий каждому из нас.

Долгими вечерами с любовью мать клала стежок за стежком на дорожку отбеленного полотна - полотенце, что будет символизировать долгую и счастливую дорогу ее ребенку. И хоть выступает на материнских глазах слеза, когда сын отправляется в большую жизнь, хотя в душе матери тревога и грусть, но все же знает она: на то и растила, купала в любистке, пела колыбельные, учила понимать язык всего живого в мире, чтобы смогла преодолеть ее ребенок непростые склоны судьбы... И чтобы помножувала и несла людям то добро, которым полнила мать ее душу с самого детства.

Автор песни использует простые, но выразительные эпитеты, яркие, символически вместительные, присущие национальному мировоззрению художественные детали: «зеленые луга», «росяниста дорожка», «шелест трав», «щебетанье дубрав», «верная улыбка».

Этот лирический монолог благодарного сына, написанный талантливым поэтом, стал образцом украинской интимной лирики XX века.

Поэзия «Тропинка» - «лебединая песня» Андрея Малышко, его последнее признание в любви к родному дому, к земле, на которой родился и жил. Так и не услышал поэт, как стали его душевные слова народной песней, любимой для многих поколений украинцев. Потому что написал это произведение Андрей Самойлович за 8 дней до смерти, 8 февраля 1970 года...

Тропинка... Каждый связывает ее с чем-то своим, очень важным. Для кого - то-это длинная дорога жизни, что требует от человека порядочности, честности, а иногда - и отваги. Для другого - прекрасное воспоминание о пространную зеленую леваду, что по ней бежала извилистая тропа от родительского дома к хрустальной реке. Но согласитесь, каждый ее помнит, - ту, по которой ступал первые шаги, или ту, на которой ловил в объятия бабушка, или ту, по которой идешь каждый день...

А «Тропинка» А. Малышко - о достоинстве, с которым должна прожить жизнь человек, о том, что она не должна забывать дорогу до родительского дома, о том, что истинная тропинка для каждого - «одним одна»...

Простые, прозрачные, предельно откровенные строки песни легко запоминаются, потому что затрагивают в душе самые сокровенные струны... Здесь нет сложных образов, причудливых метафор. Зато текст напоминает искренний монолог поэта, с которым он обращается к читателю. А популярностью песня обязана также композитору-песеннику Платону Майбороде.

Есть поэзии, на первый взгляд, лишены пафоса и внешних украшений, но в то же время наделены каким-то особым теплом, искренностью, что сразу становятся родными каждому человеку, запечатлевается навеки в памяти. Таким является стихотворение Андрея Малышко «Огонек».

В этой поэзии Андрей Малышко в очередной раз обращается к теме родного дома. Тихой грустью полны ее строки. От того, что не всегда находят время сыновья навестить родителей, лишь теплыми воспоминаниями согревается душа. И еще едва уловимое чувство вины - зовет огонек к родному дому, но чаще она всплывает в памяти, чем дети находят часок, чтобы переступить знакомый порог! Этим произведением Малышко стремился напомнить всем и каждому: он светит вечно, тот огонек, он является ориентиром в круговороте жизни, он обещает приют, тепло и ласку. Только чаще надо возвращаться домой, чаще обнимать мамочку и давить отцовскую ладонь...

Но у поэта есть еще одно стихотворение под тем же названием - «Огонек». Вы спросите - возможно ли такое вообще? Оказывается, возможно. Особенно когда вам встречаются на пути друзья, дом которых становится для вас не менее дорогой, чем собственная, - настолько они искренние и надежные люди.

На такой дружеский огонек спешит лирический герой А. Малышко. Потому что для него он так же необходим, как и материнский, и, кажется, будто эти два огонька сливаются в один, который символизирует любовь, верность и высокий духовный взлет.

Стихотворение "Огонек" вошел в поэтического цикла с названием «Незабываемое источник» и, как вы уже заметили, посвященный Максиму Рыльскому, одному из самых талантливых украинских писателей XX века. Из чистого источника дружбы с этим человеком черпал свои душевные и творческие силы А. Малышко, считая поэта «мудрецом - в слове, в песнях - учителем».

В гостиной дома в городке Ирпень, что в Киевской области, собирал Максим Тадеевич на дружеские разговоры художников-единомышленников. Среди них - и Андрея Малышко.

В поэзии есть ключевая строчка: «А он меня ждал, большой друг». Ведь так важно, когда тебя ждут, когда есть человек, на которого всегда можно положиться, поделиться с ней сокровенным. И не так просто заслужить почетное звание Друг!

Мы словно слышим голоса дорогих поэту людей, упомянутых в поэзии. Перед нами - целая страница его жизни, наполненная теплыми воспоминаниями и тихой тоской за прекрасными годами, которые уже никогда не вернутся.





Философскую поэзию «Приходят предки» Андрей Малышко включил в сборник «Синяя летопись», где есть много произведений, посвященных историческому прошлому Украины и нашим предкам.

Поэт пишет о них трепетно и образно, их фигуры вырастают перед нами до символических гигантов, атлантов, что держат на своих могучих плечах вечный храм нашего прошлого. Предки имеют право задавать нам самые жесткие вопросы: ведь бывали в истории Украины потомки-предатели! Наверное, вы слышали про славного князя Байду Вишневецкого, что основал Запорожскую Сечь? Так вот, его потомок, Ярема Вишневецкий, стал злым палачом для украинцев, пролив реки крови, предал тем наследственным ценностям, которые являются святыми для каждого человека.

Поэт низко кланяется простым украинским гречкосеями, которые с полей своих, оставив жен и детей, шли в бой за свободу, желанную поколениями, это они творили историю Украины.

Поэзия проникнута глубоким уважением к прошлому при совсем не большом количестве художественных средств - такая сила чувства, эмоциональность, страстность! Поэт строит диалог между предками и потомками, и на поставленные вопросы нельзя дать ответы.