«Из его биографии рождались биографии его героев...»
Мало - видеть. Мало - понимать.
Надо любит.
Нет загадки таланта.
Есть вечная загадка любви.
Григор Тютюнник
Научился он за свою жизнь ценить те вещи, которые мы обычно не замечаем и воспринимаем как должное: хлеб - потому что голодомор в Украине на многих человеческих судьбах поставил свое клеймо; чистое небо - потому что хорошо помнил, как распяли его коршуны-самолеты с черными крестами на крыльях; а еще - мир, любовь, материнскую ласку, родной язык. И, конечно, свою родину - маленькое село Шиловка на Полтавщине, где стояла Хата наша, отцовская и дедовская, старинная... над дорогой, ведущей из Полтавы до Гадяча. Стояла у самой плотины - вся в ивах, берестах, желтой акации и бузины. Сразу же за глухой стеной чуть ли не от завалинки до самой реки лежал плодородный низовой сенокос...» Именно оттуда пошел в жизни Григорий Михайлович.
Очень непростым был путь Григора Тютюнника к своей первой книги и до своих читателей.
Представьте себе: идет спопеленою оккупированной Украиной одинадцятилітнє мальчика, в сумке у которого - только несколько сухарей, лепешка и слоїк1 с медом. И так О. целых две недели - с голодного Донбасса, где жил у тети, на Полтавщину, к матери. Хотите узнать, как приходилось малом попрошайничать, закалять характер, за которым потом его, уже взрослого, познавать друзья? Об этом - в повести «Климко», где Григор Тютюнник описал свои впечатления от той поездки.
И то была, увы, не первая из недетских трагедий в его еще детской жизни. Сколько их должно было перекроить сердце маленького мальчика, запечься горьким болью, чтобы потом предстать перед людьми в откровенных и искренних рассказах!
Еще в полтора года Григор «перестал ходить (уже умея это делает), смеяться и разговаривать перестал». Опухла вся семья, умер дед - жизни начиналось с жесточайшего преступления против всего украинского народа, организованного преступной сталинской властью голодомора.
Едва встав на ноги после страшной моровой язвы, парнишка потерял родителей. Когда вы чуть-чуть подрастете, прочтете рассказ «Три кукушки с поклоном» - о том, как потерялся в «Сибири неісходимому репрессирован отец будущего писателя, обвинен той же властью в несуществующих «политических» преступлениях.
Но все беды, что выпали на долю Тютюнника в детстве, только укрепили его характер.
О чем же писал Григор Тютюнник? Он сам признавался: «Никогда не работал над темой. Всегда работаю над чувствами, что живут вокруг меня и во мне». А какие же чувства переполняли его? Прислушайтесь к словам писателя: «... идеалом для меня всегда были и остаются доброта, самоотверженность и милосердие человеческой души в самых разных проявлениях».
Вот таким он был, Григор Тютюнник. Писатель, о котором писал классик украинской литературы Олесь Гончар: «Григор Тютюнник пришел к читателям своих честно, надежно, надолго. Пришел, чтобы не расставаться».
1.Слоїк - небольшой сосуд из стекла или глины.
«...Я никогда никому не говорил неправды...»
Поверьте, это большое счастье - не знать голодного детства под пулями и бомбами. Но человеческая память хранит имена ваших сверстников, которые демонстрировали недетское мужество, великое чувство любви к родной земле, оставались Людьми в любых ситуациях. Именно оттуда пришли в литературу такие персонажи, как Климко. Однако он не чувствовал себя героем. Никогда. Именно поэтому каждый, кто встречался с ним, чувствовал до подростка глубокую симпатию, хотел хоть чем-нибудь ему помочь, уберечь детскую душу от ожогов жестокого взрослого мира, потому что только там бывает война, голод, предательство.
Светлый образ мальчика-сироты, который был способен на те поступки, на которые не всегда способны и взрослые люди, вдохновил друга писателя, литературного критика Анатолия Шевченко, на такие слова: «...Климко жизнью заплатил за высокое благородство своего сердца - он помог сбежать військовополоненому. Фашистские изверги убили мальчика - и его предсмертный тихий крик громом прогремел на весь мир. Как реквієм1 по затерянном юном жизни и как проклятие войне...»
Григор Тютюнник подбирает для характеристики маленького героя своей повести выразительные художественные теплые краски, самые ласковые слова.
Однако некоторые художественные детали - костная дядина «діжурка», плащ-палатка, подаренная солдатом, - будто нарочно подчеркнуты автором. Они указывают на бессмысленность войны, которая так рано заставила повзрослеть Климка.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что соль - это привычный продукт на кухне, на который мы мало обращаем внимание, может цінуватись на вес золота? И получение соли превращается в настоящий подвиг? Что от голода и смерти она тоже может спасти? Климко это понимал, и тяжелой была его дорога, «соленая» как слезы, как сама соль.
Очень тяжело, когда погибает герой книги. Особенно тот, к которому прониклись искренней симпатией. Но в том и сила произведения, что смерть Климка является победой над обстоятельствами, утверждением Жизни. И этот оптимизм-не просто слова, он обусловлен всей логикой сюжета повести. Климко остался жить. Навсегда. В сердцах тех, кто его любил. И в наших с вами сердцах...
1. Реквием - музыкальное многоголосый сочинение скорбного характера.
|
|