Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

МИХАИЛ КОЦЮБИНСКИЙ
Михаил Коцюбинский жизненный и творческий путь


 

Михаила Коцюбинского современники часто называли солнцепоклонником. Знакомство с его творчеством підтверджуе чрезвычайно тонкую и точную эту характеристику. Высокая художественность, впечатляющее богатство, свет простота мысли и действительно словно пронизывают читателя життедайним солнечными лучами, превознося и наснажуючи для добра и созидания. Его творчество незаметно, но неизбежно помогала человеку становиться человеком.

Родился Михаил Михайлович Коцюбинский 17 сентября 1864 года в Виннице в семье мелкого служащего. Воспитанием ребенка в основном занималась мать, "добрая, очень любящая, способна на самопожертвование:". Именно благодаря ii стараниям парень имел возможность приобщиться к образцам высокого искусства еще с юных лет. Она помогала ему сформировать хороший эстетический вкус, прививала "наклон всего хорошего и любовь и понимание природы".

Азы образования Михаил постигал дома. С 1875 года учился в Барской начальной школе, а в последующие пять лет - в Шаргородском духовном училище. Как вспоминал один из его ровесников, "Михаил Коцюбинский был тогда полнолицый, невысокого роста мальчик, с темными, немного вьющимися волосами, всегда нарядный и чисто одет. Учился он хорошо, был очень внимательный и старательный. Знал всегда лекции лучше всех, был сосредоточен и серьезен не на свои лета. Учитель никогда не наказывал его - не бил линейкой по руке, не составлял колени, как это бывало с другими. К товарищам относился хорошо, ко всем одинаково внимательно, не различая среди них ни евреів, ни русских, ни поляков". Во время обучения в духовном училище парень не обмежуеться изучением лишь обов'язковоі программы. С особым увлечением он знакомится с творчеством Тараса Шевченко, Марка Вовчка, Генриха Гейне, Николая Гоголя, Александра Пушкина. Готуеться к поступлению в университет. Но суровая проза действительности по-своему откорректировала те мріі.

Семью постигла беда: ослепла мать, а отец бросил семью на произвол судьбы. Чтобы не умерла голодной смертью больная мать, чтобы выжили младшие члены семьи: Лида, Хомця, Леонид и Оля, юноша вынужден пойти на свой хлеб. В течение 1882-1892 гг. Коцюбинский вчителюе, дает частные уроки, занимается репетиторством для детей из состоятельных семей Виннице и окрестных сел. И заработки его были такие мизерные, что в семье тогда даже чаем не могли угостить гостей.

В конце 1881 года Михаил Михайлович Коцюбинский оставляет Винницу i виіжджае до Каменца-Подольского.

Наклон к творчеству проявился у него очень рано - еще в десятилетнему возрасте он сочинял стихи, написал п'есу по мотивам песни "Бондаривна", любил декламировать Шевченко поэзии. На его литературные способности обратил внимание учитель російськоі языка в Шаргородской бурсе, бросив тогда пророческие слова: "Господа, это будущий писатель!" в 1884 году из-под пера М. Коцюбинского выходит первое произведение - рассказ "Андрей Соловей, или вченіе мир, а невченіе тьма", которым автор положил начало цикла зарисовок из народной жизни, в который вошли рассказы "21-го декабря на введеніе" (1885), "Дядя и тетя" (1886), опубликованные после смерти писателя. Однако первым произведением, появился в 1890 году в свет в журнале "Звонок", было стихотворение для детей "Наша хатка".

1891 Г. Коцюбинский сдал экзамен на народного учителя и начал преподавать сначала в селе Михайловке, затем в селе Лопатинцях. Здесь он знакомил крестьян с запрещенными книгами, написал рассказ "Харитя", "Елка", повесть "На веру". Вместе с тем молодой писатель записывал народные песни, в частности песни и легенды о Кармалюке.

Пять лет Г. Коцюбинский работал в філоксерній комиссию, которая должна была вести борьбу с виноградными вредителями в Бессарабіі и в Крыму. Близкое знакомство с жизнью и бытом крестьян этих краям дало ему богатый материал для написания ряда произведений, в частности известного рассказа "Для общего добра" (1895). Осенью 1897 года он виіхав до Житомира, где несколько месяцев работал редактором отдела хроники в газете "Волынь".

С 1898 года писатель решительно перегортае страницу своей жизни, одружуеться с Верой Дейші i оселяеться в древнем Чернигове, получив работу в земской управе.

С 1900 по 1911 год работает в статистическом бюро губернского земства. Этот период жизни и творчества м. Коцюбинского особый. Вокруг него гуртуеться черниговская интеллигенция, поощряемый и наснажена примером діевого жизни Михаила Михайловича.

Коцюбинский по своей сути был человеком творческим. Это чувствовалось во всем. Все люди, без исключения, сталкивались с ним, "с первого взгляда" попадали под чары его внешности, человеческих качеств.

Из записей историка-мемуариста Глеба Лазаревского о первой встрече с Михаилом Коцюбинским: " Высокий. Стройный, но немного сгорбленный в плечах. Лысая или бритая голова... Бледное, будто припудрене, лицо с правильными чертами, карие глаза, взгляд которых то был как печальный, как в хвороі человека, то зажигался самоуверенными, даже немного презирливими огоньками.

Темные усы, подкрученные вверх, по тогдашней моде. Под нижней губой пятно бородки-еспаньйолки. Во всей фигуре было что-то своерідне, особое, одновременно приятное, было что-то от человека, который знае себе цену и которой нельзя наступить на ногу."

Коцюбинский держался со всеми ровно, дружелюбно, но немного отдаленно. Возможно потому, что все время был в плену своих мыслей и преимущественно жил жизнью своих персонажей. Как-то он признался, что в работе для него самое важное - обдумывание.

В семье понимали уникальность человека, с которым они жили. В доме все было приспособлено для того, чтобы отцу было легче и приемніше работать.

Очень интересной и характерной была конструкция самого дома: снаружи он выглядел намного меньше, чем внутри. Удобное расположение комнат, при котором опочивальня и гостиная-кабинет писателя при необходимости могли быть изолированы от других помещений. И все в доме, даже дети, заботились о том, чтобы не мешать папе, когда тот работал.

Готов произведение он, прежде всего, показывал своей жене, Вере Устимівні, которая была настоящим другом, помощником и советчиком как в жизненных вопросах, так и в литературных.

Несмотря на загруженность в статбюро и интенсивную литературную работу, Коцюбинский вместе с женой занимались общественной деятельностью. Михаил Михайлович участвовал в работе архівноі комиссии, литературно-музыкально-драматичногв кружка, руководил "Просвещением". Супруги Коцюбинских создало свой литературно-художественный салон с неповторимым, присущим только им микроклиматом. И на это вскоре откликнулись художники. "Литературные субботы" Коцюбинских начали посещать начинающие поэты, прозаіки, художники. Для Павла Тычины, Эллана Голубого, А. Сказки, В Саенка Коцюбинский был крестным отцом в большой литературе.

С 1899 года во Львове начинают выходить собрание его сочинений, что было завершено седьмым томом в 1913 году. В 1905 году Коцюбинский подорожуе краінами Центральной и Западной Европы, відвідуе Австрию, Германию, Италию, Швейцарию. После возвращения он много работает. Рассказы, новеллы, повесть "Fata morgana" е своерідним осмыслением путей дальнейшего развития украинского общества.

Много времени занимало у Коцюбинского переписки. В числе его респондентов были М. Вороной, А. Крымский, I. Франко, Л. Украінка, О. Кобылянская, В. Винниченко. Многие авторы писем было из-за границы. Литературно-мемориальным музеем-заповедником Михаила Коцюбинского по инициативе его директора - внука писателя - Юлия Коцюбинского издано четыре тома писем к М. М. Коцюбинского, на которые Михаилу Михайловичу надо было дать ответы (это, безусловно, лишь часть архива, хранится в музее).

В эпистолярном жанре Коцюбинский достиг не меньше, чем в прозе. Его письма, особенно к жене и друзьям, достойные быть прирахованими до любимого им жанра новеллы. Новелістика же Коцюбинского индивидуальная и ни с чем не сравнима.

Коцюбинский побывал во многих экзотических местах - в Крыму, Бессарабии, на Гуцульщине и в Италии, его письма переполнены впечатлениями от природы этих краев. Коцюбинский поражал своих современников знанием естественных наук. Он проникал в тайны природы через научную литературу и собственные наблюдения. Это помогало ему глубже, по-философски воспринимать окружающий мир, лучше понять и точнее воссоздать жизнь человека в органической связи со всем миром. Природа и человек сливаются у него в одно целое, стоят в одном поэтически-философском ряда.

Последние годы жизни великого писателя отмечены резким ухудшением здоровья, обострением болезни сердца. С 1909 по 1912 год Коцюбинский трижды відвідуе Италию, куда виіздив на лечение. Там близко знакомится с Максимом Горьким, на вилле которого, на острове Капри, он жил. Летом 1910 года, возвращаясь из-за границы, Коцюбинский заехал в карпатское село Криворивню. Впечатления, которые охватили от знакомства с бытом, людьми, языком, традициями этой земли, заворожили его. Свои впечатления он увековечил замечательным произведением "Тени забытых предков" (1911 г.). Это были последние светлые и счастливые мгновения жизни, которое неустанно знесилювалося коварным недугом. Ему не допомагае лечение в университетской клинике Киева, i 25 апреля 1913 года пламенное сердце неповторимого мастера слова биться перестало. Похоронили Михаила Михайловича Коцюбинского на Болдиной горе в Чернигове, где он так любил отдыхать, любуясь красотой Придесенья.

Языковая практика Коцюбинского - один из ярких примеров широкого подхода к развитию литературного языка. Не отрицая важности различных стилей украинского литературного языка, слов-новообразований, оригинальных выражений, конструкций, он главным источником обогащения языка литературы считал общенародную разговор.

Творчество Коцюбинского служит художественным примером уже не одному поколению украинских писателей.

 
Известные личности о М.коцюбинского

· Пал великий мастер родного слова, что в огненном горниле своего творческого духа переливал его в самоцветные хрустале и, как великий строитель, выводил их, свои художественные произведения, полные большого художественного вкуса, глубокой задумчивости и безмерно широкой любви к людям... /Панас Мирный/

· В мягких, сердечных тонах он всегда говорил о людях. Наиболее любил говорить об Украине, о ее природе, о украинский народ, грустил по поводу его малописьменності, но был убежден, что вскоре все изменится... /Н.стражеско/

· Он оставил всем нам... высший завет: никогда не разминаться с человеком и всегда быть верным своему народу, правде, социальной справедливости и свободе. /П. тычина/


Использована литература:

1. Литературная энциклопедия. - К., 1994.

2. Славные имена Украины. - Львов, 1999.

3. Украинская и зарубежная литература. Пособие. - К., 2001.

4. Хрестоматия. Украинская литература. - К., 2002.