«Чтобы слово пламенем взялось...»
Жизнерадостно сплелись на нашем флаге цвета синего неба и золотой пшеницы. Льется, как река, украинский язык-и она для нас самая милая, родная. Но не всегда украинцы имели право на независимость и собственный язык. Из предыдущего раздела вы узнали, что у каждого народа есть герой, способный в самые трудные времена возглавить борьбу против врага и готов отдать жизнь за Родину. В то же время каждый народ имеет большого Сына, который смог сделать то, в чем оружие бессильна: объединить разные поколения одной нации, запечатлев традиции, историю, язык и культуру в наиболее надежном и незнищенному сокровище человечества-в Слове устном и книжном. В Англии - Шекспир, в Польше - Мицкевич, в России-Пушкин. А у нас - Тарас Шевченко, Кобзарь, что и до сих пор со своего постамента на Каневской кручи над Днепром пристально смотрит на свою Украину.
Путь к своей независимости украинцы всегда прокладывали через те духовные ориентиры, которые наметил Шевченко. Не зря Бог наделил его таким талантом и послал земле нашей. И сегодня поэт учит самому главному: любви к Свободе и твердой вере в хорошее будущее украинства!
«Кобзарь» Тараса Шевченко - нетленная книга, к которой вы не раз будете возвращаться не только во время обучения в школе, но и тогда, когда станете взрослыми. Ведь это духовный храм, за розкриллям стихов которого предстают яркие картины жизни человека, сумевшая стать лидером нации, ее пророком, пастырем.
Вы уже знаете, каким тернистым был путь малого Тараса к литературе, живописи, собственно, к творчеству. А сейчас вспомним некоторые факты и даты из хронологии жизни поэта, за сухими цифрами которых находятся впечатляющие события, страстные эмоции и мощная сила таланта.
«Мне страшно, как вспомню ту хату край села...»
Детство поэта
Родился Т. Шевченко в селе Моринцы на Черкасщине 9 марта 1814 года в крепостной семье. Впоследствии семья переехала в село Кирилловку. В возрасте 9 лет он потерял мать, в 11 - отца. До 14 лет жил у родственников, чужих людей, пас стадо, пытался найти учителя, чтобы освоить искусство рисования. В 14 лет взят до барских покоев, впоследствии становится казачком у младшего господина Энгельгардта.
Это просто перечень биографических сведений, а за ними - маленький одаренный паренек, который думал, что небо держится на высоких железных столбах. Он даже ходил их искать, потому что очень уж интересно было узнать, как они подпирают небо. Какие они, ворота, куда солнце заходит на ночь, как корова в хлев? Тогда его привезли домой чумаки, потому что слишком далеко забрел любознательный Тарас в поисках крайнеба...
Очень рано поэт узнал, что такое сиротская доля и «пожалуйста» мачехи. Когда ее сын Степан украл у москаля три серебряных монеты, подозрение, конечно, пало на Тараса, и его секли розгами целых три дня! Лишь впоследствии выяснилось, кто настоящий вор.
Умирая, отец понимал, что с его второй женой ее неродные дети будут несчастливы. Поэтому попытался наделить каждого хоть чем-то из своего нищенского имущества. А когда очередь дошла до маленького Тараса, неожиданно сказал: «Сыну Тарасу из моего хозяйства ничего не надо; он не будет кой мужем... Для его мое наслідство или ничего не будет значит, или ничего не поможет...»
Кто еще из писателей в своих произведениях рассказывал о собственных родителей?
Но лучше самого поэта никто не рассказал бы о его жизни, о том, каким горьким был для него кусок сиротского хлеба. Так жгло ему всю жизнь, что мать еще «молодой в могилу нужда и труд положила», что молодым ушел из жизни опечаленный труженик отец, тяжелое крепостное жизни суждено сестрам...
А потом были годы скитаний. Мачеха «отправила» его пасти стадо. Талантливый парнишка мечтал рисовать. Поэтому и пошел учиться в злого и жестокого благодарность, чуть ли не каждый день был битый, а однако и за такую науку благодарил... Но никто не брался по-настоящему учить малого крепостного живопись - господа Энгельгардты зорко берегли свою собственность...
Скучным и бессодержательным было жизни казачка у молодого Энгельгардта. Давайте лучше об этом узнаем у самого Шевченко: «Изобретение комнатных казачков принадлежит цивилизаторам заднепровской Украины, полякам; помещики других национальностей перенимали и перенимают у них казачков как выдумку, несомненно, умную. Украю когда казацкому сделать казачка ручным с самого детства - это то же самое, что в Лапландии подчинить воле человека швидконогого оленя... Мой помещик, в качестве российского немца, смотрел на казачка более практично и, покровительствуя моей народности на свой манер, обязал меня только молчать и неподвижно сидеть в углу прихожей, пока не раздастся его голос, который велит подать немедленно трубку, что стоит именно у него, налить в него перед носом стакан воды».
Тарасово детство неоднократно становилось темой разнообразных художественных произведений. Это и повесть Степана Васильченко «Детство Шевченко», и роман Оксаны Иваненко «Тарасу пути». Писатели детально изучали документы, воспоминания родных, близких и просто знакомых Шевченко людей. И в результате представал перед читателями доподлинный образ маленького правдоискателя, который с детства всем дал понять: не будет вечным рабом, слугой, безмолвной вещью. Вот что писал об этом Степан Васильченко: «Вспомнилось живопись, мечты, и из нутра стала подниматься какая-то мощнейшая, крепкая сила, что стремится борьбы... и горячая, тайная, смутная надежда, что из него что-то получится... должно получиться...»
Очень часто мысленно возвращался поэт своего детства. Вот и поэзию «Мені тринадцятий минало...» он написал, отбывая ссылку в Орской крепости в 1847 году, будучи уже известным и признанным.
Эти упоминания о детстве полны тоской по времени, когда красота простого солнечного дня могла хоть ненадолго утешить маленького сироту. Шевченко всегда было присуще жизнелюбие, и из поэзии видно, насколько душа поэта уязвима ко всему, что его окружало: природы, людей, к Богу.
А каким трагическим контрастом (это один из основных художественных приемов в поэзии) звучат его слова о возвращении в реальность, которую наполняют совсем другие краски. Вернее, отсутствие красок - все «осунулось» от осознания своей горькой участи.
В этой поэзии есть еще одна тайна поэта - раннее, но большое и искреннее любви, которые он пронес в своем сердце на протяжении всей жизни. Это именно она, Оксана Коваленко, соседская девочка, умела так приласкать Тараса, так улыбнуться ему, что мир словно снова расцветал на очах. ее образ оживал еще во многих произведениях поэта:
А я так мало, немного
Молил у Бога. Только дом,
Одну хатиночку в роще,
И два тополя возле нее,
И безталанную мою,
Мою Оксаночку; чтобы с ней
Вдвоем смотреть с горы
На Дніпр широкий, на овраги,
И на ланы золотополі.
Но того счастья - тихого, семейного - Шевченко не суждено. Обманул и покинул чорнокосу красавицу Оксану проезжий москаль, пропала загубленная девушка, а нам остались болезненные и гневные строки еще одной биографической поэзии «Мы вкупочці когда-то росли...»:
Никто не знает, где делась,
Занапастилась, одуріла.
А что за девушка была,
Так, так, что краля! и не убог,
И таланта Господь не дал...
А может, и дал, и кто-то украл,
И обманул святого Бога.
Финал поэзии «Мені тринадцятий минало...» непростой. Наверное, вы уже почувствовали, что здесь речь идет не просто о воспоминаниях ребенка, а про рассуждения взрослого человека, прожившего слишком тяжелая жизнь. Теперь страдания малого пастушка выдаются ему, известному поэту, не такими уж и болезненными. Потому что тогда все же случались минуты счастья, хотелось радостно молиться Богу, вращать личико к солнцу, улыбаться приветливой милосердной Оксаночке.
А в ссылке, где Шевченко писал это произведение, таких минут уже не было совсем:
Языков за подушное, оступили
Вот меня на чужбине
Тоска и осень. Боже милый,
Где же спрятаться мне?
Что делать? Уже и гуляю
По этому Арала; и пишу.
Стихотворствую шепотом, грешу,
Бог знает колишнії случаи
В душе своей перебираю
И списываю; чтобы и печаль
Не перлася, как тот москаль,
В одинокую душу. Февраль вор
Упирается-таки, да и только.
Кто знает, может, именно этот «бывший случай из своего детства, который лег в основу поэзии «Мені тринадцятий минало...», имел в виду поэт? А впереди было еще так много испытаний, так много встреч и расставаний, слез и горя, разочарований и надежд! Ведь мы с вами перевернули первую страницу поэта жизнь - когда было «тяжело-тяжело сиротині, а никто не видит...»
«То, что смотрит на людей душой...»
Юность поэта. Пребывание в Петербурге.
Начало литературного творчества
Весной 1831 года вместе с господином Шевченко попал в Петербург, а впоследствии был отдан в ученье к мастеру живописных дел» Ширяева. 1835 года состоялась знаменательная встреча с земляком - художником Иваном Сошенко, который ввел парня в круг творческой интеллигенции Петербурга. 22 апреля 1838 года Тараса выкупили из крепостничества. 1838-1845 гг. - обучение в Академии искусств. Конец 30-х годов XIX века - начало литературного творчества; 1840 - первое издание «Кобзаря».
Очень нелегко велось парню в своевольного хозяина. Но несмотря на неволю и издевательства господина, эти годы стали знаковыми для Шевченко. Что он чувствовал тогда? О чем мечтал? Какими были самые яркие моменты его петербургского жизни?
Первый адрес тогда еще крепостного Тараса в Петербурге - Літєйна часть, второй квартал, дом Щербакова. Сейчас это улица Моховая, 26. Здесь снимал квартиру Павел Энгельгардт. И когда надоело зманіженому господину раздавать пинки непослушному козачкові, он отдал его в науку к художника Ширяева. Шевченко поселился там на квартире. Как помощнику ему доверялось (правда, только под присмотром самого мастера) готовить трафареты* рисунков, создавать композиции орнаментов, расписывать стены петербургских дворцов.
Летом, когда Петербург был окутан дымкой белых ночей, Шевченко приходил в летний сад рисовать. Именно там и увидел его земляк - художник Иван Максимович Сошенко, что также жил в Петербурге. Это была судьбоносная встреча, которая круто изменила жизнь Тараса Григорьевича. Ведь ему, очень впечатлительному юноше, невмоготу было терпеть душевную и духовную самотину в неприветливой российской столице. Тарас начал часто бывать в гостиной дома Сошенко. Художник испросил у Ширяева Шевченко большее количество свободного времени для занятий рисованием, для ознакомления с образцами мировой живописи в Эрмитаже - одном из крупнейших в мире художественной сокровищницы. Со своего первого знакомства с этим музеем Шевченко, по собственному признанию, никогда не переставал заглядываться на великие произведения искусства». Нередко и посетители, и служащие галереи замечали бедно одетого юношу с мягкими серыми глазами и русыми волосами, что непокорно падал ему на лоб. Он часами простаивал перед какой-то одной картиной и, кажется, не замечал ни времени, ни людей, оглядывались на него. И Сошенко тогда сказал, что эта способность Шевченко так проникновенно воспринимать художественное искусство является признаком настоящего художника.
А какими увлекательными были беседы о литературе с признанным уже на то время украинским писателем Евгением Гребенкой, который познакомил молодого Тараса с творчеством И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, П. Гулака-Артемовского!
А потом пришла долгожданная воля... Вам уже известно, что ею поэт обязан выдающимся представителям российской и украинской творческой интеллигенции - В. Жуковском, К. Брюллову, Есть. Гребешки, Венеціанову, В. Григорьевичу.
Один из найпильніших Его биографов, Павел Зайцев, так описывал этот момент, ссылаясь на свидетельства очевидцев: «Вдруг в комнату через окно вскочил Тарас, свалил образ, что стоял на мольберте, и бросился Сошенкові на шею, крича: "Свобода! Свобода!" Сошенко, поняв, в чем дело, и сам начал душить Шевченко в объятиях и целовать. Сцена кончилась тем, что оба приятели "расплакались, как дети"».
Получив статус свободного человека, Шевченко поступил в Академию художеств и скоро стал любимым учеником Карла Брюллова. Он учится не только живописи, но и слушает лекции в университете по истории искусства, всеобщей истории, литературы, физики, физиологии, зоологии и других наук.
На протяжении учебы в Академии он был трижды награжден серебряными медалями: в 1839 году за рисунок с натуры, в 1840 - за живописный этюд «Мальчик с собакой», в 1841 - за картину «Цыганка-гадалка».
Первые литературные произведения Шевченко были романтичными, глубоко эмоциональными. Сошенко уговаривал Тараса Григорьевича оставить стихосложения и приступать к серьезным занятиям живописью. Но все чаще откладывал Шевченко эскизные рисунки и тем самым карандашом на клочках бумаги записывал строки, то словно рвались из самого сердца. Недаром слово Шевченково стало живительным источником не только для нас, украинцев, но и для всех народов, порабощенных в огромной тюрьме-империи.
Именно в этот ранний период творчества, который начался в 1837 году, а закончился в 1843 году, было создано знаменитую поэму «Катерина», исторические произведения, в основу которых легли рассказаны еще дедом казацкие легенды и предания о славных предводителей Максима Зализняка и Ивана Гонта, - «Гайдамаки», «Иван Подкова», «Тарасова ночь». Немало блестящих стихов вышли из-под его пера именно тогда, в дни ожидания свободы, в дни ее получения...
В противовес Сошенко - поклоннику живописного таланта Тараса, Есть. Гребенка видел в нем прежде всего поэта и настаивал на его литературной деятельности. Именно благодаря связям этого украинского писателя в 1840 году увидела свет Шевченкова первый сборник - «Кобзарь». Издана она была в Петербурге на украинском языке в русской транскрипции.
До «Кобзаря» 1840 года вошли не только упомянутые нами ранее поэзии, но и произведения, которые, собственно, принесли поэту первую славу - романтические баллады. Одна из них - «Причинна», в общем считается первым известным произведением Шевченко. Именно вступление в нее стал одним из гимнов Украины - «Ревет и стонет Днепр широкий». А мы с вами обратимся к балладе: «Тополь», в которой автор излил всю свою тоску за Украиной, всю любовь до тех вечных источников духовности своего народа, питавшие его в далеком чужом краю.
Пожалуй, никого не надо убеждать в том, что любовь - наиболее благодарная тема как для фольклора, так и для литературы. Но вы, наверное, согласитесь с тем, что Шевченко, как никто, смог наполнить ее чрезвычайно сильной страстью, сопереживанием, яркой образностью. В его балладе сочетаются лирическое и эпическое начала, что является характерным для народной поэзии.
Почему же таким невыносимым было обычная жизнь для деревенской девушки, что стало причиной ее превращения в тополь?
Трагедия главной героини разворачивается на наших глазах. Где-то любимый уехал, и не вернулся - то ли забыл чорнобриву красавицу, погиб в битве.
А тем временем мать по-своему видит будущее дочери, делает брак со старым и богатым. Девушка обращается к гадалке за помощью и достает зелье, которое должно вернуть казака, а вместо этого превращает ее в тополь. И стоит и тополь, как сирота, одна-одинешенька среди поля, и тоскует так же, как тосковала девушка, высматривая своего милого.
Как вы уже знаете, Шевченко творчество, собственно, и начиналась с баллад. Но это не были произведения поэта-новичка. Он гениально переосмысливал традиции романтического балладного жанра, обогащая его неповторимыми признаками.
Прежде всего Шевченко не злоупотреблял фантастическим элементом в структуре баллады. Обратите внимание: все в «Тополя», кроме одного-единственного момента - превращения девушки на тополь, абсолютно реальное. Тарас Григорьевич писал о простых украинцев, о живописные украинские пейзажи, его произведения основаны на определенной социальной конкретике и одновременно в источниках национального фольклора.
О какие еще превращения, фантастические истории, которые веками хранились в сокровищнице народного творчества вы знаете? Какие сказания, легенды являются характерными для вашего края?
Основная мысль баллады поэта - поиски человеком счастья. Но наша героиня не может переступить через собственное достоинство и быть счастливой любой ценой. Она не соглашается на компромиссный брак, что обеспечит ее материально, но никогда не сделает счастливым. В этом образе автор воплотил идею вечности настоящей любви, идею верности своим чувствам.
Скупой пейзажный рисунок - «поле как то море», «могила», «соловей на калине» только сосредоточивает внимание читателя на одинокой высокой тополя. ее видно отовсюду, она заставляет каждого остановиться, задуматься, посочувствовать. Сам этот образ много значил для Шевченко, мотив одиночества был одним из наиболее болезненных в его поэзии.
Баллада «Тополь» стала жемчужиной не только в раннем творчестве Кобзаря, но и во всей украинской романтической литературе. Эта история несчастной любви, выводимая из преданий и легенд, разлетелась народными песнями.
Каждый, кто знает и любит украинский фольклор, творчество Шевченко, пристально присматривается к тополей на необозримых украинских просторах - не она ли, эта покинутая возлюбленным девушка, угрюмо шелестит развесистыми листьями, повествуя путнику о своей беде...
«Кругом неправда и неволя...» Второй период творчества поэта
1843 года Т. Шевченко осуществляет первую после большого перерыва путешествие в Украину, 1844-го - возвращается в Петербург, продолжает образование в Академии искусств, в 1845-го - завершает обучение в Академии и приезжает в Украину на постоянную работу в археографической комиссии, 1846-го - сближается с членами тайной политической организации - Кирилло-Мефодиевского общества, что мало антицарську направленность, и поступает к нему; 5 апреля 1847 года - арест и заключение поэта в каземате III отделения Петербурга после разгрома общества.
Или была на то время у Тараса Шевченко мечта большая, чем та, которая осуществилась, - свобода? Поверьте, была. Мечтал вернуться в Украину, наведаться на родину, увидеть родных, вдохнуть аромат цветущего вишневого сада... И это желание исполнилось...
Правда, тяжелыми были те посещения. Терзала поэту сердце издевательство чужаков над родной зем-лею, искалеченные судьбы родных и близких ему людей, все то, что он видел вокруг:
... заснула Вкраина.
Бурьяном укрылся, плесенью зацвела,
В луже, в грязи сердце прогноїла
И в дупло холодный змей напустила...
С кем был знаком Шевченко из интересных и выдающихся людей своего времени?
Много было в Шевченко встреч как с простыми людьми, так и с господами, что часто приглашали уже известного поэта, художника в своих дворцов. Но не все приглашения принимал Тарас Григорьевич. Когда один помещик прислал ему приглашение, которое крепостной пронес 30 верст пешком, да еще и получил от хозяина строгий приказ сразу же вернуться, Шевченко отказался от приглашения и перестал вообще общаться с этим господином.
Много впечатлений, значимых знакомств и горьких разочарований узнал за эти несколько лет путешествий украины Тарас Григорьевич. Его романтические баллады уступили место злободневным политическим поэмам, а вершиной лирики этого периода стал знаменитый «Завет», написанный молодым человеком во время длительной изнурительной болезни - произведение ставший манифестом* для украинства. О нем так сказал Иван Франко: «Поэт ведет нас натуральным путем (...) от идеи частые в целости, сю целость показывает вновь, как часть большей сохранности, и так поднимает нас, как будто по ступеням, все выше, чтобы показать нашем воображении широкий кругозор. Уже слово "похороните" пробуждает в нашем воображении образ гроба; одним покушением поэт показывает нам сей гроб, как часть большей сохранности - высокой могилы; вновь одно покушение, и сия могила является одной точкой в большей сохранности, бесконечной степи; еще один шаг, и перед нашим духовым глазом вся Украина, огріта большой любовью поэта».
ЗАВЕЩАНИЕ
(В автографе** Шевченко заголовка нет)
Как умру, то поховайте
Меня на могиле,
Среди степи широкой,
На Украине милой,
Чтобы поля широкополые,
И Днепр, и кручи
Было видно, было слышно,
Как ревет ревучий.
Как понесет с Украины
В синєє море
Кровь вражескую... отойді я
И поля и горы -
Все брошу и полыни
До самого Бога
Молиться... а до того -
Я не знаю Бога.
Похороните и вставайте.
Разорвите оковы
И вражьей злой кровью
Волю окропіте.
И меня в семье великой,
В семье вольной, новой,
Не забудьте помянуть
Незлым тихим словом.
Невеселая история написания этого произведения связана с пребыванием Тараса Шевченко на Переяславщине, где он лечил воспаление легких у своего хорошего знакомого, врача Козачковского. Накануне Рождества состояние здоровья больного резко ухудшилось, и грустные мысли о конце жизни и о том, что же оставит после себя поэт-своим потомкам. Вообще, жизнелюб от рождения, Шевченко тяжело воспринимал болезнь. И именно тогда, ночью 25 декабря 1845 года при трепетном свете свечи легли на бумагу пророческие строки, что стали заветом всем поколениям украинцев.
Внутренняя структура этого страстного монолога построена на постепенном повышении: от спокойного текущего обращения к слушателям происходит нарастание эмоций. Они как бы подхватывают каждого, кто читает или слышит «Завещание», в мощный чувственный водоворот. И он возносит вас до тех високостей духа, когда человек осознает свою причастность к судьбе Родины, ее будущего, ответственность перед своим народом. Поэт переносит нас на высоту Чернечей горы, откуда, как на ладони, видно Украину - от края до края. Он дает каждому из нас почувствовать себя патриотом, ведь поэзия пронизана его собственными впечатлениями от путешествия украинскими землями.
Кульминация «Завещания», как вы уже поняли, сосредоточена в призыве «вставайте», «цепи разорвите», в предвидении украинской «большой семье», «семье вольной, новой». Всю жизнь поэт стремился увидеть свою страну свободной и соборной среди равных ей государств Европы. Поэтому финал произведения звучит особенно волнующе: это не только призыв к соотечественникам, это настоящее послание личности, которая заслужила право адресовать его всему народу. В нем выражена надежда, что автор не напрасно прожил свою жизнь, что потомки его услышат и вспомнят в большой счастливой семье. «Завещание» - произведение уникальное. Апостолом Правды и Свободы Шевченко назовут потомки. Ибо Правдой пронизана каждая строка, в котором великий Кобзарь призывал своих современников к Свободе!
* Манифест - здесь: изложение творческих принципов писателя.
** Автограф - текст, собственноручно написанный автором.
|
|