Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ФРАНКО

материалы для изучения творчества в 7 классе

«До отважных мир принадлежит...»

Вы уже путешествовали в 5-м классе по тропинкам детства Ивана Франко, смеялись над приключениями хитроумного Крашенного Лиса. А сегодняшняя наша беседа о творчестве этого писателя - будто приятная встреча со старым добрым другом. Ведь перед вами - новая страница его жизни и творчества, новый прекрасный сочинение о...

Зачем мы снова обращаемся к жизнеописанию человека, которая на долгие годы определила пути развития нашей литературы и вообще украинского искусства? А послушаем самого Ивана Яковлевича: «Почти все мои писания (...) напоены, так сказать, кровью сердца моего, моими личными впечатлениями и интересами, все они часть моей биографии». Поэтому мы и открываем новые страницы его жизни и творчества, чтобы каждое новое поколение читателей находило в них ответы на извечные вопросы.

Помните, парнишкой И. Франко был любознательным и непоседливым, и порой целыми днями пропадал в кузнице отца-кузнеца. Где бы еще он наслушался тех «веселых и грустных рассказов», которые с утра до позднего вечера, как ручей, жебоніли в батьковім «царстве огня и железа» и которые глубоко западали в его детскую душу? И именно там сформировался и предстал перед людьми «...небольшой, хоть сильный мужчина. Высокий лоб, серые, немного холодные глаза, энергично зачернена* борода. Рыжеватые волосы непокорно лезет, усы торчат. Скромно одетый, тихий и незаметный, пока молчит. А заговорит, - и вас удивит, как эта невысокая фигура растет и растет перед вами, как в сказке. Вам станет тепло и светло от света его глаз, а его речь кажется не словом, а сталью, что бьет о кремень и сыплет искры. Сильная, упрямая натура, которая целиком вышла из житейского боя». Так изобразил Ивана Франко один из признанных классиков нашей литературы Михаил Коцюбинский.

К сожалению, счастливое детство писателя длилось недолго - рано ушел из жизни отец, мало ласкала любимца и мама, чьи песни, вспоминал И. Франко, были «красотой единой бедного моего тяжелой жизни». Когда он узнал, что матушка умирает в Нагуевичах, бежал всю дорогу от Дрогобыча до своего родного села, просидел у кровати целую ночь, а на утро навсегда попрощался с самым дорогим в жизни человеком, оставшись на свете круглым сиротой.

Года в Дрогобычской гимназии были эпохой настоящего возмужания. Презрительное отношение одноклассников к себе и сиденья на худшей «ослином скамье» (обычно такой была судьба большинства одаренных украинских школьников из бедных семей) преодолевал упрямо - отличной учебой, увлеченным чтением отечественной и зарубежной литературы и блестящими переводами последней.

Когда же в 1875 году И. Франко ехал до Львовского университета, его литературный багаж уже был заполнен произведениями Шекспира, Гете, Шиллера, Мицкевича, Словацкого, собственными переводами Софокла и Гомера. А «Кобзарь» Т. Шевченко талантливый юноша знал наизусть.

Еще со студенческих лет Иван Франко понял самое главное: «До отважных мир принадлежит!'» - и старался быть таким и в пламенных стихах, и в синівському отстаивании прав украинского народа. Только вслушайтесь в искренние строки поэтического сборника «С вершин и низин», изданной в 1887 году:

Нет, кто не любит всех братьев

Как солнце Божье, всех зарівно,

Тот искренне полюбит не мог

Тебя, коханая Вкраїно!



* Зачерчена - закрученная.



УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ О ПИСАТЕЛЕ

Западная Украина, где жил Франко, находившейся тогда под властью Австро-Венгерской империи. Мощный талант и активная гражданская позиция не раз становились причиной заключений молодого писателя. Но и за решеткой он оставался верным своему призванию. Из-под пера Франко в те нелегкие годы вышло множество прекрасных произведений, с которыми у вас будет возможность познакомиться в старших классах.

Среди них - «Иван Вышенский», поэма о выдающегося писателя-полемиста украинского средневековья, что своим зажигательным словом пробуждал в сердцах людей чувство чести и достоинства. Другой незабываемый образ - библейский пророк Моисей (поэма «Моисей»), легенду о котором Франко пересказал своему народу с целью напомнить, что даже из вековечного рабства всегда есть выход. Поэтому и самого Франко часто называли украинским Моисеем.

Михаил Коцюбинский писал: «У Франка есть прекрасная вещь - лирическая драма "Увядшие листья". Это такие легкие, нежные стихи, с такой широкой гаммой чувства и понимания души человеческой, что, читая их, не знаешь, кому отдать предпочтение: или поэту борьбы, или поэту-лірикові, певцу любви и настроений».

Интересно, а знаете ли вы, что уже много раз слышали неповторимые, мелодичные, трепетно-нежные песни, которые принадлежат Франко? Давайте-ка вспомним:

Чего являешься мне

Устные?

Чего ты обращаешь на меня

Замечательные глаза те ясные,

Грустные,

Словно колодца дно студеное?

Или вот такие щемящие строки:

Ой ты, девушка, из ореха зернышко,

Почему твое сердечко - колючее терние?

Почему твои устонька - тихая молитва,

А твое слово остре, как бритва?

Ну что, вспомнили? А это лишь небольшой кирпичик из огромного здания храма, имя которому - поэзия Ивана Франко. Только из большой любви могли появиться такие трогательные слова!

Вы уже знаете, что Иван Франко писал детские сказки. А еще - рассказы, в которых легко можно найти его воспоминания о собственном детстве. Хотите узнать, каким было обучение украинских детей в Австро-Венгрии? Тогда почитайте «Карандаш», «Грицеву школьную науку», «Schonschreiben» («Чистописание»), «Отца-юмориста» и другие произведения этого автора.

На сценах наших театров вот уже много лет с неизменным успехом идет спектакль «Украденное счастье» по одноименной пьесе Ивана Франко. Существуют классические киноекранизации этого произведения, однако в 2005 году создано еще и украинский мини-сериал по его мотивам. И знаете, поразительно современными оказались герои этой Франко трагедии...

Иван Франко был, кроме того, большим авторитетом в деле книгоиздания и редактирования. Много украинских писателей, с произведениями которых вы уже знакомы, в частности Леся Украинка, были благодарны Ивану Яковлевичу за помощь и поддержку, за искреннюю и справедливую критику. Его имя - среди издателей таких уважаемых журналов и альманахов, как «Общественный друг», «Литературно-научный вестник», «Первый венок» и многих других.

Писателя ничто не могло сломить: ни пребывания за решеткой, ни презрительное отношение напыщенного чиновничества, ни тяжелая болезнь, что часто приковывала к постели. Казалось, что смерть старшего сына, Андрея, его любимца, отец пережить не сможет. Но не склонил он гордого лба и тогда, когда взято было на Первую мировую войну двух младших сыновей, Тараса и Петра. В дни тяжелейшего отчаяния писал работу важную, «сердечную» - статью «Тарас Шевченко». Тогда же, в 1914 году, оставил в наследство нашей фольклористичній науке крупнейший клад -- «Студии над украинскими народными песнями».

Один из его ближайших друзей, поэт Петр Карманский, вспоминал, что Франко тогда был подобен «подстреленного орла, упал с высокой скалы на долину, влекущая за собой подрезаны крылья и взглядом ужасного предсмертного сумму смотрит на вас и кривавить вам сердце».

28 мая 1916 года ушел из жизни И. Франко, верный сын Украины, что вся жизнь и творчество посвятил своему народу. Пресса более 50 стран мира откликнулась на эту трагическую весть. Только львовская власть не нашла места, чтобы похоронить его в родном городе. И до 1921 года стояла Франко гроб в чужом склепе на Лычаковском кладбище Львова, пока он не был перезахоронен на том месте, где сейчас возвышается гранитный Каменщик, разбивающего молотом скалу. Эта фигура словно символизирует жизненный путь несокрушимого духом Ивана Франко.

А знаете, почему именно Каменщик?

Потому что «Каменщики» - один из известнейших стихотворений Франко. В него он вложил всю страсть гражданина, всю пылкость патриота, весь талант поэта:

И все мы верили, что своими руками Разобьем скалу, роздробимо гранит. Что кровью собственной и собственными костями Твердый змуруємо гостинец и за нами Придет новая жизнь, новое добро в мир.

Памятник писателю был установлен в 1933 году на средства, собранные почитателями его таланта со всей Украины.

В 1956 году по решению ЮНЕСКО1 100-летний юбилей И. Франко отмечал весь мир. А 2006 год эта организация также объявила годом его памяти.

Творчество Ивана Франко составляет уникальное явление, целую духовную эпоху в отечественной истории и одновременно является вселюдським достоянием. Выдающийся писатель, критик, переводчик, журналист, социолог, фольклорист, этнограф, историк, философ - его богатейшее наследие не вместит и сотня томов! И завершить рассказ об этом великом человеке стоит так же словам Ивана Яковлевича: «Вкраина воскреснет!'»







«Пусть боги наших дедов благословят вас, дети!»

Давайте-ка, прежде чем начинать разговор о повести «Захар Беркут» и ее героев, снова прислушаемся к словам Ивана Франко: «Труд историческая имеет стоимость, когда факты в ней представлены подробно и в причиновім связи; историческая повесть имеет стоимость, когда ее основная идея сможет занять современных живых людей, то значит, когда она сама живая и современная».

То ли поняли вы, современники XXI века, стоимость прочитанной исторической повести?

Славный поступок общины небольшого села Тухля, остановила и потопила в коварной горной котловине монгольское войско, не случайно заинтересовал. Франко. Ведь легенды и предания об этом веками путешествуют в Карпатских горах и долинах, а в исторических хрониках 1241 года зафиксирована кровавая и жестокая нашествие кочевников на Карпатскую Русь. Писатель говорил, что основа его повести «взята отчасти из истории (нападение монголов и их главарь Пета), а отчасти из народных преданий (о вытопки монгольского отряда и др.). Действующие лица в конце концов выдуманные, местность описана по возможности верно». Да и чего бы не описать Франко живописного села Тухля, когда он сам не раз бывал в нем, а возле колодца, где когда-то пил воду, любовался горными пейзажами, сейчас стоит памятник писателю.

Поэтому в далеком XIII веке в самом сердце карпатского края жила свободная и счастливая община во главе с дев'яностолітнім Захаром Беркутом - человеком мудрой, рассудительной и справедливой. Когда Тугар Волк захотел присвоить Львовской области тухольську землю, ждал его суд общины. Надменный и высокомерный боярин не признал приговора, более того - решил отомстить гордым горцам, подавшись к главарей монгольского войска Пэты и Бурунди, чтобы помочь им испепелить не только Карпатский край, но и венгерскую землю.

Но недаром тухольська община избрала своим руководителем Захара Беркута, для которого самым большим сокровищем в жизни была честь, наисвятейшим - служение правде и справедливости. Как не краялось его сердце от родительской боли, но в ответ на предложение отпустить остатки побежденного монгольского войска в обмен на жизнь сына он мужественно произнес: «Менять одного парня за руину наших соседей, это был бы позор, была бы измена». Он понимает, что общество должно осуществить почти невозможное: остановить врага и уничтожить его в тухольській котловине. Ведь, если не остановить эту кровавую волну, она покатится дальше, к соседям, опустошая, словно саранча, все на своем пути. Достойной Захар Беркут считает лишь самопожертвование: «...погибаем все до последнего в бою, а тогда по нашим трупам пусть себе монголы идут, куда хотят».

Яркой нитью в фон повести вплетена история любви юных и чистых душой Мирославы, дочери Тугара Волка, и Максима Беркута. Девушка, не простив отцу пошлой, коварной измены, становится рядом с Захаром Беркутом на защиту родного села. А юноша, влюбленный в Мирославу, считает, как и отец, наивысшими ценностями в мире честь, достоинство, любовь к родине. Именно они, эти двое самоотверженных свободолюбивых героев, символизирующих высокие идеалы единства, патриотизма наших далеких предков, идеалы, актуальны и сейчас, потому что составляют предмет гордости и уважения каждого народа.

Каких еще персонажей и из каких художественных произведений можно поставить в один ряд с Мирославой и Максимом?

Не менее важным является образ тухольской общины, что в одном мощном порыве ненависти к жестокому врага поднялась плечом к плечу на борьбу с ним: «как одна душа, стояла тухольська община дружно в труде и употреблению, в радостях и в скорбях. Община была для себя и судьей, и впорядником во всем». Именно в раскрытии этого образа автор реализует одну из главных мыслей произведения: сила народа в его сплоченности, только благодаря единому могучему порыву можно отстоять свою Родину и уничтожить сильнейшего врага. Франко хотел продемонстрировать читателю, что настоящей бедой для государства является распри, кровавые княжеские междоусобицы, что изнутри ослабляют страну, отсутствие государственного мышления у тех, кто должен был бы в первую очередь заботиться о могуществе страны.

Так же красноречивым является образ Тугара Волка. Вы уже знаете из истории Украины, что наша земля всегда была лакомым куском для многих захватчиков. Они беспощадно терзали ее, потому что не всегда, как тухольці. защищались наши предки. Тугар Волк - классический образ предателя, что готов ценой жизни своих соотечественников обрести власть и богатство. Он демонстрирует все черты человека, лишенного чести и совести: жестокость, презрительное отношение к простым людям, тщеславие и вместе с тем - пресмыкательство перед врагом; основная цель его жизни - деньги, пусть грязные и кровавые, добытые ценой худшего преступления - измены. И хоть перед неизбежной смертью он покаялся - все же прощения ему нет.

Выразительными и полнокровными образами предстают монгольские предводители - Пета и Бурунда. В течение произведения, как вы заметили, эти персонажи очень меняются. Сначала - это хищные звери, которые пришли на чужую землю жечь и уничтожать, убивать и брать в плен. Какой страшной предстает перед глазами читателя картина монгольского лагеря: «Словно из ада, неслись из долины странные голоса, ржание коней, лязг оружия, переклики стражников, гомон сидячих при огнищах черных, косматих людей, а вон-вон далеко - роздираючі сердце вопли мордованих старцев, женщин и детей, вязаных и ведомых в плен мужчин...» А в конце произведения - униженный и обреченный Бурунда, вожак без войска! Иван Франко справедливо изображает мощь и гартованість монгольского войска и его вождей. Мощным было войско Бату-хана, мечтал преодолеть весь мир, - непросто тухольцям было преодолеть лучшие его отряды!

Также очень важную роль в произведении играют художественные средства. Иван Франко подбирает настолько меткие эпитеты и сравнения, что текст повести приобретает сразу мощного динамизма и перед читателем возникают яркие зрительные образы и картины: «Вот вдруг исчезло солнце за черной живым облаком, что стеной тянет с запада, наполняя воздух диким визгом и спускаясь над Тухлым. Это прорицатели и упорны товарищи орды - грачи и вороны - тянут бесчисленными стадами, чуя поживу. Зловещее птица бьется в воздухе, разрывается плахтами и бросается в разные стороны, словно облака, битые бурей. Тухольские смирные крыши сразу покрылись черными гостями, а шум их бурлил, как кипяток в величезнім китли. Безмолвно, неподвижно стоя над отвесными берегами своей котловины, глядели тухольцы на плохое птицы и в душе проклинали тех прорицателей смерти и руины».

Наверное, вы согласитесь, что картины карпатской природы, монгольского нашествия, гибели вражеского войска выписаны автором с непревзойденным художественным мастерством и страстью.

Обратили ли вы внимание на то, что в языке персонажей, авторской повествования немало слов, которые вам встречаются впервые? Как думаете, с какой целью писатель использует диалектизмы?

Использование диалектных слов предоставляет повістуванню особый колорит, неповторимость. Вы словно переноситесь не только до Карпат, где происходят события, но и до легендарного прошлого горцев. Ведь наряду с диалектизмами автор использует историзмы, архаизмы, а еще речевые конструкции, характерные для тогдашнего речи.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛИТЕРАТУРАХ МИРА

А известны ли вам примеры из истории других народов, где бы защитники Отечества под предводительством храброго вожака предпочли отдать жизнь за родную землю, но не покориться врагу?

Каждый народ имеет хоть одного мудрого и храброго руководителя-победителя, а Украина может гордиться многими примерами героизма своих предков. Благодаря писателям и историкам мы и узнаем о них. Ведь беречь историческую память - святая обязанность каждого человека.

На свете много народов - разных, непохожих, с собственной историей, культурой, бытом. Но общим - и это самое главное, что их всех объединяет, - есть кодекс чести: всюду перед патриотами благодарно склоняют головы, предательство считается самым большим преступлением.

Не только нашей земли приходилось переживать трудные времена вражеских набегов. Когда страшная нашествие сарацин* грозила покорить молодые европейские страны. И составил тогда французский народ героический эпос XII века - «Песню о Роланде». В ней рассказывается о том, как мужественный граф Роланд, витязь короля Карла, героически погиб в борьбе с сарацинами. Он не признавал коварства и лицемерия врага, стремился открытой борьбы. Самым большим сокровищем была для него рыцарская честь!

Роланд почувствовал, что мрак глаза кроет,

На ноги стал, напрягши все силы, -

В лице красной ни капли крови,

К скале темнобурої подходит

И десять раз в отчаянье и гневе

Мечом о камень бьет. А сталь звенит

И даже не щербиться. И молит граф:

«О матерь Божья, помоги мне!

Мой добрый меч, о, Дюрандале верный,

Когда я умру, ты больше не нужен!

А сколько битв с тобой выиграл я,

А сколько царств завоевал тобой

Для императора с сідою бородой!

Ты не попадешь в руки страха нам, -

Тобой владел такой вассал,

Которых не знает уже Франция-красота!»

* Сарацины - давняя европейская название мусульманских народов.