Иван Андрусяк о Дмитрия Туптало (святого Димитрия Ростовского), Григория Квитку-Основьяненко, Тараса Шевченко, НілаХасевича, Олексу Довбуша. - К.: Грани-Т, 2008 / Серия «Жизнь выдающихся детей»
Наталка ПОЗНЯК-ХОМЕНКО
Во времена моего детства советская серия «Жизнь замечательных людей», которая регулярно выходила в издательстве «Молодая гвардия», была предметом особой гордости и внимания. В школьной библиотеке я в первую очередь выискивала эти томики с факелом на корешки и все задавалась вопросом: а в чем секрет их популярности? Как прожить жизнь, чтобы оставить заметный след в памяти и сердцах потомков? Наконец - выдающимися рождаются или становятся?
Похоже, подобные вопросы заинтересовали и киевское издательство «Грани-Т», которое несколько лет назад учредило серию «Жизнь выдающихся детей». Правда, чтобы не перегружать юных читателей подробностями детских биографий известных людей (а, может, опасаясь, что современные читатели большие фолианты просто не будут читать), идеологи серии под одной обложкой объединили пять-шесть героев, беря за основу один-два ярких моментах биографии, а все остальные подавая в кратком резюме под рубрикой «Что было потом» или «История человека в истории человечества». В конце концов, такой формат тоже имеет свое оправдание: если коротенькая новелка из жизни героя заинтересует читателя, возьмет, как говорится, за живое, - то этот читатель не успокоится, пока не раскопает о герое больше информации. Главное, чтобы сам автор (а к участию в серии приглашены ведущие современные писатели) любил своих героев, а еще умел сам удивляться и удивлять других.
Мне повезло, что знакомство с серией «Жизнь выдающихся детей» я начала с книги Ивана Андрусяка (корреспондента «Народного слова» - ред.), которая совсем недавно увидела свет. Своими героями Иван выбрал довольно непростых и неординарных личностей, за которых до сих пор никто не решался браться в силу их «неизвестности» или слишком сильной «ведомости», к которой трудно что-то добавить свое. Судите сами: митрополит Дмитрий Туптало (св. Димитрий Ростовский) - блестящий украинский писатель и проповедник барочной эпохи, чьи «Четьи Минеи» до появления «Кобзаря» были самой популярной украинской книгой; основатель новой украинской прозы Григорий Квитка-Основьяненко; гениальный Тарас Шевченко, который для многих является просто синонимом слова Украина; уникальный художник Нил Хасевич, который променял всемирную славу на бункера УПА; наконец легендарен опришок Олекса Довбуш. Кажется, что можно о них сказать особенного? Но Йванові это удается: для каждого своего героя он подбирает особую форму - новелла-розмисел, наброски, рассказы, новелла, киносказка; свой неповторимый стиль повествования. Но бесспорно одно, что объединяет зарисовки из жизни отдельных людей в общий текст, - это огромная симпатия, с которой автор относится к своим персонажам. Наконец, сам Иван Андрусяк этого не скрывает, объясняя в предисловии выбор именно этих личностей тем, что «эти люди оказали на меня немалое влияние, и своим примером, своей судьбой, своей деятельностью или творчеством многому меня научили».
Эта симпатия, эта большая любовь, что відсвічується в каждом слове, захватывает с первых строк затягивает в круговорот, словно Мочище с детства Нила Хасевича, - и не отпускает до последней страницы. И ты уже, забыв кто ты и какой день на календаре, едешь, превозмогая боль, на коне или бросаешься на защиту перепелов, что запутались в ловушку, вместе с Данилко Тупталенком, которому суждено было стать Димитрием Ростовским; видишь звуки в цветах, как Грицко Цветок; вместе с Тарасом Шевченко тремтиш перед пещерой, боясь разоблачения, а потом сгоняешь всю свою боль и обиду на пьяном в стельку дьяку, который пропил его три рубли; линеш мысленно в прошлое с леґендарним художником Бей-Зотом (псевдоХасевича), который в тайнике вырезает очередной дереворит-открытку. Все это выписано настолько ярко, образно и по-своему вкусно, что впечатление от прочитанного еще несколько дней гнездятся в душе, порождая много вопросов, на которые не терпится скорее найти ответы в других, возможно, даже взрослых книжках.
А к чему здесь гуцульские тайны, спросите вы? Ответ на это есть в самом конце книги, которую, несомненно, стоит прочитать не только детям. Там вы найдете упоминание о том, как старый дед-гуцул рассказывает внуку о том, как надо искать сокровища Довбуша: «И что-то малом нашепчет - а что именно, то только мы, гуцулы, и знаем. И никому не скажем, потому что тогда поз'їжджаються к нам в Карпаты со всего мира странные люди и будут нам горы перекапывать. А оно нам надо?!».
В своих новелках Иван Андрусяк дает лишь намеки на те незміряні богатства, которые скрываются в человеческой душе. А вот как увидеть их и в себе, и в других - каждый должен сделать это сам, без посторонних подсказок. Ибо только так в сердце родится великая Тайна, без которой человек никогда не станет Человеком.
|
|