Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

МАКСИМОВИЧ МИХАИЛ (15.09.1804, х. Тимківщина, теперь с. Богуславец Золотоношского р-на Черкасской обл. - 22.11.1873, хутор Михайлова Гора, теперь в составе с. Прохоровка Каневского р-на Черкасской обл.) - поэт, исследователь-биолог, натурфілософ, основоположник целостной научной системы украиноведения и его составных частей - языкознания, литературоведения, фольклористики, этнологии, историософии, социологии и журналистики; первый ректор Киевского университета.

Родился в семье обедневшего дворянина. Принадлежал к казацкого рода, известного с XVII в. По матери имел пятерых дядек - известных литераторов, ученых, политиков. в 1812 г. поступил в Новгород-Северской гимназии, открытой 1808 г. ходатайствами дяди Ильи Федоровича (доктора права). О гимназическом время писал: «Семь лет прошли для меня как семь месяцев. Живописное расположение Новгорода-Северского над Десной, с его древним Спасским монастырем на каменистой горе, давали душе эпический настроение». Здесь и заложены основы мировосприятия М. Максимовича, единство аналитического и поэтического отношения к жизни. в 1819 г. поступил на отделение словесности Московского университета, а через два года перешел на естественно-математический факультет. По окончании университета (1823) работал в библиотеке, университетском гербарии, заведующим ботанического сада. в 1833 г. утвержден ординарным профессором кафедры ботаники; как ученый - естествоиспытатель имел склонность к философии (отдавал предпочтение философской системе Шеллинга). Подготовил более 100 естественных трудов, в частности: «Главные основания зоологии», «О распределении естествознания па ветви», «Основы ботаники» (1828), «Систематика растений» (1831), «Размышления о природе» (1833), «Книга Наума о великий божий мир» (1834). Энциклопедизм ученого определил значимость и перспективность работ, огромную популярность.

Новым и особым этапом жизни и творчества М. Максимовича стал киевский период, связанный с деятельностью в университете как руководителя кафедры русской словесности, декана философского факультета, ректора (сентябрь 1834 - декабрь 1835). Фундаментом универсальной деятельности ученого стал сборник «Малороссийские песни, изданные М. Максимовичем» (1827). 127 образцов украинской художественной словесности: думы и исторические песни (гайдамак, чумацкие, обрядовые), песни литературного происхождения («Веют ветры», «За Немань иду», «Где ты бродишь, моя доле») не только стали триумфом человека универсальных дарований и интересов, мирового уровня профессионала - патриота, но и ознаменовали тотальный прорыв украинской духовности на всероссийские и европейские просторы. По определению историка Д. Дорошенко, не только содержание сборника , но и авторское предисловие к нему «звучит как литературный манифест, и действительно для своего поколения она имела значение манифеста, она была знаменем, на котором было написано магическое слово для тех времен: «народность». Народно-национальные ориентации отразились даже в названии следующего сборника М. Максимовича 1834 г. «Украинские народные песни».

Украинский ректор, ученый и художник стал активным поборником украинской идеи, украинского мира, самостоятельность которого он утверждал всем своим творчеством. Уже первый сборник имел огромный резонанс и влияние на самых известных тогда современников. «Два имени, - писал по этому поводу И. Стешенко, - яркими звездами, сияющими на горизонте русской литературы, Гоголь и Пушкин, лучше всего свидетельствуют о огромное влияние на интеллигенцию изданных Максимовичем песен. Гоголь зачитывался этими песнями; Гоголь воспитывался на их странных образах и учился их глубоких чувств и жизненности... Гоголь, наконец, черпал силы в широком развитии народной фантазии, отраженной в песнях, и проникался величием останется в них украинской истории. Все черты Гоголь внес, как известно, в свое творчество, создавая ими эпоху в литературе...... Несомненное влияние украинских песен на Пушкина... Пушкина полонина нежность и душевная красота женских типов украинской поэзии, и поэтому не удивительно, что при создании образа Марии в «Полтаве» он, по собственному признанию, «обирал песни Максимовича».

Особую роль сыграло изучение М. Максимовичем и интерпретация им «Слова о полку Игореве». Где соединило процесс развития фольклора и письменной литературы, поколений и эпох, главных событий и личностей украинской истории, проблем языка и литературы, историософии и философии. Самое главное, что показало и раскрыло «Слово...»: оно создано на праукраїнській земли на языке этого народа, отражает его многовековую историю и культуру и свидетельствует об их многовековую преемственность и органичность. Его идейно-художественные черты отразились и в более позднем фольклоре (думы, исторические песни) и письменной литературе, и в неистребимой традиции, начинается Киевским и Галицко-Волынским летописям, а продолжается в «казацких» летописи и «Истории русов». В частности, и в том, что очерчивает границы существования (понятие «Украина» летопись фиксирует 1187 г.), а тем самым - украинской этнонациональной государственности, международной роли.

Именно под влиянием размышлений о том, «откуда пошла русская земля и кто в ней первым начал княжить, как русская земля стала есть» («Повесть временных лет»), Г. Максимович пишет исторические исследования: «Исторические заметки», «Откуда идет русская земля», «О роли и значении Киева в общей жизни России», «О мнимом запустение Украины в нашествие Батыя», «Обозрение старого Киева», «Сказание о Колиивщине». А в то же время большое внимание уделяет таким источникам познания, как история языка и художественной словесности, что и вызывает написание трудов «История древней русской словесности», «О малороссийские народные песни», «Что такое «думы», «О начале книгопечатания в Киеве. ..», «К истории малороссийского языка...» и др.

Анализ исторических источников свидетельствует, что М. Максимович способствовал образованию Кирилло-Мефодиевского братства с его философией независимости и высокой международной миссии Украинской Речи Посполитой. Одновременно он формировал единство интеллигенции и способствовал утверждению в жизни особо одаренных поборников украиноведения (например, П. Кулиша). Его благодарными слушателями были В. Белозерский, А. Маркович, Д. Пильчиков, А. Навроцкий и др.

Исключительно положительного значения приобрела побратимська дружба с Т. Шевченко, встреча с которым состоялась в 1844 г. Они взаимно подретушировали жизненные и творческие планы друг друга, відграшовали историософию бытия и будущего Украины. М. Максимович всячески способствовал изданию «Живописной Украины», в работе Т. Шевченко в Археологической комиссии, в его странствиях по Украине.

Единство жизненной и творческой практики обусловила содержание как глубоко-научной, так и гострополемічної деятельности М. Максимовича.

Он решительно отвергал официозные концепции российских идеологов, в частности академика М. Погодина, о великороссийские приоритеты в происхождении и развитии Киевской Руси, древнерусского языка, культуры, литературы, государства (в частности, о приходе праукраинцев в лице белых хорватов в Киев лишь после ухода великороссов в XIII в. на восток). В то же время, разрушая имперские идеологами, М. Максимович утверждал: феномен украинства достигает еще докиєворуських глубин; украинские племена ниоткуда не приходили и никогда не покидали своей земли; Киев - праукраинская столица; Киевско-русская, Галицко-Волынская - праукраинских государства (следовательно, и культура), а украинская речь была структурирована еще в XII ст.

М. Грушевский отмечал, что М. Максимовичу было трудно выражать свои взгляды через служебные условности, но идея Украины-Руси принадлежит именно ему. На основе анализа фольклорно-литературных источников он настаивал на самобытности, богатстве, яркости, гуманизме украинской культуры и духовности.

1846 г. условия жизни заставили ученого уехать на хутор Михайлова Гора. Да и при тех условиях, с надорванным здоровьем М. Максимович продолжал активную научную работу, отстаивал национально-патриотические взгляды на отечественную историю.

1871 г. по инициативе ученых в Киеве состоялось празднование 50-летней научной и литературной деятельности М. Максимовича с участием ученых Москвы, Харькова, Петербурга, Одессы; 21 научная организация избрала его своим почетным членом.

«Каждому своя судьба! И моя, какой бы тяжелой не была иногда, и несравненно выше и лучше многих других», - писал М. Максимович. Смысл сказанного потомки трактовали как величие жизни - подвига, так высказанного М. Грушевским: «Его самым большим подвигом, как и подвигом предреволюционного украиноведения вообще, было выяснение народной основы украинской истории, ее преемственности и непрерывности, укрепления на семь почве того убеждения, что украинский народ - это настоящий строитель великого тысячелетнего дела украинской истории и вечный хозяин украинской земле, политой его потом и кровью».

Лит.: Драгоманов М. Некролог М. Максимовича // Вест. Европы. 1874. № 6; Юбилей М. А. Максимовича. К., 1874; Пискорский В. Из прошлых лет Киевского Университета // Киев. старина. 1894. № 4; Михаил Александрович Максимович: к столетию годовщины его рождения // Киев. старина. 1904. Т. 86; Лобода А. Заслуги М. А. Максимовича в областные языка и словесности // Чтения в Ист. о-ве Несторалетописца. К, 1905. Кн. 187; Грушевский М. Развитие литературных исследований в XIX веке и проявления в них основных вопросов украиноведения // Укр. историк. 1990. № 1-4; Дорошенко Д. И. Очерк истории Украины. Л., 1991.

П. Кононенко