Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Культурно-просветительская работа Андрея Чайковского


 


ПЛАН

Вступление

1. Детство и юность А.чайковского. Формирование писателя и общественного деятеля
2. Дальнейший общественный и литературный путь А.чайковского
3. Коломыйский период жизни и творчества А.чайковского
4. Основные направления общественной и просветительской деятельности А.Я.Чайковського

Вывод
Использованная литература

 


Вступление

Одно из самых почетных мест в украинской культуре занимает Андрей Яковлевич Чайковский, который поставил перед собой задачу посвятить свою творческую работу повестям с какой-либо исторической эпохи родного народа, имея в виду воспитание молодых поколений в любви к своей стране, к ее истории. Найдем ли мы в мировом литературном процессе еще такого писателя, который был не только чистым литератором, но и общественным деятелем, вел активную культурно-просветительскую деятельность, интересовался историей и будущим украинского народа.

Андрей Чайковский вошел в украинскую литературу в конце XIX века и работал на ее ниве четыре десятилетия. Его многочисленные рассказы и повести были высоко оценены Иваном Франко, Михаилом Коцюбинским, Осипом Маковеем. Наши представления о западно-украинский литературный процесс конца XIX - начала XX века будут неполными без осмысления его творчества. Он обогатил украинскую литературу произведениями, в которых реалистично показал галицкую действительность, создал картины быта различных слоев населения края. Чайковский-адвокат написал целый ряд рассказов и очерков «из зала». Плодотворно, хотя и с неодинаковым успехом, он работал в жанре исторической повести.

Художественная проза Андрея Чайковского имела широкий резонанс. Его произведения издавались во Львове, Коломые, Черновцах, Станиславе, Тернополе, Киеве, Харькове, Екатеринославе, Вене, Праге, Кракове, в США и Канаде.


1. Детство и юность А.чайковского.

Формирование писателя и общественного деятеля

Родился Андрей Яковлевич Чайковский 15 мая 1857 года в городе Самборе на Львовщине в семье мелкого чиновника. Рано оставшись сиротой, жил у своих родственников: сначала в селе Гордыня Самборского уезда, а с 1869 года - в Самборе. Будущий писатель происходил из так называемой ходачкової (дрібномаєтної) шляхты, детство свое провел в ее среде. До середины XVII века эта прослойка населения имела привилегии, а позже, в 50-60-х годах, ей остались разве что воспоминания о них. И все же она была преисполнена гордостью за прежние права. Теперь она отличалась от «простых» крестьян одеждой, отдельными чертами быта и своеобразной речью.

Рос Андрей в живописном крае над Днестром, среди людей трудолюбивых и поющих, жадно впитывал в себя сказки, легенды, сказания о былых временах, прислушивался к песням и мальчишеских шуток. Впечатления детства позже пригодились ему как писателю.

В гимназии он пробует писать. Брался за рассказы, драмы. Произведения этой поры отличались хорошим поэтическим языком, остроумием. Однако скоро оставил литературные упражнения. Неуверенность в собственных силах, отсутствие должной оценки со стороны мастеров слова остановили его творческие порывы.

в 1877 году Чайковский поступил на философский факультет Львовского университета. Начались еще более нуждающиеся, тяжелые дни. Не имея чем платить за обучение, он бросает философию и идет в войска. Через год возвращается в университет - теперь уже на юридический факультет. Здесь с головой погрузился в студенческую жизнь - возглавил молодежную организацию «Дружественный ростовщик», а вскоре стал одним из основателей «Кружка юристов». Через некоторое время удалось несколько улучшить свое материальное положение: в 1880 году нашел платную службу в культурно-образовательной общественной организации «Просвита».

1882 года Андрея Чайковского, как и тысячи других украинцев, мобилизовали в австрийскую армию и отправили подавлять герцоговинсько-боснийский освободительное движение. Впечатления от живописных пейзажей Боснии, от встреч с нескореними местными жителями, размышления о тогдашние исторические события вновь склонили к литературному труду. Результатом ее стала книга «Воспоминания перед десяти лет», которая была издана во Львове в 1894 году, когда А. Чайковский уже работал адвокатом в городке Бережаны на Тернопольщине.

Мемуары получили положительную оценку Ивана Франко. Великий Каменяр поощрял молодого автора к писанию. Осип Маковей впоследствии отмечал: «в Целом си «Воспоминания» нравились публике и автору добавили веры в себя; в них он попробовал свое перо и поборолся с первыми препятствиями, которые встречает кождый писатель, когда выступает па литературном поприще... Уже в этих «Воспоминаниях» зазначилася определенно главная черта письменського таланта Чайковского: его дар рассказчика. Он повествует так, как в обществе хороших знакомых, не останавливаясь на «тонкостях», а рисуючи с покушением главными чертами».


2. Дальнейший общественный и литературный путь А.чайковского

Удачный дебют вдохновил Чайковского к творческому труду. Выходят в свет очерки, рассказы, юморески, повести: «Вуйко» (1895), «Образ гонора» (1895), «Олюнька» (1895), «Бразілійський хорошо» (1896), «В чужом гнезде» (1896), «Серенада в навечерие св. Войцєха» (1896), «Моя первая любовь» (1896), «Курателя» (1897), «Рекрут» (1897). В них писатель показывал жизнь ходачкової шляхты, случаи из адвокатской практики. В основном писал о том, чем сам жил: «Я решился в моих трудах не выходить ни шагу за пределы тех обстоятельств, которые мне хорошо знакомы.

Благодарным материалом для творчества Андрея Чайковского стали также пройдены им в юности «университеты жизни», о чем убедительно свидетельствуют автобиографическая повесть «Своими силами» (1902) и близкая к ней по сюжету и идейному замыслу повесть «По милости семьи» (1911).

В этих произведениях яркое проявление нашла просветительская мировоззренческая концепция и просветительская эстетика писателя, который призвание художественной литературы видел в обучении и воспитании читателя. Счастливые концовки этих произведений должны были, по замыслу автора, сконденсировать воспитательные идеи: добро побеждает зло; несправедливость неизбежно наказывается; терпеливость, трудолюбие и благородство становятся для героев залогом успехов, признания и личного счастья.

Верность жизненным фактам утверждает правдивость, и грозит опасностью фактографізму, копирование действительности, приводит к внешнему описанию человеческих чувств. Это и проявилось в творчестве А. Чайковского, который не проникся или не смог проникнуться новейшими в то время средствами психологического анализа, характерного для «новой школы» классической украинской литературы.

Особого внимания заслуживают рассказы «из зала»: «Ни разу не ударил», «Лучше смерть, чем неволя», «Кто виноват?», «За тряпку сена», «Сожалению веса не имеет», вошедшие в сборники «Рассказы» (1904), «Рассказы» (1920). Все они проникнуты искренним сочувствием к обиженным «болят» вопросом: кто же виноват, что благородные, честные труженики становятся на путь преступления? Образы справедливых, человечных служителей суда, которые помогают крестьянам, обрисованы в произведениях «Не было выхода... История одной парцелляции. Рассказы из галицкого жизнь» (1927) и «За наживой. Повесть из галицкого жизни» (1934).

Активной и многогранной была общественная деятельность Андрея Чайковского. Вместе с композитором Остапом Нижанківським он создал хор «Бережанский Боян», организовал театральный кружок. Сам пел, декламировал, играл на сцене, развернул активную общественную деятельность в различных обществах, в том числе и националистического толка.

Исторической беллетристике писателя предшествовала многолетняя подготовка. Он пытался постичь все доступные ему материалы по вопросам, которые его интересовали,- архивные документы, труды украинских, российских, польских историков.

Больше всего повлияли на него труда. С. Грушевского. Вместе с богатейшим фактическим материалом он почерпнул из них и исторические концепции ученого, не отвергая и ошибочные идеалистические и националистические положения, в частности, преувеличение роли случая в истории, «самостоятельных» идеалов, что были ответом на экспансионистскую политику царских властей в отношении Украины.


3. Коломыйский период жизни и творчества А.чайковского

В 1919 году писатель переехал в Коломые. Здесь 2 июня 1935 года тяжелая болезнь оборвала его жизнь. Остались несбыточными творческие замыслы, планы, хоть он работал до последних дней своих...

Своего времени И. Франко, обозревая литературную ниву Галичины последних десятилетий XIX в., отметил: «...повесть, скроенная на более широкие размеры, до сих пор не может у нас похвастаться большими успехами... Еще, может, лучшие были пробы Андрея Чайковского «Олюнька» и «В чужом гнезде».

«Олюнька» была признана И. Франком «самым ценным достоянием» конкурса на лучший новеллистический произведение, объявленного 1895 года правлением Научного общества имени Шевченко и редакцией журнала «Заря». И, поскольку произведение А. Чайковского, хоть автор и назвал его «рассказом», не вписывался в рамки малой прозы, то премия его не отметили.

Правдивый рассказ о горькой судьбе сироты Олюньки и до сих пор захватывает интересным сюжетом, реалистичными образами, гуманистической направленностью. Действие повести «Олюнька» происходит в селе Пишнівці, что на правом берегу Днестра недалеко от Самбора. Уже на первых его страницах писатель знакомит читателя со своеобразным жизненным укладом этого села. Пишнівці поделены на две административные общины - «благородную» и «хлопську», или рустикальну. В первой - управляет префект с асессорами, во второй - староста с присяжными.

Андрей Чайковский указывает на различия в одежде, беседе, обычаях населения этих общин. «Холопы» и «шляхтичи» не роднились, высмеивали друг друга, не мирились даже в церкви и школе, что были общими для всех жителей села. Вот на таком фоне разворачивается драматический сюжет.

«Олюнька» - семейно-бытовая повесть. И в этом произведении писатель не отступил от своей творческой манеры - развернул действие повести так, как этого требовала заранее определенная тенденция повествования. Он стремился показать, как социальное неравенство, стремление наживы и богатства уродует человеческие души. Чтобы показать это, Андрей Чайковский прибег к средству градации. Сначала материальный фактор становится решающим при выборе опекуна для осиротевшей Олюньки: каждый хотел взять на себя нелегкую миссию воспитания ребенка, не думая, собственно, о ребенке, а о землю и прочее добро, которое принадлежит ей, и о том, что им можно воспользоваться. Позже этот же фактор обуславливает нечеловеческие поступки Андріїхи (вуйна Анна желала Олюньчиної смерти, чтобы завладеть сиротским имением). И наконец - движимый меркантильными интересами, Дмитрий Полошинський идет на преступление.

В своем беллетристическому воспроизведении героического прошлого Украины. Чайковский опирался на опыт отечественной художественно-исторической прозы (М. Гоголь, Есть. Гребенка, П. Кулиш, О. Стороженко, И. Нечуй-Левицкий, Д. Мордовцев, М. Старицкий). Интерес писателя к казацкой тематике был обусловлен не только общенациональной вниманием к ней, а, очевидно, исторической памятью земляков Чайковского - ведь именно из Самборщины родом гетман П. Конашевич-Сагайдачный, который шел на Сечь не один, а с целой ватагой ребят.

Андрей Чайковский признавал две разновидности художественных произведений на историческую тематику: такие, в которых изображены историческую эпоху с вымышленными персонажами, и такие, где изображены и сутки, и исторических лиц. В его исторической беллетристике найдем произведения одного и второго планов. В повестях «За сестрой» и «На уходах» писатель пытался воспроизвести прежде всего исторический колорит, дав при этом волю своей щедрой фантазии в развитии фабульних перипетий и в изображении героев.

Историческая повесть «За сестрой» (1907) возвращает нас в зловещую время татарских набегов на Украину. Судьба села Спасовка, что на правом берегу реки Самары, вблизи Днепра, впитала в себя горький удел многих тогдашних украинских поселений. На первых страницах повести Чайковский описывает место расположения деревни, интересно рассказывает об истории его застройки, о жизненный уклад спасівчан.

Пытаясь быть объективным, писатель показывал историческое прошлое с позиций гуманизма. Историческая повесть «На уходах» (1921) тяготеет к жанру литературной утопии.

За своими художественными особенностями повести А. Чайковского «За сестрой» и «На уходах» сливаются с неоромантичною течению в литературе конца XIX - начала XX века, яркими представителями которой являются Г. Л. Стивенсон, Дж. Конрад, А. К. Дойль, Дж. Лондон, Александр Грин. Как и в неоромантиків, в этих произведениях А. Чайковского центральный герой предстает личностью исключительной, отважной и храброй, которая во имя благородной цели преодолевает многочисленные препятствия, презирает опасность, мужественно отстаивает своих ближних и народный коллектив перед носителями зла. Объединяет А. Чайковского с неоромантиками и сказочная поэтизация победителей, прославление подвига, гостросюжетність.

Чтобы лучше понять художественный метод А. Чайковского в разработке исторической тематики, его стоит сравнить с Орестом Левицким, другим украинским писателем начала XX в., тоже автором исторических рассказов и повестей. О. Левицкий в своих произведениях стремился к максимальной верности фактам, прибегал даже к пространного цитирования документальных материалов. А. Чайковский же пошел другим путем. Ориентируясь на молодежь, он парил на крыльях раскованной фантазии, выстраивал захватывающую интригу приключенческого повістування, придумывал интересные диалоги, рисовал колоритные, близки и понятны читателям фигуры (послужил опыт писателя-бытописателя). Не случайно, следовательно, повести «За сестрой» и «На уходах» стали любимыми произведениями многих поколений украинского юношества.

 


4. Основные направления общественной и просветительской деятельности А.Я.Чайковського

Андрей Яковлевич Чайковский - сознательный украинец.

Еще в гимназические годы Чайковский увлекся общественной работой, был активным членом и даже председателем студенческого общества "Дружественный Ростовщик", одним из руководителей львовской "Просвиты", занимался организацией читален, различных обществ, которыми изобиловала с конца XIX ст. Галичина ("Боян", "Надежда" и др.).

Он - член Украинского национально-демократического объединения, с 1917 г. по 1919 г. - активный участник социально-национальных соревнований, один из первых руководителей обороны Львова от нападения польско-шляхетских легионов, активный деятель провозглашенной во Львове в ноябре 1918 года Западно-украинской Народной Республики.

Сам писатель верил в будущее украинского государства, события 1919 года считал национальную катастрофу. В своих воспоминаниях он писал, что по приезде в Коломыю чувствовал "состояние страшной депрессии": "Я был близким безумие, и лишь какое-то чудо, что я не наложив на себя руки от отчаяния, чтобы покончить свои страшные душевные муки" [1].

В Коломыю Чайковские переселились большой семьей (десять человек). Они наняли частное жилье на улице Падеревского. Семья была в очень тяжелом положении: без домашних вещей, денег, работы. Впоследствии главе семьи было разрешено открыть адвокатскую канцелярию. "Но и тогда, - вспоминал сын писателя Николай Чайковский, - он, выдающийся на всю Галичину адвокат (с тридцатилетним стажем) принимал своих первых клиентов в небольшой комнате, которую ему отступил местный цирульник за своим "салоном"; там отец сидел и, ожидая посетителей, горько плакал...".

Видимо, судьбой уже так закодировано, что именно в этот сложный жизненный момент появляются новые непредвиденные испытания: 24 мая 1919 года румынские войска вступили в Коломыю. Жители города, особенно украинцы, оказались в затруднительном положении.

Румынская власть просуществовала в городе всего три месяца. В сентябре в Коломне власть взяла польская военная администрация. За это короткое время имя Андрея Чайковского в Коломые стало популярным и знаменитым. Как адвокат он выигрывает одну за другой судебные дела, а еще принимает активное участие в общественной жизни города. С 1919 года в разных коломыйских изданиях появляются его произведения.

1920 года украинская община Коломые предоставила Андрею Чайковскому помещение в Народном доме (ныне - Коломыйский музей народного искусства Гуцульщины и Покутья).

Почему именно в Народном доме? Ведь на это время это была одна из лучших построек, где содержались общество "Семья", хоровое общество "Боян", спортивное - "Сокол", учительская семинария, общество "Сельский хозяин", девичья народная школа имени княгини Ольги, парикмахерская и ресторан.

По преданию коломыйских старожилов, часть первого этажа Народного дома захватили поляки. Здесь военные разместили лошадей. Благодаря умелым адвокатским действиям Андрея Чайковского удалось отвоевать помещение, оставить его с украинской общиной. В награду за выигранное дело община позволила Андрею Чайковскому с семьей поселиться в трех комнатах на втором этаже.

В 20-е годы в городе над Прутом пересеклись жизненные пути Андрея Чайковского, Антона Крушельницкого, Владимира Кобринского, Ярослава Лукавецького... Коломыя, практически, удерживала позиции второго после Львова города в издательском деле.

Андрей Чайковский в Коломые принадлежал к художественной среды, которое творили композитор Ярослав Барнич, художник Ярослав Лукавецький, дирижер коломыйского "Бояна", профессор гимназии Роман Шипайло, писатель, гимназический профессор Петр Франко, театральный деятель Алексей Скалозуб и много других деятелей культуры. Андрей Чайковский сотрудничал с разнообразными обществами, кружками, клубами: был активным членом "Просвиты", душой и сердцем болел за развитие образования не только среди молодежи, но и среди взрослых.

22-24 сентября 1929 года находился во Львове на образовательном конгрессе по случаю 60-летия "Просвещения". Здесь познакомился с профессором, знатным педагогом Софией Русовою, обменивался мнениями об улучшении образовательной работы с профессорами Иваном Галущинським, Борисом Мартосом, Степаном Сірополком, Иваном Бриком, докторами Костем Левицким, Михаилом Бращайком, Владимиром Лысым, Арсеном Річинським, Богданом Чайківським, Степаном Шахом, Петром Холодным, выступал с поддержкой просветительских идей Антона Крушельницкого.

Семья Чайковских в истории Коломыи оставила заметный след. В частности, жена Андрея Чайковского Наталья возглавляла общество "Союз Украинок". Как вспоминала Владимира Пригродська, в доме Чайковских в Народном доме по воскресеньям собирались женщины-активистки, вели речь об обустройстве быта, читали новые издания, иногда читали еще не опубликованные произведения писателя, хотя сам Чайковский не любил, когда его называли писателем.

Вместе с просветительскими деятелями Ольгой Дучимінською, Ириной Вильде, Иваном Зубенком дочь писателя Мария Ставнича редактировала журналы "Женская судьба", "Мир молодежи", "Женская воля", которые выдавала Елена Киселевская.


Вывод

Еще в гимназические годы Чайковский увлекся общественной работой, был активным членом и даже председателем студенческого общества "Дружественный Ростовщик", одним из руководителей львовской "Просвиты", занимался организацией читален, различных обществ, которыми изобиловала с конца XIX ст. Галичина ("Боян", "Надежда" и др.).

Литературная деятельность писателя началась в 1888г., когда в народовській газете "Дело" появились его статьи о "причине нищеты наших крестьян в судействе" и о библейские и древнегреческие судебные процессы. Сорокалетний юбилей литературной работы А. Чайковского Галичина отмечала в 1928г.

Но А. Чайковский начал писать еще в гимназии под влиянием прочитанных книг, писал драмы и рассказы, и, как свидетельствует О. Маковей, через некоторое время из них "смеялся", а дальше и вовсе покинул литературное писание "для недоверия в себя и невзгодин жизни". Можем утверждать, что особенности таланта А. Чайковского требовали жизненного опыта, живых фактов действительности, а для исторических повестей - серьезной исторической лектуры, систематических исторических знаний. И он надолго замолчал. Тяжелые обстоятельства личной сиротского жизни, впечатления от военной службы и похода 1882г. на подавление восстания в Боснии, а дальше адвокатская практика, что ввела его в глубины социального бытия народа и тайники его психологии, фундаментальное изучение национальной истории, в контексте которой отчетливее раскрывалось настоящее и будущее народа, побудили серьезно взяться за перо. А. Чайковскому было уже под сорок.

Андрей Чайковский быстро снискал славу всеукраинского писателя. Интеллигенции Восточной Украины он был известен уже в середине 90-х годов XIX в. из галицких периодических изданий, что все-таки доходили до Киева, Чернигова, Одессы, продираясь сквозь рогатки царской цензуры. В мартовской книге журнала "Литературно-научный вестник", поставь вместо народовской "Зари" и Франко журнала "Жизнь и слово" и начал в 1898р. выходить как всеукраинский литературно-художественный и общественно-политический журнал, была напечатана пространная "литературно-критическую студию" Осипа Маковея "Андрей Чайковский". Трехтомная антология "Век" (1902) представила украинским читателям Приднепровья Андрея Чайковского био-библиографическими сведениями о нем и отрывком из повести "Олюнька". С тех пор он становится действительно всеукраинским писателем, известным в Австро-Венгрии и России.

Писатель глубоко знал современное ему крестьянская жизнь, на эту тему написал ряд произведений, появлялись отдельными изданиями - "Образ гонора" (1895), "Бразілійський хорошо" (1896), "Не поддайся беде" (1908), "Не было выхода" (1927).

Жизнь галицкой интеллигенции встает с во многом автобиографичной повести "Своими силами" (1902). Это произведение о "шестидесятников" и "семидесятников" прошлого века на Галичине. Об интеллигенции говорится и в трехтомном повести "По милости семьи" (1910) и в повести "Панич" (1926).

Большую известность принесли писателю произведения из жизни так называемой "ходачкової" шляхты. Уже первые произведения этого тематического цикла "Олюнька" (1895) и "В чужом гнезде" (1896) вызвали как положительные отзывы Франка, Маковея, так и серьезный разговор о путях развития писательского таланта А. Чайковского.

Поощрен к труду вниманием Франко и Маковея, бодрящими похвалами и советами, А. Чайковский проявляет удивительную творческую активность. Только из жизни "ходачкової шляхты" он создал две большие трилогии ("Олюнька" - 1895, "В чужом гнезде" - 1896, "Малолетний" - 1919, "Своими силами" - 1902, "По милости семьи" - 1910, "Паныч" - 1921).

Один за другим появлялись в свет произведения, написанные на материале истории казачества: "Казацкая месть" (1910), "Отблагодарил" (1913), "За сестрой" (1914), "На уходах" (1921), "Из татарской неволи" (1921), "Алексей Корниенко", ч. I-III (1926 - 1929), "Украденный сын" (1930), "Солнце заходит" (1930), "Богданко" (1934), "Полковник Михаил Кричевский" (1935) и много других.

Не только произведения крестьянской тематики, повести об интеллигенции и из жизни "ходачкової шляхты", но и многочисленные произведения на историческую тематику были подготовительной работой к написанию исторического романа "Сагайдачный". Было написано еще несколько произведений и после "Сагайдачного", но они уже значительно уступают и по художественностью, и по образовательно-общественной значимости, разве что добавляют сведений об источниках исторической прозы писателя.

Случилось так, что после объединения западноукраинских земель с Советской Украиной один из самых популярных писателей, историческими произведениями которого зачитувалась вся украинская общественность, был надолго забыт. Только в 1958г. после длительного перерыва львовское издательство "Каменяр" издало сборник произведений А. Чайковского "За сестрой" с послесловием Ю. Мельничука, который много сделал не только для возвращения писателя в читательский оборот, но и для возвращения к нормальной жизни его семьи, выброшенной бесправностью за границу Европы и Азии. В 1966г. "Каменщик" совершил еще одно издание произведений под названием "Олюнька". И только через 23 года состоялась новая встреча украинского читателя с писателем - с его "Сагайдачным".


 

Использована литература:

 

1. А.Чайковський. Повести. - Львов, 1989.

2. Литературная энциклопедия. - К., 1992.

3. Хрестоматия украинской литературы. - К., 2000.

4. Яцура С. Андрей Чайковский - выдающийся рассказчик украинского прошлого. - Л., 1996.